На фоне продолжающихся боевых действий немного забывается (скорее намеренно, чем нет), что на Украине уже в ближайшие месяцы в полный рост встанет группа проблем не менее, а то и более важных, чем сопротивление несогласных регионов на востоке (впрочем, все взаимосвязано):
Системный блэкаут - прекращение поставок топлива из РФ + незатихающий конфликт на территории Донецкой и Луганской областей, где сосредоточено несколько ключевых ТЭС Украины (а тепловая энергетика - это около 48% всего энергобаланса страны). Российское топливо здесь основная проблема, т.к. к осени встанет значительно количество промышленных объектов (особенно химической, нефтехимической отраслей), а к зиме половина из них может закрыться. Просто из-за нерентабельности вследствие повышения себестоимости производства. Обычное население также почувствует взлет тарифов: к концу года они должны вырасти на 10-40% с плановым "потолком" в 70% к 2017 году. И это лишь апрельские прикидки, что реально будет к зиме, а уж тем более в следующем году вообще неизвестно. Плюс если в ходе боев повредят/разрушат/выведут из подчинения ряд станций вроде Углегорской ТЭС (к слову, самой крупной в Европе) это и вовсе ввергнет страну в энергетический коллапс (Славянская уже пополнила этот печальный список). Также, хоть правительство и фонтанирует идеями вроде развития ядерной энергетики за 32,5 млрд. долларов, но ввиду пустой казны и отсутствия инвесторов все эти заявления можно считать ничтожными с практической точки зрения.
Социальные обязательства - бюджетникам, пенсионерам, инвалидам, военнослужащим и т.д. В общем все категории граждан, которых государство так или иначе обязано обеспечивать. Прошло лишь чуть больше четырех месяцев с переворота, а соц.выплаты уже упали на 30-40% (впрочем в данном случае, т.к. какой-либо статистики еще нет, я могу полагаться только на личные контакты). Наибольшую роль в этом сыграл транш МВФ, основным требованием которого стало сокращение численности бюджетников, заморозка зарплат, повышение тарифов ХКХ (которые должны планово вырасти на 25-60% к 2017). И опять же - это лишь оценки "навскидку", прямо скажем не очень компетентного правительства Яценюка.
Банковский кризис - только ленивый не пнул текущую политику Нацбанка Украины, накачивающего ряд крупных банков (Приватбанк, Ощадбанк, Дельтабанк и ещё несколько). В основном это обуславливается тем, что необходимо поддерживать ликвидность и компенсировать усиливающийся отток вкладов (по разным данным за последние четыре месяца население забрало со своих счетов от 45 до 110 млрд гривен), но на деле всё не совсем так. Чрезмерное рефинансирование мало того, что является одним из основных факторов, раскачивающих курс (спекуляции на валютном рынке), так ещё и очень серьезно тормозит кредитование юр.лиц. Ведь зачем приводить рисковую политику, если гораздо легче и безопаснее зарабатывать на девальвации? А если и выдавать, то под дикие проценты в 35-40% годовых. Это является еще одним факторов, разрушающим налаженную структуру производства, делающего его нерентабельным (и ставящим на грань закрытия). С другой стороны без этой накачки банковский сектор уже не в состоянии выжить, т.к. приток инвестиций практически нулевой, а рекапитализация требуется практически всем. Что в этой ситуации может предпринять Украина, я затрудняюсь предположить. Скорее всего ничего. А это значит, что к осени больше трех десятков кредитных учреждений могут стать банкротами. И в связи с этим весьма любопытен закон №4938 принятый не так давно Радой. Он предоставляет дополнительные полномочия Нацбанку Украины, сужает список гарантированных вкладов по которым возможны компенсации и предписывает правительству начать дополнительную эмиссию ценных бумаг, которые должны будут заменить денежные выплаты вкладчикам "проблемных банков" (в т.ч. юрикам). И если сейчас выплата депозитов прекращена неофициально (недовольных зачастую просто отправляют на.. судебное разбирательство), то данный закон позволит сделать это полуофициально.
