Все старые темы - Страница 28 - Архив - Strategium.ru Перейти к содержимому

Все старые темы

Европа   

17 голосов

  1. 1. В какой стране возможна реставрация монархии?

    • Австрия и/или Венгрия
    • Албания
    • Болгария
    • Германия
    • Греция
    • Грузия
    • Италия
    • Португалия
    • Румыния
    • Сербия
    • Франция
    • Черногория


Рекомендованные сообщения

Да даже и не индустриализация меня поражает. Меня поражает достигнутая грамотность! Вот сами вдумайтесь как это трудно было обеспечить. От сохи то к станку не поставишь. ;)

А усадить не совсем сытых и не всем довольных ещё и за парты - это!!!!

Учитывая, что первыми "учебными заведениями" стали фабричные классы - это вообще фантастика. Рабочий после трудового дня потом еще и на учебу шел! :viannen_98:

Ссылка на комментарий

Dramon
Учитывая, что первыми "учебными заведениями" стали фабричные классы - это вообще фантастика. Рабочий после трудового дня потом еще и на учебу шел! :viannen_98:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Ссылка на комментарий

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

А сейчас другое ;)

Богатыри - Невы!

Изменено пользователем Zom
Ссылка на комментарий

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Благодарю за "Бородино")) Я имел ввиду, что у людей была мотивация, причем собственная! Попробуйте сейчас объяснить человеку, как важно образование! Зачем коммунисты развернули широчайшую образовательную программу? Создание новой, советской интеллигенции было одним из важнейших пунктов их программы. Они понимали, что это прямой путь к новой культуре и обществу.

А сейчас? Платное образование? Урезанные программы? Четыре обязательных предмета в школе?! Это же смерть культуре! Фактически, правительство заявляет - мы готовы пожертвовать культурной и моральной базой страны.

Ссылка на комментарий

Благодарю за "Бородино")) Я имел ввиду, что у людей была мотивация, причем собственная! Попробуйте сейчас объяснить человеку, как важно образование! Зачем коммунисты развернули широчайшую образовательную программу? Создание новой, советской интеллигенции было одним из важнейших пунктов их программы. Они понимали, что это прямой путь к новой культуре и обществу.

А сейчас? Платное образование? Урезанные программы? Четыре обязательных предмета в школе?! Это же смерть культуре! Фактически, правительство заявляет - мы готовы пожертвовать культурной и моральной базой страны.

Вот выход?! ;)

i-2163.jpg

Ссылка на комментарий

SaNiO'K
Вот выход?! ;)

i-2163.jpg

Картинка класс!Ну прям в тему!

Ссылка на комментарий

Вот выход?! ;)

i-2163.jpg

На самом деле, как бы это не стало единственным эффективным выходом... Жить в золотой клетке или плавать (тонуть?!) по дерьму в золотой лодке?

P.S. "Во славу Империума!" :008:

Ссылка на комментарий

Jwerwolf
Неужто каждому нужно приводить ссылки на кол-во уголовников в ГУЛАГЕ,на кол-во расстрелянных...

Вы считаете что это мало, да? Даже если брать советские данные, то цифры там, уж извините, охренительные.

О куда погнало товарища,ой простите господина,а о том,что при Царе-батюшке село каждые 2-3 года от голода дохло не слыхали....

Поточнее? Список массовых голодов в дореволюционное время.

Да даже и не индустриализация меня поражает. Меня поражает достигнутая грамотность! Вот сами вдумайтесь как это трудно было обеспечить. От сохи то к станку не поставишь. ;)

А усадить не совсем сытых и не всем довольных ещё и за парты - это!!!!

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. - после этого меня показатели СССР не удивляют. Книга издательства РАН, так что верить можно. Советую почитать хотя бы главу о среднем образовании.

Накануне Первой мировой войны показатель грамотности новобранцев в Российской Империи составлял 70-80%. А это, кагбе, то самое поколение, у которого потом "ликвидировали безграмотность".

Ссылка на комментарий

Terranoid

Почему всегда Джерри найдет что сказать и доказать что на самом деле бы без совка всем капец было бы как лучше ?

Это напоминает строчки из "биографии БГ" :

"Два черных раба на одного белого человека" :D

Ссылка на комментарий

MaslovRG
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. - после этого меня показатели СССР не удивляют. Книга издательства РАН, так что верить можно. Советую почитать хотя бы главу о среднем образовании.

Накануне Первой мировой войны показатель грамотности новобранцев в Российской Империи составлял 70-80%. А это, кагбе, то самое поколение, у которого потом "ликвидировали безграмотность".

