Политический оффтоп - Страница 131 - Политический форум - Strategium.ru Перейти к содержимому

Политический оффтоп

Рекомендованные сообщения

Patik

Здесь будет весь оффтоп политического раздела. 

Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
vodko
14 минуты назад, Gulaev сказал:

Интересно, что с чем ты сравнивал. Красная Армия потеряла убитыми в боях 5.2 млн. чел. Это официальные данные МО РФ и они вполне бьются с другими цифрами. Официальных данных по потерям ВС Германии нет и не будет. Есть данные разных исследователей. Например, широко известный Мюллер-Гиллебрант утверждает, что в ВС Германии было призвано более 24 млн. чел. Именно - более, потому, что он считает не все. "Забывает":)Плюс никому неизвестное число Фольксштурма. То ли 5млн. то ли 8млн. И есть вполне официальные данные союзных оккупационных администраций о том, что в плену у них содержатся 4 млн. немецких военнопленных. Я понимаю, что отнять от 24 млн. 4 ты не в состоянии, ты об этом уже говорил. Но я тебе помогу - получается нехватка, как минимум 20млн. дойчезольдатенов. Вот куда они подевались ты уж постарайся додумкать сам.

Откуда Вы берете эти дикие цифры? Их высасывают из пальца "правдорубы"? Соотношение потерь в разных операциях очень разное. Общей официальной цифры нет, но Вы можете сами ее прикинуть.

А ты сразу радоваться начал. 

Да, было такое. Мой прадед своих антисоветских взглядов не скрывал - говорил о них постоянно. Наверно, не от большого ума. Результат - арест в 40 и расстрел в 41. Его дочь, моя двоюродная бабушка, утверждала, что не только говорил, но и делал, то есть в меру своих сил боролся с Советской Властью. Что интересно, это не помешало его сыну - моему деду, воевать и делать карьеру, как военную, так и научную. Я еще раз повторю, гражданская война, когда брат идет на брата и сын на отца - зло.

 

 

Я в состоянии отнять от 70 млн. 20 и получить бред ввиде 50 млн населения Германии после войны :)

Ссылка на комментарий

Gulaev
2 минуты назад, vodko сказал:

Я в состоянии отнять от 70 млн. 20 и получить бред ввиде 50 млн населения Германии после войны

Население Германии на 1939 год составляло 90 млн. чел. согласно переписи. Это официальные данные. К 41 году оно выросло до 101млн. А вот данные по послевоенному населению двух Германий разнятся. От 55млн до 65 млн. Это только в Википедии, на разных страницах:) Официальных же данных я пока не нашел - хорошо прячут.

Ссылка на комментарий

vodko
8 минут назад, Gulaev сказал:

Официальных же данных я пока не нашел - хорошо прячут.

Ок. Найдёшь - покажи, будь добр.

Ссылка на комментарий

лекс

Вот не так давно для себя искал материал почитать по теме Русофобия...о её причинах и т.д...

Наткнулся на любопытные пассажи по теме Русофобия в России...

В рамках этого наткнулся на книги Шафаревича "Русофобия" и "Русофобия 10 лет спустя".

Об этих книгах знал ранее и основная идея их мне знакома, но ранее, как-то не вникал.

А любопытно...

 

В основе идея "Большого народа" и "Малого народа". Исходные рассуждения от книги Огюстена Кошена "Малый народ и революция. Сборник статей об истоках Французской революции". 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Собственно говоря, "Большой народ" - это население страны.

Куда более, интересен "Малый народ".

 

Кратко:

1.Революции везде схожи.

2.В кризисные периоды общественное мнение формирует "Малый народ" (партии - голос народа).

Отличительный признак "Малого народа" - противопоставление остальному народу и отношение к нему как к существам низшего сорта. "

Малый народ" это не только русское явление.

Малый народ воспитывается десятилетиям.

Его представители противопоставляют себя остальному "Большому народу", интеллектуально и духовно рассматривая его представителей как существ низшего сорта. Философия избранности (отщепенчество) на фоне остальной массы. Представители "Малого народа" в отрыве от реальности и не могут существовать в отрыве от представителей "Малого народа" (общества, кружки, партии = голос народа; революционеры реализовали себя в революционном движении) - чем больше человек связан с реальной жизнью тем меньше его связей с "Малым народом".

Революция - это победа разума. Нетерпимость к инакомыслию (террор...снятие ограничений).

В революциях именно "Малый народ" формировал общественное мнение, т.к. "Большой народ" не способен на инициативу, а как избиратель способен лишь выбирать.

Нигилизм (отрицание) по отношению к собственной истории, к традициям, пренебрежительное суждение о "Большом народе". Образ Запада, авторитеты на Западе. Во Франции - образ английской революции. В Германии - образ французской революции. Везде иностранный образ и презрение (ненависть; неприязнь России) к собственным традициям и отождествление патриотизма с реакционностью.

Народ это лишь средство достижения идей "Малого народа".

Характерные пассажи про неспособность России, про русский фашизм, рабство, вина России, синдром врага.

 

Спойлер

Шафаревич И.Р. Анатомия революции

 

В Природе существуют объекты, столь грандиозные, что люди их не сразу осознают. О них позже, чем о других, возникают вопросы: «как?», «почему?». Например: небо, земля. Такие же объекты существуют и в общественной жизни. К числу их относятся, по-моему, революции. Их описывают в воспоминаниях современники, ими восхищаются или им ужасаются, но попытки их понимания возникают гораздо позже.

А между тем феномен революций, казалось бы, прямо напрашивается на рациональное осмысление. Во-первых, потому, что они вовсе не являются неизменными спутниками человеческой истории — как, например, болезни и смерть, неизбежные для человека. Под революциями я подразумеваю перевороты, изменяющие весь политический и экономический уклад жизни. Было множество движений, направленных против власти, но на такой переворот не претендовавших. Типичным знаком подобных движений является столь распространенная в русской истории фигура Самозванца, как бы декларирующая, что на монархический строй это движение не замахивается. «Настоящие» революции мы видели в XX веке: Русская (Февральско-Октябрьская), Китайская, правление «красных кхмеров» в Камбодже и др. Конечно, и переворот 1989-93 гг. к этой категории революций относится. В прежние века таковыми были Английская и Французская революции. Можно относить к их предшественникам

5

разные движения XVI в., связанные с Реформацией в Германии. Может быть, гуситские войны в XV в. — но уж ничего в более раннее время. Античность, например, таких «революций» вообще не знала. Конечно, существовала жестокая борьба внутри одного государства. Кончалась она, в крайнем случае, казнями проигравших и захватом их имущества. Основной уклад жизни оставался тем же. Так что в историческом масштабе феномен революции является почти внезапно и дальше уже очень мало изменяется.

Вторым поразительным свойством революций и является эта их «одинаковость»: они все происходят как бы по одной схеме, словно одинаковые химические реакции или одна и та же болезнь у разных людей. Они все начинаются с разрушения «старого порядка», все участники испытывают восторг, льются прекрасные и длинные речи. Через некоторое время страна лежит в развалинах, наступает полный хаос, власти, собственно, нет. Тут наступает второй период, и власть, валяющуюся под ногами, подбирает самое радикальное меньшинство, способное на все для удержания и расширения этой, теперь уже своей власти. В частности, всех деятелей первого периода казнят, если они не успевают эмигрировать.

Еще одной общей чертой всех революций является претензия на всемирный характер. Про Октябрьскую революцию это всем известно. Во Французской — веяли те же идеи. Так, президент Конвента Грегуар говорил: «…все правительства нам враждебны, все народы — наши друзья и союзники; мы погибнем или все нации будут свободны». Более радикальные пуританские группы в Английской революции тоже требовали от Кромвеля объединиться с протестантами-голландцами, начать

6

войну с католическими странами Европы и «свергнуть папу с его престола». В нашем перевороте 1989-93 гг. ту же тенденцию можно видеть в несколько другом виде — «возвращения» или «включения» в «мировую цивилизацию». Нацеленные на преобразование мира, все революции ставят целью прежде всего преобразование человека, создание «нового человека». Революции совпадают даже в деталях. Для совершения их нужна война, от которой народ устал (на худой конец, хотя бы Афганская). Но Французская революция началась в мирный период — тогда революционеры сами объявили войну Европе. Как сказал Бриссо: «Война есть национальное благодеяние». В Англии парламент заставил короля объявить войну Шотландии, чтобы потом давить на него, отказывая во введении новых налогов. Даже такая, казалось бы, частная деталь: у главы государства жена — иностранка, которую обвиняют в измене и ненависть к которой внушают народу.

