РПЦ и социальная справедливость - Страница 3 - Общество - Strategium.ru Перейти к содержимому

РПЦ и социальная справедливость

Рекомендованные сообщения

robinovich

РПЦ и социальная справедливость

Прямо накануне Дня народного единства один случай заставил меня с печалью размышлять о причинах отсутствия единства в современном российском обществе. Прискорбно, что героем печального события стал один из православных священников Московской епархии, который в споре со мной фактически поставил на одну доску идею социальной справедливости и фашизм.

Дело было так. Управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий 30 октября выступил на заседании епархиального совета Саранской епархии с заявлением: «Считаю важным затронуть вопрос о целесообразности использования священниками автомобилей выше среднего класса. Этот вопрос непраздный, как кому-то может показаться на первый взгляд. Мы живём не в Западной Европе, где такая проблема отсутствует, а в России, большая часть населения которой живёт всё ещё бедно и естественно обращает внимание на быт священника».

Очень активным комментатором этих слов митрополита Варсонофия оказался тот, кто в социальной сети Facebook зарегистрирован под именем благочинного Раменского округа Московской епархии протоиерея Владимира Гамариса. «Дерзну сказать своё непопулярное мнение, – записал этот пользователь в сети Facebook. – Лично мне абсолютно всё равно, на каком автомобиле ездит священник и в каком он доме живёт, если это достойный священник и его храм и весь приход в идеальном состоянии (в нашем благочинии я не знаю ни одного батюшки на дорогом автомобиле или «богатого», а вот золотые священники у нас есть!), пусть у достойного священника ещё и два парохода будут». Эта запись была сделана в дискуссии со мной в доступном другим пользователям месте, поэтому частью личной переписки она не является.

Далее Vladimir Gamaris (для точности буду применять имя пользователя сети Facebook) повествовал о том, что раз святой праведный Иоанн Кронштадтский ездил на очень дорогом подаренном ему экипаже, и раз у него было два парохода, то и другим священнослужителям не грех иметь нескромные предметы. Затем он в том же ключе рассудил о самом богатом человеке на земле, «хозяине земли Русской» последнем российском императоре Николае Втором. «Важно, что у человека на душе и кто он пред Богом. А остальное – совсем неважно», – счелVladimir Gamaris.

Поглядев на эти примеры, я вспомнила, что именно происходило в России начала ХХ века, когда жили Иоанн Кронштадский и Николай Второй. «Россия мятется, страдает и мучится от кровавой внутренней борьбы, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, безначалия и крайняго упадка нравов. Судьба печальная, наводящая на мрачныя думы», – записал протоиерей Иоанн Кронштадский в своем дневнике в ноябре 1907 года, на день рождения императрицы Александры Федоровны. А через 10 лет, в феврале 1917 года, в результате государственного переворота отрекся от престола «хозяин земли Русской» император Николай Второй.

Конечно, для государя казалось важным то, что было у него на душе. Но для государства оказалось важным совсем другое – то, что отметил святой праведный Иоанн Кронштадский: кровавая внутренняя борьба общества, дороговизна, безначалие – то есть ценностный, социально-экономический и политический кризис в обществе. Важной составляющей этого кризиса была имущественная пропасть между немногочисленной элитой государства и большей частью его населения. Не будь этого кризиса, не случились бы в России Февральская, а затем и Великая Октябрьская революции. Как не случилась бы Великая Французская революция, не будь колоссального имущественного разрыва между богатыми и бедными во Франции эпохи Людовика ХVI.

Подобная России начала XX века и Франции конца XVIII века критическая ситуация сложилась в I в. н.э. на территории Римской империи, где начало распространяться христианство. Завоевательные походы императоров разоряли крестьянство, множили рабство и обогащали небольшую группу свободных граждан, которая сосредоточила имперскую власть и богатство в своих руках. Дорвавшиеся до власти и разбогатевшие выходцы из низов всячески выставляли свое богатство напоказ – закатывали роскошные пиры, ели на посуде из драгоценных металлов, украшали себя драгоценностями, окружали себя роскошью.