Можно вкратце, цитатами. Читать целую книгу - это много времени. А время, как известно, - деньги.

Ссылка на комментарий

Dramon
Поточнее? Список массовых голодов в дореволюционное время.

...Нажмите здесь!
 Теперь рассмотрим то, чем "гордятся" многие апологеты царской России - сельское хозяйство. Россия была сытая и изобильная! " провозглашают они. К сожалению, вынужден констатировать, что это не так. В ХIХ в. Россия пережила 40 голодовок. В ХХ в. голодными были 1901/02 гг., 1905; 1906; 1907; 1908 г.; 1911/12 гг. В 1901-1902 годах голодали 49 губерний, в 1905; 1906; 1907;1908 гг. голодало от 19 до 29 губерний, в 1911-1912 гг. за 2 года голод охватил 60 губерний. На грани смерти находилось 30 млн. человек. По различным оценкам в 1901-1912 гг. от голода и его последствий погибло около 8 млн. человек. Царское же правительство было более всего озабочено тем, как бы скрыть масштабы голодовок. В печати цензура запрещала употреблять слово голод , заменяя его словом "недород". [Cкрыть]
Накануне Первой мировой войны показатель грамотности новобранцев в Российской Империи составлял 70-80%. А это, кагбе, то самое поколение, у которого потом "ликвидировали безграмотность".

...Нажмите здесь!
 В России 1913 г. число учащихся во всех видах учебных заведений (включая духовные и военные) составляло 9,7 млн. человек (60,6 человека на 1000 жителей). 70% детей и подростков были лишены возможности учиться. В России, по данным "Статистического Ежегодника России", среди населения старше 9-ти лет (возраст поступления на учебу) грамотных было 27% (без учета Закавказья и Средней Азии). Для сравнения: в США даже среди негритянского населения грамотность достигала 56%. В США в 1913 г. насчитывалось 18,3 млн. учащихся (190,6 учащихся на 1000 жителей).

Для сравнения с Россией, имевшей 227-228 человек грамотных на 1000 населения (без учета детей дошкольного возраста) Бельгия имела 998 грамотных на 1000 населения, Германия - 980, Англия - 816, Франция - 930, Австралия - 816, Австрия - 644, Венгрия - 524, Аргентина - 495, Италия - 440, Португалия - 214 человек.

Даже внутри России было неравенство: в Финляндии грамотных было 988 на 1000 человек населения (без детей дошкольного возраста), в Польше - 305, на Кавказе - 124, в Средней Азии - 53 человека. Великороссия, Малороссия, Белоруссия, Сибирь - 268 человек.

В российских ВУЗах в 1913 г. обучалось 127423 человек, в США - 258000 (в два раза больше, чем в России). В США имелось несколько десятков ВУЗов уровня университета, в Англии - 18 университетов, в Германии - 22, во Франции - 14, в России - 8 университетов. На 1 университет в России приходилось около 20 млн. жителей, в Англии - 2,5 млн., во Франции - 2,8 млн., в Германии - 3 млн. жителей. В Россий на 1000 человек населения было 1,7 учителя, в США - 5,45 учителя - в 3 с лишним раза больше. Благодаря известному циркуляру министра просвещения Делянова (во время царствования Александра III) "0 кухаркиных детях", был перекрыт доступ к образованию лицам из сословий крестьян и мещан. И хотя в 1911-1914 гг., циркуляр фактически не действовал, тем не менее из 119000 человек, обучавшихся в гимназиях, выходцы из крестьянских семей составляли 18000 человек (15,12%). Во всех же учебных заведениях министерства просвещения (включая профессиональные, коммерческие и т.д. ) крестьяне составляли около 15% учащихся (и это в стране, где 80% населения было крестьянским!!!). В кадетские корпуса, военные училища выходцы из крестьянских семей вообще не допускались

[Cкрыть]
Изменено пользователем Dramon
Ссылка на комментарий

Jwerwolf
Почему всегда Джерри найдет что сказать и доказать что на самом деле бы без совка всем капец было бы как лучше ?

Джерри никогда не говорит что без совка было бы лучше. :) Хотя бы потому что не может этого знать. Просто Джерри уверен, что на пустом месте ничего не проиходит и необразованный пролетариат (а как же, ведь в РИ совсем не было образования) за 10 лет сам себя образовать не может ну никак.

Что касается совка, то я думаю это был не лучший вариант для того времени. Были шансы добиться болшего меньшими жертвами. Но имеем мы то что имеем.

