Была ли царская Россия «тюрьмой народов»? - Страница 2 - Отечественная история - Strategium.ru Перейти к содержимому

Была ли царская Россия «тюрьмой народов»?

Была или нет?  

13 голосов

  1. 1. Была или нет?



Рекомендованные сообщения

 

Спойлер

 

Была ли царская Россия «тюрьмой народов»?

1.О положении народов национальных окраин в царской России.

Из наследия В.И.Ленина широко известно, что он именовал царскую Россию не иначе как «тюрьмой народов» (кроме великороссов) и считал ее «самой отсталой страной, даже более отсталой, чем Китай».

См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.23. С.314-315, Т.25. С.270-271

Ответ на вопрос, была ли Россия действительно таковой, имеет не только методологическое, но и политическое значение, поскольку являлось ключевым в программных установках партии большевиков, а затем КПСС и советской власти в решении национального вопроса.

Особенность Росси, отмечал Ленин, «во-1-х, та, что «инородцы» (составляющие в целом большинство населения - 57%) населяют как раз окраины; во-2-х, та, что угнетение этих инородцев гораздо сильнее, чем в соседних государствах (и даже не только в европейских); в-З-х, та, что в целом ряде случаев живущие по окраинам угнетенные народности имеют своих сородичей по ту сторону границы, пользующихся большей национальной независимостью (достаточно вспомнить хотя бы по западной и южной границе государства - финнов, шведов, поляков, украинцев, румын); в-4-х, та, что развитие капитализма и общий уровень культуры нередко выше в «инородческих» окраинах, чем в центре государства».

См.: Ленин В.И. Там же. Т.25. С.271

В дополнении к этому Ленин, сравнивая Россию с Австрией, утверждал, что если в Австрии национальные меньшинства тяготеют к сохранению ее целостности, то в России, наоборот, - к отделению от нее. По этой причине Австрию и Россию по вопросу о самоопределении наций, заключает Ленин, бессмысленно ставить на одну ногу. Поскольку народам Австро-Венгерской империи якобы нет надобности выдвигать требование самоопределения, в отличие от народов России, живущих, по словам Ленина, под постоянной угрозой «худшего национального гнета»

См.: Ленин В.И. Полнхобр.соч. Т.25. С.270-271.

Попытаемся прояснить, был ли прав Ленин в своих оценках, опираясь на анализ реальных фактов, предварив их данными Всероссийской переписи 1897 года.

В составе всего наличного населения в то время в России проживало 128 млн 924 тыс чел. В их числе:

Великороссы - 55 млн.668 тыс.

Малороссы - 22 млн.383 тыс.

Белорусы - 5 млн.885 тыс.

Татары- турецкие и монгольские народы - 14 млн. 292 тыс.

Поляки и др.зап. и южные славяне - 8 млн. 159 тыс.

Финские племена - 5 млн. 763 тыс.

Евреи, арабы и др.семиты - 5 млн. 63 тыс.

Литовцы, латыши, жмудины - 3 млн. 96 тыс.

Грузины и др.кавказские племена - 2 млн. 442 тыс.

Армяне, греки, цыгане и др.индоевропейские народы - 2 млн. 190 тыс.

Немцы, англичане, голландцы и др.герм. народы - 2 млн. 154 тыс.

Французы, итальянцы, молдаване и др.романские народы - 1 млн. 45 тыс.

По вероисповеданию:

Православные со старообрядцами - 89 млн.268 тыс.

Другие христианского вероисповедания - 19 млн.151 тыс.

Нехристианские религии - 19 млн. 820 тыс.4

Некоторые несовпадения при суммировании дифференцированных показателей национальной и религиозной принадлежности с общим числом населения связаны с неизбежностью их взаимного перекрытия.

См.: Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауз -И.А.Ефрон. Т.54. Россия. С.76-77

См.: Власовъ В. Центръ Россш и ея окраины въ культурно-экономическомъ отношенш.

-Варшава, 1905. С.27.

По условному территориальному делению Россия состояла из:

Центра - Великороссии (Московская, Калужская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Тверская, Курская, Орловская, Тульская, Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Симбирская, Саратовская, Пензенская, Казанская, Нижегородская, Самарская, Оренбургская, Астраханская, Олонецкая, Новгородская, Петербургская, Псковская, Архангельская, Вологодская, Вятская, Пермская, Уфимская- губернии). Количество мужского населения. - 25 млн.998 тыс. 102 чел).

Окраин - (Остзейский край, Новороссийская обл., Царство Польское, Сибирь, Малороссийская обл., Кавказ, Белорусско-литовская обл., Средняя Азия). Количество мужского населения - 37 млн.309 тыс.425 чел.).