Сокращение экспорта в Россию - тут сыграли свою роль несколько факторов. Во-первых, истерия временного и не очень руководства Украины. Чего только стоят заявления о прекращение кооперации в военной сфере. Правда с уточнением, что продукция "двойного назначения" под этот запрет не попадает, поэтому те же двигатели ТВЗ-117 продолжают поставлять. Впрочем, данная кооперация похоже действительно уже доживает свои последние годы, т.к. разработан практический план по импортозамещению. Как шепнул мне один знакомый, тесно связанный с оборонкой, по последним оценкам это потребует около 20 млрд$ и от двух до пяти лет (скорее пяти, чем двух). Деньги большие, но для экономики России не столь огромные. Чего не скажешь о потерях Украины. Экспорт продукции ВПК в Россию - это, на минуточку, около 15 млрд$ (по данным Минпромторга) и 11,5% ВВП всей страны (без учета Крыма). Вы только вдумайтесь в эти цифры. Весь транш МВФ составляет лишь 17 млрд. Во-вторых, злосчастная евроинтеграция, которой назло всем врагам таки добились украинские активисты. Наибольшую потенциальную проблему представляет зона свободной торговли с ЕС в результате которой через Украину к нам вполне могут беспошлино (и главное галопом) понестись европейские товары. А ведь это наверняка произойдет, т.к. на порядок больший рынок России с гораздо большей покупательной способностью населения гораздо выгодней, нежели стремительно нищающая Украина. И в данной ситуации у РФ не останется другого выбора (тут я полностью поддерживанию Путина), кроме введения режима наибольшего благоприятствования, выводящие таможенные пошлины на один уровень с европейскими. Окупаемым ли останется при этом производство на Украине - большой вопрос. И преподносящийся, как главное достижение "европейский рынок" панацеей не окажется, т.к. Украина обязана открыть свои рынки Европе, а Европа лишь может открыть свои Украине "на основании оценки качества принимаемого законодательства, а также его практического применения, что регулярно осуществляется Комитетом по торговле" (см. статью 154 соглашения об Ассоциации). Подробнее об этом чуть ниже. В-третьих, общая обеспокоенность российских производителей политической ситуацией и экономическими перспективами соседней страны. Успешное ведение бизнеса - это в большей части четкое планирование, к чему ситуация никак не располагает. Ведь как можно рассчитать загрузку собственных мощностей, привлечь заемные средства, заключить контракты на выходную продукцию, когда неясно будет ли исполнен контракт со стороны поставщика. В результате происходит постепенно замещение импорта из Украины в частном секторе. В качестве примера можно привести Новочерскаскую ГРЭС, которая оставалась единственной, кто закупал уголь на Украине, но больше этого не делает. Также уже фактически на 30% сокращено потребление украинской сельхозпродукции. Ну и в четвертых, конечно, это миграционный фактор (т.н. экспорт рабочей силы). По данным миграционной службы в 2013 году в Россию въезжали 3,3 млн граждан Украины. Есть все основания предполагать, что с углублением экономического кризиса поток мигрантов увеличится как минимум раза в два, а то и больше. В ответ Россия, к примеру, вполне может ввести с Украиной визовый режим, но с упрощенным получением виз для приграничных областей: Донбасс, Луганск, Харьков (как у Ленинградской области с Финляндией). Какие потери для ВВП незалежной будут от подобного шага подсчитать трудно. Но если допустить, что один украинский мигрант зарабатывает в районе 1000$, то за год получается 33 млрд. Понятно, что заработок может быть меньше, часть денег должна тратиться на проживание/питание/какие-никакие развлечения плюс не все въезжающие являются мигрантами. Но и 20 или 15 или даже 10 млрд - это суммы, сравнимые со всем экспортом украинского ВПК, имеющими схожую долю и в ВВП. А что с Европой? Статья 19 соглашения об ассоциации говорит, что отмена виз возможна "в соответствующее время после создания условий для хорошо управляемого и безопасного передвижения людей". Т.е. по желанию еврочиновников. Теперь вопрос: на основании чего у них должно возникнуть желание либерализовать визовый режим для, мягко говоря, не очень богатой сорокамиллионной страны? И даже в случае политически-демонстративного решения Брюсселя, кому именно нужны украинские мигранты при перенасыщенности рынка африканцами, арабами и восточноевропейцами? Особенно при слабом знании языка работодателей (в отличии от России, где украинец от русского различается разве что акцентом). Вопрос скорее риторический. К слову на июнь текущего года (лето - наиболее востребованный период для наемного труда) в России находится всего 1,7 млн украинцев.