Можно вкратце, цитатами. Читать целую книгу - это много времени. А время, как известно, - деньги.

Я уже где-то приводил выдержки оттуда, но на всякий случай повторю:

*Нажмите здесь!
 ...к 1916 году в Российской империи было около 140 тысяч школ разных типов, сегодня в России около 65 тысяч общеобразовательных учреждений всех типов. Всего в Российской Федерации сейчас 135,5 тысяч образовательных учреждений всех типов и форм собственности (то есть не только общеобразовательных, но и профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования и т.д.

...данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков.

...работа по введению всеобщего обучения велась в соответствии с четко утвержденными планами. К 1914 году, например из 441 уездного земства 15 земств полностью осуществили всеобщее обучение, 31 были близки к осуществлению, 62% земств предстояло менее 5 лет для осуществления плана, а 30% от 5 до 10 лет [Начальное народное образование 1916, 146]. Планы создания школьных сетей продолжали эффективно реализовываться вплоть до 1917 года. Таким образом, между 1919 и 1924 годом должно было быть осуществлено всеобщее обучение всех детей Империи (в четырех или пятилетних начальных школах, с возможностью продолжения обучения в высших начальных училищах и гимназиях). Полной реализации этих планов помешала не столько Мировая война, сколько Революция 1917 года и Гражданская война, породившая миллионы беспризорников и лиц оставшихся без попечения родителей [Сорокин, 2008]. В СССР всеобщее обязательное обучение (четырехлетнее) было введено только 14 августа 1930 года Постановлением ЦИК И СНК Союза ССР «О всеобщем обязательном начальном обучении».

Что касается численности учащихся, следует отметить, что СССР примерно до 1925 - 1927 гг. в школах училось существенно меньше детей, чем в Российской Империи в 1914-1916 году. Значительный скачок численности произошел лишь в 1930-1931 учебном году (после принятия Постановления о всеобщем обучении).

Завершая этот обзор количественных показателей, следует сказать несколько слов о статистике грамотности населения, которая советскими историками использовалась для доказательства теории «катастрофического отставания». Как правило, мнение о «поголовной неграмотности» населения царской России считается чем-то само собой разумеющимся. Однако, оно вовсе не так очевидно и требует критического анализа. Основную статистическую базу для выводов о состоянии грамотности населения Империи дают результаты переписи 1897 года.

В соответствии с данными переписи в 1897 году на 1000 человек населения приходилось 211 грамотных. Эти данные, однако, требуют уточнений. Во-первых, нужно исключить из данных переписи детей до 9 лет.

Во-вторых, следует учесть неоднородность населения Империи - значительное «ухудшение» статистики, в частности, давали недавно завоеванные среднеазиатские территории, уровень грамотности которых примерно соответствовал Британской Индии. При этом, например, в данных переписи не учитывались территории Великого княжества Финляндского имевшие почти 100% грамотного населения – один из лучших показателей в мире.

С учетом этих факторов оказывается, что в Европейской России в 1897 году грамотными были 30% населения, среди мужчин – 43%. Кроме того, как указывал известный исследователь традиционного образа жизни русской деревни М.М.Громыко, в статистических данных этого периода, в частности, в данных переписи 1897 года имело место существенное занижение уровня грамотности русского крестьянства по трем причинам: 1) Часть крестьян (в том числе старообрядцы) предпочитали скрывать свою грамотность, 2) Согласно традиционной методике обучения «грамотеями» обучали сначала чтению, а только затем письму, в результате чего часть формально «неграмотных» умели свободно читать, но не умели писать, 3) Значительная доля крестьян умели читать духовную литературу по-церковнославянски, но при этом не считали необходимым изучать русскую грамоту и также считались

«неграмотными» [Громыко 1991]. С учетом всех этих обстоятельств оказывается, что по уровню грамотности Россия оказывается в одной группе с Испанией, Грецией и Италией.

Следует учесть, что уровень грамотности – один из косвенных показателей охвата населения начальным образованием за предшествующие приблизительно 50 лет. Причем более или менее адекватно этот показатель соответствует проценту обучаемых приблизительно за 20-30 лет до переписи. То есть перепись 1897 года отражает главным образом итоги царствования Александра II, а об итогах царствования Николая II можно было бы судить только по статистическим данным 20-40-ых годов ХХ века, в частности, по всеобщей переписи 1937 года (усилия советской власти по борьбе с безграмотностью позволили только отчасти преодолеть последствия гражданской войны, в частности, массовой детской беспризорности, бывшей в России невиданным до того явлением). Более актуальные данные о состоянии начального обучения давала статистика грамотности рядовых новобранцев в армии и флоте. Накануне Первой мировой войны показатель грамотности новобранцев в Российской Империи составлял 70-80%.