Именно для России, пережившей за один век две революции, осмысление этого явления — самая насущная задача. Конечно, написано множество работ по истории каждой из революций, есть и попытки их сопоставления. Но не видно, чтобы прояснялась сущность этого феномена, проявляющего себя в истории разных народов столь единообразно.

Работы французского историка Огюстена Кошена, в частности собранные в этой книге, как раз и относятся к числу тех, к сожалению, весьма редких исследований, которые пытаются осмыслить революции как единый феномен и выявить определенные закономерности в их зарождении и течении. Эти работы — самые первые шаги в создании будущей «анатомии революции». О. Кошен пишет

7

исключительно о Французской революции, но умеет увидеть в ней черты, которые мы сразу узнаем в других революционных переворотах.

Огюстен Кошен родился в Париже в 1876 г. в семье, принадлежащей к старинному французскому роду. Получил два образования — филологическое и философское. Свободный, благодаря состоятельности семьи, от всяких забот о заработке, он смог полностью отдаться увлекавшей его архивной работе и углубленно изучать документы, относящиеся к периоду Французской революции конца XVIII в. Работая в провинциальных архивах, Кошен предпринял кропотливое изучение предвыборной компании в Генеральные штаты 1789 г. В 1908 г. он стал известен просвещенной публике своей содержательной и ироничной статьей «Кризис революционной истории. Тэн и г-н Олар», а в дальнейшем, вплоть до своей гибели, занимался изучением деятельности революционного правительства. Кошен подготовил публикацию «Актов революционного правительства», но не успел издать их. Большинство его работ увидели свет уже после его смерти.

Когда было объявлено о начале Первой мировой войны, О. Кошен числился в запасе, но тотчас поспешил записаться добровольцем на фронт. «Мое место — там, где опасность, меня обязывает к этому мое имя», — писал он. Кошен был из той породы людей консервативного склада, которые ставили родину почти на вершину иерархии ценностей, после Бога и католической религии. В сентябре 1914 г. он участвует в битве при Сомме и получает тяжелое ранение; после десяти месяцев госпиталя возвращается в строй; еще четыре ранения, в том

8

числе под Верденом, периодически отдаляют его от фронта. Но 8 июля 1916 г. он снова оказывается на Сомме и погибает на поле сражения от тяжелого ранения в шею.

После смерти талантливого историка и по окончании войны, уже в 1920-25 гг. — его рукописи были подготовлены к печати при активном содействии его друга и сотрудника Шарля Шарпантье. Тогда были опубликованы, в частности, и статьи, впервые переведенные сейчас на русский язык и включенные в данный сборник. Был издан 1-й том «Актов революционного правительства» и двухтомное сочинение «Les Soci?t?s de pens?e et R?volution en Bretagne (1788-89)». (Термин Soci?t?s de pens?e буквально переводится как «общества мысли». Может быть, по смыслу ближе: «интеллектуальные кружки».) Последняя книга интересна тем, что основывается на провинциальных архивах, в то время как большинство историков Французской революции опирались на архивы столичные. Она дает очень выпуклую и конкретную картину начального периода революции, аналогичную нашему периоду Временного правительства. Второй том этой работы содержит исключительно публикацию документов.

Основное содержание работ и основное открытие Кошена, как мне кажется, — это анализ того слоя, из которого возникают будущие вожди революций, «генеалогия вождей». Если исходить из самого примитивного вопроса: «кому выгодно?», то вожди — это те, ради кого революции совершаются. Народ в целом в результате революций обрекается на гражданскую войну, разруху и голод. Но вожди революций, по крайней мере, добиваются

9

того, к чему стремятся десятилетиями. Что было бы, например, с вождями Октябрьской революции, если бы она не произошла? Ленин окончил юридический факультет, попробовал в суде вести одно дело и проиграл его. Троцкий явно не поднялся бы выше уровня мелкого журналиста. Сталин — и того менее. Это отнюдь не значит, что они были ничтожествами. Наоборот, среди них было много выдающихся людей, с редкими (редко встречающимися) способностями. Но чтобы эти способности реализовать, они должны были сначала создать ту среду, в которой их способности реализуемы. Такой средой и была сама революция.

Историю этого слоя, складывающегося на протяжении нескольких поколений, и анализирует Кошен. Иногда Кошена причисляют к сторонникам «концепции заговора» в истории революций. Мне кажется, с тем же основанием к сторонникам этой концепции можно причислить Роберта Коха, обнаружившего возбудителя туберкулеза (палочку Коха).

Возникновение слоя будущих вождей революции, согласно Кошену, — это длительный процесс, занимающий не одно поколение. Во Франции, например, сам слой уже сложился, по его мнению, лет за двадцать с лишком до революции. Суть процесса заключается в отделении этого слоя от остального народа, в интеллектуальном и духовном противостоянии ему, в ощущении ими себя как бы другими существами, может быть — другого вида. Этот особый слой внутри народа (Кошен называет его «Малый Народ»), чувствует себя не связанным никакими узами или ограничениями в отношении к остальному народу. «Малый Народ» выступает исторически в роли мастера, в руках которого остальной

10

народ — лишь материал. Это играет решающую роль во втором этапе революции, когда надо обуздать созданный самими революционерами хаос. Кошен сравнивает ситуацию этого момента со связанным Гулливером, которого лилипуты осыпают ядовитыми стрелами. Мы можем еще яснее представить себе эту психологию, например, по работе Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский», в которой автор так определяет диктатуру пролетариата: «власть, осуществляемая партией, опирающейся на насилие и не связанной никакими законами». Позже Пятаков, комментируя это положение, видит его смысл именно в последних словах: «Закон — есть ограничение, есть запрещение, установление одного явления допустимым, другого недопустимым». Из людей, способных отказаться от подобных ограничений, образуется партия, «несущая идею претворения в жизнь того, что считалось невозможным, неосуществимым и недопустимым». «Для нее область возможного действия расширяется до гигантских размеров, а область невозможного сжимается до крайних пределов, до нуля». «Ради чести и счастья быть в ее рядах мы должны действительно пожертвовать и гордостью, и самолюбием, и всем прочим». Да сам Пятаков и пожертвовал «всем прочим». Кошен такого не мог прочесть. Но, мне кажется, — это самое яркое выражение психологии «Малого Народа», которое когда-либо было зафиксировано в истории. Отсюда можно почувствовать, чем же так была сладка эта идеология, почему революционеры безоглядно бросались в омут революции, где их скорее всего ожидал расстрел со стороны контрреволюционеров и гильотина — со стороны соратников по революции. А ведь деятели Русской революции прекрасно знали

11

пример Французской — и точно его повторили. Но все перевешивало страстное желание оказаться в положении людей, для которых «область невозможного сжимается до нуля».

Кошен анализирует процесс возникновения «Малого Народа». Смысл его заключается в постепенном разрыве со всякой исторической традицией: религиозной, этической, политической…. Это происходит под возгласы о всесилии Разума и неизбежной победе Просвещения. Дидро писал в «Энциклопедии»: «Разум для философа — это то же, что благодать для христианина». Но их лозунг — «вера в разум», т. е. разумом не пользуются для осмысления жизни, в него веруют. Он становится тем орудием, которое разрубает все, что связывает человека с традицией, все это объявляется глупым, нелогичным, отсталым. Замечательное наблюдение Кошена — образ «дикаря» или «иностранца», встречающийся постоянно в литературе XVIII в. Этот человек приезжает из заморских стран (например, персидский принц у Монтескье), и все, что он видит вокруг себя, кажется ему нелепым и просто смешным. Еще пример: в повести Вольтера мальчик-француз воспитан в Америке гуронами и молодым человеком возвращается во Францию. Он влюбляется в девушку и тут же пытается ею овладеть. Его оттаскивают силой, но он не понимает: ведь она сама призналась ему в любви. Ему объясняют, что сначала полагается пойти в церковь. Он удивляется, что между этими двумя действиями такая тесная связь, но не возражает. Оказывается, положение не такое простое — его возлюбленная приходится ему кузиной и на брак нужно разрешение папы. Он принимает папу за особого рода сводника … и т. д., и т. д. Как уверяет Кошен, все эти «ди-

12

кари» были отнюдь не литературной выдумкой, они водились не в Персии или среди гуронов, именно их и создавала идеология Просвещения, из них и состоял «Малый Народ». Это были люди с особым типом мышления, которое мы сейчас назвали бы утопическим. В их головах господствовало несколько простых идей, проверять которые жизнью казалось им смешным или даже кощунственным. Такие люди и действуют в каждой революции — идет ли речь о социалистических преобразованиях или рыночных реформах.

