Заметки о руси и варягах. - Древняя Русь - Strategium.ru Перейти к содержимому

Заметки о руси и варягах.

Рекомендованные сообщения

Заметки о руси и варягах.

Цель данной работы – раскрыть смысл понятий «русь» и«варяги»;

- показать,что представляли собой русь и варягина Балтике;

-решить некоторые спорные вопросы начальной истории Древней Руси.

1. Значение термина « русь».

Историки упоминают о многих «Руссиях» и народах с корнем«рус», «рос»,расположенных в различных частях прежде всего Европы: Прибалтике,Поднепровье,Приазовье,наДунае,в Северо-Восточной Руси. Есть даже упоминание о «Руссиях» в СевернойАфрике и Сирии.(1)

Чтобы не потонуть в этом огромном материале,я намеренноограничусь попыткой выяснить,что представляла собой балтийская русь,т.к. именноэта русь существенно повлияла на становление государства восточных славян.

Историки,выясняя значение термина «русь»,обращаются к самымразным языкам и народам.Одни исследователи выводят его из финского «руотси» -считая это слово названием шведов,или более общее значение «народ скал»; другие– из иранских языков,в которых понятие «русь,рос» означает светлый,или белыйцвет; третьи считают,что смысл этнонима «русь» объясняется европейскимиязыками,в которых схожие слова объясняются как красный или рыжий цвет.(2) Этослова с корнем «ру», «руад», «руд».

Но почему-то мы забываем поинтересоваться мнением самогорусского народа.Я считаю,что необходимо выяснить,имеет ли какое-либо значениепонятие «рус», «рос» прежде всего в русском языке и что,в таком случае,изначальноможно понимать под «русью» как историческойобщностью?

Прежде чем ответить на вопрос: « Что означает слово«рус-рос» в русском языке?»,необходимо отметить некоторые из особенностейсловообразования у наших предков:

1) Частосоставной,многокоренной,описательный способ образования слов;

2) Сокращениеслов за счет отбрасывания слогов,частей слова.

Например,слово «берлога» состоит из двух корней: корня «бер»- медведь и корня «логово»,из которого отброшен слог «во». Слово «коромысло»состоит из корней «коро» - коло,около и «мысло» - ложе (отброшен слог «же»)мысли,или голова.

Слово «Ладога» также имеет двойной корень: корень «лад» -добро,богатство,ценность (клад,ладо и т.д.) и корень «дорога»,из которогоотброшен слог «ро».В итоге начальный смысл слова Ладога (Ладожское озеро) – этодорога,по которой переправляется добро,или торговая дорога. Ладья –судно,перевозящее«добро»,или торговое судно.

Теперь обратимся к русским словам с корнем «рос-рус».

Роса – капля воды;

Русло – ло(же) «руса» - место(выемка,заниженность,низина…),гдетечет вода;

Русалка – женщина,живущая в воде,или водяная женщина( ничегодругого и не может означать слово «русалка».Славяне,не мудрствуялукаво,называли подобных существ по месту обитания: леший,домовой,банник…Объяснения типа «русоволосая», «чистая,светлая» не имеют под собой никакойосновы: по сказаниям, у русалок волосы зеленые или белые; также славяне никогдане считали неупокоенных утопленниц,которые к тому же топят время от временибедных мужиков,- ни чистыми,ни светлыми.Про римские русалии даже говорить нехочется – бред сивой кобылы.

«Водяной» – болеепозднее слово.Изначально понятие «вода» означало,скорее всего, путь,дорогу; того,ктоведет по дороге.Сохранились слова: поводырь,проводник,воевода…Так как дороги унаших предков были в основном водные,то вполне логично данное понятиенаполнилось новым,современным содержанием).

Итак,опираясь на вышеприведенные примеры(роса,русло,русалка),можно сделать вывод: слово «рус-рос» у славян означалото,что мы сейчас называем словом «вода»,или одно из состояний воды.

Еще вывод: язык нашихпредков допускал взаимопереход звуков «о» и «у».(Другой пример – слова «лог» и«луг»,- по сути означают одно и тоже: заниженность,низина).

Исходя из вышесказанного,народ «русь,рос» может означать:

1) людей,живущиху воды (например,пруссы-поруссы; современное – поморы);

2) людей,живущихсреди воды,на островах;

3) людей,пришедшихиз-за воды.

