Без МАЗа - Архив - Strategium.ru Перейти к содержимому

Без МАЗа

Рекомендованные сообщения

Воевода

Репортаж из МинскаНажмите здесь!
 

В Белоруссии остановился конвейер главного автозавода

В Белоруссии остановился конвейер одного из главных предприятий страны — Минского автомобильного завода. За полгода до президентских выборов рабочие МАЗа отправлены в отпуск с сохранением двух третей оклада; сдельщики и вовсе остались без денег. По просьбе «Медузы» минский журналист Антон Платов поговорил с рабочими завода и выяснил, что происходит на автозаводе, известном далеко за пределами Белоруссии.

Остановка конвейера МАЗа происходила в обстановке секретности — в СМИ информация об этом появилась лишь за несколько дней до события, причем рассказывали о решении руководства завода рабочие, а не официальные лица. В Министерстве промышленности (оно курирует МАЗ от имени владельца — государства), услышав вопросы о МАЗе, просто вешали трубку. Пока функционируют администрация предприятия и отдел маркетинга, а также вспомогательные службы. Также работает сборка автобусов МАЗ — но и она может остановиться в любой момент.

Даже в самом конце марта 2015 года, когда конвейер уже встал, а рабочие разошлись по домам, официальной информации не было ни на сайте предприятия, ни в государственном информагентстве БелТА. Об остановке МАЗа сообщали только негосударственные СМИ.

Накануне безысходности

Хмурым декабрьским утром 2014 года на остановке автобуса на улице Варвашени в Минске — неподалеку от Минского автозавода — били контролера. Били не подростки и не бандиты, а обычные рабочие МАЗа, утром ехавшие на завод. Им уже почти на месяц задержали зарплату, так что все они собирались прокатиться «зайцами»; а контролер крайне неудачно отправился проверять билеты именно в это время и на этот маршрут.

«Тогда были задержки зарплаты с октября. Нам говорили, что в России продажи совсем никакие, и потому денег нет. Но утешали — мол, сейчас начнем продавать МАЗы по всему миру. Но мы эти обещания уже пятый год слышим, — рассказывает ветеран МАЗа, 62-летний рабочий цеха покраски Василий Вашкевич. — Потом в феврале и марте платили по графику, но голый оклад, без премий и надбавок. А в марте уже пошли разговоры по цехам, что завод вообще остановят. Что работающий он требует больше денег из бюджета, чем неработающий. Но начальство как обычно молчало до последнего момента. И профсоюз молчал — они же всегда все делают, как скажут в дирекции, они на тех же мерседесах ездят, что и директорат».

Несмотря на остановку завода, рабочим оставят две трети оклада, без бонусов. При этом если еще в ноябре 2014 года средняя зарплата на предприятиях Белоруссии составляла 500–550 долларов, то уже в феврале 2015-го — после новогоднего финансового кризиса — она не доходит и до 300 долларов. Обвал национальной валюты сопровождался инфляцией; цены в минских магазинах выросли практически до уровня московских.

«Без премий, без сдельной оплаты, голый оклад, даже полный — это ничто. А теперь домой отправили — и что мне делать? Бухать в скверике, как другие из нашего цеха? — жалуется мазовский токарь Миша. — На других предприятиях тоже нет работы. Вот возле нас электротехнический завод имени Козлова — его закрывают. Завод шестерен — почти стоит, там рабочие не нужны. А мне с чего жить? Теперь только грузчиком в магазин идти остается».

Россия подвела

«Продажи не идут совсем. Вон, вчера [26 марта] продали 550 грузовиков в Туркменистан. Так их там продавал лично вице-премьер Анатолий Калинин! Ну где это видано — вице-премьер ездит, грузовиками торгует! Предприятие закредитовано до невозможности. Висят кредиты и государственные, и от коммерческих банков. Причем государственные уже списывали, потом выдавали новые. Долги за электричество. Оборотных средств нет совсем. Ведь из-за чего встало производство? Нет двигателей. А их покупаем на Ярославском моторном заводе, то есть нужна валюта, чтобы их купить», — жалуется мне один из экономистов завода, попросивший не называть его имени.

Еще два года назад предприятие успешно держалось на плаву. Завод был одним из крупнейших в мире производителей тяжелых грузовиков: 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более 50 модификаций автобусов. Одно из ключевых отличий ассортимента МАЗа от КамАЗа (основного конкурента белорусского завода на постсоветском пространстве) — в том, что минский автозавод выпускает много седельных тягачей (грузовых автомобилей, применяемых для буксировки полуприцепов — например, рефрижераторов и цистерн); еще одна важная специализация МАЗа — очень популярные в странах бывшего СССР автобусы. Сборочные производства МАЗа (из минских машинокомплектов) действуют во многих странах мира.

