Интересности - Страница 30 - Тематические форумы - Strategium.ru Перейти к содержимому

Интересности

Рекомендованные сообщения

Хоттабыч

Канал France24 сделал тизер Олимпиады в Токио.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Изменено пользователем Vladian
Заменил автоматически проигрываемое видео на ссылку
Ссылка на комментарий

Almar
Ссылка на комментарий

Almar

Находчивый студент.

1558546324.jpg

Ссылка на комментарий

Хоттабыч

История нефтеперевозок. От танкеров с бакинской нефтью до современных монстров


В 1847 году английский химик Джеймс Янг был занят перегонкой нефти, которая, в очень скромных количествах, выделялась в угольных месторождениях. Янг хотел получить легкое ламповое масло (сразу скажем, что до керосина дело у него так и не дошло), но получил масло тяжелое и вязкое.

Для лампового масла эта субстанция не очень годилась, зато она отлично подходила для смазывания деталей механизмов, которых к тому времени в Англии было довольно много, и спрос на «нефтяной воск», предотвращающую порчу металлических деталей, вдруг скакнул до небес.

Правда, новое производство Янга и его компаньонов Мелдрама и Бинни испытывало постоянные проблемы с поставками сырья, потому что «естественного просачивания нефти» было явно недостаточно для удовлетворения спроса на парафин. Янг проявлял чудеса изобретательности (например, догадался получать нефть из горючего сланца), но в конце концов новые фабриканты неизбежно встали перед проблемой завоза нефти.
Спойлер

roefxmkl8dgb7d18izkgcb9vmrc.png

Джеймс Янг, замечательный химик. Нет, он не был первооткрывателем парафина, способ его получения придумал Карл Райхенсбах в 1830 году. А до него, в 1820 году, француз Мишель Шеврель изобрел стеарин. Это была замечательная эпоха, когда человечество нуждалось в свечах и оба материала, и стеарин и парафин, в первую очередь были прекрасными заменителями дорогому воску.

Янг стал использовать парафин для смазки механизмов и запатентовал его способ получения из нефти. Благодаря этому патенту он много лет (и весьма успешно) оспаривал право прочих повторять его технологию. Злые языки утверждают, что именно на патентных спорах, а вовсе не на смазочных материалах, он и сколотил состояние.


Вариантов в начале 60-х г.г. XIX века было немного: нефть активно добывали в районе Баку, на Каспии, в австро-венгерской Галиции и – в Пенсильвании, на другом берегу Атлантики. Понятно, именно морской маршрут доставки нефти оказался предпочтительнее перевозки её через континент, он был надежнее, быстрее и дешевле любого другого.

Весной 1861 года бриг Elizabeth Watts прибыл из Филадельфии в Англию, имея на борту груз в 180 тонн нефти, разлитой в бочки, и это была только первая ласточка – к берегам Британии, позже – и всей Западной Европы, устремились суда, загруженные емкостями с нефтью. К этому времени мир уже охватила «керосиновая лихорадка», и керосин оказался востребован в сотни раз больше, чем парафин.

Правда, перевозки в бочках (так нефть будут перевозить еще четверть века) не казались самим перевозчикам особо удобными: емкости были тяжелы, занимали слишком много места и были неудобны для перемещения.

Вообще перевозка нефти (и измерения добычи) велись на разных месторождениях по-разному, например, в Баку добычу считали в ведрах (подразумевая, понятно, не оцинкованные разнокалиберные сосуды, а принятую в России в то время меру объема), а перевозили на верблюдах, заливая нефть в бурдюки, а американцы нефть считали бочками. Правда, бочки у всех были разные, и только в 1866 году собрание нефтепромышленников Пенсильвании договорилось, что базовым значением станет баррель, бочка вместимостью в 42 галлона (159 литров), ввиду популярности этой тары (стандарт, принятый еще в XV веке в Голландии для засолки и перевозки селедки).

emmyyyoizkcp5k1znjjjbngo174.png

Хотите увидеть, как выглядит баррель нефти? Вот он, во всей красе. Можно сказать — красе первозданной. Сейчас увидеть нефтяную бочку объемом в 1 баррель сложно...

Но, как мы уже и говорили выше, бочки были тарой тяжелой, дорогой, неудобной для перемещения, невозвратной и портящейся. Поэтому мысль о заливе нефти непосредственно в трюм кораблей, с последующей выгрузкой её при помощи помп в порту назначения, что называется, витала в воздухе.

Первыми рискнули это сделать братья Артемьевы, Николай и Дмитрий, переоборудовавшие парусную яхту (они называли её «курсовая лодка») «Александр» для вывоза нефти из Баку в Астрахань.