Кошен описывает и социальную структуру, способствовавшую формированию «Малого Народа». До революции Франция была покрыта сетью многообразных обществ, объединявших слой людей, аналогичный нашей дореволюционной «интеллигенции». Во всех больших городах были академии, всюду — философские и литературные общества, масонские ложи. Они формировали «общественное мнение»: унифицированный взгляд на жизнь, не подлежащий обсуждению. Орудием такого воспитания обычно бывали шумные, охватывавшие как по команде всю страну, кампании протеста против какого-то действия правительства или церкви.

Такой процесс воспитания длится многие годы: он осуществляется через «очищение от мертвого груза» (так созвучно знакомым нам чисткам!) всех этих обществ, т. е. от людей, все еще слишком связанных с реальной жизнью. Кошен называет это «социальной алхимией», мы бы скорее сравнили с выведением все более чистого штамма бактерий. Для воспитанника этой социальной структуры жизнь становится легкой: он знает ответы на все вопросы (мы и сейчас видим таких людей: даже не умея играть в шахматы, он знает, кто у нас лучший

13

шахматист; не интересуясь музыкой, знает, кто лучший дирижер; не разбираясь в политике, твердо знает, кто самый интеллигентный и дельный политик и т. д.).

Но процесс имеет и обратную сторону: тот, кто прошел полную школу воспитания, не способен жить вне структур, образующих «Малый Народ». И опять наиболее яркие подтверждения дает XX век. Так, Троцкий, разбитый на XIII партсъезде, говорит: «Я знаю, что быть правым против партии нельзя. Правым можно быть только с партией, ибо других путей для реализации правоты история не создала». Пятаков даже заявляет, что будет считать черным то, что раньше считал белым, если так решила партия, «так как для меня нет жизни вне партии, вне согласия с ней».

На многих примерах Кошен показывает, что как психология, так и образ действий «Малого Народа» остается неизменным, в какой бы форме он ни проявлялся: «философов», руководителей правительства, основывающегося на терроре, или политиков в рамках парламентской демократии. В «философских обществах» и академиях господствует такая же нетерпимость, как и во времена террора, и репутации разрушаются с такой же легкостью, как позже летят головы. Когда торжествовала идея демократии и происходили выборы в Генеральные штаты, то часто неугодных лиц из числа выборщиков исключали, хотя они были избраны народом и господствовал принцип: «Воля народа — выше всего». Но в сомнительных случаях, если возникают колебания, то в зал заседаний врываются какие-то толпы людей, которые в революционных изданиях называются «любопытными» (а мы знаем, что в крайнем случае против парламента могут пойти в ход и танки).

14

Тот же принцип сохраняется, по мнению Кошена, и в парламентской демократии. Он высказывает мысль, достойную, как мне кажется, тщательного обдумывания: «Состоящий из избирателей народ не способен на инициативу, он может только выбирать между двумя или тремя программами, двумя или тремя кандидатами, он не может ни формулировать, ни назначать. Необходимо, чтобы профессиональные политики представляли ему формулировки или кандидатов. Партии формально не обязательны, однако без них народ остается свободным, но немым».

Как и всякое крупное явление, работы Кошена имели предшественников. Таким предшественником, несомненно, был И. Тэн. В фундаментальном труде «Происхождение современной Франции» Тэн предложил многогранную картину Французской революции, не скрывая ее жестокости, даже кровожадности, в частности непрекращавшейся игры с отрубленными головами и другими отрезанными членами. А чего стоит высказывание одного из руководящих деятелей: «Политическое избиение должно быть достаточно обильным, чтобы прекратиться только после уничтожения 12–15 миллионов французов» (а все-то население Франции тогда было 25–28 млн человек). И все это в сопровождении речей в духе сентиментализма Руссо. Робеспьер, например, постоянно объявлял, что он плачет, и призывал слушателей плакать вместе с ним (никто не дал ему более точной характеристики, чем Пушкин: «сентиментальный тигр»).

Но Тэн пошел и дальше, вглубь феномена революции. В конце раздела своей книги, посвященного эпохе террора, он поместил очень интересную главу о «якобинском духе», где высказывает взгляд,

15

что в основе революции были совершенно особенная психология, особый тип людей. Он подмечает ряд особенностей этой психологии и подчеркивает ее сходство с «пуританской психологией», лежавшей в основе Английской революции. Это уже была (хотя и не сформулированная явно) постановка вопроса о фундаментальных чертах, присущих различным проявлениям феномена революции. Против книги Тэна была двинута тяжелая артиллерия (люди моего поколения узнавали из учебников, что его книга есть «реакция буржуазии, напуганной Парижской Коммуной»). Против Тэна выступил вождь либерального течения в истории Французской революции — А. Олар. Два года он читал курс в Сорбонне, а в заключение опубликовал книгу, посвященную критике Тэна. При этом он не только выступал против взглядов Тэна, но и ставил под сомнение его квалифицированность как историка (до появления этой книги Тэн был известен как философ и литературовед, а не историк). Этой «дуэли живого Олара и уже умершего Тэна» посвящена статья Кошена «Кризис истории революции», входящая в настоящий сборник. В ней он формулирует (частично опираясь на Тэна) свои общие взгляды. Но сверх того, он демонстрирует и другую свою черту как историка — поразительное владение материалом, всеми архивами, на которые ссылался или в которых работал Тэн.

Кошен, как я уже говорил, писал исключительно о Французской революции. Но главной заслугой его, как мне кажется, является то, что он отметил в ней черты, типичные для любой революции — и прежде всего, феномен «Малого Народа». Параллели здесь поразительны. Например, отрицание своего прошлого, признание лишь иноземных авторитетов.

16

Так, перед Французской революцией идеологи «Просвещения» трактовали все французское прошлое как сплошной мрак, дикость, варварство — а истинный «свет просвещения» видели в Англии, особенно в ее политической системе. Но явно дело было не в Англии: важно, чтобы это было не свое. Вольтер даже в качестве примера терпимости и цивилизованности любил приводить Китай — Китай, с его закапыванием в землю ученых, уничтожением книг, круговой порукой, системой утонченных пыток! Позже, в преддверии революции 1848 г., «младогегельянцы» в Германии взирали с восхищением на Францию и писали, что в Германии еще нет литературы (это после Гёте, Шиллера и всего течения романтиков!); в свою очередь, в России в эпоху «революционной ситуации» русские «нигилисты» (например, Чернышевский и его окружение) писали столь же пренебрежительно о русской литературе, объявляли Пушкина и Лермонтова слабыми подражателями Байрона, признавали некоторое значение Гоголя как сатирика (хотя со Стерном, например, он в сравнение не идет). А настоящую литературу видели в Германии — причем в лице Гейне и Бере (кто теперь помнит Бере?). Ну, а уничтожающе-пренебрежительные суждения о русской культуре, истории, самой душе русского человека — как блины пеклись у нас в 80-е гг. XX в. в преддверии кризиса 90-х гг.