Следовательно,слова «русь,рос» как название народапервоначально не имели конкретно-этнического смысла.

Кстати,на вопрос: « Почему этнически разные народы Европы втечении нескольких столетий имели названия,схожие с корнем «рос,рус» и близкими вариациями?» возможенследующий ответ. Племена,которыедвигались из Азии в Европу,шли двумя потоками:

севернее Черного моря,по степи,или «полем» и южнее Черногоморя,через проливы Босфор и Дарданеллы,или «водой».Соответственно,часть народовсеверного потока могла получить название(или назвать себя) «поляне», «поляки»,«половцы», «аланы-поланы».Часть народов южного потока,пришедшие в Европу из-за«воды»,через проливы, – названия с корнем «рус-рос».

С течением времени эти названия у одних народов оставались,удругих по разным причинам менялись,опять возрождались и т.д. Данноепредположение,являясь гипотетичным,более-менее приемлемо объясняет схожие названияэтнически разных народов.

2. Значение слова«варяги».

Историки по-разному объясняют этноним «варяги»,последнийвариант – солевары.Эти объяснения общеизвестны,поэтому останавливаться на нихне буду.Предлагаю в сжатом виде свою версию как происхождения понятия «варяги»,так и их роли в балтийском регионе.

Около 6 века(?) славянские племена заселяют южное побережьебалтийского моря.По мере развития этого процесса возникают как межплеменные противоречия(поповоду земли,рек,лесов,участков побережья), так и противоречия с окружающимнеславянским населением.Возникает необходимось в создании единого политическогоцентра для решения этих и других задач.Такой центр возникает на о.Рюген вединственно приемлемой для того уровня развития славянских племен форме – формерелигиозной ( Почему на острове? Остров– ничейная земля,что гарантирует независимость политико-религиозного центра от конкретного племени и непредвзятость врешении межплеменных споров; возможно,лучшая защищенность от внешней опасности).Формируетсякульт главного бога,которому поклоняются все прибалтийские славяне.Германскиеисточники (Гельмгольд «Славянская хроника», Саксон Грамматик «Деяния данов»)называют его Радогост, Световит. По поводу данных названий возникают серьезныесомнения:

а) названия явно описательные: Радогост – радующий богатством,дарами( «гость» - купец,привозящий товары,или богатство; другое слово – «гостинец» -дар,подарок), Световит(д) – световидный,возможно,дарующий свет,озаряющий;другой вариант – освящающий.

б) эти названия что-то уж больно быстро появляются и такжебыстро исчезают.По крайней мере у восточных славян,у приильменских словен – выходцев с южнойБалтики, - мы этих имен не видим.

в) не могли славяне назвать собственное имя главного богачужим людям,тем более представителям врагов,с которыми долго и упорновоевали.Это означало бы лишить бога силы,а себя – его поддержки,навлечь беды истрадания на свой народ.

Так какой бог скрывается под именем Радогоста и Световита? Каково собственное имяглавного бога прибалтийских славян?

Ответ содержится в описании Гельмгольда: «… средимногообразных божеств… они признают и единого бога,господствующего над другимив небесах,признают,что он всемогущий,заботится лишь о делах небесных,другиебоги,повинуясь ему,выполняют возложенные на них обязанности,и что они от кровиего происходят и каждый из них тем важнее,чем ближе он стоит к этому богубогов…»(3).

Единственный славянский бог,который точно подходит подданное описание – это бог Сварог:

- бог неба (у индоариев Сварга – обожествленное небо);

- главный бог,бог богов;

- другие боги – дети и внуки его: Даждьбог Сварожич,ПерунСварожич,огонь Сварожич; аморфность,размытость функций Сварога в сознанииславян («…заботится лишь о делах небесных…»).

Чтобы обеспечить как всеобщее поклонение Сварогу,так иэффективность деятельности религиозно-политического центра на Рюгене,жрецыкульта Сварога нашли блестящее решение: изображение Сварога в виде многоликогоидола,у которого лики – его ипостаси,дети Сварога.

Конкретное племя,поклоняясь конкретной ипостаси(Перун,Макошь…),одновременно поклоняется и Сварогу,а жрецы отдельных племенавтоматически являются как служителями своего божества,так и служителями культаСварога и,как следствие,вынуждены подчиняться рюгенским жрецам как младшиежрецы старшим.