Еще не так давно МАЗ продавал 80% своей продукции на российском рынке, где был заметным конкурентом КамАЗа. Белорусские грузовики занимали бюджетную нишу — их покупали те перевозчики, которые не могли себе позволить, скажем, седельный тягач Scania. МАЗ успешно конкурировал даже с КамАЗом на его родном рынке благодаря дешевой рабочей силе и сотрудничеству с немецким концерном MAN (КАМаз, в свою очередь, сотрудничает с немецким же Daimler).

В начале 2010-х годов Россия и Белоруссия активно обсуждали возможность слияния КамАЗа и МАЗа — идею активно поддерживали, в частности, в госкорпорации «Ростехнологии». После нескольких лет переговоров процесс объединения был фактически заморожен. Стороны не сошлись в оценках МАЗа, а президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Россия заинтересована в том, чтобы получить контроль над предприятием и впоследствии закрыть его.

Россия ударила по МАЗу еще до экономического кризиса 2014–2015 годов. Госдума ввела с 1 января 2014-го утилизационный сбор, в том числе, и с автомобилей, ввозимых из Белоруссии и Казахстана. Белорусские грузовики моментально подорожали и стали неконкурентоспособны на российском рынке. В прошлом году завод продал в России, по данным аналитического агентства «Автостат», немногим менее восьми тысяч грузовиков — это на 22,7% меньше, чем в 2013-м.

Резкое падение продаж в России МАЗу не удалось компенсировать освоением других рынков. «До 2007 года каждый рубль, вложенный в МАЗ, давал четыре рубля государству только в виде налогов, — говорит Валентин Лопан, который в 1996–2007 годах был руководителем Центра общественных связей МАЗа. — Но сегодня у МАЗа нет стратегии развития. За последние восемь лет там уже четвертый генеральный директор. Так что в сегодняшнем кризисе предприятия виноват прежде всего менеджмент, а также собственник — государство».

Из-за падения продаж в России минскому предприятию пришлось резко сократить производство грузовиков. Как рассказывают сами заводчане, в лучшие для предприятия годы на МАЗе за один день собирали от 100 до 150 грузовиков, за одну смену — до 90 машин. Но с конца 2013 года средний объем производства составляет не более 50 машин в квартал. Все это время завод спасали два других направления производства — автобусов МАЗ, а также прицепов и кузовов «Купава». Белорусские автобусы охотно покупали регионы России. Также очень выгодным оказался крупный контракт на поставку автобусов МАЗ для Олимпиады в Сочи. Приобретали белорусские автобусы и другие страны бывшего СССР, но после падения цен на нефть спрос резко упал.

«Весь 2014 год наш цех — металлообработки — работал по три-четыре дня в неделю, не более. И то работа была понятием весьма относительным — больше без дела сидели, курили. Постоянно чего-то не хватало — то инструментов, то металла, заготовок, — рассказывает рабочий МАЗа Вадим Мацук. — Но на работе надо было быть. И постоянно ходили контролеры, проверяли. Увольняли очень легко — на работу не то что подвыпившим нельзя было придти, а даже с остаточным в крови. Просто по сокращению увольнять не могли — президент запретил увольнять работников. Так искали любой формальный повод, чтобы уволить по статье».

В самом деле, несмотря на неофициальный запрет на сокращения трудовых коллективов, действующий в Белоруссии, количество работников на МАЗе сократилось с 17 тысяч (пять лет назад) примерно до пяти тысяч. Но даже останавливая конвейер, дирекция объявила всему предприятию, что сокращения штатов не будет. Грядет длительный вынужденный отпуск.

tf5L_wyIvmoQr5BMHkSA_Q.jpg

Фото: Михаил Жукович / PhotoXPress

Цепная реакция

Остановка МАЗа может вызывать цепную реакцию — от производства грузовиков зависят многие другие заводы по всей Белоруссии. «Вся металлообработка, вся электрика, все машиностроение у нас так или иначе обслуживает четыре предприятия: МАЗ, Тракторный завод, Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) и „Гомсельмаш“, — говорит инженер Минского завода шестерен Сергей Колесников. — МАЗ остановился, тракторный — на грани, там непроданные трактора в прямом смысле уже ставить некуда. „Гомсельмаш“ имеет самые большие долги в стране, его комбайны не продаются совершенно. Работает только МЗКТ, потому что на российских военных заказах держится».

По словам Колесникова, если остановятся не только МАЗ и Минский тракторный, но и смежные с ними предприятия, то без работы разом останутся сотни тысяч людей. Именно угрозой высокой безработицы Александр Лукашенко объяснял, почему не реформируются устаревшие предприятия. «Нужны структурные реформы — говорят нам. Они намекают на закрытие предприятий. […] Желание к переменам живет у нас в крови. Я готов к новой модели. Но готовы ли вы к этим переменам? Готово ли общество к тем великим новациям, которые могут предложить политики, в том числе и я?.. Что только можно сегодня — мы должны сделать, дабы спасти наше производство и не выкинуть людей на улицу», — говорил Лукашенко на пресс-конференции в начале 2015 года.

