Лучшие авторы в этой теме
-
Arrey 247 сообщений
-
Fabrizio 179 сообщений
-
Крючков И.Ю. 148 сообщений
-
Zheleznyak 86 сообщений
-
Gulaev 85 сообщений
-
Ученый коть 80 сообщений
-
лекс 72 сообщений
-
Mr. Eco 60 сообщений
-
nelsonV 58 сообщений
-
Valamir 57 сообщений
-
bornrules 51 сообщений
-
Falcssonn 42 сообщений
-
Volchenock 42 сообщений
-
muborevich 40 сообщений
-
Александрович 37 сообщений
-
Муцухито 37 сообщений
-
NikitaDirigable 35 сообщений
-
Redbell 35 сообщений
-
Белый Волк 30 сообщений
-
belogvardeec 28 сообщений
-
Вольт 27 сообщений
-
Helga Lancaster 27 сообщений
-
BadHamster 25 сообщений
-
simuil 22 сообщений
Популярные дни
-
Июл 20 2015
115 сообщений
-
Июл 23 2015
100 сообщений
-
Июл 22 2015
93 сообщений
-
Июл 28 2023
91 сообщений
-
Июл 21 2015
74 сообщений
-
Июл 18 2015
70 сообщений
-
Янв 18 2022
66 сообщений
-
Апр 16 2019
62 сообщений
-
Июл 24 2023
59 сообщений
-
Сен 28 2015
55 сообщений
-
Июл 31 2023
53 сообщений
-
Авг 1 2023
49 сообщений
Популярные сообщения
Valamir
Если поискать хорошо, то, внезапно, можно найти. Бронзовый век не наступил сразу после каменного, между ними был энеолит. Это всё, что можно сказать о твоих исторических познаниях.
Devin
современная наука к подобным источникам относится, мягко говоря, скептически.
Александрович
Русскому человеку не требуется сочинять аналоги сказок про протоукров и россказни, что Иисус и Будда были украинцами
Userius
Выходит США тоже деградировали? А Украина, где 90% новостей про Путина и российские дела тоже деградант? Похоже, деградирует не Россия, провокация вырезана !
Olgard
О, новый укромиф. Очень интересно.
лекс
Не обобщайте. С абсолютным большинством общаюсь, спорю нормально. А вот кому-то надо раскрыть глаза на отсутствие знаний. И эти люди не оппоненты, с оппонентами, споры по-существу, которые
Pendragon
Знаю, но труды не читал. Это в высшей степени странный вывод. Я знаю, что новгородцы называли всех других русичей - "низовыми", а саму Русь – Низом) Но это не значит, что они - другой народ. Тем более
-
Сейчас на странице 0 пользователей
- Нет пользователей, просматривающих эту страницу
Рекомендованные сообщения
Ученый коть 984
Эти люди точно (Шахматов то вроде как точно должен был, кто остальные - понятия не имею) Лаврентьевскую летопись читали? Ну а то, там сказано:
Афетово бо и то колѣно Варѧ зи Свеи Оурмане [Готе] Е Русь . Агнѧне Галичане . Волъхва Римлѧне Нѣмци . Корлѧзи Веньдици Фрѧгове и прочии доже
То есть немцы всего лишь разновидность "афетовцев" вроде римлян и фрягов, никакой ассоциации скандинавов с немцами и близко нет. Что собственно и понятно - собственно зная азы исторической географии 9 - 11вв. Ну и какой смысл валить в кучу сообщения из других славянских сообществ и 16 века, то есть, вообще другой исторической эпохи? Что касаемо сообщения Ивана Васильевича, то оно относилось к исторической географии 16 века (когда между скандинавами и немцами уже была пропасть), и вольному прочтению его норманнистами, когда желаемое выдается за действительное...
