Как человек, побывавший на десятках собеседований в качестве соискателя и проведший сотни собеседований в качестве работодателя, хочу дать пару советов от себя.
Бывает, хорошим специалистам трудно найти работу, в то время как их менее опытные коллеги устраиваются с хорошей зарплатой на раз. Чаще всего дело не в везении, а полном неумении себя преподать, а работодателю - распознать хорошего специалиста. Но если со вторым мы мало что сделаем, то с первым - вполне.
Итак, начинаем с составления резюме.
Резюме - это ваша визитная карта, её качество предопределяет, обратят на вас внимание или нет. Если вы допускаете в резюме грубые ошибки или оставляете "якоря негатива", ваше резюме потонет среди остальных или в лучшем случае будет отложено на потом.
Для начала - грубые ошибки. Я никогда не приглашу на собеседование человека, если:
1) в его резюме содержатся орфографические ошибки, заливаемые Word'ом или даже встроенной проверкой орфографии в браузере. Нужно быть конченым распиздяем, чтобы полениться прогнать текст на ошибки.
2) резюме раздуто разнообразной бесполезной с практической точки зрения фигней. Например, указано "знание Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera". Если вакансия предполагает работу за компьютером, не надо перечислять браузеры, которые вы знаете. Это первый признак того, что вы пытаетесь расширить своё резюме за счёт никому не нужных псевдонавыков. Если же вакансия не предполагает работы за компьютером, то тем более это не нужно.
3) "Желаемая должность - аналитик, бухгалтер, массажист, физик-ядерщик". Сразу в мусорку. Человек, не знающий, чего конкретно он хочет, не сможет отдавать душу делу. Если вы молоды и еще не определились с выбором, то потратьте 10 минут и разбейте резюме на 3-4 с разными должностями, которые вам интересны. И подгоните текст резюме конкретно под должность.
"Якоря" - негатив, вызванный неудачно вставленной фразой. Непрофессиональные хэдхантеры обычно не понимают их значения, но для опытного работодателя они могут сказать о вас многое. Например:
1) Соискатель намеренно скрывает свои даунгрейды - затирает период, когда ему приходилось работать на непопулярной вакансии или ставит фальшивую дату начала-конца работы.
Не считайте работодателей лохами. Кроме рекомендаций от предыдущих работодателей, в компаниях есть СЭБ, которая проверяет данные соискателей на подлинность и отсутствие проблем на предыдущих местах работы. Специалисты СЭБ очень плотно общаются друг с другом и если в вашем резюме найдут ложную или недостающую информацию - вы окажетесь в черном списке не только для службы СЭБ конкретной компании, но и для всех, с кем эта компания работает.
Для рекрутера же "дыра" в полгода и выше обязательно должна вызвать вопросы.
2) Соискатель раздувает резюме подробностями, не связанными с целевой деятельностью. "Имею права категории В". Кому нахрен нужны твои права, если ты идешь работать поваром? Зачем это в резюме? "Опыт проведения SWOT, PEST-анализа". Молодец, только нам нужен бухгалтер.
3) Соискатель не указывает зарплатный коридор. Актуально для популярных вакансий, когда на рекрутера приходит в день 50+ резюме. Из-за нехватки времени рекрутер сразу отсеивает не только резюме, где коридор выше заявленного бюджета, но и те, где он вообще не указан.
Вот вы отправили резюме, подождали 3 месяца и никто вам не перезванивает. Не отчаивайтесь, подождите еще 3. Вдруг соизволят. Шутка.
Лучшее, что вы можете сделать, если вы действительно заинтересованы в получении работы, а не отправили резюме так поржать - это подождать 1-2 дня и набрать рекрутера самому. Причем, если на сайте с вакансиями не указан номер, это не должно вас останавливать. Если это известная компания, найти нужный телефон на том же сайте, сайте компании или позвонив на ресепшн - вообще несложно. Во-первых, это производит позитивное впечатление на рекрутера, так как в его глазах вы проявляете инициативу и интерес к работе. Во-вторых, это исключает недосмотр самого рекрутера - если прошло не больше пары дней, он(а) быстро найдет ваше резюме и с большой вероятностью прочитает. В-третьих, если вы по каким-то причинам не подходите, вы сразу об этом узнаете.
Собеседование.
На собеседовании вы можете в подробностях узнать о работе, согласовать вопросы и проявить себя. Можете навести справки о компании, это лишним не будет. Но и обязательным тоже. Если вы скажете, что не сталкивались с компанией и не наводили специально справки, и попросите рассказать в двух словах, это не будет минусом, как об этом пишут многие советчики. На самом деле, изучать досье всех компаний, куда вы ходите на собеседования - это не ваша обязанность.