Эти очевидные параллели, я думаю, очень облегчат современному русскому читателю чтение книги Кошена. Книга написана иногда несколько абстрактно, автор излагает общие концепции, не всегда иллюстрируя их конкретными примерами, а иногда бегло ссылаясь на факты, известные историку (подробной публикации документов посвящены

17

другие книги Кошена). Но для русского читателя никаких ссылок и не нужно — примеры в обилии известны ему из нашей новейшей истории, их и сейчас можно видеть. Например, когда Кошен ссылается на то, что Вольтер подымает на смех героическое прошлое Франции, читателю не нужно перечитывать «Орлеанскую девственницу» — достаточно вспомнить, как совсем недавно старались втоптать в грязь память о Великой Отечественной войне — «и победы-то не было, просто завалили трупами». Такой «смешной» был анекдот о старике, вспоминающем, как он воевал: «Ну и дурак! Не воевал бы, так теперь пил бы баварское пиво!» Или когда Кошен говорит о кампаниях «возмущения», «осуждения», которые по всей Франции подымал «Малый Народ», то нет необходимости восстанавливать их в деталях, достаточно вспомнить хотя бы грохотавшие по всему миру кампании против общества «Память». Или «инцидент в ЦДЛ» — кто сейчас вспомнит, что это такое? — а ведь тогда казалось, что земля дрожит от возмущения. Или когда Кошен рассказывает, как Конвент, как будто это о нем написано:

…вертеться он судьбу

принудить хочет барабаном,

своими декретами разрушает хозяйственную жизнь Франции, то нам-то легче вспомнить, что писал в 1918 г. один из величайших экономистов XX в. Кондратьев сразу после захвата власти большевиками: «Всероссийский продовольственный съезд выделил из своего состава Совет десяти, чтобы он предложил Совету Народных Комиссаров оставить дело продовольствия вне политической борьбы, сохранить в этот

18

трудный момент уже налаженный аппарат продовольственных организаций», в результате чего 27 ноября этот Совет десяти был арестован, а затем, «когда всякая система продовольствия уже была смята, когда население сплошь да рядом, совершенно не получая хлеба, вынуждено было само доставать хлеб, большевики, в лице продовольственного диктатора на час Л. Троцкого (такого знатока в этой области!), издают жестокий приказ о расстреле на месте не подчиняющихся мешочников, которые виноваты разве только в том, что хотят есть, а им не дают». Еще мы можем вспомнить хотя бы серию реформ 90-х гг., которые за кратчайшее время, без войны или стихийных бедствий, разрушили экономику России.

Еще несколько десятилетий тому назад я открыл для себя работы Кошена — в те времена еще менее популярные среди историков, чем сейчас. Но до сих пор мне запомнилось чувство, испытанное при их чтении: как будто передо мной приоткрывалась какая-то тайна истории. Да собственно говоря, так оно и было; то, что произошло с тех пор в нашей стране, это вполне подтвердило. Надеюсь, что теперь, с появлением русского перевода, то же чувство сможет пережить более широкий круг любителей истории.

И. Р. Шафаревич

 

Спойлер

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.


РУСОФОБИЯ

 

§ 4. "МАЛЫЙ НАРОД"

Один из самых интересных исследователей французской революции (как по свежести его идей, так и по его удивительной эрудиции), Огюстен Кошен, в своих работах обратил особое внимание на некий социальный или духовный слой, который он назвал "Малым Народом". По его мнению, решающую роль во французской революции играл круг людей, сложившийся в философских обществах и академиях, масонских ложах, клубах и секциях. Специфика этого круга заключалась в том, что он жил в своем собственном интеллектуальном и духовном мире: "Малый Народ" среди "Большого Народа". Можно было бы сказать - антинарод среди народа, так как мировоззрение первого строилось по принципу ОБРАЩЕНИЯ мировоззрения второго. Именно здесь вырабатывался необходимый для переворота тип человека, которому было враждебно и отвратительно то, что составляло корни нации, ее духовный костяк: католическая вера, дворянская честь, верность королю, гордость своей историей, привязанность к особенностям и привелегиям родной провинции, своего сословия или гильдии. Общества, объединяющие представителей "Малого Народа", создали для своих членов как бы искусственный мир, в котором полностью протекала их жизнь. Если в обычном мире все проверяется опытом (например, историческим), то здесь решает общее мнение. Реально то, что считают другие, истинно то, что они говорят, хорошо то, что они одобряют. Обычный порядок обращается: доктрина становится причиной, а не следствием жизни.

Механизм образования "Малого Народа" - это то, что тогда называли "освобождением от мертвого груза", от людей, слишком подчиненных законам "Старого мира": людей чести, дела, веры. Для этого в обществах непрерывно производят "очищения" (соответствующие "чисткам" нашей эпохи). В результате создается все более чистый "Малый Народ", движущийся к "свободе" в смысле все большего освобождения от представлений "Большого Народа": от таких предрассудков, как религиозные или монархические чувства, которые можно понять только опытом духовного общения с ним. Этот процесс Кошен иллюстрирует красивым примером - образом "дикаря", столь распространенным в литературе эпохи Просвещения: "персидский принц" Монтескье, "гурон" Вольтера, "таитянин" Дидро и т. д. Обычно это человек, обладающий всеми материальными аксессуарами и формальными знаниями, предоставляемыми цивилизацией, но абсолютно лишенный понимания духа, который все это оживляет, поэтому все в жизни его шокирует, кажется глупым и нелогичным. По мнению Кошена, этот образ - не выдумка, он взят из жизни, но водились эти "дикари" не в лесах Огайо, а в философских академиях и масонских ложах: это образ того человека, которого они хотели создать, парадоксальное существо, для которого средой его обитания является пустота так же, как для других - реальный мир. Он видит все и не понимает ничего, и именно по глубине непонимания и измерялись способности среди этих "дикарей".

Представителя "Малого Народа", если он прошел весь путь воспитания, ожидает поистине чудесное сушествование: все трудности, противоречия реальной жизни для него исчезают, а он как бы освобождается от цепей жизни, все представляется ему простым и понятным. Но это имеет свою обратную сторону: он уже не может жить вне "Малого Народа", в мире "Большого Народа" он задыхается, как рыба, вытащеннная из воды. Так "Большой Народ" становится угрозой существованию "Малого Народа", и начинается их борьба: лилипуты пытаются связать Гулливера. Эта борьба, по мнению Кошена, занимает годы, предшествовавшие французской революции, и революционный период. Годы революции 1789-1794 - это пятилетие власти "Малого Народа" над "Большим Народом". Только себя "Малый Народ" называл народом, только свои права формулировал в "Декларациях". Этим объясняется парадоксальная ситуация, когда "победивший народ" оказался в меньшинстве, а "враги народа" - в большинстве (это утверждениепостоянно было на языке у революционных деятелей.)

Мы сталкиваемся с мировоззрением, удивительно близким тому, которое было предметом нашего анализа в этой работе. Сюда относится взгляд на собственную историю как на сплошную дикость, грубость, неудачу - все эти "Генриады" и "Орлеанские девственницы". И стремление порвать все свои связи, даже внешние, связующие с исторической традицией: переименование городов, изменение календаря. И убежение в том, что все разумное следует заимствовать извне, тогда - из Англии; им проникнуты, например, "Философские письма" Вольтера (называемые иногда "Письмами из Англии"). И в частности, копирование чужой политической системы - английского парламентаризма.

Мне кажется, что эта замечательная концепция применима не только к эпохе французской революции, она проливает свет на гораздо более широкий круг исторических явлений. По-видимому, в каждый кризисный, переломный период жизни народа возникает такой же "Малый Народ", все жизненные установки которого ПРОТИВОПОЛОЖНЫ мировоззрению остального народа, для которого все то, что органически выросло в течение веков, все корни духовной жизни нации, ее религия, традиционное государственное устройство, нравственные принципы, уклад жизни - все это враждебно, представляется смешными и грязными предрассудками, требующими бескомпромиссного искоренения. Будучи отрезан начисто от духовной связи с народом, он смотрит на него лишь как на материал, а на его обработку - как на чисто ТЕХНИЧЕСКУЮ проблему, так что решение ее не ограничено никакими нравственными нормами, состраданием или жалостью. Это мировоззрение, как замечает Кошен, ярко выражено в фундаментальном символе масонского движения, игравшего такую роль в подготовке революции - в образе построения Храма, где отдельные люди выступают в роли камней, механически прикладываемых друг к другу по чертежам "архитекторов".

Сейчас мы приведем несколько примеров, чтобы подтвердить нашу догадку, что здесь мы действительно имеем дело с общеисторическим явлением.

1. Обращаясь к эпохе, предшествующей той, которую изучал Кошен, мы сталкиваемся с КАЛЬВИНИЗМОМ, оказавшим в форме движения гугенотов во Франции и пуритан в Англии большое влияние на жизнь Европы XVI-XVII веков. В его идеалогии, особенно у пуритан, мы легко узнаем знакомые черты "Малого Народа". Учение Кальвина утверждало, что еще до сотворения мира Бог предопределил одних людей к спасению, других - к вечной погибели. Никакими своими делами человек не может повлиять на это уже принятое решение. Избраны лишь немногие: крошечная группа "святых" в греховном, страждущем и обреченном на вечные муки человечестве. Но и "святым" недоступна никакая связь с Богом, "ибо конечное никогда не может соприкоснуться с бесконечным". Их избранность проявляется лишь в том, что они становятся орудием Бога, и тем вернее их избранничество, чем эффективнее они действуют в сфере их мирской активности, откинув попытки понимания смысла этой деятельности.