Обратимся к статистике, характеризующей положение Центра, заселенного преимущественно великороссами, и окраин России, заселенными преимущественно другими народами.

В основу анализа положен малоизвестный доклад В.Власова «Центр России и ее окраины в культурно-экономическом отношении», прочитанный им 19 февраля 1906 г. на общем собрании «Русского общества» в Варшаве. Доклад построен на обширном статистическом материале. Это, прежде всего, данные переписи 1897 года, «Труды Варшавского Статистического комитета», материалы «Комиссии о центре», учрежденной в 1901 г. министром финансов С.Ю. Витте (под председательством сенатора В.Н. Коковцова).

В состав Комиссии входили представители Министерств Финансов, Земледелия, Внутренних дел, удельного ведомства и 18 чел.земских деятелей от 17 центральных губерний. Материалы этой Комиссии обрабатывались 2 года и составили 3 обширных тома.

Таблицы прилагаются

Вот что показывает, например, рассмотрение постановки среднего и высшего образования в центре и на окраинах. Обратимся к Таблице №1 (I,II,III,IV) «Отношение числа средних мужских учебных заведений Мин.Нар.Пр. к числу жителей мужского пола по губерниям и областям Российской империи».

Если взять число мужского населения в отдельных губерниях по переписи 1897 г. и число средних мужских учебных заведений (гимназий, прогимназий, реальных и технических училищ) по данным Министерства Народного Просвещения, подразделить губернии на группы соответственно их этническому составу и провести подсчет, то получится, что одно среднее учебное заведение приходилось на следующее число душ мужского населения:

В Остзейском крае (3 губ) на 61.105

Новороссии (5 губ.) на 102.615

Царстве Польском (10 губ.) на 110.706

Сибири (9 губ. и обл.) на 184.839

Малороссии (6 губ.) на 191.307

На Кавказе (11 губ. и обл.) на 203.919

В Белорусско-литовском крае (7 губ.) на 210.514

Средней Азии (9 обл.) на 415.898

Таким образом, на окраинах одно учебное мужское заведение приходилось в среднем на 185.113 человек мужского населения. Между тем как в русских губерниях (29), если исключить средние учебные заведения Москвы и Петербурга, как обслуживающие потребности столиц с миллионным населением, одно учебное заведение приходилось на 229.596 человек.

Если же взять отношение числа средних учебных заведений к числу мужского населения по отдельным губерниям Великороссии, то недостаток учебных заведений в ней обнаружится еще ярче. Как видно из Таблицы №1 (IV), в Пензенской губернии одно среднее учебное заведение приходилось на 361.912 человек, в Симбирской на 369.900 человек, а в Уфимской на 556.090 человек. Более бедно выглядела только Средняя Азия.

Если же принять во внимание, что и в великорусских средне-учебных заведениях воспитывался некоторый процент нерусских, можно утверждать, что на одного воспитанника великоросса приходилось два воспитанника на окраинах, а в Остзейском крае даже четыре.

Так было поставлено среднее образование в центре и на окраинах. С высшим образованием дело обстояло тоже не лучше. Высшие учебные заведения в Центре имелись только в Москве, Петербурге и Казани. Все же остальные находились на окраинах, то есть предназначались преимущественно для поляков, немцев, кавказских жителей. И в трех университетских городах Великороссии был значительный процент студентов из национальны окраин. Например, в Петербурге в специальных высших учебных заведениях (Институт путей сообщения; Горный, Технологический), почти половина студентов было нерусских (преимущественно поляков).

Из приведенных данных следует, что среднее и высшее образование на окраинах было поставлено лучше, чем в Центре. Особенно быстрый рост числа учебных заведений всех типов был в Царстве Польском. В специальном XXI выпуске «Трудов Варшавского Статистического Комитета» помещены следующие данные. В 1862 г. из общего числа жителей в крае грамотных было только 9, 3%; по данным же переписи 1897 г. процент грамотных в среднем для всего края достиг 30,5%.

См.: Труды Варшавского Статистического Комитета. Вып.ХХ1.С54, с. 104

В 1879 г. в Варшаве было одно высшее учебное заведение с 820 студентами; в 1904 г. их стало 3 с 2972 студентами. Средних учебных заведений в 1879 г. было 13 с 3340 учениками; в 1904 г. 23 - с числом учащихся 10.249, то есть за 30-летний период число учащихся возросло на 200%. В 1873 г. низших учебных заведений было 132 - с 10.400 учениками; в 1904 г. их уже 339 - с 27.000 учащимися.