В период Римской республики хвастаться богатством, носить дорогие одежды считалось неприличным – только так формировалось психологическое ощущение равенства у членов римской гражданской общины, пусть даже оно было иллюзорным. У разорившихся жителей Римской империи, наблюдавших демонстрацию роскоши нуворишей, былое чувство гражданской солидарности заменялось вполне оправданной обстоятельствами их жизни ненавистью к богачам.

Еще дохристианские бродячие проповедники из Египта и Палестины возвещали жителям римской империи приход мессии, который должен был освободить народ от гнета богачей. Вдохновившие Иоанна Крестителя идеи кумранитов тоже были связаны с порицанием богатых и их роскоши. Так что раннее христианство адресовало свои проповеди к социальным низам и привлекало людей идеей социальной справедливости. Хотя, конечно, становились христианами и люди небедные – те, кто, несмотря на достаток, чувствовал себя недооцененным или ущемленным обществом: грешники и блудницы. В сущности, раннее христианство объединило людей, лишенных общественных связей и гарантий, но жаждущих справедливости – признания себя в обществе.

В ответ на замечание об идее социальной справедливости, лежащей в основе христианства, Vladimir Gamarisсообщил мне следующую ценную мысль: «Христианство получило распространение благодаря Воскресшему Христу Богу и Его Церкви, Духу Святому, почившему на апостолах и пребывающему до сего дня в Церкви, а неплоским, жалким идеологическим придумкам падшего греховного разума (идеологиям социальной справедливости, либерализма, фашизма или интернационализма и проч.), который святой апостол называет «лжеименным»…»

Это объединение в одной идеологической куче социальной справедливости, интернационализма и фашизма не просто удивляет. Оно поражает глубиной пропасти между реальным миром, в котором живет православный священник, и его фантастическим мировоззрением. Кто внушил ему эти мысли – отдельный вопрос, о котором мне есть что сказать (чуть ниже). А пока замечу, что на мой вопрос, как священник Владимир Гамарис относится к появившейся в России 90-х годов поговорке «Если ты такой умный, то почему такой бедный?», Vladimir Gamaris с третьего раза ответил, что в словаре Даля он такой поговорки не встречал и потому «оценивать её и комментировать ни как филолог, ни как священник» не может.

Теперь о внушении мировоззрения. Наткнулась я на просторах интернета на свежую лекцию психолога протоиерея Андрея Лоргуса «О бедности, богатстве и пытке тесных квартир». Эту лекцию протоиерей-психолог прочел в октябре 2012 года в культурном центре «Покровские ворота». Вот несколько цитат из лекции.

«Мое поколение и поколение моих родителей воспитано целиком и полностью при социализме… Для нас слово «богатый» было синонимом «отрицательного»: словосочетание «богатый человек» звучало осуждающе… Мы получили очень серьезную прививку к понятию «богатство», и эта прививка в значительной степени отравила наше сознание. Надеюсь, что современное поколение не таково».

«Мы хотим разбогатеть, ненавидя богатство и презирая богатых. Так не получится: деньги не идут к тому, кто их ненавидит и презирает… Когда вы молитесь: «Господи, дай мне заработать», а в душе говорите: «Деньги — это гадость», — Господь читает ваши чувства в сердце. Он видит, что вы деньги не любите, ненавидите, и не дает их вам».

«Давайте посмотрим с исторической точки зрения на наше бытие. Оно, несомненно, было искажено революцией и десятилетиями советской власти. Из полученного нами воспитания мы утратили представление о реальном достатке… Хрущев ввел понятие «отдельная квартира». Считалось и до сих пор считается, что это — предел мечтаний. Для трех поколений, выросших с 60-го года, это считалось нормой. Но никто не рассматривал, что это за норма — отдельная квартира по-хрущевски. Она античеловеческая. Она не просто мала, а антропологически ущербна. Если бы такую норму вводили в 20-е годы, народ бы ее не принял, ибо большая его часть была крестьянами и жила в собственных домах».

«Люди очень разные, и Господь дает нам разные призвания, разные способности и разный призыв. Поэтому идея о равенстве – чудовищная, антихристианская, антибиблейская, дьявольская идея».