Это поразительное учение, собственно новая религия, создавало у "святых" ощущение полной изолированности, противопоставленности остальному человечеству. Центральным их переживанием было чувство избранности, они даже в молитве благодарили Бога, что они не такие, как "остальная масса". В их мировоззрении колоссальную роль играла идея эмиграции. Отчасти из-за того, что начало движению пуритан положила группа протестантов, бежавших от преследований в период католической реакции при Марии Тюдор: в состоянии полной изоляции, оторванности от родины они под влиянием учения Кальвина заложили основы теологии и психологии пуританизма. Но отчасти и потому, что, даже и вернувшись в Англию, они по своим взглядам оставались эмигрантами, чужаками. Излюбленным образом их литературы был странник, беглец, пилигрим.

Узкие общины "святых" постоянно подвергались очищениям, отлучениям от общения, охватывающим иногда большинство общин. И "обреченные" согласно взглядам пуритан должны были быть подвергнуты дисциплине их церкви, причем здесь вполне было допустимо принуждение. Пропасть между "святыми" и "обреченными" не оставляла места для милосердия или помощи грешнику - оставалась только ненависть к греху и его носителю. Особым предметом обличений и ненависти пуританской литературы были крестьяне, потерявшие землю и толпами отправлявшиеся в город в поисках работы, а часто превращавшиеся в бродяг. Пуритане требовали все более и более строгих законов: превозносили порку, клеймение раскаленным железом. А главное - требовали защиты "праведных" от соприкосновения с нищими бродягами. Именно из духа пуританизма в XVII веке возникла страшная система "работных домов", в которых бедняки находились почти на положении каторжников.

Литература пуритан стремилась оторвать "святых" от исторических традиций (которые были традициями "людей мира"), для "святых" не имели силы все установленные обычаи, законы, национальные, династические или сословные привязанности. Это была в своем принципе нигилистическая идеология. И действительно, пуритане и призывали к полной переделке мира, всех существующих "законов, обычаев, статусов, ордонансов и конституций". Причем к переделке по известному им заранее плану. Призыв "строить на новом основании" подкреплялся у них знакомым уже нам образом "построения Храма" - на этот раз восстановления Иерусалимского Храма после возврата евреев из пленения.

Как утверждает Макс Вебер, реальная роль кальвинизма в экономической жизни заключалась в том, чтобы разрушить традиционную систему хозяйства. В Английской революции его решающая роль состояла в том, что, опираясь на пуритан и еще более крайние секты, новому слою богачей удалось опрокинуть традиционную монархию, пользовавщуюся до того поддержкой большинства народа.

2. В эпоху, следующую за французской революцией, можно наблюдать очень похожее явление. Так, в 30-е и 40-е годы XIX века в Германии вся духовная жизнь находилась под влиянием философского и политического радикализма: "Молодая Германия" и "левое гегельянство". Его целью было разрушение (как тогда говорили "беспощадная критика" или "революционирование") всех основ тогдашней немецкой жизни: христианства, философии, государства, общества. Все немецкое переименовывалось в "тевтонское" или "пруссаческое" и становилось объектом поношений и насмешек. Мы встречаем знакомые читателю утверждения, что немцы лишены чувства собственного достоинства, что им свойственна ненависть ко всему чужому, что их история - цепь подлостей, что их вообще трудно считать людьми. После Гете, Шиллера, немецкого романтизма Руге писал:"Мы, немцы, так глубоко отстали, что нам еще надо создавать человеческую литературу".

Немецкий патриотизм отождествлялся с реакционностью, наоборот, преклонялись перед всем западным, особенно французским. Был в ходу термин "профранцузский антипатриотизм". Высказывались надежды, что французы опять оккупируют Германию и принесут ей свободу. Модной была эмиграция во Францию, в Париже жило 85 000 немцев. Типичным представителем этого направления был Гейне. Предметом его постоянных злобных, часто грязных и от этого уже и неостроумных нападок было, во-первых, христианство. Например, такой художественный образ: "Некоторые духовные насекомые испускают вонь, если их раздавить. Таково христианство: этот духовный клоп был раздавлен 1800 лет назад (распятие Христа?), а до сих пор отравляет воздух нам, бедным евреям". А во-вторых, немецкий характер, культура, история: так, в конце поэмы "Германия - Зимняя сказка" он сравнивает будущее Германии со зловонием, исходящим из ночного горшка. И не потому, что он просто был такой желчный, скептический человек: Наполеона он обожал до идолопоклонства, перед всем французским преклонялся и даже называл себя "вождем французской партии в Германии".

3. В России второй половины XIX века те же черты очень отчетливо видны в либеральном и нигилистическом течении. Известный публицист- шестидесятник В. Зайцев писал о русских: "Оставьте всякую надежду, рабство в крови их". Тому же Зайцеву принадлежит мысль:

...Они хотят быть демократами, да и только, а там им все равно, что на смену аристократии и буржуазии есть только звери в человеческом образе... Народ груб, туп и, вследствие этого, пассивен... Поэтому благоразумие требует, не смущаясь величественным пьедесталом, на который демократы возвели народ, действовать энергически против него.

Как видим, мысль Шрагина, что при деспотиях решать должно меньшинство, а "принципы демократии тесны для вмещения реальности", была высказана уже тогда. Более того, Достоевский рассказывает:

"Этого народ не позволит", - сказал по одному поводу, года два назад, один собеседник одному ярому западнику.

- "Так уничтожить народ!" - ответил западник спокойно и величаво.

Замечательно презрительное отношение к своей культуре, такое же, как у немецких радикалов 30-х годов, сочетающееся с преклонением перед культурой западной и особенно немецкой. Так, Чернышевский и Зайцев объявили Пушкина, Лермонтова и Гоголя бездарными писателями без собственных мыслей, а Ткачев присоединил к этому списку и Толстого. Салтыков-Щедрин, высмеивая "Могучую кучку", изобразил какого-то самородка (Мусоргского?), тыкающего пальцами в клавиши наугад, а под конец садящегося всем задом на клавиатуру. И это не исключительные примеры: таков был общий стиль.

В "Дневнике писателя" Достоевский все время полемизирует с какой-то очень определенной, четкой идеалогией. И когда его читаешь, то кажется, что он имеет в виду именно ту литературу, которую мы в этой работе разбираем: так все совпадает. Тут есть и утверждение о рабской душе русского мужика, о том, что он любит розгу, что "история народа нашего есть абсурд" и как следствие - "Надобно, чтобы такой народ, как наш, не имел истории, а то, что имел под видом истории, должно быть с отвращением забыто им, все целиком". И цель - добиться того, что народ "...застыдится своего прошлого и проклянет его. Кто проклянет свое прежнее, тот уже наш, - вот наша формула!" И принцип - что "кроме европейской правды, другой нет и не может быть". И даже утверждение, что "...в сущности, и народа-то нет, а есть и пребывает по-прежнему все та же косная масса" - как будто Достоевский заглянул в сочинения Померанца. И наконец, эмиграция, причина которой согласно этой идеологии в том, что "виноваты все те же наши русские порядки, наша неуклюжая Россия, в которой порядочному человеку до сих пор еще ничего сделать нельзя". Как современны мысли самого Достоевского:

Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм?

Страшное предположение он высказывает: что отрыв, "отщепенство" от своей страны приводит к ненависти, что эти люди НЕНАВИДЯТ Россию.

так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за все, за все ненавидят.

Л. Тихомиров, прошедший путь террориста вплоть до одного из руководителей "Народной воли", а потом отошедший от этого течения, рисует в своих позднейших работах очень похожую картину. По его словам, мировоззрение тех кружков молодежи, из которых вышли террористы, имело своей основой разрыв с прошлой культурой. Прокламировалось ниспровержение всех авторитетов и следование только "своему разуму", что привело, наоборот, к господству авторитетов самых низких и примитивных. Значение материализма и антинационализма поднялось до религиозного уровня, и эпитет "отщепенец" был похвальбой. Идеи этих кружков были столь ограничены, что появились молодые люди, утверждающие, что вообще ничего не надо читать - их прозвали "троглодитами". И действительно, они могли заимствовать в предлагавшейся им литературе только подтверждение уже заранее известных им идей. В результате развивалась душевная пустота, тоска.Было много случаев самоубийства, "чувствовали, что стоят перед тьмой". Готовы были броситься куда угодно - и бросались в террор:

От них не жди никаких уступок ни здравому смыслу, ни человеческому чувству, ни истории. Это было возмущение против действительной жизни во имя абсолютного идеала. Успокоиться ему нельзя, потому что если его идеал невозможен, то, стало быть, ничего на свете нет, из-за чего стоило бы жить. Он скорее истребит "все зло", т. е. весь свет, все, изобличающее его химеру, чем уступит.