Исходя из этих цифр, В.Власов делает вывод, что окраины, благодаря особенным заботам о них правительства, выпускали, по крайне мере, вдове больше образованных людей, чем центр.

Власов В. Указ соч. С.7-8;12-14

При этом все учебные заведения жили за счет общегосударственных средств, о чем говорят отчеты «Комиссии о центре».

Интерес представляют и другие материалы «Комиссии» (Таблица №5), которые анализируют финансовое положение Центра и Окраин, в частности проведенный Комиссией подсчет сумм., полученных обратно в виде разных. государственных мероприятий, население разных областей на один рубль платимого им налога.

Из Таблицы №5 видно, что это составляло:

В Северо-Западном крае- 1 руб.31 коп.

Прибалтийском - 1 руб.29 коп.

Царстве Польском - 1 руб. 14 коп.

Малороссии - 92 коп.

Южных губерниях - 89 коп.

Юго-Западных - 82 коп.

Северных - 81 коп.

Восточных - 80 коп.

Средних промышленных - 72 коп.

Центральных Черноземных - 47 коп.

Из этих данных следует, что окраины получали больше, чем платили. В отчетах Государственного Контроля за 1898 г. указано, что русское население платило казне ежегодно на 168 миллионов рублей больше, чем оно получало, а окраины получали от казны ежегодно на 77 млн. больше чем платили ей. То есть центр давал своим окраинам ежегодно дотацию в 77 млн. рублей.

См. Власов В. Указ.соч. С. 12-13

По данным, опубликованным в журнале, издаваемом «Русским Собранием» в Варшаве население Царства Польского в 1903 г. получило больше, чем заплатило Государственному Казначейству на 14, 5 миллионов рублей (14.345.900 руб). Такими же льготами пользовалось население и в Средней Азии. Так, в «Туркестанских ведомостях» давались сведения, что в течение нескольких последних лет казна израсходовала на Туркестан 290 миллионов, а получила от него только 150 млн.

См. Власов В. Указ.соч. С. 13-15

Так, представитель Министерства финансов отмечал в своем отчете, что по его расчету, государственные поземельные и мирские сборы значительно выше в центральном черноземном районе, и что разница между этим районом и, например, северо-западным, особенно резко выступает при сравнении отдельных губерний между собой. Так, на один крестьянский двор приходилось сборов в Тамбовской губернии 22 руб.30 коп, а в Гродненской только 13 руб. коп. Эти цифры свидетельствовали о значительно большей податной нагрузке на центральные, чем на окраинные регионы.

Общее заключение «Комиссии о центре» гласило, что «за десять лет (1893-1902 гг.) - казенные сборы составляли в центральных черноземных и восточных губерниях 480 млн.рублей, но в действительности поступило на 15% меньше, а именно 407 млн. Крестьяне этих губерний не в силах были внести эти сборы вследствие чрезмерной из тяжести.

Со всех земель, как крестьянских, так и владельческих, во всех 50 губерниях Европейской России сбор хлеба составлял около 2.313 млн.пуд: употреблялось, не считая городского населения, около 2.357 млн.пуд., т.е. не хватало 44 млн.пудов. С городским же населением цифра эта увеличивается во много раз. Но так как хлеб еще вывозился, то вывоз хлеба шел явно насчет голодания крестьян.». Средний годовой крестьянский бюджет в 1903 г. имел дефицит в 5 рублей.

См.: Власовъ В. Указ.соч. С. 16

Росло количество безлошадных хозяйств в земледельческой полосе. По конской переписи 1888 г. число безлошадных хозяйств в Европейской России составляло 28%, с одной лошадью 40%, с двумя 31%, с тремя и более 28,6 %.

См.: Энциклопедический словарь «Брокгауза и Ефрона». Т.54. ст.Росс!Я.С242

В течение 1893-1903 гг. неурожаи были 3-4 раза. В то же время в западных губерниях полные неурожаи были чрезвычайно редки. В неурожайные годы там собиралось хлеба в количестве только ниже средней нормы, тогда как в земледельческих губерниях в неурожайные годы не собиралось даже и семян.

См.Материалы Комиссии. ТЛИ С.279-283; Власов В. Указ.соч. С.14

Далее «Комиссия о центре» делала вывод, что, во-первых, вследствие крайне тяжелых материальных условий смертность в центральных и восточных губерниях Европейской России была значительно выше по сравнению с окраинами. См. Таблица №7 «Смертность в Европейской России и по губерниям». Так, статистические данные за 1897 г. определяли процент смертности в центре и на востоке Европейской России от 43-37%, между тем как на окраинах она колебалась между 24-19%. В то же время число рождений в центре уменьшилось на 4%. Во-вторых, те же тяжелые условия заставляли русское население центра переселяться в Сибирь или отправляться на заработки в другие области. «Комиссия о центре» отметила, что с 1886-1900 гг., то есть за 14 лет из Европейской России в Сибирь переселилось 1 млн.200 тыс. человек.