«Деньги в церкви – вообще очень больной вопрос. Церковь до сих пор не знает: основывать свое экономическое существование на свободной благотворительности (кто сколько хочет, тот и пожертвовал), на приходских взносах, как за границей, или перейти на полное государственное обеспечение, как в некоторых странах Европы, где люди платят церковный налог соответственно своему самоопределению….Чего греха таить — плохо, когда в церкви деньги, из Евангелия вы это знаете. Но я не знаю, как эту больную проблему решить, чтобы и волки были сыты, и овцы целы».

«Меня как пастыря и христианина пугает так и сохранившаяся двойственность отношения: с одной стороны богатство — это плохо, с другой — сегодняшняя Церковь снова активно подчеркивает особенное отношение к богатым людям».

Я не знаю, откуда почерпнул протоиерей Андрей Лоргус представление о реальном дореволюционном достатке жителей Российской империи. Вполне возможно, его предки жили в особом достатке, которого не было, скажем, у моих крестьянских предков, считавшихся в те времена вполне зажиточными на фоне совсем нищих. Однако из его лекции в целом и приведенных цитат в частности должно сложиться впечатление, что до большевистской революции 1917 года весь народ как сыр в масле катался, был поголовно образован и высокодуховен. А после революции стал жить в античеловеческих условиях и абсолютно развратился и опустился. Но это ошибочное впечатление, помимо скучной статистики, легко опровергается художественными историческими свидетельствами – произведениями дореволюционных писателей Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.И.Куприна и других столь же достойных людей – художников и поэтов Российской империи.

К тому же то понятие достатка, о котором толкует в своей лекции психолог Андрей Лоргус, почему-то очень напоминает тезисы построения потребительского общества: приобретайте, не стесняйтесь – хватит на всех, «пока людей не так много на Земле, чтобы на всех не хватило». Почти одновременно с лекцией протоиерея Андрея Лоргуса на пятнадцатой по счету конференции «Наука. Философия. Религия» в Дубне богословы, философы и ученые обсуждали связь нарастающего глобального экологического кризиса с кризисом ценностей современной технологической цивилизации. И пришли к выводу: одной из причин развивающегося экологического и экономического кризиса является построенное в глобальных масштабах общество потребления.

Что касается равенства, то – да, мы все разные, неодинаково одарены природой. Но означает ли это, что мы не должны быть равны по части ответственности за свои поступки? Неужели такое равенство – «чудовищная, антихристианская, антибиблейская, дьявольская идея»?

По-моему, речь должна идти не о лингвистическом толковании слова «равенство», а об общественных критериях равных возможностей для всех. «Доминирующая в современном мире экономическая доктрина подчас идеализирует общество конкуренции и равных возможностей, – высказался на эту тему патриарх Кирилл. – Однако равные возможности далеко не всегда означают равенство доступа к социальным благам. Идеи всеобщего равенства, также как и всеобщего материального благоденствия, утопичны, но это вовсе не умаляет важности создания достойных условий жизни для всех без исключения членов общества».

Конечно, хочется, чтобы все мы жили в достатке. Сытое общество, конечно, стало бы спокойнее и терпимее. Но ведь все те, кто обнищал в 90-е за счет разбогатевших тогда же, не могут стать сегодня сытыми и обеспеченными без помощи и государства, и той же церкви, и тех, кто свой сегодняшний кусок хлеба отнял двадцать лет назад у сотен миллионов таких же людей. Проблемы бедных – не в зависти к богатым, а в отсутствии милосердия и сочувствия у богатых к бедным.

Поэтому, признаюсь, меня, как и протоиерея Андрея Лоргуса, тоже пугает двойственность отношения к богатству со стороны православных священников. Конечно, для церкви хорошо, что богатые люди строят храмы во искупление своих грехов. Правда, иногда, построят на грош, поговорят об этом на сто рублей, а под умильные разговоры нагрешат на миллион. Но означает ли это, что служители церкви должны эти грехи не замечать или оправдывать их? Означает ли, что нас нужно постоянно убеждать, как плохо мы жили при Советской власти?

