Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". - Отечественная история - Strategium.ru Перейти к содержимому

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг".

Рекомендованные сообщения

drdollar

"Понятно - гражданский самолет. Звоню генералу Дмитриеву:" Товарищ командующий,

если мы сейчас не примем меры, он уйдет, ну и тогда нам всем кирдык! ".

Командующий спрашивает:" Твое предложение, Царьков? Как сбивать? "-" Очень просто! "-" Решение утверждаю!

20 апреля 1978 в районе Кольского полуострова границу СССР пересек пассажирский лайнер "Боинг-707" южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines. Самолет выполнял рейс № 902 "Париж-Сеул" с дозаправкой в ​​Анкоридже (Аляска). "Боинг" благополучно пролетел над Британией, Атлантикой и уже достиг Гренландии, когда в нем сломалось навигационное оборудование: по одним данным, напивгирокомпас, по другим - ошибки в вычислениях допустили сами пилоты.

Как потом официально объясняла сама авиакомпания, команда при подсчетах использовал неверные значения магнитного склонения (дело происходило как раз над северным магнитным полюсом).

В результате этих ошибок гигантский лайнер из 109 людьми на борту начал осуществлять разворот направо.

Заложив огромную плавную дугу, он наконец полетел фактически обратно на юг - через Шпицеберген в направлении финско-советской границы.

дальше - большеНажмите здесь!
 

1d13527-mapa.jpg

Самолет был обнаружен радарами системы ПВО СССР за 400 км до советских вод: "курсом на Мурманск идет литек с большой радиолокационной отметкой без позывного" я - свой ». Сначала офицеры противовоздушных сил подумали,

что это возвращается с задания самолет морской авиации, экипаж которого забыл изменить код опознавательные системы. Пока звонили туда-сюда по вертикалям уполномоченных лиц (там говорили, что это Ан-12 возвращается из Баренцева моря, то морской разведчик Ту-95), самолет вошел в воздушное пространство СССР. "Сюрприз ждал меня, когда я стал слушать эфир, - вспоминал летчик 265-го истребительного авиационного полка Сергей Слободчиков. - Такой шум стоял! Я слышал и Мурманск, и Петрозаводск. Все кричат, все что-то командуют ... "

Когда "Боинг" уже был над территорией Кольского полуострова, на его перехват был направлен истребитель Су-15 под управлением капитана Александра Босова.

Далее показания сторон разнятся.

1802b86-0.jpg

Согласно показаниям капитана лайнера Кима Чанг Ки, перехватчик приблизился к его самолета с правой стороны (а не слева, как того требуют правила Международной Организации гражданской авиации - ICAO). Капитан утверждает, что сбавил скорость и включил навигационные огни, обозначающие готовность следовать советским истребителем для посадки. Попытки капитана Кима Чанг Ки связаться с пилотом перехватчика на частоте 121.5 были зафиксированы башней управления воздушным движением в Рованиеми (Финляндия).

Согласно официальному утверждению советской стороны лайнер уклонился от выполнения требования совершить посадку на ближайшем аэродроме. Босов сначала доложил, что видит на "боинга" кленовый листок, что вызвало ажиотаж на земле - канадский (т.е. НАТОвский), возможно, военный самолет над территорией СССР!

Но за несколько минут советский истребитель уточнил увиденное. "Босов заходит ему в хвост, подходит поближе и говорит:" На борту полоса - что-то написано китайскими иероглифами, а на хвосте не кленовый лист, а большой красный аист с распростертыми крыльями! ", - Рассказал тогдашний командир 21-го корпуса ПВО Владимир Царьков. - Понятно - гражданский самолет ".

После маневров рядом с советским истребителем "Боинг" начал поворачивать вправо - в сторону финской границы. Вот как описывал то, что было дальше, Царьков:

"От границы с Финляндией он находился на расстоянии максимум 80 километров. На скорости 900 - это 6 минут полета. Итак, максимум за шесть минут надо было решить вопрос ...

Даю команду: "Босов, знижуйся, выпускай тормозные щитки и занимай позицию для атаки сзади". Второму Су-15 приказываю навести после атаки Босова в переднюю полусферу - может же не получиться.

Звоню генералу Дмитриеву: "Товарищ командующий, он повернул в Финляндию. Если мы сейчас не примем меры, он уйдет, ну и тогда нам всем кердык!". Командующий спрашивает: "Твое предложение, Царьков? Как сбивать?" - "Очень просто!" - "Решение утверждаю!" Я говорю: "Понял -" решение утверждаю! "

Беру трубку: "Босов, слышишь меня?" - "Слышу!" - "Приказываю: уничтожить нарушителя воздушной границы Советского Союза залпом!" Он: "Что? Сбивать его?" Я говорю: "Повторяю! Уничтожить нарушителя воздушной границы Советского Союза залпом!"

2b5c91a-1.jpg

Согласно данным американского радиоперехвата, пилот Босов пытался убедить командование отменить приказ, однако после подтверждения выпустил по лайнеру две ракеты P-60. Первая из них прошла мимо цели, а вторая взорвалась, оторвав часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив осколками двух пассажиров. Кроме того, обломками заклинило турбину одного из четырех двигателей.

699ef82-6.jpg

Из-за разгерметизации салона лайнер начал экстренное снижение с высоты 9 км и исчез с экранов радаров советской системы ПВО. Советские пилоты также потеряли в облаках поврежденный "Боинг". Босов тоже не мог обнаружить следов пожара на земле.