Земские деятели, участники «Комиссии о центре» заявили определенно, что «культурное состояние русских крестьян составляет самую существенную, самую необходимую помеху не только для улучшения их быта, но и вообще для всего нашего развития. Народное образование, вот к чему в последнем выводе, сводится все. Без образования народных масс мы не сможем ступить шагу, и всякие улучшения будут мнимыми, кажущимися, а не настоящими, прочными, действительными».

См.: СПБ «Ведомости», 1903. №290; Власов В. Указ.соч. С.18-19

Заключение земских деятелей коснулось положения центра и окраин в промышленном отношении.

По данным 1897 г., за исключением Московского и Петербургского промышленных округов, все остальные округа центральной России по годовому производству стояли значительно ниже окраинных. См. Таблица №6 «Обзор фабрично-заводской промышленности по округам в Европейской России, по данным 1897 г.». Из таблицы видно, что в северных губерниях приходилось на человека только 8 рублей от промышленного производства, в черноземных 11 рублей, на Кавказе 14 рублей, в южных губерниях 2,5 рублей, Царстве Польском 45 рублей, в Прибалтийских - 62 рубля. Особенно быстрый рост промышленности был в Царстве Польском. В 1873 году там было фабрик и заводов около 1925, рабочих в них 27200 человек с годовым оборотом 37.695.000 рублей. В 1904 в городах Царства Польского фабрик и заводов насчитывалось более 2,5 тысяч, рабочих 153 тыс., а сумма производства уже 289, 5 млн. рублей.

При этом производимые на окраинах товары шли не за границу, а в Центральную Россию, конкурируя не с иностранцами, а с русскими.

Промышленность и торговля все более, по мнению «Комиссии», переходила в руки инородцев.

Интерес представляют выводы «Комиссии» о том, что делать? По ее мнению, «единственным средством для успешной конкуренции с инородцами. захватившими промышленность, является поднятие культурности и производительности русских промышленных районов. А для этого нужно в коренной России открыть целую сеть училищ технических, промышленных и коммерческих. Словом, на какую бы сторону экономической жизни центра мы не обратили внимание, - заключает «Комиссия», - всюду встречаемся с необходимостью скорейшего поднятия образования русских народных масс, если не хотим подпасть под иго наших окраин». И далее: «Русский народ, завоевав окраины, благодаря особой политике покровительства им за счет центра, не только ничего не выиграл, но сделался данником их и приобрел в инородцах весьма серьезных противников в разных областях своей общественной и экономической жизни. что особеннорезко сказалось в последнее время».

См.: Власов В. Указ.соч. С.20

Следует отметить, что и сам Ленин пока не отдался мессианской цели -разжечь пожар мировой пролетарской революции, в своем обширном исследовании «Развитие капитализма в России» еще не утверждал, что русские – «нация угнетателей», а инородцы – «нация угнетенных».

Русский капитализм, констатировал Ленин, втягивал Кавказ в мировое товарное обращение, нивелировал его местные особенности, остаток старинной патриархальной замкнутости, создавал себе рынок для своих фабрик. Страна, слабо заселенная в начале пореформенного периода, или заселенная горцами, стоявшими в стороне от мирового хозяйства и даже в стороне от истории, превращалась в страну нефтепромышленников, торговцев вином, фабрикантов пшеницы и табака, и господин Купон безжалостно переряживал гордого горца из его поэтичного национального костюма в костюм европейского лакея (Глеб Успенский).

Господин Купон образное выражение, принятое в литературе 80-х и 90-х годов XIX века для обозначения капитала и капиталистов. Выражение «Господин Купон» пустил в ход писатель Глеб Успенский в очерках «Грехи тяжкие».

Рядом с процессом усиленной колонизации Кавказа и усиленного роста его земледельческого населения шел также (прикрываемый этим ростом) процесс отвлечения населения от земледелия к промышленности. Городское население Кавказа возросло с 350 тыс. в 1863 г. до около 900 тыс. в 1897 г. (все население Кавказа возросло с 1851 г. по 1897 г. на 95%). «Нам нет надобности добавлять, – заключает Ленин, – что то же самое происходило и происходит в Средней Азии и в Сибири.

Таковым было общее положение народов национальных окраин.