Ассоциация с ЕС: кто девушку танцует? - для начала стоит определиться с терминологией: ассоциация не значит членство. Более того, ассоциация не предполагает даже перспективу членства. Как заявил в июне Андрис Пиебалгс (еврокомиссар по развитию) "Украине никто и никогда не обещал место в ЕС". Можно загуглить - полный разговор достаточно любопытен сам по себе. В общем, Украина принимает на себя обязательства по европейским стандартам в большинстве сфер своей жизнедеятельности без каких-либо конкретных обещаний в ответ. Одним их наиболее противоречивых пунктов является статья 56, а точнее пункт 8 этой статьи: "Украина должна имплементировать корпус европейских стандартов (EN) в качестве национальных стандартов, включая согласованные европейские стандарты, использование которых необходимо привести в соответствии с законодательством, перечисленным в Приложении III к этому Соглашению. Одновременно с такой имплементацией Украина должна отозвать противоречащие национальные стандарты, включая применяемые как межгосударственные стандарты в Украине (GOST/ГОСТ), принятые до 1992 года". На практике это означает фактически полный слом, перекраивание всей промышленности и сельского хозяйства, изменение контроля качества, санитарного контроля, сертификации. И всё это абсолютное большинство предприятий должно выполнять за свой счет. Откуда взять на это деньги - еще один большой вопрос (особенно с учетом резкого сокращения кредитования юриков). В результате под закрытие попадает множество представителей малого и среднего бизнеса, а значит резко проседает средний класс, который и должен по идее быть основным локомотивом в европейское будущее. По сути постепенно произойдет массовая деиндустриализация страны. Украина планирует выживать за счет экспорта сельхозпродукции? Но статья 32 того же соглашения вводит запрет на экспортное субсидирование сельхозтоваров. Т.е. государству запрещается специально выделять средства для модернизации или поддержания своего экспорта, чтобы привести его хотя бы частично к требованиям ЕС (без чего экспорт невозможен сам по себе). Любопытно, что статья 40 в свою очередь сохраняет для ЕС права на субсидии в одностороннем порядке. Равноправное партнерство как оно есть. Кроме того от пошлин будет освобождено не сто процентов импортируемых ЕС товаров, а лишь часть из них. К примеру, 10% для экспорта кукурузы. И кто куда что будет экспортировать в таком случае? В общем, по разным оценкам затраты на воплощение европейских стандартов в жизнь потребуют от 60 до 150 млрд$ (с учетом отсутствия коррупционной составляющей). Еще один вариант: около 30 млрд$ с учетом уже озвученной полной деиндустриализации. Кстати, тут есть один забавный казус: в рядах особо патриотично настроенных граждан Украины весьма распространено мнение, что "вот бы ЕС ввел санкции против РФ, пусть москали получат". Но реальность в том, что чем существенней гипотетические санкции (напомню, что товарооборот у ЕС с РФ по итогам 2013 года 410 млрд$) будут, то тем более призрачным будет становиться для Украины членство в ЕС. Ибо лишь какие-то, даже самые мизерные перспективы, могут сохраняться лишь при активном росте экономии Евросоюза.
Восстановление промышленности и поддержание группировки войск - чтобы сохранить лояльность Ахметова и других крупных бизнесменов, имеющих активы на Донбасе и Луганщине правительству так или иначе потребуется выделить достаточно крупные средства. Если украинская армия возьмет вверх: на восстановление разрушенных и поврежденных, а также упущенную выгоду (по моим прикидкам - это 2-3 млрд), если ополченцы выстоят - на возмещение выпавших из-под контроля (а это еще большие суммы, не берусь даже оценивать). И это только выплаты олигархам. Ещё необходимо восстанавливать инфраструктуру, частные дома, госучреждения и т.д. Это как минимум те же деньги. То же касается и операции Киева: в мае АТО тратила в день около 3 млн$ на ведение операции (только войска, без учета полуофициальных и наемных образований), с июня когда она резко активизировалась - затраты по оценкам военных аналитиков возросли до 4-5млн$. Т.е. просто чтобы воевать Киеву требуется от 120 до 150 млн долларов в месяц. В случае военного успеха (который лично мне кажется сомнительно достижимым, т.к. штурм таких агломераций как Донецк приведет к чудовищным потерям) потребуется где-то половина от этих средств, чтобы держать на "покоренной территории" военный контингент, иначе новое восстание не заставит себя долго ждать. А значит еще около 1 млрд в год, чтобы просто держать под контролем огромные земли Донецка и Луганска. Вполне вероятно, что деньги начнут заканчиваться уже к зиме, особенно если ополченцы не сдадут позиции.