Каких Хазар? Вы отрывок то хоть прочитали? Речь идет о том, что отрывок где Фадлан говорит об "ас - сакалиба" т. е. славянах, принципиально заменен на булгар, что собственно и является признаком фальсификации. Причем тут какие - то хазары? Причина замены понятна - из текста Ибн - Фадлана следует, что Русы плыли к хазарам транзитом через земли "ас - сакалиба" то есть, либо через вятичей либо через боршевцев (ну или сами были последними), а значит никак не могли быть скандинавами.
Если на Рюриковом городище были обнаружены следующие признаки: длинные скандинавские дома, слой чисто скандинавской керамики, а рядом - полноценный скандинавский могильник, то тогда можно говорить об ещё одном свидетельстве присутствия (после Старой Ладоги) скандинавов на Руси. Если данных трех признаков нет - значит речь о скандинавской колонизации не идет, а вышеозначенное может быть чем угодно - от торгового поста, до лагеря наемников. Ну и Носов та же пронорманнистская питерская археологическая школа имени Клейна если что...
Ссылка на комментарий
лекс 12,659
Не всё так однозначно.
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, емь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, либь. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близь моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Сима, сидят по тому же морю и к западу - до земли английской и волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуезцы и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем хамовым.
По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту... и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки. По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама южные страны, Иафетовы же - взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте. Так, например, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Здесь разделение славян и варягов. А выше разделение варяги, норманы, русь, немцы.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская». Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, а направляется на север и впадает в море Варяжское. Из этого же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: По Двине это Прибалтика (точнее г.Рига, Латвия), если речь, конечно, о Западной, а о Северной Двине. Выше приводились данные антропологии и генографии о близости к балтам (современные латыши, литовцы) и финно-уграм (эсты). Кстати, примерно же в это время в тех окресностях появились и
И пришел к славянам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда.
В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали по серебряной монете и по белке от дыма. В год 6368 (860). В год 6369 (861). В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свей, а иные норманы и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Но выше варяги и русь разделяется. Хотя, понятно. что были различные вставки разного времени.
Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и пришел старший Рюрик, а другой - Синеус - сел на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находчики, а коренное население в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде. В год 6371 (863). В год 6372 (864). В год 6373 (865). В год 6374 (866). Отправились Аскольд и Дир войной на греков и пришли туда в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян и дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград.
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. Оттуда отправился вниз и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся ребенка Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что де «Мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», - а когда вынесли Игоря, добавил: «Вот он сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли: Аскольда - на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет матерью городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся Русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.
На счёт смысла валить в одну кучу. Тут вольных трактовок всегда будет достаточно, что у норманистов, что у их оппонентов. По-крайней мере, пока наука не сможет дать однозначный ответ.
Читаем
Т.е. булгары платят хазарам, что, собственно, и было.
I.5.1. Ибн Фадлан
Ахмад ибн ал-Аббас Ибн Фадлан был арабским путешественником и миссионером, побывавшим в 921–922 гг. на берегах Волги и оставившим «Записку» (Рисала) об этом путешествии (в тексте сам автор именует свое сочинение «книгой» – китаб).
Впервые выдержки из сочинения Ибн Фадлана стали известны по «Географическому словарю» арабского энциклопедиста начала XIII в. Йакута, который включил фрагменты из книги Ибн Фадлана в свой труд. В 20-х годах XX в. в иранском городе Мешхеде была найдена рукопись с более полным текстом «Записки», которая стала основой для дальнейших исследований. С 1935 г. ее фотокопия хранится в Отделе рукописей Института востоковедения в Санкт-Петербурге. Отдельные части из книги Ибн Фадлана имеются также в труде арабского ученого Закарии Казвини (XIII в.), а также у персидских авторов Наджиба Хамадани (XII в.) и Амина Рази (XVI в.). Фрагменты из сочинений этих персидских авторов учтены А. П. Ковалевским в издании 1956 г.
Более ста лет назад известный археолог А. А. Спицын высказал сомнение в достоверности книги Ибн Фадлана (Спицын 1899), что вызвало полемику, в результате которой была доказана аутентичность произведения (Тизенгаузен 1900; Розен 1904).
