r25 4,505 17.04.2012, 17:55:18 Поделиться #1 17.04.2012, 17:55:18 История города Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Сведения о существовании на территории современного Новосибирска «новоселебной» деревни ещё в конце XVI века содержатся в документах первых алтайских горнорудных предприятий. Некоторые рабочие были выходцами из этого селения — они писали в анкетах данные, которые свидетельствуют о том, что его закладка состоялась в 90-х годах XVI века. Таким образом, эта деревня возможно была одним из первых невоенных поселений колонистов из Московского Государства в стране «белых калмыков» — Телеутском улусе, охватывавшем тогда большую часть Верхнего Приобья. Поселенцы (предположительно — подгорние крестьяне Спасского прихода Кукарской слободы Казанского уезда — ныне г. Советск) выстроили деревню в одну улицу на левом берегу Оби современный Кировский район Новосибирска) и начали развивать торговые контакты с «белыми калмыками». Торжище «москвитов», вероятно, выступало в роли свободной зоны на территории Телеутского Улуса, так как с хозяевами этой земли Москва имела весьма сложные отношения: с одной стороны существовал союзный договор, с другой стороны то и дело вспыхивали пограничные конфликты, переходившие в военные действия. Вероятно, казакам и телеутам требовалось место, где можно было провестии переговоры и обменяться «аманатами», то есть рабами (работорговля в Сибири была официально запрещена Петром только в 1726 году). Так могло продолжаться до 1713 года, когда начался массовый исход в Джунгарию (ныне северная Монголия) всей военно-аристократической элиты телеутов. В итоге Верхнее Приобье оказалась предоставленным самому себе, так как Телеутский улус как государство загадочных «белых калмыков» попросту перестал существовать. К началу массовой колонизации деревня на берегу Оби уже имела официальное название: Кривощековская — по кличке Кривощек, какую получил основатель этого поселения Федор Креницын, когда на его лице появился сабельный шрам. Впрочем, самого Федора Креницына-Кривощека к тому времени здесь уже не было, так как известно, что в 1716 году он находился где-то под Барнаулом, где снова заложил новую деревню, которую так же стали называть Кривощековской. Напротив Кривощековской деревни, на правом берегу Оби (рядом со станцией метро «Октябрьская» современного Новосибирска), в те времена стояла большая крепость местного племени Цаттыр (чатов), которая вошло в российскую историю на столетие раньше, чем Кивощековское поселение. В этой крепости 22 июня 1589 года завершилась 16-летняя война Московского государства с ханом Кучумом. Окончательно разбитый накануне воеводой Воейковым (битва произошла «в двух днищах» вверх по Оби — на месте нынешней Новосибирской ГЭС) хан Кучум некоторое время скрывался здесь от погони. Согласно преданию, последняя ханская ставка была местом, где престарелый Кучум принял решение уйти, навсегда расставшись со своим Сибирским ханством. Останки этой крепости дожили до прихода мостостроителей (в 1912 году её следы описал Н.П. Литвинов, составитель самого первого справочника по Ново-Николаевску), а во времена начала колонизации Верхнего Приобья укрепленный город обского племени Цаттыр долго оставался фактором, сдерживающим заселение правого берега Оби. Поэтому активность русских переселенцев проявилась, главным образом, на противоположном — левом берегу. Не случайно именно здесь, к концу XVIII века, числилось 37 названий сел, деревень и хуторов (всего 636 дворов), которые располагались так компактно, что официально именовались Кривощековской слободой. Фактически это была вся территория современного левобережья Новосибирска, на которой располагались Большое и Малое Кривощёковские села, деревни Перово, Вертково, Бугры, Ерестная, Криводановка и другие. Поворотный этап развития этого поселения был связан с двумя событиями, имевшими место в конце XIX века. Первое из них произошло в конце августа 1891 года, когда в Большом Кривощековском селе состоялось выездное совещание, в котороем приняли участие три крупных имперских чиновника: начальник Управления по сооружению железных дорог МПС К.Я. Михайловский; действительный статский советник, генерал В.И. Березин (будущий подрядчик) и командир изыскательского отряда Викентий-Игнаций Роецкий. Они на месте рассмотрели гидрографические материалы, которые представил Роецкий, и приняли окончательное решение рекомендовать в МПС линию пересечения Оби. Так было определено место под строительство первого железнодорожного моста через Обь в районе села Кривощековское. Второе событие произошло в Петербурге 16 февраля 1893 года во время второго заседания Комитета Сибирской железной дороги под председательством Великого князя Николая Александровича. Там было рассмотрено соответствующее предложение от Министерства путей сообщений. Цесаревич согласился с запланированным направлением прокладки Сибирской железной дороги в районе Оби как наиболее удобным в техническом отношении. С этого момента место перехода Сибирской железной дороги через реку Обь больше не обсуждалось. 