Обслуживание культа Сварога на Рюгене,выполнение общих дляюжнобалтийских славян функций требует значительного слоя служителей. Кромепрямых жреческих обязанностей,они занимались охраной богатейшего рюгенскогохрама,обеспечивали поступление даров от славянских племен,передавали на местарешения рюгенского центра и т.д.

Их название – производное от бога Сварога: сварожьи-свАражьислуги, глухая «с» постепенно пропадает ( «с» перед согласной может появляться ипропадать, вот живые примеры : спрашивать,спросить – просить; связывать,связать– вязать), «а» смягчается и превращается под ударением в «я»( вода – водЯнка (а не водАнка), лед – ледЯнка ( а не ледАнка), козел – козлЯтина ( а некозлАтина) и т.д.),в итоге – варяжьи слуги,или варяжи. В дальнейшем,по мерепревращения части этой группы людей в самостоятельную силу буква «ж»вытесняется буквами «г» и «з». Так формируется понятие «варяги,варязи».(суффикс«ж» указывает на уменьшительность,зависимость слова,суффиксы «г» и «з» - насамодостаточнось понятия.Примеры:дороГа – дороЖка,ВолГа – ВолоЖка,княЗь икняГиня – княЖич и княЖна и т.д.)

Итак,можно сделать следующие выводы:

1) Понятие«варяги» произошло от имени бога Сварога,служителями культа которого ониизначально были;

2) Варяги– представители славянских племен.Это вытекает как из славянского поформированию понятия «варяги»,так и по их первоначальным функциям.

3. Варяги и русь в балтийском регионе.

Первоначально варяги выполнялирелигиозные, жреческие функции. Обслуживание культа Сварога заставило варягововладеть в совершенстве кораблестроением,мореплаванием (доставка илисопровождение на Рюген представителей племен и даров (дары – архаичная формадани как платы за выполнение общественно значимых функций), передача решенийСварога и т.д.); военным делом – защита Рюгена,рюгенского храма от морскихразбойников,обеспечение безопасности перевозки даров и прибрежной торговли.

Регулирование жизни на Рюгене иотношений с южнобалтийскими племенами предполагало также выполнениеадминистративных функций.Овладевают варяги и торговыми навыками: реализациячасти даров,покупка необходимых товаров и услуг.

С течением времени по южномупобережью Балтики и в глуби территории прибалтийских славян возникает множествогородов с развитым ремеслом и торговлей. Об их богатстве с плохо скрываемойзавистью сообщают наши добрые германские соседи. До сих пор львиная долясеверогерманских городов носит или чисто славянские названия, или отчастипеределанные на германский лад.

Развитие городов, ремесел иторговли на первый план выдвигает задачу обеспечения безопасности уже неприбрежной, а трансбалтийской торговли.Рюгенские варяги вследствиималочисленности и базирования на о. Рюген эту задачу решить не могли.И тем неменее решение было найдено,решение единственно верное в данной ситуации: еслинет сил гоняться за драккарами морских разбойников по всему Балтийскому морю,тонужно лишить их самой возможности здесь появляться,необходимо перекрытьзападный морской вход в балтийский регион.

Идеальное место – остров ссовременным названием Зеландия.Создание здесь форпоста варягов было острейшейнеобходимостью и делом времени. С этого момента море, которое мы сегодняназываем Балтийским, становится морем Варяжским.

Роскилле – остров Росов, или Русскийостров.

Создавая военно-оборонительныйфорпост (форпосты) на Зеландии(Роскилле), варяги должны были,кромепрочих,решить следующие задачи: обеспечение себяпродовольствием,ремонтной,строительной,ремесленной базой,молодым пополнением наслучай неизбежных потерь.Для их решения организуется (поощряется) переселение частиславянского или ославяненного населения южнобалтийского побережья.Почему именнославяне? По двум причинам:

славяне – наиболее развитый впроизводственном плане народ балтийского региона;

только славяне могли стать надежной этнической базой для решенияобщеславянской задачи,вставшей перед варягами.

