Глава 0. Предисловие.
Над Константинополем шел дождь. Густые тучи набежали с Понта, закрыли собой небо и разразились ливнем, каких давно не было в великом городе. Попрятались прохожие под лоскутные навесы базарных лотков, в свои норы забились дворовые кошки, ни одна живая душа не хотела выходить в этот момент на улицу -- казалось, город полностью обезлюдел, как будто нет Константинополя, и не было его никогда, а были только голые стены неизвестно зачем и непонятно когда построенных домов.
Император уныло смотрел на Город -- свое последнее прибежище и оплот византийских сил здесь, у Пролива. Совсем не таким рисовали его старинные хроники -- в них Город был смеющимся, богатым, на отливающих золотом куполах бесчисленных церквей играл веселый солнечный свет, а из Золотого Рога до дворца Императоров доносились радостные крики праздных купальщиц... и будто бы кануло в никуда все это великолепие, будто бы не было смеха и увесистого звона монет, который всегда в иные времена доносился с Галаты. Не было, и наверное, уже никогда не будет.
"Турки" -- отрешенно подумал базилевс. Во всем виноваты турки. Кто звал их на эти земли? Кто позволил прийти сюда, в самое сердце древней страны, занять обжитые места, сжечь деревни... кто? Воистину, Бог наказывает своих рабов -- если бы не землетрясение там, в Галлиполи, турок бы не было сейчас здесь, под самыми стенами великого Города. Но за что?.. за что наказывать народ, который итак уже сам себя наказал достаточно за свою доверчивость к западным собакам-крестоносцам; за что наказывать народ, чьи предки прошагали маршем от Альбиона до Каппадокии, и который сейчас не в состоянии удержать даже клочок земли во Фракии... этот народ сам себя наказал.
--Пошли мне чудо, Господи! -- взмолился греческий царь. -- Пожалуйста, не обрекай нас на смерть -- ведь если стены Города падут, тысячи ни в чем не повинных людей окажутся в рабстве у исмаилитов! Неужели нашим девушкам суждено танцевать в гаремах турецких султанов? Неужели нашим юношам предписано горбатить спину ради магометанских беев? Я верю, Господи -- нет, я знаю! -- нашему народу уготована другая судьба. Но, Боже, если это и правда так, пошли нам чудо. Потому что без чуда мы не справимся...
Опустошенный, император грустным взглядом посмотрел на запад, куда-то за городские стены -- и упал в кровать, заснув беспокойным, но долгим сном.
Через несколько часов спустя у Золотых ворот окажется человек, странно озирающийся вокруг. Его одежда будет поношена и истрепана, а сам он внешностью будет напоминать скорее славянского варвара из тех, что пасут свои стада севернее Кафы, чем благородого грека. Этот человек не будет помнить, зачем он здесь стоит, кто он такой, и почему он судорожно сжимает в руках маленький золотой крестик. Он даже имени своего не будет помнить. Зато он будет четко знать, что ему нужно войти в эти ворота, подняться напрямую через Влахерны и Галату, минуя спуски к Золотому Рогу, и дойти до дворца Императора. Он будет знать, что ему нужно во что бы то ни стало увидеть Императора и передать ему этот крест -- и еще несколько слов, значение которых он сам плохо понимал.
Убедившись, что больше в его голове никаких инструкций не будет, человек тот вздохнул и сдвинулся с места. И каждый его шаг вписывал в Историю новые, доселе чистые страницы...
Спустя месяц.
Октябрь 1444 года, Константинополь, императорский дворец.
--Так отправьте к нему Николая! -- в раздражении приказал Иоанн VIII. -- Неужели непонятно, что сейчас, когда египетские варвары во всеуслышание объявили венецианских прохвостов своими врагами, нужно действовать немедленно и решительно?! Отправьте Николая, и пусть он берет все, что захочет, с собой, но мне нужен этот союз!
--Будет исполнено, мой повелитель. -- дипломатический советник склонился в глубоком поклоне, чтобы Император не смог различить гримасу ненависти на его лице. Советник презирал Николая. С тех пор, как этот нищий оборванец появился перед их светлейшим царем и передал ему какую-то вещицу, все пошло наперекосяк. Кажется, этот тиран-сумасброд возомнил себе, что он не царь нищих полуголодных греков, а по меньшей мере император Траян во дни славы и величия Рима... ну что же, хуже в любом случае не будет. Пусть едет Николай, может быть, хоть в Египте его научат ценить чистую кровь аристократов...
Декабрь 1444 года, Константинополь, Сады.
--Да что вы говорите? -- Иоанн прохаживался по благоухающим садам вместе с посланником Венгрии, варварского государства на Севере, что так некстати лишилось своего царя. -- Вы действительно полагаете, что мы можем рассчитывать на быстрое взятие Галлиполи? Хм, ваш план, конечно, недурен, но мне нужно время, как вы понимаете. Время, и некоторое количество денег. Впрочем, о деталях мы можем договориться позднее... -- Император сделал широкий жест в сторону, и посланец, коротко улыбнувшись, последовал за ним. Кажется, думал он, великой Венгрии выпал наконец тот шанс, которого так долго ждал Уласло... ждал, но не дождался и пал в бою, продав османам свою жизнь как можно дороже. Что же, по видимому, византийский император гораздо умнее...
Изменено пользователем Римский Орел- 7
Рекомендованные сообщения