Снова действуем по тому же принципу: есть "якоря" негативные, но есть и позитивные. Начнем с позитива:
1. Вы пришли вовремя. Не раньше, не позже, а именно в назначенный час.
2. Вы честны с работодателем. Не нужно писать в резюме "опытный пользователь Excel", если ваш опыт заключается в умении перемножить 2 ячейки. Наверняка вас попросят подтвердить свои знания тестом, который вы провалите, над вами поглумятся и пошлют к черту. В то же время, если вы имеете какие-то базовые навыки и предложите частично за счет снижения предлагаемой вам ставки обучаться ремеслу, работодатель может пойти вам навстречу.
3. Вы интересуетесь работой. Не "ну расскажите чё делать", а реальные практические вопросы вроде какой коллектив, принцип планирования отпусков, за что можно получить премиальные. Это явный признак того, что вы не скучающиий обалдуй, а человек, который хочет работать и зарабатывать.
4. Вы спрашиваете о достоинствах и... недостатках компании. Этим вопросом вы как бы располагаете работодателя к партнерству, равноправию, параллельно намекая, что готовы принять решение. Рекрутер с удовольствием расскажет вам о достоинствах, но наверняка "зависнет" на недостатках. Таким нехитрым приемом можно во-первых, выделиться из толпы соискателей, во-вторых, многое понять о компании по реакции рекрутера, в-третьих - перехватить инициативу разговора и иногда даже снизить планку требований работодателя.
5. Вы ведете себя на равных с работодателем. Не грубите, не фамильярничайте, но и не позволяйте делать с вами то же самое. Вы не продаетесь в рабство, вы и работодатель - два потециальных партнера. Ведите диалог, обсуждайте условия, если вам смущают какие-то детали - высказывайте свои предложения. Это часто отпугивает нечистоплотных работодателей, но у всех остальных вызывает позитивное впечатление. К тому же, таким образом многие рекрутеры испытывают соискателей на стрессоустойчивость.
Негатив:
1. Вы опоздали или без предупреждения пришли раньше. С опозданием понятно - большинство рекрутеров вас даже не примут, опоздайте вы на 10 минут и не предупредив заранее об этом. С приходом раньше - только по телефонному звонку и с согласием работодателя. В ситуации, когда у меня на одной линии руководитель маркетинга крупного клиента, на компе - проверка отчетов с запаздыванием сроков, при этом всем ко мне приходит мяться соискатель - все эмоциональное напряжение выльется в его сторону.
2. Вы нечистоплотны. Вижу грязь под ногтями, засаленный воротник, слипшиеся немытые неделями волосы - сразу нахер. Человек должен ооооочень меня заинтересовать чем-то другим, чтобы не быть посланным открытым текстом.
3. Вы одеты, как форменная проститутка или фанат рок-феста. Не нужно выряжаться, как на свадьбу, оденьтесь в что-то простое, ненапрягающее, без выпендрежа или намека на вульгарность.
4. Вы невнимательно слушаете. Если вам уже говорили что-то, а вы начинаете это переспрашивать, возникает вопрос, вы под чем находились, когда вам это рассказывали?
5. Вы не можете определиться с тем, сколько вы стоите. Если в ответ на вопрос "сколько бы вы хотели получать" работодатель слышит невнятный бубнеж "ну не знаю, тыщ 10-20", это первый признак, что перед ним товар низкого сорта. Ваш труд - это товар. Вы же не приходите в магазин за хлебом, а вам говорят: ну не знаем, с вас 10 тыщ, а может 20...
Специалист всегда, даже работая, мониторит заработные платы по своей специальности, всегда знает, сколько он хочет, сколько он стоит, от чего может зависеть минимальный размер его "хотелки" и что он готов за это предложить. Обдумайте эти вопросы еще до собеседования.
Если вы оценили работодателя и его условия вам подходят, задавайте четкие сроки, какие дальнейшие действия со стороны работодателя, когда будет обратная связь, можно даже спросить, когда выходить на работу даже если вам скажут подождать, ваша инициативность запомнится работодателю. Если же вы видите, что произвели недостаточно хорошее впечатление, не стесняйтесь спросить, с чем это связано, чего вам мне хватает, что именно не понравилось. если причины объективные - избежите их на следующем собеседовании, если непрофессиональные - то нахер такого работодателя
Рекомендованные сообщения
Как человек, побывавший на десятках собеседований в качестве соискателя и проведший сотни собеседований в качестве работодателя, хочу дать пару советов от себя.