Из «Записки» следует, что в ответ на просьбу правителя волжских булгар Алмуша о помощи против хазар, об укреплении в вере ислама тех булгар, которые уже стали мусульманами, и об обращении в ислам еще неверующих, на берега Волги было отправлено посольство халифа ал-Муктадира (908–932). Ибн Фадлан был секретарем этого посольства и наставником в вероучении.
Выйдя из Багдада 21 июня 921 г., караван прошел через города Хамадан, Рей, Нишапур, Мерв, Бухару, проследовал по Амударье до Хорезма, миновал Аральское море и через плато Устюрт и р. Урал достиг 12 мая 922 г. территории средней Волги, где, южнее впадения в Волгу р. Камы, находилась ставка «царя ас-сакалиба», как называл Ибн Фадлан правителя волжских булгар. Такой обходной путь был выбран миссией, видимо, из-за исходящей со стороны хазар опасности.
Ибн Фадлан встретил на берегу Волги отряд торговцев-русов и в своей «Записке» подробно рассказал об образе жизни, одеждах и украшениях, внешнем виде, верованиях, погребальном обряде прибывших русов, исходя из собственных наблюдений над ними. Эти уникальные сведения Ибн Фадлана вызывали большой интерес среди исследователей; им посвящена значительная литература. Признано, что описанные Ибн Фадланом русы по обрядности и внешнему виду напоминают скандинавов, хотя их одеяния и обычаи содержат и финские, и славянские элементы.
Внимание историков привлекал также тот факт, что Ибн Фадлан на протяжении всего изложения называл правителя Волжской Булгарии «царем ас-сакалиба (славян)». Наиболее распространена точка зрения, что причиной такого именования явилось расширительное понимание Ибн Фадланом этнонима ас-сакалиба (славяне) как населения Восточной Европы, что встречается и у некоторых других арабских авторов. К примеру, ал-Мас‘уди считал славянами немцев (ан-наджим), саксонцев (саксин), венгров (ат-турк). Есть и другие предположения. Так, А. Я. Гаркави полагал, что в Поволжье существовало многочисленное славянское население (Гаркави 1870. С. 105). Позднее ученые отказались от этой идеи, исходя из данных археологии. Однако в последние годы теория была реанимирована на том основании, что в Поволжье была открыта так называемая именьковская культура, которую некоторые историки склонны относить к праславянской (Седов 1994; Кляшторный, Султанов 2004. С. 156–157). На этом основании стали возникать догадки о причинах наименования волжских болгар славянами. Однако неизвестно, сохранилось ли это население до X в. и называло ли оно себя или другие народы славянами. Ряд ученых считали, что светловолосые северные народы, в том числе поволжские, назывались арабскими авторами славянами, исходя не только из данных Ибн Фадлана, но и из вышеупомянутых сведений ал-Мас‘уди о том, что немцы и венгры тоже относились к славянам (Ибн Фадлан/Тоган. S. 104, 295–331; Ибн Фадлан 1956. С. 15, 159. Примеч. 9). С этим предположением трудно согласиться, поскольку для народов Поволжья у арабов существовали известные этнонимы – булгары, буртасы, башджирты и др., но отнюдь не славяне (ас-сакалиба). Была также высказана точка зрения, что Ибн Фадлан назвал правителя булгар царем ас-сакалиба со слов самого царя Алмуша. Последний же именовал себя так для придания престижа при создании антихазарской коалиции. Автор XIII в. Йакут модифицировал текст Ибн Фадлана, отождествив сакалиба с волжскими булгарами (Мишин 2002. С. 29–33). Было высказано и предположение о том, что болгары могли считать славян своими подданными еще со времен господства Великой Болгарии в причерноморских степях над антами и представителями так называемой Пеньковской культуры, которые относятся археологами к праславянам (Петрухин, Раевский 1998. С. 225; Кляшторный, Султанов 2004. С. 153–157).
А при чём тут пронорманистская школа? На раскопки Носова ссылается Янин, который, высказывает идею о том, что приглашённые были с Южной Балтии.