3cba50a-2.jpg

На экране радаров осталась только отметка оторванного крыла лайнера - это кусок планировал с высокой скоростью и был воспринят советскими офицерами по крылатую ракету или кассету со шпионским оборудованием. Эту цель итоге сбил упомянутый в начале повествования Слободчиков.

8e0894a-3.jpg

В течение следующего часа аварийный рейс 902 пролетел на низкой высоте поперек всего Кольского полуострова, подыскивая место для вынужденной посадки и, после нескольких неудачных попыток, приземлился в сгущаются сумерки на лед озера Корпиярви, уже на территории Карелии.

989b503-4.jpg

Финские источники сообщают, что в течение всего этого времени советская ПВО не имела никакой информации о судьбе и местонахождении самолета. Но тот же Царьков говорит, что в итоге самолет обнаружил еще один поднят на перехват истребитель под командованием Анатолия Керефов.

b003357-5.jpg

Пилот пытался показать корейцу дорогу к аэропорту Африканда, но тот отстал от истребителя и наконец сел на замерзшее озеро. Сам Керефов вспоминал, что едва не силой, прямо таки положив крыло на крыло, заставил "Боинг" приземлиться на лед Корпиярви.

d0e874f-7.jpg

Заслуживает внимания описание переговоров Царькова, который тем временем общался с высшим руководством в Москве - маршалом авиации Александром колдунов:

"Доложи, что происходит?" Я все рассказываю ... "Сколько он километров прошел?", - Не дослушав, перебивает колдунов. "Прошел 180 километров и стал в районе Кандалакши идти ..." - "Сколько-сколько прошло?" - "180 километров!" - "По нашей территории? Почему не сбили раньше?"

Отвечаю, что использовать ЗРВ [зенитно-ракетные войска - ИП] запретили, что надо и опознать - чего же своих сбивать? "Ты будешь снят с должности!", - Сказал маршал и повесил трубку ...

В это время вбегает офицер, приносит мне шифровку, переданную по телеграфу из подразделения, который вел прослушивание эфира на всех частотах. Мол, в такое-то время пропал самолет "Боинг-707" авиакомпании "Эйр-Корея", на борту 100 человек пассажиров и 12 членов экипажа вместе со стюардессами.

Только я прочитал - бац, снова звонок из Москвы! Колдунов: "Да ты что, его сбил?" - "Так точно! Я хотел вам доложить - вы трубку положили, я командующему доложил". - "Ну и что?». Говорю: "Азимут - такой-то, дальность - такая-то ... Проводим воздушный поиск. Но, товарищ маршал, я получил спецдонесения ..." - "Какое спецдонесения?" - "Перехватили сообщение Ассошиэйтед-пресс ..." - "Что он там сообщает? Почему у тебя, а ​​у меня нет?" - "Мы же впереди, пока к вам радиоволны придут - мы расшифровали". - "Ну-ну-ну, прочти, что там написано?"

Читаю: «Пассажирский" Боинг ", летевший по маршруту Париж-Англия (сейчас я точно не помню все пункты), - и он должен был по северному маршруту пойти в Корею, а оттуда в Токио. На борту 100 человек туристов и 12 человек экипажа ". - "И вы чего, сбили его?" - "А в чем дело-то? Не слуеться и идет ... А флот проводит учения ... Сбили!" - "Ну, вот что, Царьков, тебя будет судить международный трибунал!", - Сказал маршал и бросил трубку ".

9fd4ae7-2.jpg

Наконец к обнаруженному на берегу озера лайнера начали прибывать советские вертолеты. Всех 107 уцелевших пассажиров были доставлены в город Кемь, где их разместили в гарнизонном Доме офицеров. 23 апреля 1978 в мурманском аэропорту иностранцев передали представителям генерального консульства США в Ленинграде и авиакомпании Pan American, которая и переправила их в Хельсинки.

e339e53-8.jpg

Командир корабля Ким Чанг Ки и штурман были задержаны в связи с проведенным расследованием в Союзе. Они признали свою вину и обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Их выслали за пределы Советского Союза. 30 апреля 1978 было обнародовано заявление ТАСС об инциденте в Карелии. СССР отказался сотрудничать в расследовании данного инцидента с международными экспертами и не предоставил данные из удаленных из самолета черных ящиков.

a6deef6-1.jpg

Сам самолет был разобран и вывезен по частям вертолетом Ми-6 на баржу в Кандалакшский заливе. Пилотскую кабину обследовал лично заместитель главкома Войск ПВО Евгений Савицкий. Шпионского оборудования не нашли, зато советских инженеров зацикавилы мощная аварийная радиостанция, сотовые наполнители крыльев и система слива топлива.

Никого из пилотов и командиров, которые приняли решение сбить нарушителя государственной границы, официально не наградили. Никто также не был наказан, действия ПВО были признаны правильными.

f13c94f-9.jpg

Через 5 лет такой же перехватчик Су-15 в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 сбил над Сахалином "Боинг-747" все той же авиакомпании Korean Air Lines. Южнокорейский лайнер выполнял рейс "Нью-Йорк Анкоридж-Сеул", и также отклонился от курса, войдя в советское воздушное пространство над Сахалином. Все 269 человек на борту лайнера погибли.

Пилот-истребитель Сергей Слободчиков сейчас работает охранником в частной фирме в Петрозаводске. Корейская авиакомпания до сих пор имеет в расписании рейс № 902 "Париж-Сеул", только уже без дозаправки в Анкоридже.

[Cкрыть]
Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 9836

Лучшие авторы в этой теме

  • drdollar

    1

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...