Бывает, хорошим специалистам трудно найти работу, в то время как их менее опытные коллеги устраиваются с хорошей зарплатой на раз. Чаще всего дело не в везении, а полном неумении себя преподать, а работодателю - распознать хорошего специалиста. Но если со вторым мы мало что сделаем, то с первым - вполне.
Итак, начинаем с составления резюме.
Резюме - это ваша визитная карта, её качество предопределяет, обратят на вас внимание или нет. Если вы допускаете в резюме грубые ошибки или оставляете "якоря негатива", ваше резюме потонет среди остальных или в лучшем случае будет отложено на потом.
Для начала - грубые ошибки. Я никогда не приглашу на собеседование человека, если:
1) в его резюме содержатся орфографические ошибки, заливаемые Word'ом или даже встроенной проверкой орфографии в браузере. Нужно быть конченым распиздяем, чтобы полениться прогнать текст на ошибки.
2) резюме раздуто разнообразной бесполезной с практической точки зрения фигней. Например, указано "знание Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera". Если вакансия предполагает работу за компьютером, не надо перечислять браузеры, которые вы знаете. Это первый признак того, что вы пытаетесь расширить своё резюме за счёт никому не нужных псевдонавыков. Если же вакансия не предполагает работы за компьютером, то тем более это не нужно.
3) "Желаемая должность - аналитик, бухгалтер, массажист, физик-ядерщик". Сразу в мусорку. Человек, не знающий, чего конкретно он хочет, не сможет отдавать душу делу. Если вы молоды и еще не определились с выбором, то потратьте 10 минут и разбейте резюме на 3-4 с разными должностями, которые вам интересны. И подгоните текст резюме конкретно под должность.
"Якоря" - негатив, вызванный неудачно вставленной фразой. Непрофессиональные хэдхантеры обычно не понимают их значения, но для опытного работодателя они могут сказать о вас многое. Например:
1) Соискатель намеренно скрывает свои даунгрейды - затирает период, когда ему приходилось работать на непопулярной вакансии или ставит фальшивую дату начала-конца работы.
Не считайте работодателей лохами. Кроме рекомендаций от предыдущих работодателей, в компаниях есть СЭБ, которая проверяет данные соискателей на подлинность и отсутствие проблем на предыдущих местах работы. Специалисты СЭБ очень плотно общаются друг с другом и если в вашем резюме найдут ложную или недостающую информацию - вы окажетесь в черном списке не только для службы СЭБ конкретной компании, но и для всех, с кем эта компания работает.
Для рекрутера же "дыра" в полгода и выше обязательно должна вызвать вопросы.
2) Соискатель раздувает резюме подробностями, не связанными с целевой деятельностью. "Имею права категории В". Кому нахрен нужны твои права, если ты идешь работать поваром? Зачем это в резюме? "Опыт проведения SWOT, PEST-анализа". Молодец, только нам нужен бухгалтер.
3) Соискатель не указывает зарплатный коридор. Актуально для популярных вакансий, когда на рекрутера приходит в день 50+ резюме. Из-за нехватки времени рекрутер сразу отсеивает не только резюме, где коридор выше заявленного бюджета, но и те, где он вообще не указан.
Вот вы отправили резюме, подождали 3 месяца и никто вам не перезванивает. Не отчаивайтесь, подождите еще 3. Вдруг соизволят. Шутка.
Лучшее, что вы можете сделать, если вы действительно заинтересованы в получении работы, а не отправили резюме так поржать - это подождать 1-2 дня и набрать рекрутера самому. Причем, если на сайте с вакансиями не указан номер, это не должно вас останавливать. Если это известная компания, найти нужный телефон на том же сайте, сайте компании или позвонив на ресепшн - вообще несложно. Во-первых, это производит позитивное впечатление на рекрутера, так как в его глазах вы проявляете инициативу и интерес к работе. Во-вторых, это исключает недосмотр самого рекрутера - если прошло не больше пары дней, он(а) быстро найдет ваше резюме и с большой вероятностью прочитает. В-третьих, если вы по каким-то причинам не подходите, вы сразу об этом узнаете.
Собеседование.
На собеседовании вы можете в подробностях узнать о работе, согласовать вопросы и проявить себя. Можете навести справки о компании, это лишним не будет. Но и обязательным тоже. Если вы скажете, что не сталкивались с компанией и не наводили специально справки, и попросите рассказать в двух словах, это не будет минусом, как об этом пишут многие советчики. На самом деле, изучать досье всех компаний, куда вы ходите на собеседования - это не ваша обязанность.