30 апреля 1893 года в село Кривощековское прибыла первая партия рабочих-мостостроителей. Этот момент считается официальной датой основания Новосибирска. Свой поселок они построили на берегах впадающей в Обь речки Каменки, к северу от него строилась железнодорожная станция «Обь» и поселок при ней. Вскоре оба поселка соединились. 28 декабря 1903 года в рескрипте N 747-47 Государь Император Николай II издал высочайшее повеление, согласно которому «поселение Ново-Николаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города с площадью 881 десятин 2260 квадратных сажень (Кривощековская слобода, располагавшаяся на противоположном берегу Оби, не вошла в его состав). Подлинник документа был подписан Исполняющим должность Управляющего Кабинетом Его Величества генерал-майором Рыдзевским. Судьба Ново-Николаевска могла бы стать похожей на десятки российских городов, которые таким же образом выросли из станционных поселков на пересечении больших рек и Великой Сибирской железнорожной магистрали, но вмешался случай. В Петербурге было принято решение связать железной дорогой Сибирь с Алтаем. Существовали разные варианты отправного пункта, но В. И. Жернаков, городской голова Ново-Николаевска, в течение трех лет всеми средствами пытался убедить Имперскую Комиссию по железным дорогам в том, что прокладывать дорогу на Семипалатинск (конечный пункт Алтайской ветки) нужно именно от станционного городка Ново-Николаевска. В итоге 3 июня 1912 года состоялось главное для будущего Новосибирска событие: жернаковский вариант прошёл Высочайшее утверждение и Ново-Николаевск в одночасье стал крупнейшим в России мультимодальным узлом. Дело в том, что южная железнодорожная ветка автоматически меняла статус всех остальных, исходящих от города, транспортных лучей — они становились транснациональными. В Ново-Николаевске начался невиданный экономический бум: в 1915 году, когда строительство железной дороги «Ново-Николаевск-Семипалатинск» ещё только подходило к концу, в городе при 70 тысячах населения уже работало 7 банков. Символом того времени стала часовня Святого Николая, которая была торжественно открыта в 1914 году на главной улице как точный географический центр страны. На тот момент территория Российской империи была самой обширной за всю историю её существования. Государственный переворот в России и последовавшая за ним Гражданская война почти уничтожили процветавший город. Некогда тайно собиравшиеся на поляне в пригородном лесу (ныне площадь Калинина в Новосибирске) новониколаевские большевики вряд ли ожидали, что революция принесет такую разруху. В 1920 году в Ново-Николаевске не работали почти все государственные учреждения, включая железную дорогу. Царил голод. Чтобы восстановить важнейший транспортный узел, руководство СССР с 13 июня 1921 года сначала превращает Новониколаевск в центр Новониколаевской губернии, куда из Омска переводятся все губернские структуры, включая редакцию газеты «Советская Сибирь», а потом, в 1925 году, — всей Сибири, создав для этой цели новую административную структуру Сибирский край, которая на 10 лет вберет в себя практически все зауральские губернии. 12 февраля 1926 года в Москве будет подведен итог дискуссии по новому названию города. Постановлением ЦИК СССР будет утверждено решение Краевого съезда Советов о переименовании города Новониколаевска в город Новосибирск. В ранге административного центра крупнейшей в мире административно-территориальной единицы Новосибирск снова начинает развиваться. Возможно не случайно именно тогда, в 1929 году, в Новосибирске выходит книга «Завоевание межзвездных пространств», в которой впервые представлены расчёты той самой трассы, по которой через 40 лет американские астронавты долетят до Луны. Книга была напечатана в типографии Сибкрайсоюза тиражом 2 тысячи экземпляров. Её издал на свои средства, полученные за изобретения и рационализацию, А. И. Шаргей, который жил в доме № 24 по улице Советской под именем Юрия (Георгия) Владимировича Кондратюка. (Сюда в 1970 году специально приезжал Нил Армстронг, первый человек ступивший на поверхность Луны, чтобы взять у стен дома, где жил Шаргей-Кондратюк, горсть земли). В 1930 году Новосибирск официально присоединяет к себе старинное кривощековское левобережье, которое становясь городской территорией, получает название Заобский район. Очередным судьбоносным решением в истории Новосибирска стал визит в 1936 году маршала М.