Кто мог переселяться на Зеландию?Молодежь,жаждавшая славы, приключений,богатств; изгои,которым были тесны родовые и религиозные рамки; ремесленники,ненашедшие себе места в городах или бежавшие от войн иразрушений;торговцы,увидевшие возможность быстрого обогащения…

То, что переселенцы были восновном славяне, подтверждают как раскопки датских археологов( Клиндт-ЙенсенОле. Дания до викингов: Пер. с англ. Саниной А.П.- СПб: Евразия, 2003), так исохранившиеся до сих пор изначально славянские названия населенных пунктов:Бросков, Видегорден,Роскилле, Страннегорд, Холмегорд и др.

Переселенцы с разных славянскихплемен стали называть себя(их стали называть) росами-русью: живущие средиводы,жители островов; а остров,который они первоначально освоили – Роскилле,илиРусский остров.

Вскоре русь – торговоремесленное население Русского острова,становитсяздесь ведущей экономической и,какследствие,политической силой,которая содержит на свои средства (дань) варяжскуюдружину.В свою очередь варяги Русского острова превращаются в русских князей –боевую силу русов,главной функцией которой становится военная реализацияэкономических интересов руси.

Формируется передовой для того времени свод законов –«Русская правда»,основные принципы которой можно выделить на основе договоровКиевской Руси с Византией в 10в. и Краткой Русской Правды( Правда роськая) :равенство людей независимо от этнической принадлежности, защита прав торговой иимущей части населения,наличие определенных преимуществ для варягов иколбягов(иностранные гости; возможно, изначально торговые представителиюжнобалтийских славян), ограничение кровной мести,экономические санкции какосновной инструмент регулирования общественных отношений.

Происходит смена религиозного мировоззрения: старые богивытесняются в сознании людей богами,помогающими русским варягам и руси в ихосновной деятельности – Перуном у варягов и Велесом у руси, а Сварогтрансформируется в Стрый Бога,или Стрибога( «стрый» - коренной,главный,изначальный),который теряет свое практическое значение.

Итак,формируется два предгосударственных образования прибалтийских славян с варягами во главе:южнобалтийские славяне,возглавляемые рюгенскими варягами иславяне-русь,возглавляемые русскими варягами(русскими князьями) на островеРоскилле, Русском острове.

Объективно у этих предгосударственных образований схожиевнешнеполитические интересы и (чем далее,тем более) противоположные интересыэкономические(торгово-экономическое господство в балтийской акватории),чтонайдет свое отражение в последующей истории.

С превращением Балтийского моря в море Варяжское прибалтийскиеславяне как ведущая экономическая и военно-политическая сила быстро осваиваютданный регион,выступая субъектами балтийской торговли.Освоение идет с запада навосток условно двумя потоками: южнобалтийским, с выходом в юго-восточную ивосточную Прибалтику,с освоением акватории Западной Двины и Немана ипоследующим выходом на Днепр ( южнобалтийские славяне с рюгенскими варягами воглаве); и северобалтийским, по островам Борнхольм,Эланд,Готланд,Бирка и др.,поюжному и восточному побережью будущей Швеции,побережью будущей Финляндии и сдальнейшем выходом на Волгу (русь с о.Роскилле во главе с русскими варягами).На островах создаются перевалочные и торговые центры с временными и постояннымипоселениями. О богатстве этих поселений можно судить раскопкам на Бирке,Готланде ( Викинги: набеги с севера/ Пер.с англ. Л.Флорентьева.-М.:Терра,1996).

Важно еще раз подчеркнуть,что инициатором, субъектомбалтийской и трансбалтийской торговли объективно могли выступать толькоприбалтийские славяне и их представители как наиболее развитые в экономическомплане народы Балтики, с их богатейшими городами,развитым ремеслом и выгоднымгеографическим положением. Другие народы балтийского региона,в частности,будущие шведы могли выступать и выступали только в качестве объекта торговливследствии сравнительно низкого уровня социально-экономического развития.

Также необходимо отметить,что наиболее богатые и схожиезахоронения на о.Бирка, в Старой Ладоге, Гнездове могут принадлежать толькославянам,славяноязычной руси как ведущей торгово-экономической и военной силе вбалтийском регионе в данный период. Это утверждение можно проверитьгосподствуюшим типом бытовой керамики,которая является определяющим этническимпризнаком в археологии.