[Cкрыть]
Ссылка на комментарий

Jwerwolf Спасибо, действительно я не задавался раньше таким вопросом. И уж тем более не ожидал такой статистики. Спасибо! :)

Ссылка на комментарий

Jwerwolf
...Нажмите здесь!
 Теперь рассмотрим то, чем "гордятся" многие апологеты царской России - сельское хозяйство. Россия была сытая и изобильная! " провозглашают они. К сожалению, вынужден констатировать, что это не так. В ХIХ в. Россия пережила 40 голодовок. В ХХ в. голодными были 1901/02 гг., 1905; 1906; 1907; 1908 г.; 1911/12 гг. В 1901-1902 годах голодали 49 губерний, в 1905; 1906; 1907;1908 гг. голодало от 19 до 29 губерний, в 1911-1912 гг. за 2 года голод охватил 60 губерний. На грани смерти находилось 30 млн. человек. По различным оценкам в 1901-1912 гг. от голода и его последствий погибло около 8 млн. человек. Царское же правительство было более всего озабочено тем, как бы скрыть масштабы голодовок. В печати цензура запрещала употреблять слово голод , заменяя его словом "недород". [Cкрыть]

Ага, но никаких документированных подтверждений этому нет. Даже в БСЭ.

*Нажмите здесь!
 ...Впечатляющая щедрость, но увы, с источниковой базой данных заявлений дело обстоит из рук вон плохо — за исключением известной фальшивки о «отчётах царю» (речь о которой пойдёт в следующей части) никаких подтверждений своим словам (конкретных ссылок на исторические исследования, «разные данные», да даже на «свидетельства очевидцев») ораторы предоставить не в состоянии.

Между тем вопрос очень серьёзный. В связи с чем мною проведено небольшое расследование на предмет наличия цифр умерших от голода в дореволюционной, советской и постсоветской исторической литературе.

С дореволюционной оказалось, в целом, проще всего. Прежде всего, свой авторитетный голос возвышает А.С. Ермолов, в 1892-1905 возглавлявший Министерство земледелия Российской Империи, а затем руководивший упоминавшимся уже Центральным комитетом по оказанию врачебно-продовольственной помощи населению. В своей фундаментальной, в значительной мере исчерпывающей тему неурожаев в Империи работе «Наши неурожаи и продовольственный вопрос» он писал [2, c. 414]:

...согласно сообщениям всех опрошенных мною земских деятелей, представителей Красного Креста, членов местной врачебной администрации — если уже не верить чинам администрации общей — ни одного случая смерти непосредственно от голода, от полного отсутствия всякой пищи, не говоря уже про случаи самоубийств или убийств детей из-за голода, не было констатировано ни разу и нигде. Все такого рода случаи, о которых сообщалось в газетах — всегда очень глухо, без точного указания места, селений и без обозначения имён лиц, якобы умерших от голода или прибегнувших к самоубийству или убийству детей — расследовались на местах, насколько это было возможно при неопределённости указаний, и нигде не подтверждались.

Он же отмечал, что прирост населения в 1906-07 отмечался везде, а в некоторых губерниях (Орловская, Тамбовская, Уфимская) даже превзошёл прирост за предшествующий год [2, c. 529].

Не доверять свидетельству такого осведомлённого человека оснований нет. Однако для полноты картины обратимся к идейным предшественникам нынешних левых — марксистам. Вот т-щ А.С. Панкратов, автор книги с, конечно же, правдивым заголовком «Без хлеба (Очерки русского бедствия. Голод 1898 и 1911-12)». Но даже он, описывая указанные «голодухи большие, всероссийские», на оба недорода смог привести 3 (три) случая смертей и ещё столько же покушений на самоубийство (неудачных), причём прямой связи между «голодом» и смертью/самоубийством, как правило, нет. Характерна и реакция автора на свидетельства встреченных им жителей: крестьяне не теряли присутствия духа и отвечали ему бодро, — но это автором расценивалось как показное, алармистские же рассказы местных интеллигентов принимались на веру безоговорочно. Однако столь невнятные «непосредственные результаты» как-то слабо согласуются с уверениями о массовой смертности.