Н. Тухачевского, волей которого самое крупное тогда предприятие Новосибирска завод «Сибмашстрой», где выпускались льнотрепалки и насосы типа «Комсомолец», сменило профиль, директора и название. Оно было преобразовано в «предприятие авиационной промышленности № 153», став таким образом первым в мире заводом по выпуску истребительной авиации. Дело в том, что завод создавался для массового производства только одной модели конструктора Поликарпова: И-16, который сегодня считается первым в мире истребителем, так как впервые в истории мирового авиастроения совместил в себе моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Завод, получивший в 1939 году право называться именем В. П. Чкалова (И-16 называли «самолетом Чкалова» за то, что Чкалов его сам испытывал, и сам отстаивал перед Сталиным как родоначальника нового вида боевой авиации), в годы Великой Отечественной войны стал одним из основных поставщиков истребительной авиации. В 1944 году из Новосибирска на фронт уходило по 17 истребителей в сутки, хотя более половины работавших на Чкаловском заводе составляли 14-16-летние подростки из пригородных деревень. Они трудились в условиях жесточайшей дисциплины за 700 граммов хлеба в день — такова цена девиза «Полк в сутки», с которым Новосибирск вошёл в историю Второй мировой войны. Победу 1945 года город Новосибирск встретил сильно изменившимся — будучи в начале войны 400-тысячным тыловым городом, он принял 128 тысяч коренных жителей блокадного Ленинграда. Одновременно на берегу Оби получили прописку 50 ленинградских предприятий и учреждений. Став на четверть Ленинградом, сибирский город авиастроителей перенял многие культурные и эстетические традиции Северной Пальмиры. С этого времени берет начало и идея создания в Новосибирске Сибирского отделения Академии наук СССР. Она была воплощена в жизнь в 1957 году, после того как руководитель страны Н. С. Хрущев одобрил план трех крупнейших советских учёных: «отца» противотанковых кумулятивных снарядов М. А. Лавреньтьева, математика С. Л. Соболева и физика-механика С. А. Христиановича. На окраине Новосибирска, по мысли этих выдающихся научных деятелей, был возведен Академгородок. Сегодня здесь известные в мире исследовательские школы, благодаря которым новосибирцы стали основоположниками математического конструирования генетических систем, географического моделирования, новой концепции первоначального заселения человеком Евразии и многого другого с рефреном «впервые в мире». Эвакуированное население повлияло не только на развитие науки и искусства, но и на общую демографическую ситуацию — 2 сентября 1962 года в Новосибирске был официально зарегистрирован миллионный житель. Новосибирск до сих пор остается единственным миллионником в мире, где среднегодовая изотерма может опускаться до отметки ниже нуля. В августе 1972 года в Новосибирске побывал с визитом Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. В разговоре с ним Первому секретарю Новосибиркого обкома партии Ф. С. Горячеву удалось доказать необходимость скорейшего строительства Новосибирского метрополитена — первого в Сибири. Во время проектирования будущего сооружения главный инженер проекта К. Виноградов и архитектор С. Цыганов предложили мостовой переход через Обь на 14 опорах — так состоялось рождение самого длинного метромоста в мире. Официальный пуск Новосибирского метрополитена состоялся в конце декабря 1985 года. 28 апреля 1982 года опубликован Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о награждении Новосибирска орденом Ленина за большие заслуги трудящихся города в революционном движении, их вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве. В феврале 1990 года Новосибирску присвоен статус исторического города как центра науки и культуры Сибири, а в 2000 году указом президента РФ Владимира Путина был образован Сибирский федеральный округ, центром которого был назначен Новосибирск. На основе Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Цитата Ссылка на комментарий
Antipilot 1,103 17.04.2012, 18:55:31 Поделиться #2 17.04.2012, 18:55:31 Для миллионника, очень молодой город Не знал Цитата Ссылка на комментарий
Толстый 4,303 25.04.2012, 03:01:05 Поделиться #3 25.04.2012, 03:01:05 Для миллионника, очень молодой город Не знал Его даже "сибирским Чикаго" называли Цитата Ссылка на комментарий
Рекомендованные сообщения
Присоединиться к обсуждению
Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.