Кстати, эта идея поражала людей, далеких от проблем логистики, своей кажущейся несуразностью, а у коллег вызывала истерический смех из-за кажущейся же неосуществимости, говорят, в Баку на братьев рисовали даже карикатуры в местных газетах, вот только уже после первой же навигации насмешники были посрамлены: «Александр» сделал 8 рейсов при том, что перевозившие нефть в бочках суда смогли сделать не более 6 «ходок», хотя бы потому, что качать нефть помпами было быстрее, чем загружать и разгружать кадушки. «Александр», в итоге, оказался еще и рентабельнее в эксплуатации, потому что вез «чистый» груз, а не тару (вес бочек составлял от 20 до 25% от веса содержимого), плюс они сильно сэкономили на стоимости бочек а еще они смогли доставлять груз без потерь, а расчеты потерь тогда были – минус 20% из-за ломки и протечки бочек.

Еще один плюс (логисты поймут, как это важно, да и любой не логист поймет) – все остальные корабли, возившие нефть в бочках, обратно шли без груза, так как все места на судне занимала пустая бочкотара, тогда как наливные суда Артемьевых умудрялись брать обратный груз.

_sump2l3umjhmguje-x04v-5isu.png

Здесь очень уместно было бы разместить фотографию братьев Артемьевых. Или хотя бы изображение их первых судов, которые они приспособили для налива нефти. Увы, ни того, ни другого история не сохранила. Мы даже не знаем, например, дату и место смерти младшего из братьев, да и об их компании сведения сохранились весьма скудные.

Артемьевы, собственно, подали пример всем нефтеперевозчикам всего мира, ну а попутно, по сути, спасли бакинские нефтепромыслы, так как к 1873 году, году первого плавания «Александра», ценовая конъюнктура складывалась не в пользу бакинцев: доставка одного пуда нефти из Баку в Нижний Новгород составляла около 40 копеек за пуд, тогда как доставка того же пуда из Пенсильвании в Санкт-Петербург стоила примерно 30 копеек.

Вдохновенные успехом Артемьевы быстро увеличили размер и оборот собственного флота, добавив к парусникам еще и баржи, и у них быстро появились последователи – например, французский консул Бовэ объявил о закладке собственного танкера на Черном море «по замечательному примеру братьев Артемьевых».

Справедливости ради заметим, что опыты, чем-то похожие на опыты братьев Артемьевых, велись примерно в те же годы и на берегах Темзы, но именно на бакинских промыслах они оказались наиболее востребованы.

Тоньше всех прочувствовали перемены в конъюнктуре братья Нобели, и настоящей революцией в области перевозки нефти стал построенный по их заказу в Швеции, уже в 1876 году, британским инженер-полковником Генри Ф. Своном, танкер «Зороастр». Не будет преувеличением сказать, что именно с этого судна начинается история мирового танкерного флота.

Зороастр работал на нефти (позже – на мазуте) и перевозил из Баку в Царицын и Астрахань 15 тысяч пудов (242 тонны) нефти. За этим чудом техники были построены и другие танкеры, и уже через 7 лет по Волге ходили более 30 танкеров, а в 1885 году в той же Швеции для тех же братьев Нобелей был спущен на воду и первый морской танкер, «Свет», предназначенный для экспорта бакинской нефти по Черному морю.

5pg2t4eu50cecd5gsj7exyys-lc.png

«Зороастр», родоначальник всего танкерного флота в мире. Его конструкция предполагала две соединенные между собой наливные цистерны, разделенные рубкой. Позже вид танкеров существенно изменится.

Уже в следующем году, в 1886-м, в Англии строится океанский нефтеналивной пароход Glückauf, разработанный всё тем же Своном, способный перевозить уже более 3000 тонн нефти. Понадобилось всего три года для того, чтобы судов класса Glückauf стало 50 – все они работали на трансатлантических маршрутах, перевозя североамериканскую нефть в европейские порты.

Впрочем, говоря о морских перевозках нефти совершенно невозможно не сказать о Маркусе Самюэле, основателе компании Shell (названной так потому, что до перевозки нефти Самуэль занимался продажей весьма скромной сувенирки из ракушек), который, получив контракт от Рокфеллеров на перевозку нефти, собственно, и создал мировую (или всемирную?) торговлю нефтью и нефтепродуктами.

Для того, чтобы его всемирные планы осуществились, надо было организовать пропуск танкеров через Суэцкий канал, в котором перемещение нефти тогда, из соображений безопасности, запрещалось. Самуэль задал администрации канала простой вопрос: какими должны быть танкеры, чтобы разрешение на их проход было бы получено?

Руководство канала тянуло с ответом, и Самуэль, на свой страх и риск, заложил восемь танкеров. Как это бывает иногда, в определенных обстоятельствах, когда, наконец, администрация канала выдвинула свои требования, они странным образом сошлись с характеристиками строящихся для Шелла судов.

coiaq3slg631mzzbeteevehohxc.png

Маркус Самуэль, основатель Шелл. С 1907 года Самуэль проводит удачное слияние с голландской компанией, и отныне полное название его детища звучит как Royal Dutch Shell.
Между прочим, первая разработка нефти этим объединенным предприятием (Royal Dutch добывала нефть и раньше) стала концессия в городе Грозный, в 1910 году.