Господство славяноязычной руси в балтийском регионе( покрайней мере в северной его части) соответствует вендельскому археологическомупериоду в изучении Швеции( 550-800гг. н.э), периоду культурного расцвета иподъема. В дальнейшем, с уходом руси начинается резкий спад экономической икультурной жизни,хиреет Бирка и т.д.( использ.работа – Лебедев Г.С. Эпохавикингов в Северной Европе: Ленинград. Издательство Ленинградскогоуниверситета,1985).

Кстати,исходя из вышесказанного,финнское «руотси»,еслисчитать это слово этнонимом, означает славяноязычную русь,которая освоилавосточное побережье будущей Швеции и близлежащие острова(Бирка) и приплывалаторговать с будущими финнами.

4. Изгнаниеварягов.

В конце 8 века происходит массовое переселениеюжно-балтийских славян в Приильменье. Это подтверждается археологическимиданными: появлением в Приильменье сосудов,аналогичныхюжно-балтийским,узколицего населения,схожего с южно-балтийским и т.д.( Откудаесть пошла русская земля, в 2-х частях,книга 2, Предисловие. Кузьмин А.Г. М., Молодая гвардия,1986, с. 27).

Смешение представителей различных славянских племен в процессе переселения, при изначальновысоком уровне экономического развития,определило господство в Приильменье территориальнойобщины с основой в виде малой семьи. Также результатом смешения переселенцевстало их общее название на новом месте – славяне или словене.

Главной причиной переселения,скорее всего, послужило резкоеусиление давления на славянские племена франков и саксов. Другой причиной могстать быстрый естественный рост населения южно-балтийского побережья.

Организаторами переселения могли быть рюгенские варяги. На это указывает какмасштабность решаемой задачи(массовость переселения),так и место,откуда шлопереселение – южно-балтийское побережье.Также явно морской способ переселения(расселение словен « клином» на юг от Ладожского озера). Кроме того,особоеположение варягов у словен и окружающего населения до второй половины 9 века: «Варяги из заморья взымали дань с чуди и со славян, и с мери, и с всехкривичей…»( Повести временных лет), «… и давали дань варягам от мужа по зимнейбелке(белей веверице)…»(Начальная часть извода Новгородской I летописи).

Но вскоре варяги были изгнаны.

Почему же приильменские словене и окружающие их племенаизгнали варягов?

Дань,взымаемая варягами,была традиционной( «дары»южно-балтийских славян рюгенскому центру) и легкой. Насилие со стороны варягов?Но всякая власть так или иначе осуществляется через насилие, кроме того, окаком-то особом насилии ничего не говорится.

Люди согласны терпеть власть, если она более-менееэффективно реализует их общие интересы. Каковы же были общие интересы народовПриильменья? Основных было два:

1) Урегулированиемежродовых и межплеменных отношений на севере будущей Руси. « И не было срединих правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать самис собой…» (Повести временных лет). По летописи,усобицы начались после изгнанияварягов, но чтобы « …встал род на род…», обиды,непонимания должны были копитьсягодами.

2) Расчисткаторговых путей на восток и юг. Приильменье,чрезвычайно богатое пушниной и заселенноесловенами,экономически активными выходцами с южно-балтийскогопобережья,умеющими и готовыми заниматься товарным производством,буквальнозадыхалось от отсутствия свободной торговли.Восточный путь оседлала островнаярусь,болгары и хазары. Южный торговый путь перекрывали города славян иславянские племена вплоть до устья Днепра, которые или взымали пошлину запошлиной за провоз товара, или перекупали товары задешево с целью их дальнейшейперепродажи.

Этих задач рюгенские варягирешить не смогли. Почему? –

Во-первых,религиозно-этническаяорганизация власти,общая для южно-балтийских славян, в условиях разноэтническогосевера будущей Руси оказалась неэффективной. Повеления славянских богов,Сварога, озвученные рюгенскими варягами, не находили отклика в сердцахфино-угорского населения, что вело к распрям,обидам,насилию.

Во-вторых, рюгенские варяги,занятые тяжелейшей борьбой с агрессией германских народов в юго-западнойБалтике, не могли предоставить хоть сколько-то значительные силы для решениятак важной для Приильменья, но частной с позиции Рюгена задачи. Кроме того,реализация экономических интересов приильменских словен на южном пути ущемилобы торговые интересы южнобалтийских славян, которые двигались в том женаправлении ( Западная Двина, Неман, Полоцк).