В Белоруссии в разные годы принималось множество государственных программ модернизации различных производств, но в полной мере не была выполнена ни одна. В результате доходило до того, что не только директорам запрещали увольнять людей, но и самим людям запрещали увольняться по собственному желанию. Так, на предприятиях деревообработки этот запрет даже был оформлен специальным президентским указом, который тут же назвали «указом о крепостном праве».

Тем не менее, никто в Белоруссии не сомневается, что и сейчас власти найдут деньги на то, чтобы как-то поддержать рабочих — в ноябре в стране очередные президентские выборы.

[Cкрыть]

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Статья, на мой скромный взгляд, больше связана и направлена на политику, чем нацелена на экономическую сферу, тем не менее, мне она показалась интересной тем, что показывает влияние расходящихся кризисных кругов из России на некоторые государства. Ближние страны затрагиваются сильнее, чем страны дальнего зарубежья, а для соседей со слабой экономикой пришедшая рябь может показаться большой морской волной, накрывающей с головой ещё теплящуюся экономику. В некоторых стран Европы экономический кризис выражается в основном сокращением рабочих мест, снижением прибыли предприятий, небольшим падением уровня жизни, что, как бы, не является болезненным, но уже говорит о стагнации в экономике. Остановка МАЗа сигнализирует о структурном кризисе в Белоруссии, и, на мой взгляд, является в большей степени головной болью не Лукашенко и его команды и менеджеров высшего звена этих всех заводов и предприятий, которые тянет вместе с собой МАЗ, а проблемой для РФ, и вновь бравые пожарные команды будут заливать всё это субсидионными ассигнованиями из бюджета России под видом снижения для братской Беларуси, например, каких-нибудь нефтяных пошлин. А что скажете вы?

Изменено пользователем Воевода
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Воевода

Отмечу понравившиеся куски:

В начале 2010-х годов Россия и Белоруссия активно обсуждали возможность слияния КамАЗа и МАЗа — идею активно поддерживали, в частности, в госкорпорации «Ростехнологии». После нескольких лет переговоров процесс объединения был фактически заморожен. Стороны не сошлись в оценках МАЗа, а президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Россия заинтересована в том, чтобы получить контроль над предприятием и впоследствии закрыть его.
По словам Колесникова, если остановятся не только МАЗ и Минский тракторный, но и смежные с ними предприятия, то без работы разом останутся сотни тысяч людей. Именно угрозой высокой безработицы Александр Лукашенко объяснял, почему не реформируются устаревшие предприятия. «Нужны структурные реформы — говорят нам. Они намекают на закрытие предприятий. […] Желание к переменам живет у нас в крови. Я готов к новой модели. Но готовы ли вы к этим переменам? Готово ли общество к тем великим новациям, которые могут предложить политики, в том числе и я?.. Что только можно сегодня — мы должны сделать, дабы спасти наше производство и не выкинуть людей на улицу», — говорил Лукашенко на пресс-конференции в начале 2015 года.
В Белоруссии в разные годы принималось множество государственных программ модернизации различных производств, но в полной мере не была выполнена ни одна. В результате доходило до того, что не только директорам запрещали увольнять людей, но и самим людям запрещали увольняться по собственному желанию. Так, на предприятиях деревообработки этот запрет даже был оформлен специальным президентским указом, который тут же назвали «указом о крепостном праве».

Белоруссия прям стала полигоном для моделирования и отработки радикальных экономических мер.

Ссылка на комментарий

Zdrajca

По-поводу Маза. на моей памяти его уже штормит лет 10. 2-ухдневки и 3-ехдневки там постоянны. Гораздо лучше дела на тракторном всегда обстояли. до 2014-го

на эту тему можно очень долго рассуждать, но работяги этих заводов таки Лукашенку обвиняют в своих бедах

Ссылка на комментарий

А некоторые говорят, что Беларусь от России не зависит. Зависит, и это не наша вина.

Ссылка на комментарий

Воевода
По-поводу Маза. на моей памяти его уже штормит лет 10. 2-ухдневки и 3-ехдневки там постоянны. Гораздо лучше дела на тракторном всегда обстояли. до 2014-го

на эту тему можно очень долго рассуждать, но работяги этих заводов таки Лукашенку обвиняют в своих бедах

Вот-вот, нет проведённых коренных реформ и нет стабилизированной обстановки на предприятии. Беда в отсутствии толковых менеджеров, я считаю, и засилье рвачей как в РФ, в РБ, так и на всем пространстве пост-совка. Везде пожарники только, вытаскивают из самой дыры, а дальше до следующей и знать не хочу.