Такое повторение на протяжении 400 лет и в разных странах Европы столь четкого комплекса идей не может быть случайным - очевидно, мы имеем дело с каким-то очень определенным социальным явлением, возникающим всегда в устойчивой, стандартной форме. Можно надеяться, что это наблюдение поможет нам разобраться в той современной проблеме, которой посвящена настоящая работа. Последние века очень сузили диапозон тех концепций, которыми мы способны пользоваться при обсуждении исторических и социальных вопросов. Мы легко признаем роль в жизни общества экономических факторов или политических интересов, не можем не признать (хотя и с некоторым недоумением) роли межнациональных отношений, соглашаемся, на худой конец, не игнорировать роли религии - но в основном как политического фактора, например, когда религиозная рознь проявляется в гражданских войнах. На самом же деле, по-видимому, в истории действуют гораздо более мощные силы духовного характера - но мы их не способны и обсуждать, их не ухватывает наш "научный" язык. А именно от них зависит - привлекательна ли жизнь людям, может ли человек найти свое место в ней, именно они дают людям силы (или лишают их) . Из взаимодействия таких духовных факторов и рождается, в частности, это загадочное явление: "Малый Народ".

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

РУСОФОБИЯ: ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Приведу для удобства читателя краткое резюме основных положений "Русофобии".

1. В нашей публицистике и литературе существует очень влиятельное течение, внушающее концепцию неполноценности и ущербности русской истории, культуры, народной психики: "Россия - рассадник тоталитаризма, у русских не было истории, русские всегда пресмыкаются перед сильной властью". Для обозначения этого течения и используется термин "русофобия". Оно смертельно опасно для русского народа, лишая его веры в свои силы.

2. Русофобия - идеология определенного общественного слоя, составляющего меньшинство и противопоставляющего себя остальному народу. Его идеология включает уверенность этого слоя в своем праве творить судьбу всего народа, которому отводится роль материала в руках мастера. Утверждается, что должна полностью игнорироваться историческая традиция и национальная точка зрения, надо строить нашу жизнь на основе норм западноевропейского, а особенно американского общества.

3. Аналогичный узкий слой, враждебный историческим традициям остального народа и убежденный в своем праве манипулировать его судьбой, возникал во многих ситуациях. Его очень ярко описал французский историк О.Кошен в связи с Великой Французской революцией. Кошен назвал его "Малым народом" (противопоставляя остальному - "Большому народу"). Тот же термин используется в работе для всех вариантов этого явления. В качестве других явлений приводится Английская революция (пуритане), Германия 30-х гг. XIX века ("Молодая Германия", "младогегельянцы"), Россия периода "революционной ситуации" - 70-е гг. XIX века.

4. В литературе современного "Малого народа" поражает, какую исключительную роль играют еврейские национальные проблемы. Это, как и ряд других признаков, указывает на то, что в нем есть влиятельное ядро, связанное с некоторым течением еврейского национализма. Ситуация драматизируется реминесценциями той роли, которую играло течение радикального еврейства в подготовке, осуществлении и закреплении революции. Тем не менее "Малый народ" отнюдь не является национальным течением: в нем участвуют представители разных наций (как и социальных слоев). Точно так же, как и наша революция ни в коей мере не была "сделана евреями": процесс начался в эпоху, когда ни о каком еврейском влиянии не могло быть и речи.

Полная замена всех основ и скреп нашей жизни привела к тому, что влияние на жизнь рассматриваемых в работе явлений стало совсем иным. Появилась возможность по-новому взглянуть на них, да и проверить еще раз выводы работы.

 

 

Все настроение не ново - и в старой своей работе я приводил много таких примеров. Но сейчас оно уже тесно смыкается с реальностью. "Реторта рабства" - Россия - естественно, должна быть уничтожена, так чтобы, уж не поднялась. В первую мировую войну темный авантюрист Парвус-Гельфанд представил немецкому генштабу план бескровной победы над Россией. Он предлагал не скупясь финансировать революционеров (большевиков, левых эсеров) и любые группы националистов, чтобы вызвать социальную революцию и распад России на мелкие государства. План и начал успешно исполняться (Брестский мир), но помешало поражение Германии на Западе. Похожие идеи обсуждались и Гитлером. Но теперь такие планы разрабатываются и пропагандируются у нас. Разбить страну на части по числу народов, то есть на 100 частей, любой территории предоставить суверенитет "кто сколько переварит", как выражаются наши лидеры. Здесь уже речь идет не о тех или других территориальных изменениях, а о пресечении 1000-летней традиции: о конце истории России. И это логично: раз народ, создавший это государство, "раб", раз "Россия должна быть уничтожена", то такой конец - единственный разумный выход. Все возражения - это "имперское мышление", "имперские амбиции". И вдохновленные такой идеологией, политики раздувают за спиной друг друга сепаратистские страсти как диверсанты, взрывающие дом в тылу врага. То, что 10 лет назад было идеологическим построением, теперь стало мощной, физической разрушающей силой.

В прежней работе я обратил внимание на концепцию эмигранта-советолога А.Янова: Россия не может сама выработать план своего развития, за нее это должно сделать "западное интеллектуальное сообщество". Янов сравнивает эту задачу с той, которая стояла перед советниками генерала Макартура, командующего американской оккупационной армией в Японии после конца II мировой войны. Тогда эта идея показалась мне характерной как символ, знак того, что русофобские авторы мыслят уже в рамках концепции оккупации. Но сейчас бывший министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе вполне по-деловому заявляет, что положительно относится к участию войск ООН в решении конфликтов внутри СССР ("Правда", 21.IV.91 г.).

На мрачном фоне нашей жизни есть, однако, нечто положительное: череда драматических событий дает материал для сопоставления их с некоторыми из обсуждавшихся выше идей - появилась возможность экспериментальной проверки. Например, такой центральной для всего течения концепции, как "русский фашизм". "Русская идея реализуется как фашизм", "русские - расисты". Как выразителей тенденций всего народа часто выбирают писателей-"деревенщиков". Писатели-"деревенщики" - расисты, это любимая тема радио "Свобода". "Разве Белов, Астафьев - националисты?" - спрашивает Померанц. "Для них москвич - чужак, почти иностранец; женщина, которая увлекается аэробикой, - шлюха. Бред, но он отвечает сознанию нескольких десятков миллионов, выдранных из деревни и распиханных по крупноблочным и крупнопанельным сооружениям". "Почвы нет, а есть движение новых варваров, внутренних "грядущих гуннов".

Наверное, были в последние годы и такие столкновения, где инициаторами явились русские, но общий характер событий, кажется, никак не соответствует образу "русских фашистов". Концепция "русского фашизма" прошла первую экспериментальную проверку...

Б. Хазанов пишет: "

Россия не содержит в себе никакого здорового и ценного звена. России собственно - нет, она - кажется. Это ужасный фантом, ужасный кошмар, который давит душу всех просвещенных людей. От этого кошмара мы бежим за границу, эмигрируем, и если соглашаемся оставить себя в России, то ради того, единственно, что находимся в полной уверенности, что скоро этого фантома не будет, и его рассеем мы, и для этого рассеяния остаемся на этом проклятом месте Восточной Европы. Народ наш есть только "средство", "материал", "вещество" для принятия в себя единой и универсальной и окончательной истины, каковая обобщенно именуется "Европейской цивилизацией". Никакой "русской цивилизации", никакой "русской культуры"... Но тут уж дальше не договаривалось, а начиналась истерика ругательств. Мысль о "русской цивилизации", "русской культуре" - сводила с ума, парализовала душу".