2. О реальностях политика царской России в отношении народов национальных окраин.

Не сглаживая «острых углов», связанных с политикой колонизации ряда регионов, с насильственной христианизацией на определенных этапах, ограничением в правах отдельных народов, нельзя не признать, опираясь на факты, что в целом политика центральной власти в отношении окраин была направлена на скорейшее их хозяйственное освоение, активное содействие культурно-образовательному росту местного населения. В Российской империи этнический признак не имел решающего значения и в организации территориального деления. Особый статус имели Финляндия, Польша, Хивинское ханство, Бухарский эмират. В целом власти не проводили политику жесткой унификации, сохранялись различия и в территориальной организации, и в способах управления регионами.

К XVII веку в России сложилась четкая система взаимоотношений власти с вошедшими в состав России народами, которая основывалась на том, чтобы проявлять гибкость в отношении местного населения; предоставлять привилегии правящей верхушке; пресекать межнациональную и религиозную рознь. Никогда не ставилась задача истребления народов, как это практиковали империи Запада. Уникальным явлением, опять же по сравнению с Западом, было инкорпорирование в правящую элиту России элиты присоединенных к России или завоеванных народов.

В процессе территориального расширения и централизации Российского государства вырабатывались правовые нормы и традиции сотрудничества и взаимосвязей народов. Национальные окраины сохраняли привычную для них хозяйственную организацию и специфику. Шел процесс их постепенной интеграции в общую экономическую жизнь России.

Объективный взгляд на историю России дает множество свидетельств тому, что многие народы сами тянулись в ее лоно, ища защиту от враждебного окружения. Агрессия со стороны соседних государств cподвигнула еще в XVII веке царя Мегрелии Леона, Кахетинского царя Теймураза, имеретинского царя Александра, молдавского господаря Георгия Стефана обратиться к России с просьбой о протекторате и переходе в русское подданство. В 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией. В XVIII в. к России были присоединены по их просьбе младший, средний и старший казахские жузы, включая башкирские и калмыцкие земли. В первой половине XIX века в состав России вошел весь Казахстан. В 1783 г. по Георгиевскому трактату Грузия перешла под покровительство России. Согласно Гюлистанскому мирному договору 1813 г. между Россией и Ираном, Иран признавал вхождение в состав Российской империи Дагестана, Грузии, Имеретии, Гурии, Мегрелии, Абхазии, а также ханств Карабахского, Ганджинского, Шекинского, Ширванского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и Талышинского. Немного позднее, в 1828 г. по Туркманчайскому мирному договору вошли в состав России Эриванское и Нахичеванское ханства (Восточная Армения). В 1809 г. была присоединена Финляндия по условиям договора о мире со Швецией. В 1812 г. по завершению русско-турецкой войны (1806-1812 гг.) согласно Бухарестскому договору к России отошла Бессарабия, народ которой давно стремился «под руку» православного царя. В 1814 г. по решению Венского конгресса к России отошла часть территории Польши, которая получила статус Царства Польского.

В некоторых случаях присоединенные или присоединившиеся к России народы обретали более высокую степень свободы, чем коренное русское население. Так, Финляндия сразу же после ее инкорпорации в состав России получила широкое самоуправление в качестве Великого княжества. Основные законы России указывали, что «Великое княжество финляндское, составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних делах своих управляется особыми установлениями на основе особого законодательства».

См.: Клеандрова В.М. О некоторых особенностях положения народов в дореволюционной России. // Федеративное устройство России: история и современность. М., 1995, С.8

В княжестве была своя судебная система, свой особый таможенный статус, самостоятельные торговые отношения с иностранными государствами. Император России именовал себя в числе многих имен и Великим князем финляндским, его представителем в княжестве был генерал-губернатор. От Финляндии четыре представителя входили в состав Государственной Думы и два представителя - в состав Государственного Совета. К этому следует добавить, что на территории Финляндии русские не обладали многими правами, которые имели финляндские граждане. Например, не могли быть на государственной службе, участвовать в общинных, городских и сеймовых выборах. Приобретение русскими финляндского гражданства было делом довольно хлопотным. Положение крестьян Финляндии было лучшим, чем положение крестьян в России.

Большие привилегии получило и Царство Польское. Оно имело Конституцию и парламент - Сейм, сохранило свое «Войско Польское», а также польский язык в качестве государственного. Такими правами не обладали поляки, проживавшие на территориях Речи Посполитой, которые по трем разделам отошли к Австро-Венгрии и Германии. После ряда восстаний, ставивших целью возрождение Великой Польши, часть из этих прав была упразднена, но много сохранилось, в частности местное самоуправление и собственная правовая система, основанная на французском гражданском кодексе.