А если при этом учесть, что в основном автор работал в районах компактного проживания татар и башкир, которые по уровню жизни стояли ниже даже бедняцкой части русского крестьянства, то… Думаю, всё ясно.

Можно обратиться к трудам досоветских демографов — к примеру, академика C.А. Новосельского. Он относительно «голодной смертности» в Империи озвучивает единственную цифру: 350 тысяч умерших в голод 1891-92 [22, с. 117]. И всё.

Далее, были изучены книги советских авторов, специализировавшихся на сельском хозяйстве [31]. Несмотря на то, что тема голода «красной нитью» проходит через эти работы, никаких цифр, указывающих на количество умерших от него, данные авторы (авторитеты в своей области, причём самых разных убеждений — в рамках «марксистско-ленинской методологии», конечно, — от ортодоксов до относительных вольнодумцев) парадоксальным образом не приводят. Более того: поразительно, но проблема голода ими рассматривается достаточно поверхностно, как бы мимоходом. Как правило, указывается год недорода, ареал распространения, иногда количество населения, «охваченного голодом» (т.е. общее население губерний, в которых случился недород, без детализаций), но почти не поднимается вопрос о смертности. И это несмотря на то, что «классовая борьба» без статистики голодных смертей выглядит довольно сомнительно.

Единственное исключение в этом плане (маргинальное, правда) — книга Китаниной. Вот полная цитата из неё, касающаяся смертности: «Голод 1891 г. унёс миллионы жизней. «С 1891 г. голодовки стали гигантскими по количеству жертв» [цитата по ПСС Ленина, т. 6, с. 278 — первоисточник: газета «Искра», №17, 15 февраля 1902]» [5, c. 75]. И всё.

Однако если в советские времена ссылка на «вождя» равнялась ссылке на истину в последней инстанции, то сейчас требуются не умело подобранные цитаты, а доказательства: архивные материалы и т.п. Увы — автор никаких подобных ссылок не приводит, что её заявление понятным образом обесценивает.

Точно так же нет никаких данных в советской справочной литературе. Наиболее информативной является статья «Голод» в первом издании Большой советской энциклопедии: в ней подробно описываются объёмы затрат за закупки правительством хлеба для жителей пострадавших от недорода территорий, общественная активность в помощи нуждающимся (естественно, с максимально критических позиций) — однако даже упоминания об умерших в результате голодовки 1891-92 мы не найдём. Это тем более скандально, что в той же самой статье наличествуют пассажи о «небывалом даже в летописях русских голодовок 1921-22 гг.», когда «от г. и его последствий погибло около 5 милл. человек, при этом особо тяжкие потери понесла беднота» [8, т. 17, c. 463]. То есть, даже тогда крыть было нечем. Не нашлось чем крыть и в последующих изданиях БСЭ — в них статьи о голоде носят весьма общий характер и почти лишены каких-либо цифр (а в списках литературы по теме предлагается изучать исключительно труды Маркса, Энгельса и Ленина).

Приходится сделать неутешительный вывод: несмотря на доступ к огромным массивам статистической и делопроизводственной документации государственных и общественных учреждений России, несмотря на наличие довольно заметного числа работ дореволюционных авторов историки советских времён не обладают какими-либо цифрами, подтверждающими тезис о смертности «от голода» в Империи.

Нет данных о голодных смертях и у советских/постсоветских демографов. А.Г. Рашин в своей очень богато документированной работе приводит составленную им таблицу естественного движения населения 50 губерний Европейской России. Данные из неё показывают в рассматриваемый нами период 1890-1913 стабильную картину понижения смертности: от 36,7 умерших на 1000 населения в 1890 до 27,4 на 1000 населения в 1913. Единственный серьёзный скачок смертности приходится на 1892-й — 41 на 1000 населения [23, c. 156]. Неурожаи, как следует из цитируемых им документов соответствующих госструктур, влияли на соотношение умерших и родившихся, но выражались в сокращении рождаемости, а не в росте смертности.

В книге имеется интересная цитата из «Отчёта о народном здравии за 1892-й»: «Отчётный 1892 г. по смертности и рождаемости, а также болезненности населения Российской империи является наиболее неблагоприятным из десятилетия с 1883 по 1892 год. Неурожаи двух предшествующих лет значительно усилили заболеваемость и смертность населения. В первой половине 1892 г. в губерниях по низшему и среднему течению р. Волги и её притоков упорно держался сыпной тиф, а затем во второй половине года ослабленное население поразила азиатская холера при особом её развитии главным образом в Среднеазиатских областях, на Кавказе и в губерниях по течению рр. Волги и Дона. Усиление смертности и понижение рождаемости замечалось почти по всем губерниям...» [23, с. 158]. Из таблицы на стр. 208 можно узнать, что от холеры в тот год умерло 300,3 тысяч человек.