Ведь обнищало большинство сегодняшнего населения России не при Советской власти, а двадцать лет назад, в новой России. Как раз в те годы, когда, как на дрожжах, выросли состояния у многих, кто сегодня богат. Как раз в те же годы, когда Русская православная церковь возрождалась, укреплялась и расцветала.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Изменено пользователем robinovich
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Белый Волк
Да, пусть украинцев "грабит" украинская церковь, это логично.

Підтримую! Больше грабителей, хороших и разных. Должна быть здоровая конкуренция.

Ссылка на комментарий

Ouwen
Во-вторых, да. Лучше своему пану платить, чем чужому.

Эт вы про Бога что ли?

:rolleyes:

Ссылка на комментарий

Pshek

они даже Церковь Православную раздробили только бы меньше связи с Россией. Ничего святого нет

Ссылка на комментарий

Ouwen
Люди есть везде. Не стоит судить о всех лишь по верхушке.

Согласен. Но мне лично не симпатичен Филарет.

Который на полном серьезе пёрся в Патриархи Московские и всея Руси, и лишь обломившись с этим делом - вспомнил что он оказывается украинец и соорудил себе собственный "Украинский патриархат".

Причем такой, что с ним даже зарубежная Украинская церковь не в ладах.

Это имхо как-то слишком... "толсто" что ли.

Изменено пользователем Ouwen
Ссылка на комментарий

Falconette
Во-первых, наши церковные чины тоже не святоши, но не так наглющи, как ваши.

Во-вторых, да. Лучше своему пану платить, чем чужому.

В чем заключается "наглющесть" наших попов? Я что-то не помню, чтобы кто-то требовал от меня в церкви денег.

Почему это Московский патриархат, под которым украинские православные верующие пребывали веками - стал чужим?

Ссылка на комментарий

Cы́роводка
Нет, духовных хазарских иудеев у меня точно не было.

Ваш баттхёрт огорчает его:

Я слабо представляю, в чем очевидно проявляется мой предполагаемый баттхёрт, а также сомневаюсь в Вашей способности вызывать это чувство у неподобных себе. Я, подобно вероятному большинству пользователей форума, считая лишь тех, кому в некоторые избирательные минуты есть до Вас дело, нахожусь в убеждении, что Ваша генеалогическая колода не без щербин, более того, я иду дальше и предполагаю, что Ваш пращур-Волк был бел лишь ладошками и ступнями.

Ссылка на комментарий

Pshek
Почему это Московский патриархат, под которым украинские православные верующие пребывали веками - стал чужим?

Московский патриархат и сейчас им не чужой, просто у украинцев свой митрополит

Ссылка на комментарий

Falconette
Московский патриархат и сейчас им не чужой, просто у украинцев свой митрополит

Вы не в курсе про понятие УПЦ КП? ^_^

Ссылка на комментарий

Кстати у УПЦ КП прихожан больше по подсчетам, а так по канонам имеем право на свою отдельную автокефальную церковь. Но деньги, деньги решают все. Такие кормушки как Киевская Лавра терять не хочется ни кому.

Ссылка на комментарий

Белый Волк
Я слабо представляю, в чем очевидно проявляется мой предполагаемый баттхёрт

Вы вообще слабо представляете себе окружающий мир, судя по всему.

Ваша генеалогическая колода не без щербин

Казалось бы — какое дело до этого якобы христианину?=)

более того, я иду дальше и предполагаю, что Ваш пращур-Волк был бел лишь ладошками и ступнями.

Ааа, бывает. Вы всерьёз полагаете, что Ваши потуги вызовут какую-то мою реакцию? :)

Ссылка на комментарий

Falconette

Белый Волк ошибочно полагает, что христианину плевать на этнические или еще какие-либо различия. Сказано: "Во Христе несмь ни эллина, ни иудея" - т.е. если человек православный (для православного же), его национальность роли не играет, но при этом он не лишается своей национальности, так как Христос сам озвучивает эти различия - вот эллин, вот иудей. В случае же если человек не православный, то он потенциально воспринимается как чужак. Да и когда христианам была присуща повальная толерантность?