Снова действуем по тому же принципу: есть "якоря" негативные, но есть и позитивные. Начнем с позитива:
1. Вы пришли вовремя. Не раньше, не позже, а именно в назначенный час.
2. Вы честны с работодателем. Не нужно писать в резюме "опытный пользователь Excel", если ваш опыт заключается в умении перемножить 2 ячейки. Наверняка вас попросят подтвердить свои знания тестом, который вы провалите, над вами поглумятся и пошлют к черту. В то же время, если вы имеете какие-то базовые навыки и предложите частично за счет снижения предлагаемой вам ставки обучаться ремеслу, работодатель может пойти вам навстречу.
3. Вы интересуетесь работой. Не "ну расскажите чё делать", а реальные практические вопросы вроде какой коллектив, принцип планирования отпусков, за что можно получить премиальные. Это явный признак того, что вы не скучающиий обалдуй, а человек, который хочет работать и зарабатывать.
4. Вы спрашиваете о достоинствах и... недостатках компании. Этим вопросом вы как бы располагаете работодателя к партнерству, равноправию, параллельно намекая, что готовы принять решение. Рекрутер с удовольствием расскажет вам о достоинствах, но наверняка "зависнет" на недостатках. Таким нехитрым приемом можно во-первых, выделиться из толпы соискателей, во-вторых, многое понять о компании по реакции рекрутера, в-третьих - перехватить инициативу разговора и иногда даже снизить планку требований работодателя.
5. Вы ведете себя на равных с работодателем. Не грубите, не фамильярничайте, но и не позволяйте делать с вами то же самое. Вы не продаетесь в рабство, вы и работодатель - два потециальных партнера. Ведите диалог, обсуждайте условия, если вам смущают какие-то детали - высказывайте свои предложения. Это часто отпугивает нечистоплотных работодателей, но у всех остальных вызывает позитивное впечатление. К тому же, таким образом многие рекрутеры испытывают соискателей на стрессоустойчивость.
Негатив:
1. Вы опоздали или без предупреждения пришли раньше. С опозданием понятно - большинство рекрутеров вас даже не примут, опоздайте вы на 10 минут и не предупредив заранее об этом. С приходом раньше - только по телефонному звонку и с согласием работодателя. В ситуации, когда у меня на одной линии руководитель маркетинга крупного клиента, на компе - проверка отчетов с запаздыванием сроков, при этом всем ко мне приходит мяться соискатель - все эмоциональное напряжение выльется в его сторону.
2. Вы нечистоплотны. Вижу грязь под ногтями, засаленный воротник, слипшиеся немытые неделями волосы - сразу нахер. Человек должен ооооочень меня заинтересовать чем-то другим, чтобы не быть посланным открытым текстом.
3. Вы одеты, как форменная проститутка или фанат рок-феста. Не нужно выряжаться, как на свадьбу, оденьтесь в что-то простое, ненапрягающее, без выпендрежа или намека на вульгарность.
4. Вы невнимательно слушаете. Если вам уже говорили что-то, а вы начинаете это переспрашивать, возникает вопрос, вы под чем находились, когда вам это рассказывали?
5. Вы не можете определиться с тем, сколько вы стоите. Если в ответ на вопрос "сколько бы вы хотели получать" работодатель слышит невнятный бубнеж "ну не знаю, тыщ 10-20", это первый признак, что перед ним товар низкого сорта. Ваш труд - это товар. Вы же не приходите в магазин за хлебом, а вам говорят: ну не знаем, с вас 10 тыщ, а может 20...
Специалист всегда, даже работая, мониторит заработные платы по своей специальности, всегда знает, сколько он хочет, сколько он стоит, от чего может зависеть минимальный размер его "хотелки" и что он готов за это предложить. Обдумайте эти вопросы еще до собеседования.
Если вы оценили работодателя и его условия вам подходят, задавайте четкие сроки, какие дальнейшие действия со стороны работодателя, когда будет обратная связь, можно даже спросить, когда выходить на работу
даже если вам скажут подождать, ваша инициативность запомнится работодателю. Если же вы видите, что произвели недостаточно хорошее впечатление, не стесняйтесь спросить, с чем это связано, чего вам мне хватает, что именно не понравилось. если причины объективные - избежите их на следующем собеседовании, если непрофессиональные - то нахер такого работодателя 
Спасибо за прочтение, и удачи в поисках работы.
Опубликовано Аркесс,
Закреплено Strаtegium