Прибалтийские губернии - Эстляндия, Лифляндия и Курляндия (Остзейский край), включенные в состав России в XVIII веке, также получили привилегии. Императоры Александр I и Николай I подтвердили древние права прибалтийского дворянства, даровали законы, которые гарантировали свободу вероисповедания, использования языка в деятельности государственных организаций и образования, региональное самоуправление. Законодательство, введенное в Остзейском крае, стимулировало бурное развитие капитализма в регионе. Крестьяне края были освобождены от крепостной зависимости почти за 50 лет до начала реформ Александра Второго.

По Своду законов Российской империи дворянство Бессарабии, Грузинской губернии пользовалось всеми правами и преимуществами, которые имели российские дворяне. Свод законов определял также права для представителей высшего мусульманского сословия в Закавказье, Туркестане.

Законодательство России даровало права также инородцам. Закреплялась их градация: сибирские инородцы, самоеды Архангельской губернии, кочевые инородцы Ставропольской губернии, калмыки, кочующие в Астраханской и Ставропольской губерниях, киргизы Внутренней Орды, инородцы Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областей, инородческое население Закаспийской области и евреи. Для них устанавливались особенности местного управления: родовые союзы (улусы) с выборными старостами. Многие инородцы освобождались от воинской повинности. Было установлено, что инородцы определенных местностей могут пользоваться Уложениями по принадлежности монгольского и калмыцкого народов 1690 г., Монгольского 1798 г., Китайского 1725 г. Хотя проект «Свода степных законов...» не был утвержден, его положения использовались в живой практике и он был обозначен в Своде законов Российской империи 1842 г. издания (том IX). В соответствии с российским законодательством любое лицо, занимавшее определенные чины, должности по службе, включая инородцев за участие в военных действиях, могло получить дворянское звание.

См.: Клеандрова В.М. Указ.соч.С.16-17

В большой чести были казаки. Кроме казачьих войск, к иррегулярным войскам Российской империи относились Башкирское войско, Калмыцкие соединения, Горский, Кизлярский, Кубанский полки, входившие в Кавказское линейное казачье войско; лейб гвардии кавказско-горский полуэскадрон, из почтеннейших лезгинских фамилий; мусульманский и кавказско-горские конные полки, составлявшиеся из грузин и армян, азербайджанцев, черкес, кабардинцев, чеченцев, кумыков и других горцев; лейб-гвардии крымско-татарский эскадрон; дунайское казачье войско; Балаклавский греческий эскадрон. Офицерский корпус царской России был полиэтничным и поликонфессиональным. В начале XX века в его составе было 15-20 процентов неправославных офицеров (лютеране, магометане, католики).

См.: Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий. М., 1973. С.199

См.: Соборное уложение // Российское законодательство. М., 1985. Т.З. Ст.18-19. С.351

Следует особо отметить, что отличительной чертой царской России была веротерпимость. Уже Соборное уложение 1649 г. гарантировало защиту прав феодалов Поволжья (указаны татары, мордва, чуваши, черемисы, вотяки, башкиры) на землю независимо от их вероисповедания. Присяга в процессе судопроизводства осуществлялась по вере этих народов.

Церковная реформа Петра I, проведенная в целях укрепления единства политической системы России, значительно расширила права и возможности других религий. Так, Манифест «О вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповедания», принятый в 1702 году, разрешал строительство церквей по просьбе иноверцев, свободное отправление богослужения. В регламенте Камер-коллегии 1719 г. было записано: «Иностранцам временно в России пребывающим, предоставляется полная свобода веры». В это же время были прописаны регламентации о предоставлении шляхетству и земству княжества Лифляндского и княжества Эстляндского о свободе вероисповедания и вольном употреблении веры католической.

Такая лояльная политика в то же время не исключала в отдельных случаях и насильственное крещение. Например, в 1706 г. было дано указание силой истреблять «кумиры и кумирницы у вогуличей, остяков, татар и якутов», а на их месте строить церкви, часовни и ставить иконы. В качестве «благодарности» «новообращенные» освобождались от податей и поощрялись разными способами. Но так жестоко действовали лишь короткое время. Рядом с приведенным указанием есть множество других, данных также Петром I. Например, не употреблять насилие при обращении татар и друхих иноверцев в христианскую веру; запретить воеводам содействовать к обращению в христианскую веру калмыков без дозволения их хана; не принуждать к крещению кумыков, черкес, ногайских татар и других горских народов.