Кроме вышесказанного, власть,основанная на религиозных установках и запретах,строго регламентирующих жизнь идеятельность людей,- чем дальше, тембольше не устраивала наиболее активную торгово-ремесленную часть населенияПриильменья.

В итоге изгнание рюгенскихварягов становится неизбежным.

5. Призвание варягов.

Изгнание рюгенских варягов нерешило проблем, стоявших перед населением Приильменья.

Практически сразу было отправлено посольство к варягам-руси,русским варягам с Русского острова. «…И пошли за море к варягам, к руси, иботак звались те варяги-русь. Как другие зовутся шведы,иные же норманны,англы,другии готы, эти же так…»( Повести временных лет). Кстати, именно эта фраза излетописи является одним из главных аргументов норманистов в пользу того, чтоваряги – жители Скандинавии. Вот что пишет Л.С.Клейн в своей недавно вышедшейкниге: « …и тут в летописи поясняется: эти варяги назывались русью, как другие варяжские племена называютсясвеями(шведами),англами,готами и т.д.» ( Клейн Л.С. Спор о варягах. ЕвразияСПб,2009, с 18).

Оставим « варяжские племена» на совести Л.С.Клейна. На самомделе данный отрывок не так однозначен,как его пытаются представить некоторыеисторики. Этот отрывок можно трактовать в двух, прямо противоположных смыслах:

1) «…так звались те варяги – русь, как другие ( варяги) зовутся шведы, норманны,англы,готы…»

2) «…так звались те варяги – русь, как другие( народы)зовутся шведы, норманны, англы, готы…».

В первой трактовке варяги – общееназвание скандинавских и ютландских народов, к которым относится и русь ( то,что заявляют норманисты). Во второй трактовке варяги – это другое название одного народа – руси, который не относится кгерманоязычным народам . Правильность второй трактовки подтверждает далеелетописец Нестор, отмечая, что варяги, русь – славяне.

Этому же в целом посвящена и мояработа.

Но вернемся к призванию варягов.Цели призвания нетрудно выделить по тексту летописи: «…И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву…».

Итак, первая цель – « суд поправу». Как это понимать? Возможно,как наследственное право приглашенного князявершить суд среди приглашающих его племен? Это объяснение неверно, так как самфакт выбора, или поиска князя отрицает его возможное наследственное право;кроме того,не могло быть никакого наследственного права князя над группойэтнически различных племен.

Другое объяснение : « суд поправу» - это суд, регламентация жизни на основе определенных законов, которыепризнаются как справедливые приглашающими племенами.

Таким сводом законов,передовымдля своего времени, была Русская Правда. Защита имущественных и личных правчеловека независимо от его этнической и религиозной принадлежности вполнеустраивала как неславянское население Приильменья, так и экономически активнуючасть словен, - ремесленников и торговцев.

Поэтому приглашение именнорусских варягов могло решить задачу наведения справедливого порядка на северебудущей Руси.

Другая цель приглашения видна излетописного обращения народов Приильменья к варягам: «…Земля наша велика иобильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами…».

Очень интересное и емкоеобращение, попытаюсь его разобрать.

Слово « наряд» обычно трактуетсякак «порядок, законность». Но в таком случае первая часть обращения становитсялогически противоречивой: величина и обилие( богатство) земли непостижимымобразом увязывается с наличием или отсутствием регулирования ( регулятора)общественных отношений.

Это противоречие снимается, еслимы попытаемся выяснить смысл слова « ряд».Изначальный смысл корня «ряд» и близких корней « род», «рад» - защита.Например, город, град, ряд кольев,столбов,отряд и т.д. И сегодня известныразные объяснения слова «наряд» с военным,защитным смыслом: наименованиеартиллерии в русском государстве в XIV-XVIIIвв.;подразделение или группа военнослужащих в военной части, назначаемые длянесения внутренней службы; военное снаряжение – совокупность экипировкивоеннослужащего, предназначенная для ношения на себе оружия, боеприпасов иразличного имущества ( Военный энциклопедический словарь. – М.: Издательскийдом « Оникс XXIвек»,2002). Да и наряд как одежда есть, по сути, защита тела.

То есть под словом «наряд» нужнопонимать военный отряд,выполняющий особые функции.

