Кто такой Джон Гонт?
Уже много лет политическая жизнь в стране разделена между двумя партиями: Йорками и Ланкастерами. Каждая из сторон предлагала своего регента над безумным королем. Обе семьи были ветвями одного Дома Плантагенетов, но соперничали за первенство. Их спор шел вокруг прав Джона Гонта - основателя ветви Ланкастеров, а также вокруг насильственного характера восшествия на трон предка нынешнего короля. Разногласия были велики, но от войны стороны удерживались общим врагом во Франции и относительным паритетом сил.
Во избежание нарушения хрупкого равновесия, обе семьи старались держать третьи стороны вдалеке от столицы. В их число попала и Английская армия под командованием Джона Толбота - великого полководца Столетней войны, носившего прозвище Британского Ахилла. Воин и патриот, командующий принял изгнание в провинцию с раздражением.
Он служит не какой-либо семье, а Англии и знает, что главный враг находится не в Лондоне, а там - за Ла-Маншем! Но столичные лорды слишком заняты мелкой грызней, чтобы спасать страну от погибели. Печаль бессилия и личной ответственности за судьбу Отечества тяжелой ношей легла на его плечи.
Под его руководством служили не только английские солдаты. Но и бастарды: Англия этого времени переживает период так называемого "Ублюдочного феодализма". Когда, не желая идти в бой самостоятельно, богатые, спевшиеся с купечеством лорды, нанимали незаконнорожденных дворян или мелких землевладельцев для ведения войны. Эти боевые соединения опасно походили на наемников, были настоящим позором для дворянской чести, но даже они были Джону ближе, чем столичные змеи.
Французы чуяли кровь и то и дело устраивали провокации на границах и в переписке. Однако, правонсалец Рене де Валуа совершил глупость: он отправил ко двору англичан письмо с проклятиями в самый разгар папского посредничества по заключению мира. Монсеньор Томас Кук среагировал незамедлительно и обвинил короля в препятствовании богоугодной миссии. Папа отлучил Рене от Церкви.
Час англо-французских переговоров, наконец, настал. Монсеньор впечатлил Лондон своим влиянием и был направлен в сопровождении устрашающего Британского Ахиллеса в провинцию Мэн - область наиболее острых споров между державами. Генерал предоставил клирику свой шатер и слуг, а сам выдвинулся в сопровождении Ублюдков.
Переговоры о Турском мире шли трудно. Дофин требовал себе земель и не соглашался на меньшее. Перемещение границ же было очень непопулярным в Англии и местные власти отказывались принимать на себя такую ответственность. К тому же, попрание феодальных порядков честной войны не оставило места доверию между Лондоном и Парижем. Необходимо было чем-то гарантировать любой достигнутый компромисс.
К счастью, слово монсеньора, слово Папы Римского еще чего-то стоило. Да и присутствие Толбота также напомнило французам о цене кровопролития. Англия отделалась утратой одной лишь провинции, в обмен на передышку, даже более того - получила кое-что взамен. Чтобы гарантировать мир, за Генриха VI была выдана замуж дочь отлученного Рене - Маргарита Анжуйская.
Живот Маргариты заметно округлился. У Генриха появился наследник. При дворе стали ходить самые порочные слухи - многие не верили или не хотели верить, что король, с лаем кидавшийся на своих слуг, мог зачать ребенка. Но, как бы то ни было, появление младенца немедленно вознесло положение Маргариты от заложницы до значительной политической фигуры.
К тому же явно располагал ее характер. Женщина была умной, волевой и необычайно красивой. Теперь, даже в часы прояснения своего рассудка, король Генрих всецело оказывался под ее чарующим влиянием, чем она пользовалась с большой охотой. Опекая, в сущности, двоих детей, она всерьез опасалась амбиций Ричарда и Эдварда Йорков, которые не стесняясь обвиняли ее в супружеской измене. И однажды ей удалось сдвинуть политический баланс сил в столице - она отвергла притязания Йорков на регентство, сама приняв покровительство над королем. А затем, вынудила их убраться из Лондона в родовое поместье. Англия всецело принадлежит Ланкастерам.
В это время, Бургундское герцогство рухнуло в еще более страшный кризис, чем Англия. Решение предателей признать Карла королем Франции вышло им боком. Теперь усилившаяся законная власть Парижа и Императора стали разрывать страну надвое. Кормящееся Столетней войной, герцогство не имело прочных оснований своей легитимности и рухнуло в кризис престолонаследия как только Филипп отдал Богу душу.
Генрих отправил убийц в Тауэр, чтобы покончить с отпрыском Эдварда и его заключенной супругой. Затем новый король объявил, что в Англии сменяется династия. Несмотря на дальнее родство, он отказывается звать себя Плантагенетом. Ибо это имя омрачено страшными невзгодами и испачкано кровью слишком многих англичан. Свой символ Генрих составил из знаков двух прежде враждовавших сторон: розы Алой и Белой. Война между ними окончена, настало время для единства. Воцарилась династия Тюдоров.
- 5
- 3
Рекомендованные сообщения