А некоторые говорят, что Беларусь от России не зависит. Зависит, и это не наша вина.

Все от всех в какой-то степени теперь зависят, куда деваться.

Ссылка на комментарий

Zdrajca
Вот-вот, нет проведённых коренных реформ и нет стабилизированной обстановки на предприятии. Беда в отсутствии толковых менеджеров, я считаю, и засилье рвачей как в РФ, в РБ, так и на всем пространстве пост-совка. Везде пожарники только, вытаскивают из самой дыры, а дальше до следующей и знать не хочу.

Согласен на 100% Тот же МАЗ по-хорошему нужно отдать в хорошие руки-за уан доллар.

Ссылка на комментарий

Dima-Stranik

Что это за машина, которая в конце конвейера попросту не заводится и её на тросе вытягивают с линии. Не знаю как сейчас, раньше из других цехов набирали рабочих, которые уже после конвейера доделывали эти тягачи. За каждую сданную машину, получали надбавку. Будет качество, будут и продажи.

Ссылка на комментарий

belogvardeec
Согласен на 100% Тот же МАЗ по-хорошему нужно отдать в хорошие руки-за уан доллар.

:lol: давайте мне) я куплю) потом все оборудование продам куда угодно, стану олигархом и буду учить вас как жить и работать по 80 часов в неделю)))

отдыхая на пляже мальорки скажу - вы тупые совки просто работать не умеете, поэтому нищие)))

Изменено пользователем belogvardeec
Ссылка на комментарий

Zdrajca
Что это за машина, которая в конце конвейера попросту не заводится и её на тросе вытягивают с линии. Не знаю как сейчас, раньше из других цехов набирали рабочих, которые уже после конвейера доделывали эти тягачи. За каждую сданную машину, получали надбавку. Будет качество, будут и продажи.

Какое нафиг качество. У меня брателло там два года проработал- полиартрит за одну зиму только заработал. На руках

Ссылка на комментарий

kalistor

Но если закрыть/продать все неприбыльные предприятия в Беларуси, то безработица будет 60% как минимум.

Нужна полная свобода бизнеса и один-два налога. И вот на этот налог и содержать весь этот советский цирк. А иначе вдруг случится Плошча-2020, только вместо БЧБ там будут дядечки российской наружности и перегаром, а дальше Россия пополнится на 6 губерний

Ссылка на комментарий

Zheleznyak
Но если закрыть/продать все неприбыльные предприятия в Беларуси, то безработица будет 60% как минимум.

Нужна полная свобода бизнеса и один-два налога. И вот на этот налог и содержать весь этот советский цирк. А иначе вдруг случится Плошча-2020, только вместо БЧБ там будут дядечки российской наружности и перегаром, а дальше Россия пополнится на 6 губерний

Ниче, зато белорусская сгущенка останется :017:

про белорусский кокаин
Ссылка на комментарий

Vladimir DP

У нас, кстати, ездят белорусские автобусы. Единственный замеченный мной минус - они слишком маленькие для автобусов, утром по самые уши набиваются. Но это скорее проблемы организаторов, для маршруток было бы неплохо, но маршрутки у нас чуть менее, чем полностью производства Павловского автобусного завода. Сочувствую тем, у кого курсируют газели. :)

Вот такой я имею ввиду:

54d5e3u-960.jpg

Вроде ещё и длинные есть, но точно не скажу.

Ссылка на комментарий

Zdrajca
У нас, кстати, ездят белорусские автобусы. Единственный замеченный мной минус - они слишком маленькие для автобусов, утром по самые уши набиваются. Но это скорее проблемы организаторов, для маршруток было бы неплохо, но маршрутки у нас чуть менее, чем полностью производства Павловского автобусного завода. Сочувствую тем, у кого курсируют газели. :)

Вот такой я имею ввиду:

54d5e3u-960.jpg

Вроде ещё и длинные есть, но точно не скажу.

Это маленькие. Есть средние и гармошки.

Ссылка на комментарий

Китайцы в обмен на налоговые льготы преференции не хотят за завод взяться?

Ссылка на комментарий

Dart An'ian

Есть маза, нет мазы, дайте газу.

Это маленькие. Есть средние и гармошки.

Есть в две двери, есть в три двери, в три двери длинные, и четыре с гармошкой. Выбор богатейшы :D

Изменено пользователем Dart An'ian
Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 15
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 3320

Лучшие авторы в этой теме

  • Zdrajca

    4

  • Воевода

    3

  • belogvardeec

    1

  • Antipilot

    1

  • Dart An'ian

    1

  • Dima-Stranik

    1

  • kalistor

    1

  • IvPBay

    1

  • Vladimir DP

    1

  • Zheleznyak

    1

  • Д.А.

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


admin@strategium.ru

Copyright © 2008-2025 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...