При данном понимании перваяполовина обращения к варягам становится логичной: « земля наша велика иобильна, но военной силы, способной защитить данную территорию и данноебогатство,реализовать наши территориальные и экономические интересы – нет».

Вторая часть обращения ( «Приходите княжить и владеть нами») интересна своим разделением, разведениемпонятий «княжить» и «владеть». Понятие « княжить» означало в то времявыполнение военных функций, военное руководство; понятие «владеть» означаловыполнение судебно-административных функций: властвовать – осуществлятьадминистративные функции, править – быть посредником в спорах,осуществлять судна основе законов.

Таким образом,во второй частиобращения четко и ясно сформулированы основные задачи, поставленные передрусскими варягами: военная и судебно-административная.

Почему выбор пал на русскихварягов?

1) Наличие у них передового для балтийскогорегиона свода законов – Русской Правды, которая вполне устраивалапризывающую сторону как инструмент регулирования общественных отношений;

2) Огромныйбоевой,торговый и административный опыт русских варягов, способность иготовность военным путем обеспечивать интересы своих людей;

3) Культурноеи этническое единство с приильменскими словенами, - наиболее активной иэкономически развитой частью приглашающих племен;

4) Демократическийспособ формирования власти ( «…и избрались…»), соответствующий уровнюполитического развития приильменских племен.

Реализацией вышеназванныхосновных задач и была деятельность первых русских князей.

.

Заключение.

Подводя итог, можно сделатьследующие выводы:

1) Словас корнем «рос», «рус» в русском языке означают воду, или явления, связанные сводой.

2) Народ« русь» означает группу людей, живущих у воды, или пришедших из-за воды, илиживущих среди воды, т.е. на острове(островах).

3) Остров,на котором жила летописная русь – это остров Роскилле, или Русский остров,сегодня остров Зеландия. Русь – это выходцы с различных славянских племенюго-западной Балтики,заселившие данный остров.

4) Одновременноэтот остров был освоен варягами, служителями культа главного славянского богаСварога, по имени которого и получили свое название; освоен с целью наиболееэффективного решения общей оборонительной задачи, стоявшей передюжно-балтийскими славянами.

5) Вбалтийском регионе складывается по меньшей мере два предгосударственныхобразования с варягами во главе:

религиозно-политическоеобъединение южно-балтийских славян во главе с варягами с острова Рюген;

и объединение славян-руси наРусском острове во главе с русскими варягами, или русскими князьями каквоенными предводителями руси.

6) НаРусском острове предгосударственное образование характеризовалось передовым длябалтийского региона сводом законов – « Русская Правда», демократической формойправления, развитым торгово-ремесленным населением – русью, особой группойнаселения, выполняющей прежде всего военную, а также судебно-административную,религиозную функции, - русскими варягами, или русскими князьями, общим налогом(дань) на содержание данной группы.

7) Варяги-русьэкономически осваивают острова и север балтийского региона, Волжский торговыйпуть, создавая торгово-ремесленные поселения. Этим объясняется наличие многих «Русий» как на Балтике,так и в акватории Волги( Пургасова русь, Приазовская илитаманская русь, - будущее Тмутараканское княжество).

8) Примернов конце VIII в.варягами с о. Рюген было организовано переселение представителей различныхславянских племен в Приильменье, где переселенцы стали называться своиммежплеменным именем – славяне,или словене. Рюгенские варяги не смогли решитьзадачи, вставшие перед приильменскими словенами и их соседями и были изгнаны.

9) Вместорюгенских варягов были призваны варяги русские, обладавшие возможностями иготовностью эти задачи решить, что и было блестяще сделано первыми князьями ДревнейРуси.

Данная работа (в сокращенномварианте) является попыткой представить непротиворечивую версию происхождениялетописной руси и варягов, их этнической принадлежности и деятельности. Попутнобыли предприняты шаги по решению некоторых других спорных вопросов.

Автор работы Калин Р.Н.

Приложение.

Есть ряд интересных моментов,которые в силу разных причин я убрал из основного текста.

  • Начало летописи Нестора: « Вот повести временных лет. Откуда есть пошла Русская земля, кто на Руси начал первый править, откуда Русская земля стала есть…».