См.: Клеандрова В.М. Указ.соч. С.23

Тенденция к веротерпимости пронизывает всю историю России. Характерны в этой связи статьи 44 и 45 «Основных законов Российской империи» (в редакции 1832 г.), в которых устанавливалось, что «все не принадлежащие к господствующей церкви подданные Российского государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в Российской службе или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной». И далее: «Свобода веры присвояется не токмо христианским иноверным исповеданиям, но и евреям, магометанам и язычникам...» .

См.: Клеандрова В.М. Там же

Ни одна из империй Европы не могла сравниться с Россией в вопросе толерантного отношения к другим народам, которым был открыт достаточно широкий по правам того времени доступ в органы власти и управления. Среди 215 членов Государственного Совета, состоявшего из чиновников высокого ранга, отдельных военных и академиков, при Николае II было не менее 26 человек (12,1%) неправославного вероисповедания, в основном лютеранской конфессии, а из 568 лиц, занимавших высшие посты в центральном и региональном управленческом аппарате - в имперской администрации, в 1903 г. было свыше 10% неправославных. Среди 2679 полковников русской армии лютеране составляли 7,3%, среди 1468 генералов - 10,3%, а из 132 генералов высшего ранга - 14,7%, 9 генералов были мусульманами, 6 армянами, 5 грузинами. В целом в офицерском корпусе царской России было 60% русских, около 40% представителей других национальностей.

По данным 1899 г. в Петербурге присяжных поверенных русских было 172, а инородцев 274. В то же время помощников присяжных поверенных из инородцев было 213, тогда как русских только 47. В том же 1899 г. всех архитекторов на государственной службе, строящих и ремонтирующих казенные здания было 375 человек, из них русских 154, инородцев 221, а именно: поляков 171, немцев 37, армян 7, евреев 6. На Владимирской железной дороге поляков служило 90%, на Сибирской - 60%. В 1890 г. во всей России числилось 2874 аптеки, из них полякам принадлежало 1489, немцам 825, евреям 770, русским - 424. В том же году в Тифлисской Думе русских гласных не было, в Виленской было 5 из 53, в Рижской - 2, хотя русских жителей в Риге тогда числилось 65000 человек.

См.: Власов В. Указ.соч.С.9~10

Исследования немецкого историка Эрика Амбургера, изложенные в его «Бархатной книге», показывают, что в XVII в. в России лишь треть высшего чиновничества была русского происхождении, тогда как 25% западноевропейского; 24% из Польши и Литвы; 17% - татары. В XVIII-XIX вв. из 2867 упоминаемых Амбургером чиновников 1079 (40%) были представителями не русской национальности, из которых - 498 - немцы (в том числе 355 - из Прибалтийских губерний). По другим данным, в высшей российской бюрократии в XVIII-XIX вв. 60% было русских чиновников, 40% – других национальностей.

Правилом регионального управления было сотрудничество центрального правительства с национальными элитами, вовлечение их в административную структуру империи. В докладной записке Николаю II Воронцов-Дашков (наместник Кавказа в 1905-1915 гг.) писал: «Я не допускаю возможности управления Кавказом из центра, на основании общих формул, без напряженного внимания к нуждам и потребностям местного населения, разнообразного по вероисповеданиям, по племенному составу и по политическому прошлому. Централизация допустима только тогда, когда она в силах внимательно следить за всеми проявлениями жизни населения на определенной территории и регулировать их в известном направлении, иначе она опасна, так как ведет к разобщению частей государства».

См.: Дьякин В.С.Национальный вопрос во внутренней политике царизма. СпБ,

В целом в Российской империи была продуманная национальная политика, которая включала в себя: структурирование пространства государства без четкой фиксации этнических границ, сложную систему отношений между центром и окраинами, имперской властью и локальными сообществами, асимметрию административно-правовых систем, способность государства обеспечивать стабильность в этнически и культурно разнородном обществе, государственный гражданский национализм с его постулатами народного суверенитета, российскую идентичность, сам феномен российского народа, составными частями которого веками являлись разные национальности.

См.: Никонов В.Н. Империя, государство и нация в России накануне революции 1917 года//Феномен идентичности в гуманитарном знании. - М, 2011. С.93

Система управления окраинами строилась с учетом местных традиций, национально-культурных и религиозных особенностей. Этими вопросами ведал специальный туземный департамент в составе министерства внутренних дел. Окраины постепенно интегрировались в общероссийскую систему управления и развития. По сути, шел процесс формирования гражданской нации, в котором принимали участие и окраины. Например, немецко-балтийская элита была одним из катализаторов формирования российской нации. Сильное проявление российской идентичности демонстрировали и народы Поволжья, Кавказа, даже Финляндии и Польши.