В то же время, согласно приводимым данным естественного прироста населения по 50 губерниям Европейской России по пятилетиям, период с 1896 по 1910 давал рекордные показатели (в млн. чел.): 1896-1900 — 8,307,6, 1901-1905 — 8,642,9, 1906-1910 — 9,162,0 [23, с. 162]. Также постоянно росло среднегодовое число родившихся.

Самый известный советский демограф Б.Ц. Урланис называет более высокую цифру: говоря о голоде 1892, он указывает, что умерло 500 тысяч человек [24, c. 83] и добавляет, что значительная доля смертей приходилась на группу детей до 1 года (младенцев), коэффициент смертности которых превысил 30%. Впрочем, приводимая им таблица детской смертности по губерниям Европейской России показывает медленное, но всё же снижение её показателей в последующие годы: от 26% в 1897 и 27,9% в 1898 до 22,5% в 1907 и 23,7% в 1911 [24, с. 91].

Показательно, что вопрос «голодных смертей» применительно к годам царствования Николая II Урланисом не поднимается.

Не подтверждаются «огромные потери» от голода и позднейшими изысканиями демографов. Так, классический расчёт ЦСУ СССР, проведённый Р.И. Сифман и основанный на изучении и корректировке расчётов Управления Главного врачебного инспектора МВД, показывает следующую динамику населения Империи (в миллионах человек, без Финляндии): 1909 — 156, 1910 — 158,3, 1911 — 160,8, 1912 — 164, 1913 — 166,7 [25].

В солидном многотомнике «Население России в ХХ веке» совершенно однозначно указывается, что «во всех регионах Европейской России к 1913 население дало значительный прирост. По сравнению с 1897 число жителей Центрального промышленного региона увеличилось на 32,4%, Северо-западного района — на 37%, Среднего и Нижнего Поволжья — на 34,3%, Центрально-Чернозёмного района — на 38,8%. Самый большой прирост наблюдался на Северном Кавказе — 68,4%» [26, c. 25]. То есть, как мы видим, Черноземье и Поволжье, якобы постоянно «выкашиваемые» голодоморами-миллионниками, дают одни из самых высоких показателей прироста населения.

Если брать голодные года, то в 1907 зарегистрирован очень высокий естественный прирост населения (18,1%), немногим ему уступали якобы «катастрофические» 1911 (17%) и 1912 (16,9%). Низший за первые 15 лет ХХ века прирост зарегистрирован в беспокойном 1905 (13,9%) [26, c. 26-27].

Как с этим согласовать «регулярные миллионные цифры умерших» — совершенно непонятно. Они дали бы однозначную отрицательную динамику и свидетельствовали бы о вымирании населения! Между тем, даже в период якобы «гигантского голода» 1911-1912 население выросло более чем на 3 миллиона человек. Для сравнения, можно поднять данные о годах советских голодоморов (1921-22, 1931-33, 1946-48): полное прекращение роста населения страны, а затем и уход показателей роста в минус + резкое падение показателей ожидаемой продолжительности жизни.

Иностранные исследователи тоже уделяли проблеме голода в России внимание. Уже упоминавшийся Ричард Роббинс вычислил избыточную смертность в период «кризиса 1891-92»: около 400 тысяч смертей сверх нормы, большая часть — из-за разразившейся в 1892-м эпидемии холеры [12] (ею в 1892 оказалось поражено 77 губерний — самый высокий на тот момент показатель в истории страны). Другой американский исследователь, С.Л. Хок, проведя дотошное изучение метрических книг в Тамбовской области (приход Борщёвка), «находящейся в самом центре Центрально-Чернозёмного сельскохозяйственного региона, часто описываемого как беднейшая часть Российской империи во второй половине XIX века» (эта область была непременным фигурантом всех недородов в описываемый период), пришёл к однозначному выводу: «С самого начала наблюдений, с 1830 г., неурожаи в Борщёвке никак не влияли на смертность. За десятки лет до развития транспортной системы в России и до дискуссий об улучшении гигиены крестьяне Борщёвки уже не умирали от голода» [27]. Третий американец, Аркадий Каган, в обширном списке российско-советских голодовок (который обнимает период с начала XIX века до 1965) относит к «famine» (голод, влекущий за собой массовую смертность) только 1892 (из рассматриваемого здесь периода) — и это при его весьма критическом настрое к официальной аграрной статистике Империи [28, c. 139-142]. Наконец, работающий во Франции демограф С. Адамец исчерпывающе характеризует ситуацию:

«Голод 1892 г., усиленный эпидемиями холеры, оспы и тифа, вызвал последний острый кризис смертности в Российской империи. В годы таких кризисов продолжительность жизни опускалась до 26-28 лет у женщин и до 25 лет у мужчин. Однако в начале XX в. кризисы смертности стали слабеть. Неурожаи конца XIX в., 1906, 1909 и 1911 гг., так же, как и новая эпидемия холеры в 1910 г., слабо отразились на продолжительности жизни, которая у женщин не опустилась ниже 30, а у мужчин — ниже 28 лет» [29].

То есть мы пришли к единственному выводу, следующему из изучения исторической литературы и документов — после «Царь-голода» 1891-92 более ни один недород в Российской Империи не повлёк за собой «голодных смертей».

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

[Cкрыть]
...Нажмите здесь!
 В России 1913 г. число учащихся во всех видах учебных заведений (включая духовные и военные) составляло 9,7 млн. человек (60,6 человека на 1000 жителей). 70% детей и подростков были лишены возможности учиться. В России, по данным "Статистического Ежегодника России", среди населения старше 9-ти лет (возраст поступления на учебу) грамотных было 27% (без учета Закавказья и Средней Азии). Для сравнения: в США даже среди негритянского населения грамотность достигала 56%. В США в 1913 г. насчитывалось 18,3 млн. учащихся (190,6 учащихся на 1000 жителей).

Для сравнения с Россией, имевшей 227-228 человек грамотных на 1000 населения (без учета детей дошкольного возраста) Бельгия имела 998 грамотных на 1000 населения, Германия - 980, Англия - 816, Франция - 930, Австралия - 816, Австрия - 644, Венгрия - 524, Аргентина - 495, Италия - 440, Португалия - 214 человек.

Даже внутри России было неравенство: в Финляндии грамотных было 988 на 1000 человек населения (без детей дошкольного возраста), в Польше - 305, на Кавказе - 124, в Средней Азии - 53 человека. Великороссия, Малороссия, Белоруссия, Сибирь - 268 человек.

В российских ВУЗах в 1913 г. обучалось 127423 человек, в США - 258000 (в два раза больше, чем в России). В США имелось несколько десятков ВУЗов уровня университета, в Англии - 18 университетов, в Германии - 22, во Франции - 14, в России - 8 университетов. На 1 университет в России приходилось около 20 млн. жителей, в Англии - 2,5 млн., во Франции - 2,8 млн., в Германии - 3 млн. жителей. В Россий на 1000 человек населения было 1,7 учителя, в США - 5,45 учителя - в 3 с лишним раза больше. Благодаря известному циркуляру министра просвещения Делянова (во время царствования Александра III) "0 кухаркиных детях", был перекрыт доступ к образованию лицам из сословий крестьян и мещан. И хотя в 1911-1914 гг., циркуляр фактически не действовал, тем не менее из 119000 человек, обучавшихся в гимназиях, выходцы из крестьянских семей составляли 18000 человек (15,12%). Во всех же учебных заведениях министерства просвещения (включая профессиональные, коммерческие и т.д. ) крестьяне составляли около 15% учащихся (и это в стране, где 80% населения было крестьянским!!!). В кадетские корпуса, военные училища выходцы из крестьянских семей вообще не допускались

[Cкрыть]

Здесь снова отсылаю вас к вышеуказанной книге. "

По поводу "Циркуляра...": Быть может вы не знаете, но называется он не "0 кухаркиных детях", а "О сокращении гимназического образования". Теперь подумаете, какой процент составляли гимназии от общего числа учебных заведений. И поймите, какая глупость в этой цитате.

Гимназического образования дети не получали и в СССР, т. к. гимназии - это классическое образование, а в СССР оно было уничтожено.

Что касается высшего образования, то в РИ в среднем на 10 000 населения было 8 студентов, ровно столько же сколько в Великобритании (без колоний!). Так что все разговоры о том что университетов было меньше - лишь подтасовка фактов. Вероятно, британские унивеситеты просто были в среднем меньше российских. Те же цифры для Германии - 11, для Франции - 12. Велика разница?)