Обычно объясняется, что здесьНестор ставит вопросы, на которые и собирается ответить. При таком объяснениивозникают два противоречия: во-первых, части фразы « кто на Руси начал первыйправить» и « откуда Русская земля стала есть» по сути означают одно и то же –начало возникновения русского государства и непонятно, зачем это двойноеповторение; во-вторых, первое предложение противоречит второму. Если во второмпредложении Нестор ставил вопросы,на которые собирался ответить, то он бы инаписал что-то вроде: « вот вопросы, которые волнуют меня, окружение…». Но онпишет: « Вот повести временных лет».

Представляется верным, что невопросы ставит Нестор, а называет предыдущие письменные источники, которыесобирается использовать при написании своей работы. В этом случае обапротиворечия снимаются. Разные источники, использованные Нестором, объясняютвозможные нестыковки в тексте летописи.

  • Вот отрывок из летописи: «…Олег…установил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, которую и давали варягам до смерти Ярослава…», который вызывает много вопросов: каким варягам? Почему от Новгорода? и т.д.

Представляется правильнымследующее объяснение.

Когда на Русский остров, крусским варягам прибыло посольство от приильменских славян с приглашением, тоосновная часть руси ( «…вся русь…») тоже решила уйти в Приильменье, что быловыгодно призванным варягам, которые на новом месте сразу же получали серьезнуюсоциально-экономическую базу для решения стоявших перед ними задач.Но это не устраивалооставшихся варягов, которые данной базы лишались. В итоге был найденокомпромиссное решение: ушедшая русь продолжает содержать оставшихся русскихварягов ( дань по 300 гривен ( более 60 кг серебра ежегодно)), а оставшиесяваряги как продолжают сдерживать агрессию викингов ( «…ради сохранения мира…»),так и обязуются оказывать прямую военную помощь руси или ее представителям.

Рюрик пришедшую с ним русьпосадил в Новгороде, поэтому вполне логично « …Олег… установил давать даньварягам от Новгорода…». а прямая военная помощь была оказана Владимиру иЯрославу как представителям Новгорода.

  • Когда Владимир выбирает веру, то со всеми представителями вероисповеданий ведет себя спокойно: с кем-то шутит, кому-то задает вопросы… Единственные, с кем ведет себя Владимир очень жестко, не желая с ними даже разговаривать, были представители Римской церкви: « Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

В чем смысл данной фразы и такогоповедения?

Как фраза « ибо и отцы наши неприняли этого», так и тон, с которым она была сказана, - является отражением всознании Владимира (русского князя, потомка русских варягов) той тяжелейшейборьбы, которую вели прибалтийские славяне с германской агрессией.

  • Князь Владимир проводит решительные религиозные преобразования, не встречая серьезного сопротивления восточнославянских племен.

Как это объяснить?

Если мое объяснение варяговверно, то варяжские князья одновременно являлись высшими славянскими жрецами,действия которых освящены богами. Это объясняет как отсутствие рядом с русскимикнязьями высших жрецов, так и сравнительно спокойную реакцию славян на действияВладимира.

Объяснение пунктов 2, 3, 4 , вчастности, доказывает, что предложенное выше решение проблемы руси и варягов «работает», проясняя спорные места нашей истории.

Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
vanyaaGup

Русско-Эрзянский словарь/Рузонь-Эрзянь валкс

То есть русский переводится с современного эрзянского языка рузонь ,сравнивая его со словом рязань приходим к знаку равенства так как рязань до 1917 года писалась через ять,ять на древнеславянском языке читалась через ю,история рязанского княжества до 10 века неясна,хотя район рязани относится археологами к финноуграм

не варяги а варязи/через ять писалась в летописи,следовательно во руси;= вар юзи,и видимо неудобно было варягов называть варюги ,потому и подправили летопись при Петре 1

Ссылка на комментарий

особенно с образованием Польского государства, «ляхи» стали восприниматься восточными славянами уже как чужаки.

Потому что вера у западных полян ляхов была католическая, а у восточных полян руси-православная.

Ссылка на комментарий

По этой писанине выходит, что Укров как бы не существовало?!

Антинаучно и противоречит здравому смыслу.

Пс если перекопируете чужие мысли, то потрудитесь пробелы хотябы в порядок привести и источник указать

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 3
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 3020

Лучшие авторы в этой теме

  • marinin

    1

  • Kola

    1

  • vanyaaGup

    1

  • Harleyoa

    1

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...