По мнению В.А.Тишкова, в элитной среде России в целом гражданский национализм был заметной идеей. Он считает, что накануне революции Россия была и империей и национальным государством. «После Великих реформ, - пишет Тишков, - Россия становилась все более современным «национальным» государством в смысле административной, правовой, культурной унификации всех частей империи и интеграции общества по вертикали через сословные, религиозные и религиозно-этнические барьеры, которые имелись среди населения».34 По его мнению, Россия накануне революции была как империей, так и национальным государством на основе многонародной нации. Взгляд на дореволюционную Россию не просто как на империю, но как на централизованное государство с федералистскими и культурно-административными элементами нашел место и в западной историографии.

См.: Тишков В.А. «Российская нация и ее критики»//Национализм в мировой истории. М., 2007. С.558, 574

3. О некоторых выводах из вышеизложенного

Россия не старалась колонизировать окраины с целью их скорейшего обрусения (исключением был юг России, куда издавна устремлялись русские люди), как это первым своим делом считали метрополии в своих колониях.

Россия не только не считала свои национальные окраины источником дохода, как поступали Англия с Индией и другими своими колониями, Франция с Алжиром, Испания с бывшими американскими колониями, а, напротив, тратила на их развитие деньги, заработанные в Великороссии.

Нередко в ущерб развитию народного образования в центре, выстраивалась густая сеть учебных заведений на окраинах - явление, не виданное ни в одной из западных метрополий.

Россия заботилась о поднятии промышленности и торговли на окраинах, вследствие чего центр становился рынком для товаров национальных окраин, а не наоборот - явление, тоже непонятное для Западной Европы, где на колонии смотрели как на выгодные рынки для сбыта собственных товаров, благодаря чему процветала промышленность и торговля в центре, и коренной народ богател, как, например, в Англии.

Царская власть вела выверенную национальную политику. Была создана слаженная система отношений между центром и окраинами, имперской властью и местными сообществами. Административно-правовая система учитывала религиозные, бытовые, национальные особенности народов, их обычное право, что обеспечивало определенную политическую стабильность, развитие культуры, экономики. Шел процесс интеграции окраинных народов в общее тело России.

 

 

Авторы:

  • Н.В.Михайлова, д.п.н., профессор кафедры политических наук РУДН
  • В.А.Михайлов, д.и.н., профессор, завкафедрой РАНХиГС при Президенте РФ

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Изменено пользователем Berdian
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Mr. Eco
Была.

Не была

Ссылка на комментарий

Berdian
2 минуты назад, Zdrajca сказал:

Таки была

Раз уж @Zdrajca поднял такую древнюю тему, то добавил опрос

Ссылка на комментарий

nelsonV

Для русского в наибольшей степени.

________________________
добавлено 1 минуту назад
В 12.08.2014 в 22:59, NoOneName сказал:

Вторая группа - собственно русские. Особых прав, в отличии от первой группы, не имели, равно как и ограничений.

 

крепостного права не было, ага.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 28
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 9332

Лучшие авторы в этой теме

  • NoOneName

    4

  • muborevich

    4

  • ugolnik

    3

  • UBooT

    2

  • MaDeR

    2

  • Red rain

    2

  • Nouner

    2

  • Лукулл

    1

  • Аорс

    1

  • nelsonV

    1

  • Zdrajca

    1

  • Berdian

    1

  • Valerius

    1

  • levmisha

    1

  • Helga Lancaster

    1

  • Mr. Eco

    1

  • Tokugawa Ieyasu

    1

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

MaDeR

Авторы: Н.В.Михайлова, д.п.н., профессор кафедры политических наук РУДН В.А.Михайлов, д.и.н., профессор, завкафедрой РАНХиГС при Президенте РФ Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

NoOneName

Даже эта статья почти не упоминает о том как складывались отношения с другими народнами и этносами, народами Поволжья, Северного Кавказа, Заполярья. Но мне тут интересно, государство которое называл

levmisha

Это всё революционные сказки. Сейчас Ильина скину Далее, пусть не говорят нам о том, что «национальные меньшинства» России стояли под гнетом русского большинства и его государей. Это вздорная и ложна

NoOneName

Ильин как философ на уровне современных дешевых пропагандистов. Конечно, понятно, что беляки особо мозгами одарены не были, но Ильин с умным видом ещё и умудрялся писать полный бред. Печально что его

Mr. Eco

Не была

Zdrajca

Таки была

nelsonV

Для русского в наибольшей степени. ________________________ добавлено 1 минуту назад крепостного права не было, ага.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...