Выплаты кредиторам - наиболее интересная нашим западным партнерам часть украинской проблематики. Причем речь идет не только о государственных займах, но и о частных заимствованиях. В количественном соотношении это 37 и 100 млрд соответственно. Некоторые украинские эксперты бравируют заявлениями, что размер долга некритичный, что средств должно хватить и повода беспокоиться нет. Но факты, тем не менее, неумолимы. За прошедшие мять месяцев (официальные данные пока есть только на май) золотовалютные резервы сократились на 30% до 14,2 млрд долларов,что почти в два раза больше, чем за весь 2013 год (тогда сокращение произошло на 16%), госдолг же снизился лишь на 1,5%. Есть все основания полагать, что при сохранении динамики ЗВР к концу года составят 9-10 млрд (для сравнения ЗВР России - 478 млрд). А ведь это наиболее высоколиквидные активы. Транш МВФ всего составляет 17 млрд, выделено из них пока чуть больше 3,2 млрд, остальным средствам фонд даст зеленый свет только после получения четкого исполнения программ по сокращению госрасходов и собственного понимания состояния украинской экономики. И вот с последним судя по всему проблемы, т.к. миссия МВФ продлена до 9 июля и новый транш пока откладывается. Между тем по данным украинского Минфина страна в 2014 году должна выплатить около 10 млрд долларов, причем пиковые выплаты должны прийтись как раз на август-сентябрь. Если не удастся выбить следующую часть транша, то придется или отдать остатки ЗВР или объявлять технический дефолт по части или всем обязательствам. И хоть это не будет являться полноценным банкротством, инвестиционный климат и так находящийся в арктических широтах будет полностью испорчен. Также, даже в случае выделения следующей части от МВФ, часть ЗВР всё-равно придется потратить. В итоге на 2015 год что в том, что в другом случае не остается практически ничего. А ведь средства фонда рассчитаны не только и не столько на долговые обязательства перед кредиторами, но и на поддержание внутренней экономики, газовый долг, социальные выплаты. Также, как только закончатся ЗВР, станется невозможным поддерживать курс гривны и он без валютных интервенций неминуемо рванет в пике. Поэтому скорее всего придется выбирать между или дефолтом или неконтролируемому скачку нац.валюты. Кстати, это всё верно если принимать за истину информацию Нацбанка Украины. По информации же независимых аналитиков (того же Morgan Stanley) уже на начало февраля ЗВР составляли всего от 1,5 до 2 млрд$. Если данная информация ближе к истине, чем то, что сообщает НБУ, то ситуация с обслуживанием долгов вырисовывается еще более печальная. До банкротства скорее всего дело не дойдет (по крайней мере в 2014 году), но технический дефолт в этом случае будет практически неминуем.
Если бы каждый из этих факторов существовал по отдельности, без наличия остальных, он бы был тяжел, но не фатален. Все вместе они не оставляет среднесрочному развитию Украины никаких шансов. МВФ предполагает, что незалежная экономика сократится в этом году на 5%, МБРР ставит на 7%. Но уже сейчас данные прогнозы кажутся излишне оптимистичным, а цифра в 9-10% куда реальнее. И это только в 2014.
Рекомендованные сообщения
Куда идем мы с Пятачком
Большой-большой секрет!
И не расскажем мы о нем,
О нет, и нет, и нет!
Мы ищем то, что мы найдем
Мы знаем, где искать.
Мы с Пятачком не пропадем,
А вы ступайте спать.
Вам ни к чему совать свой нос
В наш мировой секрет.
На наш секрет активный спрос
На много-много лет.
Пытались многие тайком
До истины дойти.
Чем больше их, тем с Пятачком
Нам веселей идти!
На фоне продолжающихся боевых действий немного забывается (скорее намеренно, чем нет), что на Украине уже в ближайшие месяцы в полный рост встанет группа проблем не менее, а то и более важных, чем сопротивление несогласных регионов на востоке (впрочем, все взаимосвязано):
Если бы каждый из этих факторов существовал по отдельности, без наличия остальных, он бы был тяжел, но не фатален. Все вместе они не оставляет среднесрочному развитию Украины никаких шансов. МВФ предполагает, что незалежная экономика сократится в этом году на 5%, МБРР ставит на 7%. Но уже сейчас данные прогнозы кажутся излишне оптимистичным, а цифра в 9-10% куда реальнее. И это только в 2014.
Опубликовано Комедиант,
Закреплено Strаtegium