Ссылка на комментарий

Ouwen
Кстати у УПЦ КП прихожан больше по подсчетам,

Которые проводились при Ющенко. В форме "вы прихожанин Киевской церкви"?

Можно подумать у нас многие знают разницу между метрополией и патриархатом. Обе ведь Киевские. Словом - у каждого свои подсчеты.

Ссылка на комментарий

Cы́роводка
Ааа, бывает. Вы всерьёз полагаете, что Ваши потуги вызовут какую-то мою реакцию? :)

Потуги свойственны роженицам, я же подобный вывод вынес много месяцев назад, о чем Вы собственноручно заметили в двадцать пятом посте.

Ссылка на комментарий

Белый Волк
Белый Волк ошибочно полагает, что христианину плевать на этнические или еще какие-либо различия. Сказано: "Во Христе несмь ни эллина, ни иудея" - т.е. если человек православный (для православного же), его национальность роли не играет, но при этом он не лишается своей национальности, так как Христос сам озвучивает эти различия - вот эллин, вот иудей. В случае же если человек не православный, то он потенциально воспринимается как чужак.

Это всё прекрасно, но откуда бы такое пренебрежение к неграм? Среди них и православных хватает.

Потуги свойственны роженицам, я же подобный вывод вынес много месяцев назад, о чем Вы собственноручно заметили в двадцать пятом посте.

Собака лает — ветер носит=)

Ссылка на комментарий

Которые проводились при Ющенко. В форме "вы прихожанин Киевской церкви"?

Можно подумать у нас многие знают разницу между метрополией и патриархатом. Обе ведь Киевские. Словом - у каждого свои подсчеты.

Да и не только при Ющенко, с самой независимости. Помнится зашел как-то в церковь МП так там говорили что надо ходить только к ним ибо прихожане КП в рай не попадают))

Изменено пользователем Kenzon
Ссылка на комментарий

Ouwen
Да и не только при Ющенко, с самой независимости. Помнится зашел как-то в церковь МП так там говорили что надо ходить только к ним ибо прихожане КП в раю не попадают))

Они все так говорят. Про соотношение не знаю. У меня справочник был 2003 года, так так соотношение просто зверское в пользу МП.

Возможно вранье, но и "приющенковские версии" как то слишком неправдоподобны. У нас на Одессу всего 1 храм КП. И тот непонятно с какого здания переделаный.

Откуда там взяться такому перекосу на КП?

Изменено пользователем Ouwen
Ссылка на комментарий

Dart An'ian
Сказал приверженец иудаизма где на Песах вкушают горькие травы вместе с соленой водой чтобы познать всю горечь народа израильского.

Интересно, как я могу на это ответить, не уничтожив кое-чью конспирацию?

а тут у нас цельная прошедшая многовековую закалку в жесточайших испытаниях Идея — структурируй да тиражируй.

Нет же. У вас бабушкины сказки, новодел, и влившиеся в православие обычаи. Поэтому идею и уж тем более Идею, надо явно искать в другом месте.

Ссылка на комментарий

Cы́роводка

Когда собаки перестают лаять и обман чувств сгущается над землями, волки, одержимые голодом и демонами, врываются в город и разрывают детей.

Ссылка на комментарий

Белый Волк
Когда собаки перестают лаять и обман чувств сгущается над землями, волки, одержимые голодом и демонами, врываются в город и разрывают детей.

Христианских? Тогда можно. Хотя всё равно противно.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 91
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 12017

Лучшие авторы в этой теме

  • Белый Волк

    25

  • Ouwen

    13

  • Kenzon

    11

  • treshold

    6

  • Falconette

    6

  • Cы́роводка

    5

  • Bernadotte

    4

  • Отрицание

    4

  • Михаил Пселл

    3

  • Dart An'ian

    2

  • Dobrak

    2

  • Pshek

    2

  • Лоялист

    2

  • UBooT

    1

  • Dramon

    1

  • MihaLbl4

    1

  • robinovich

    1

  • Ермак

    1

  • OmarBradley

    1

  • nelsonV

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...