 

Отличительный признак "Малого народа" во всех исторических ситуациях - его совершенно особенное отношение к остальному народу, как будто к существам другой, низшей природы

 

Особенность современного "Малого народа" в том, что он уже не в первый раз в нашей истории оказывается одной из решающих сил. Видимо, в связи с этим для него такую болезненную роль играет проблема исторической ответственности, вины. Как странно! Из этого слоя мы часто слышим, что поиски "виноватого", "синдром врага" - это признаки ущербного сознания. Нам разъясняют, что выбитые из жизни, дестабилизированные люди и целые слои народа склонны искать где угодно "козлов отпущения". Но удивительным образом тут же мы слышим, что носителями сталинизма являются низы народа ("сталинизм, так сказать, массовый, низовой"), социальной базой Сталина было патриархальное крестьянство, сейчас питомник тоталитарной идеологии - разоренное крестьянство ("новые гунны"), в революции виноват народ, русские. Но ведь все эти группы тоже "кто-то" - и почему же их дозволительно делать "козлами отпущения"? Почему это не признак ущербного сознания? Недавно появилась парадоксальная статья сотрудника КГБ, где автор, жалуясь, что его ведомство стало "мальчиком для битья", призывает не искать виноватых, а признать, что виновна "вся нация". Здесь отсутствие логики прямо бросается в глаза, равно как и цель - прекратить разговоры на неприятную тему. Но и в остальных же случаях дело обстоит не иначе.

А ведь проблема "исторической ответственности" очень глубока и важна - и как жаль, что она превратилась в футбольный мяч, который перебрасывается от одного к другому! Все сводится лишь к тому, чтобы назвать "виноватого" - патриархальное крестьянство, масонов, национальные черты русских или евреев. Но сначала надо было бы обсудить саму постановку вопроса.

Говоря о вине народа, мы пользуемся аналогией народ-человек, так как обычно лишь к человеку применяется понятие вины. Такие аналогии часто продуктивны для постановки вопросов, но опасны как метод для поиска ответов. Все ведь зависит от того, как далеко простирается аналогия! Можно действительно привести много аргументов в пользу того, что народ - это нечто живое. Даже одухотворенное, так как способно к творчеству - например, фольклора. Но в то же время это "организм", которому в гораздо большей степени присуще бессознательное творчество, чем логическая выработка решений для достижения сформулированной цели. Только рассмотрение множества исторических ситуаций могло бы уточнить, в какой мере такому "организму" свойственно понятие "вины". В нашей революции очень отчетливо выделяется одна фаза, условно - "февральская", когда усилиями тогдашнего "Малого народа" разрушаются "интегрирующие механизмы", позволяющие народу ощущать себя и действовать как единое целое. Подвергается осмеянию и делается предметом ненависти национальная история, вера, историческая власть, армия. Создается множество мифов, внушаемых народу (о колоссальных помещичьих землях, которые могут утолить земельный голод крестьян, об измене двора, всевластии Распутина и т. д.). Народ как бы парализуется, становится беззащитной жертвой небольших агрессивных групп. Такой процесс больше похож на болезнь, чем на преступление - понятие вины к нему применять трудно. С другой стороны, русская революция была звеном в грандиозном всемирно-историческом процессе, длившемся не одно столетие. В те же годы, что Советская Россия, возникла Советская Венгрия и Советская республика в Баварии, коммунистические партии возникали во всех странах. Западное общественное мнение в большинстве своем приветствовало "блестящий эксперимент". Существенную роль играли устойчивая неприязнь Запада к исторической России, деньги германского генерального штаба, мощный приток сил радикального еврейства в революцию. Все эти внешние факторы надо откинуть, рассматривая проблему "русской вины". Остается ли хоть что-то после этого? Чувство говорит мне - что да! Что история не является процессом "по ту сторону добра и зла", где бессмысленно задавать вопрос о вине, как бессмысленно (по любимому сравнению Л.Н. Гумилева) спрашивать - кто прав: щелочь или кислота в химической реакции. Есть проблема выбора, в решении которой возможна нравственная ошибка, влияющая на всю следующую историю - то, что Достоевский называл "ошибками сердца". Выделить этот фактор (или убедиться, что его не существует) - было бы очень важно для осознания нашей судьбы.

 

Собственно говоря, народовольцы, большевики, либералы (всех времён), интеллигенция, противопоставляющая себя стране (осуждающая всё и вся) всё это и есть "Малый народ", противопоставляющий себя "Большому народу".

Всё плохо в России... Не важно царь, большевики, партократы, Путин или кто другой... Это борьба с существующей действительностью. Постоянная борьба.

Вот вам образ всяких Каспаровых, Навальных и прочие революционеры, вот вам и образ артистов уезжающих за рубеж с осуждениями, вот вам и отчасти форумные либералов.

Почему отчасти? Потому как не вся молодёжь обросла реальной жизнью (см. выше пассажи об отрыве от реальности), семьями, работой... Семьи, особенно с появлением детей, очень быстро ставят мозги на место и направляют в реальную жизнь. Ну хочется этим молодым считать что они умнее других, комплексы такие вот.... Обычно после столкновения с реальной жизнью от подобного избавляются. 

Кстати, характерно оправдание представителей этого "Малого народа"... Мол не мы русофобы, а вы т.к. нельзя мирится с существующей действительностью. Мол тот, русофоб, кто не с ними.

 

P.S.

Никому ничего не навязываю. Просто наткнулся на схожие для себя мысли.

 

Изменено пользователем лекс
Ссылка на комментарий

vodko
9 минут назад, Gulaev сказал:

Единственные официальные данные по послевоенной Германии(двум Германиям) которые я смог найти - данные ООН за 1960 год. 71209тыс. чел. всего.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Поскольку по СССР оф. данные есть тоже только за 1959 то вполне подходит для сравнения. Балансовый метод дает 20 млн. потерь для СССР и 35 млн потерь для Германии:( Это если Германию считать с 39 а СССР с 41. Если же обе страны считать с 39 то потери СССР - ноль плюс-минус погрешность.

И вообще, что-то мы офтопом увлеклись. Очевидно от отсутствия информации с фронта.

Откуда у Германии 90 млн? Ну собственно Германия 70 (даже меньше), Австрия + Судеты+ фольксдойче 20 млн дают? Откуда к 1941 ещё 11 ?

Изменено пользователем vodko
Ссылка на комментарий

Gulaev
3 минуты назад, vodko сказал:

Откуда у Германии 90 млн?

Официальные данные переписи 1939 года.

4 минуты назад, vodko сказал:

собственно Германия

Нет никакой "собственно Германии" Есть государство Германия и оно имеет определенную численность. А то, так можно считать "Потери СССР в ВОВ в границах Московского Княжества 13 века"

Вот смотри немецкий официоз от Oberkommandos-der-Wehrmacht

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

9 минут назад, vodko сказал:

Откуда к 1941 ещё 11

Померания, Пруссия, Силезия, Эльзас. 

 

11 минуту назад, Disa_ сказал:

сгинул по причине пожара на борту

Еще не вечер. Вон, про катера укры тоже говорили, что уничтожили, а они в Севасе чинятся.

_________
добавлено 1 минуту спустя
7 минут назад, Ученый коть сказал:

Думаю продержаться они до поздней осени - зимы,

Да, это наиболее вероятный сценарий. А вот, что будет потом...

Ссылка на комментарий

Disa_

ну тут и спорить не с чем, давно в ходу идея что весь прогресс человечества и технический, и духовный, и всякий, и революции в том числе двигают максимум пять процентов населения, остальные девяносто пять инертная масса и обьект для манипулирования

Ссылка на комментарий

vodko
4 минуты назад, Gulaev сказал:

Официальные данные переписи 1939 года.

Нет никакой "собственно Германии" Есть государство Германия и оно имеет определенную численность. А то, так можно считать "Потери СССР в ВОВ в границах Московского Княжества 13 века"

Вот смотри немецкий официоз от Oberkommandos-der-Wehrmacht

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Померания, Пруссия, Силезия, Эльзас. 

 

Еще не вечер. Вон, про катера укры тоже говорили, что уничтожили, а они в Севасе чинятся.

Там же 23 из Польши, собственно рейх по этой карте 86 млн

Ссылка на комментарий

Gulaev
2 минуты назад, vodko сказал:

Там же 23 из Польши, собственно рейх по этой карте 86 млн

Ну, извини, если ты отказываешься видеть то, что у тебя перед глазами, то я тебе ничем помочь не смогу.

Ссылка на комментарий

vodko
4 минуты назад, Gulaev сказал:

Ну, извини, если ты отказываешься видеть то, что у тебя перед глазами, то я тебе ничем помочь не смогу.