Кстати, в указанной мною выше книге эот момент также оговорен:

Нужно особо отметить, что сравнения часто использующиеся для доказательства якобы имевшего место «катастрофического отставания царской России» в сфере высшего образования накануне Первой мировой войны, как правило, некорректны. Иногда, например, сравнивают количество университетов в России и университетского образования (например, [Высшее образование в России 1995, 254]). Действительно, в Российской империи было 12 университетов, тогда как в Германии, например, их было 22, а в Великобритании – 15. Но, при этом российские университеты были в среднем крупнее европейских, а некоторые высшие учебные заведения России (например, Лазаревский институт восточных языков, Александровский и Демидовский лицей, Высшее училище правоведения, духовные академии и высшие женские курсы) не носившие названий «университетов», тем не менее, давали образование соответствующее университетскому в других странах. Поэтому данных только о числе университетов явно недостаточно, чтобы сопоставить уровень высшего образования, тем более, чтобы сделать на этом основании странный вывод о том, что «В высшем образовании Россия отставала о Германии в 3,4 раза, а в университетском – в 6 раз» ([Высшее образование в России 1995, 254).

Так что, стоит сначала читать источники, и только потом спорить с ними. ;)

Ссылка на комментарий

UBooT
Вспоминается песня группы Ленинград про выборы. В которой есть такой припев: "Выборы, выборы, кандидаты - censoree.gif".

Ну, как, не нажраться...

Ссылка на комментарий

Дoбро
А чем товарищ СТАЛИН хорош?Тысячями убитых ни в чём ни повинных людей?Или уничтожением основы нашей экономики на селе? Или же уничтоженной им интелегенцией?Чем он хорош?Провёл индуастрилизацию за короткое время, но какой цной это было достигнуто?

Лучше потерять треть населения сейчас, чем увидеть уничтоженную Россию через 10-20 лет.

Трам тарарам ,выборы-2012, Куда покатимся?

Ответ: В тартарары.

Изменено пользователем Денис Порфирьев
Ссылка на комментарий

Terranoid
Лучше потерять треть населения сейчас, чем увидеть уничтоженную Россию через 10-20 лет.

Ага, все готовы жертвовать жизнью за веру, царя и отечество - только не все своей.

Слишком сильное заявление если сам не готов быть той третью.

Ссылка на комментарий

Дoбро
Слишком сильное заявление если сам не готов быть той третью.

Я готов быть частью той третьи. Есть ещё вопросы?

Изменено пользователем Денис Порфирьев
Ссылка на комментарий

Terranoid
Я готов. Есть ещё вопрос?

Не верю.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 24,723
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 3195209

Лучшие авторы в этой теме

  • belogvardeec

    975

  • nelsonV

    559

  • Volchenock

    559

  • Белый Волк

    514

  • pop890

    425

  • MihaLbl4

    410

  • Dart An'ian

    404

  • Olegard

    356

  • never-forgotten

    319

  • Mr. Eco

    306

  • Nedzvikk

    293

  • skelet

    282

  • Агент Госдепа

    240

  • Zdrajca

    239

  • lavpaber

    231

  • Praetor95

    230

  • Толстый

    229

  • Лукулл

    225

  • Jean-Paul Marat

    213

  • Pshek

    208

  • ROTOR

    206

  • Dramon

    203

  • UBooT

    197

  • ibnXattab

    197

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

Обеликс из Галлии

Эту тему, кроме вступления, я скомуниздил с одного сайте, надеюсь палками меня за это не забьют.    За последнее время монархий в мире стает все меньше и меньше, но может где-то она сможет с

Freemerchant

Ну если углубиться в историю без всяких сказок, то дворянами было свергнуто всего лишь три царя -  Василий Шуйский, Пётр III и Павел I. К крепостному праву их свержение никакого отношения не имел

Triumph1

Где вариант - ни в одной? Это же дичайший абсурд считать, что в 2019 возможна реставрация монархии хотя бы в какой-то стране.

UBooT

Спасибо! А - это ход! ( Лишь-бы выкакивать, под комиссионным присмотром, не заставили )

UBooT

И, кстати, - да. Может и статься...

UBooT

Отлично...Да... Никто из моих знакомых оттудова не вернулсо...Живут, ростят детей, работают, и, видимо, между тем отдыхают... Однажды я понял их херовость, когда кое-кто посетовал, что необходимо ка

UBooT

Это, блин, ЗОГ-игра какая-то...Ведомая не всем...

Olgard

Допускаю подобные мысли в воспаленных умах некоторых румынов. Молдавию они давно считают частью Румынии. Полагаю, что в тайне мечтают и об Одесской области, которую оккупировали вместе с немцами во вр

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...