Скандинавская колонизация? Скандинавы (если под ними понимать шведов, датчан, норвежцев) присутствовали в тех краях, но вряд ли можно говорить о полноценной колонизации, если спустя время растворились в местном населении. Это вопрос объёмов присутствия, объёмов "колонизации".
Ссылка на комментарий
Arrey 2,352
Это новая большая тема. Прежде чем переходить к вопросу был ли Олег, нужно закрыть вопрос был ли Рюрик. Если признаем что Рюрик придуманный персонаж то можем переходить к обсуждению Олега и Игоря.
Ссылка на комментарий
Fabrizio 27
А как они себя называли? Не Игоревичи же. Или Владимировичи.
По родоначальнику называют ведь. По другому не получится.
Так, а кого по вашему мнению условные Рюриковичи считали родоначальником своей династии?
Предложите варианты, рассмотрим.
Ссылка на комментарий
Fabrizio 27
Ну хорошо, вы где-то ранее "разъяснили".
Теперь ответьте просто - о каких "фактах" вы ведёте речь?
Перечислите кратенько что это за факты!
Ну хорошо, относительная. И что дальше? Мы конкретно о чём сейчас?
А почему именно скандинавы играют роль цементирующей связки? а скажем не западные славяне, или не балты? или даже чудь? почему у вас именно скандинавы?
Ну т.е. Клейн для вас не авторитет?
Да бога ради, принято, без проблем.
Ссылка на комментарий
лекс 12,659
Трижды разъяснено что имелось ввиду о том что есть спор о фактах. Читайте.
Речь о понятии научное обоснование...с кучей теорий по вопросу. Пока наука не определилась в вопросе всякое научное обоснование (теории) вещь относительная.
А почему не скандинавы?
Период их активности, не только на территории будущей Руси, но и по всей Европе.
Путешествуют "из варяг в греки", на Каспий.
Активно продвигаются в районе Приильменья. Имеют торгово-военные дружины.... В которых, как уже выше цитировал, преобладают скандинавы (да, не одни они).
Выше приводил мнение Янина, утверждавшего что факт призвания имеет место. Ссылается на раскопки Носова (а тот пишет о преобладании скандинавского элемента в Городище и пишет торгово-военных дружинах у них). Но при этом, тот же Янин утверждает, что не логично, прогнать, а потом позвать снова. Только мало что ли таких дружин было? Одних прогнали, пригласили других, из тех кто известен был и кривичам, и словенам, и мери. А кто мог быть известен? Тот с кем имели опыт общения или о ком слава шла. ИМХО, логично, что дабы утрясти местные конфликты, нужно понимание адекватности призываемого, уважениям к нему, и наличие сильной дружины. Это не вопрос этнической крови, который так или иначе возникает в южно-балтийской версии и не вопросы "шведской геополитики" или "немецкого патриотизма". И именно понимание личности призываемого вполне логично, а не вопрос крови.
Выше приводил данные антропологов и генетиков... По их данным, балты (современные латыши и литовцы), финно-угры ближе к жителям Приильменья нежели жители Южной Балтики. Но тогда с чего вдруг обращаться к жителям Южной Балтии? Тут даже вопрос крови не шибко подходит.
Вполне логично обращаться с призываемому имеющему сильную торгово-военную дружину..., где скандинавы преобладали, их знали...
Участие скандинавов тут вполне логично. А вот обращаться к южно-балтийским славянам (просто потому что они славяне), как раз таки, не логично.
Понятно, что наука пока не определилась в вопросе и пока она не определилась такие версии будут иметь характер предположения (относительное научное обоснование).
Но никакие скандинавы не могли принести государственность.
Во-первых, их мало (и они со временем "растворились" в местном населении).
Во-вторых, никакие скандинавы не помогли бы если бы не было условий для создания государственности на местном уровне. Все расовые версии, о "неспособности славян" чушь полная.
Нафига надо было бросаться словами не понятно. Ну без проблем, так без проблем.
Ссылка на комментарий