Про 39, плюс протекторат включен ( и новые территории включенные в состав рейха, где не немецкое население было). Всё таки чехи и поляки не служили в Вермахте, при всех исключениях

Изменено пользователем vodko
Ссылка на комментарий

лекс
2 часа назад, Disa_ сказал:

ну тут и спорить не с чем, давно в ходу идея что весь прогресс человечества и технический, и духовный, и всякий, и революции в том числе двигают максимум пять процентов населения, остальные девяносто пять инертная масса и обьект для манипулирования

Ну если это прогресс?

Цитата

Вторым поразительным свойством революций и является эта их «одинаковость»: они все происходят как бы по одной схеме, словно одинаковые химические реакции или одна и та же болезнь у разных людей. Они все начинаются с разрушения «старого порядка», все участники испытывают восторг, льются прекрасные и длинные речи. Через некоторое время страна лежит в развалинах, наступает полный хаос, власти, собственно, нет. Тут наступает второй период, и власть, валяющуюся под ногами, подбирает самое радикальное меньшинство, способное на все для удержания и расширения этой, теперь уже своей власти. В частности, всех деятелей первого периода казнят, если они не успевают эмигрировать.

То да. Офигительный "прогресс".

 

И, кстати, применительно к "ненасильственным" переворотам  есть правило 3,5% (автор Эрика Ченовет). ;) 

Этого процента граждан участвующих в гражданском сопротивлении, достаточно для свержения власти.

Правда здесь говориться не о проценте манипулирующих, а о проценте людей, осуществляющих активные действия.

Весь вопрос кто манипулирует людьми совершающими активные действия, готовых кричать в духе м****яку ни гиляку.

Ссылка на комментарий

bornrules
В 17.06.2022 в 08:29, Gulaev сказал:

 

Великолепная подвеска! Она позволяет машине совершать маневры, недоступные всяким мерсам. А это ваша жизнь, если что.

 

Так нет там "многоуровневых сооружений" Все то, что показывали на фото/видео - всего лишь добротно сделанная полевая фортификация с защитой, максимум, от 120мм.

Ну тем не менее подвеска бэхи всегда считалась проблемной.

А их особо ещё и не показывали. Авдеевку уже который месяц берут.

Ссылка на комментарий

Gulaev
50 минут назад, bornrules сказал:

А их особо ещё и не показывали. Авдеевку уже который месяц берут

Там основная причина не в могуществе фортсооружений, а в том, что они расположены вплотную, а то и в самих жилых домах. А мирному населению еще ЕМНИП 17 февраля было запрещено из Авдеевки выезжать. Наличие мирняка под боком защищает укротеррористов куда лучше многометрового бетона.

53 минуты назад, bornrules сказал:

Ну тем не менее подвеска бэхи всегда считалась проблемной.

Если долбить эту подвеску о дыры в асфальте и забить болт на ремонт, то да. Так она для этого и не предназначена. Там проблема именно в ее точности. Бэшная подвеска позволяет очень лихо маневрировать, но малейшие нарушения в ней, не критичные в тех же Жигулях, тут же вызовут нарушение управляемости. Мне эта подвеска несколько раз спасла жизнь - смог увернуться от смерти. На других машинах такое у меня вряд ли получилось бы - я не Шумахер.

Ссылка на комментарий

bornrules
2 минуты назад, Gulaev сказал:

Там основная причина не в могуществе фортсооружений, а в том, что они расположены вплотную, а то и в самих жилых домах. А мирному населению еще ЕМНИП 17 февраля было запрещено из Авдеевки выезжать. Наличие мирняка под боком защищает укротеррористов куда лучше многометрового бетона.

Если долбить эту подвеску о дыры в асфальте и забить болт на ремонт, то да. Так она для этого и не предназначена. Там проблема именно в ее точности. Бэшная подвеска позволяет очень лихо маневрировать, но малейшие нарушения в ней, не критичные в тех же Жигулях, тут же вызовут нарушение управляемости. Мне эта подвеска несколько раз спасла жизнь - смог увернуться от смерти. На других машинах такое у меня вряд ли получилось бы - я не Шумахер.

Ну вот на том же опеле (универсал правда) по всем ямам и колдобинам 10 лет носился не замечая. Шрус накрылся, подвеска как новая.

Насчёт сооружений, Конашенков тот же докладывает про многоуровневые укрепления. Вероятно не всё показывают.

Ссылка на комментарий

Gulaev
13 минуты назад, bornrules сказал:

Ну вот на том же опеле

Сравнил тоже, трудяга Опель и аристократка БМВ:) Я на Кадет грузил тонну молока  и вез в Москву. Под кузов нельзя было руку просунуть. Однако, развозил по точкам.

 

16 минут назад, bornrules сказал:

Конашенков тот же докладывает про многоуровневые укрепления.

Возможно, он имел в виду Азовсталь. Там действительно, этажей много, но это не огневые сооружения, а именно укрытия. Строили для целого завода, чтобы смог после ядерной бомбардировки работать. Что же касается Авдеевки, то посмотрим, ведь возьмут ее рано или поздно.

Ссылка на комментарий

WolfRus
1 час назад, vodko сказал:

Я бы признал,

Ты за все время твоего нахождения на форуме ни разу на моей памяти не признавал свою неправоту - даже когда тебя припирали к стенке. Все время начинал изворачиваться, переводить стрелки и переходить к оскорблениям.

 

Так что не надо врать, тем более там, где тебя легко проверить.

 

Ссылка на комментарий

Solomandra
2 минуты назад, screwtherules сказал:

Так ты адекватно веди себя, и не понось других, для начала "нытья".

ты пришел сюда  на площадку и с 3 комента начал ныть. 

Место нытиков тут уже занято школотой. Возьми талончик. 

Изменено пользователем Solomandra
Ссылка на комментарий

WolfRus
Только что, Solomandra сказал:

ты пришел сюда  на площадку и с 3 коммента начал ныть. 

ему задачу поставили - вот он и ноет.

Ссылка на комментарий

vodko
5 минут назад, WolfRus сказал:

Ты за все время твоего нахождения на форуме ни разу на моей памяти не признавал свою неправоту - даже когда тебя припирали к стенке. Все время начинал изворачиваться, переводить стрелки и переходить к оскорблениям.

 

Так что не надо врать, тем более там, где тебя легко проверить.

 

Опять ты? От тебя не скрыться не в одном разделе.

Изменено пользователем vodko
Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 14,576
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 354550

Лучшие авторы в этой теме

  • vodko

    1176

  • belogvardeec

    939

  • WolfRus

    703

  • bornrules

    624

  • Gulaev

    607

  • Solomandra

    474

  • UBooT

    439

  • Redbell

    408

  • Febus

    382

  • Лукулл

    319

  • FDominus

    317

  • ROTOR

    315

  • Myxach

    310

  • Wojt

    310

  • Kruk

    300

  • Disa_

    268

  • лекс

    245

  • Муцухито

    237

  • Derwesh

    179

  • Натуля

    179

  • Olegard

    177

  • Venc

    177

  • Rettich

    174

  • Пройдоха

    162

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

Флавий Аниций

Так и есть. Культ святого Госдепа и непогрешимых США мог кого-то оболванить лет 30 назад (до Югославии, Ирака, Ливии, Афганистана и т.д.). Но теперь всё всем понятно, и сливать свои национальные интер

Gulaev

Не только русских, но и всех славян.    Шталаги и дулаги, в которых заморили голодом более 2-х миллионов русских солдат, создавались и охранялись линейными частями вермахта. В СД которая з

Gulaev

Конечно, существует. Например, я себя считаю русским националистом. По моему мнению, Россия должна быть Империей. В ней должен быть один язык - русский, потому, что думаем мы словами и от того на како

Solomandra

Ты намекаешь что ехать придется через Украину?   

лекс

У @belogvardeec национализм, как раз таки, НЕ умеренный. Его национализм - этнический. Национализм "по крови". Тут один шаг до идей рассовой дискриминации с сегрегациями и печами. Гражданский нац

WolfRus

Насчёт смертности - это к твом коллегам либералам и их "реформам" 90х годов. Или ты думаешь, что многолетнее недоедание и/или употребление в "святые либероидные 90-е" суррогатного бухла и "гуманитарно

wmz

Почему многие вспоминаю про Будапештский меморандум, но забывают про Хельсинкские соглашения. Как бы то же признание нерушимости границ, на которое, когда это стало выгодно, вся мировая общественность

WolfRus

С радостью стремиться лечь под кого либо - это исключительно прерогатива вашей компашки. Не надо ее приписывать другим людям.   Представь себе - это не Китай, а США ведут с Россией необъявле

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...