Возможно, Самуэль обладал даром гипнотического внушения, возможно, инженер, строящий эти танкеры, обладал даром предвидения, а может быть, Самуэль умел делать ожидаемые подарки, но, так или иначе, а в 1892 году первый танкер из флотилии Шелл прошел через Суэцкий канал.

К 1907 году у Шелл был танкерный флот из 34 больших пароходов, и его заказчик, рокфеллеровская Стандарт Ойл с их 4 пароходами и 16 парусными танкерами попала в серьезную зависимость от Самуэля, который, заметим, расширял свою империю, создавая пункты приема нефти на азиатском континенте – в Кобе, Гонконге, Шанхае, Джакарте, Сайгоне, Сингапуре – практически любой значимый порт Азии был в его распоряжении.

Наверное, пусть мимоходом, на заслуживает упоминания то, что именно стараниями Самуэля британский флот (а после и все флоты мира) был «подсажен» на мазут, а зарождавшийся авиапром – на керосин.

Уже в начале ХХ века подавляющее большинство танкеров оснащены дизельным двигателем, самым современным по тем временам. Ведется настоящая гонка по строительству танкеров все большей и большей вместимости, и суда с дедвейтом более 10 тысяч тонн уже не выглядят «монстрами».

Первая мировая война ярко подчеркнула значимость нефти и роль танкеров в её доставке, она же (силами немецких подводных лодок, в основном, так как танкеры были желанной целью) сильно уменьшила танкерный флот. Который, однако, был быстро восстановлен (стало ясно, что танкеры – вопрос энергетической безопасности) и сильно вырос в числе, габаритах, прибавил в скорости перемещения, обзавелся всеми техническими новинками, характерными для своего времени – но все это, конечно же, не избавило танкеры от огромных потерь во время второй мировой. Кстати, танкеры – чуть ли не единственный тип судов, кроме военных, строительство которых не только не прекращалось, но и не сокращалось во время войны.

3pbqu-oi3pmsmmig4riyncb7d2m.png

Американский танкер «Гарри Синклер», торпедированный немецкой подводной лодкой

После войны на «нефтяной игле» сидел уже весь мир, потребность в нефтепродуктах росла чуть ли не в геометрической прогрессии, и вместе с ростом этой потребности рос и танкерный флот. В 1950 году объем потребления нефти уже вдвое превышал объем потребления во время войны, а к 1970 году вырос еще в пять раз от 1950-го. Только в США после войны построили 525 танкеров типа Т2 (проект был разработан под нужды второй мировой) с дедвейтом в 16500 тонн, но все они не в состоянии были удовлетворить растущие потребности.

На рост потребностей в перевозке сказывалось и то, что мир захватывали новые технологии – оказалось, что перевозить сырую нефть и перерабатывать её на месте выгоднее, чем перевозить нефтепродукты. Кроме того, во второй половине ХХ века США, а следом за ней и все другие страны, переходят к политике обеспечения внутри страны так называемых стратегических запасов нефти.

Под эти задачи быстро растут и возможности танкеров (чем больше танкер, тем ниже себестоимость перевозки) – от «стандартных» 16500 тонн во время войны до 331800 тонн (Univers Ireland) в 1968 году.

Кстати, в конце 60-х закладываются танкеры дедвейтом в 600-800 тысяч тонн, но экономический кризис не дал тогда осуществиться этим планам.

lp0k9rl87kcg8fncf6_dlqxraq4.png

Эссо Нортумбрия, британский танкер, его спуску на воду в 1969 году придавалось огромное значение (принцесса Анна лично разбивала традиционное шампанское о его борт), и ожидания он, одновременно, и оправдал — так как на его примере целые поколения кораблестроителей будут изучать конструкторские удачи и, увы, конструкторские огрехи, и, одновременно — не оправдал, так как, ввиду упомянутых огрехов, он больше ремонтировался, чем работал.
Зато этот корабль послужил темой для написания замечательной песни (в стиле и духе матросских английских песен) Roll Northumbria, в которой, собственно, рассказывается история корабля.


Тем не менее тот же экономический кризис и повсеместная национализация нефтяных отраслей по всему миру приводит к строительству супертанкеров – к этой категории относят суда, перевозящие более 2 млн баррелей (318 тысяч тонн). Самым крупным судном в истории стал танкер Knock Nevis, способный перевозить 564753 тонн нефти. Длинна этого судна составляла более полукилометра. Этому монстру был недоступен не только любой из каналов в мире, но и многие проливы, так как его осадка (25 метров) не позволяла ему проходить, например, Ла-Манш.

cqvji6rwca8zcr5p2p274owaque.png
Танкер и супертанкер

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Годы идут, ничего в России не меняется - дешевле купить за бугром, чем сделать что-то своё. :)

к 1873 году доставка одного пуда нефти из Баку в Нижний Новгород составляла около 40 копеек за пуд, тогда как доставка того же пуда из Пенсильвании в Санкт-Петербург стоила примерно 30 копеек.

Ссылка на комментарий

Almar
Ссылка на комментарий

Almar

Шедевр! :D

1565033918.jpg

Ссылка на комментарий

Almar
Ссылка на комментарий

Almar
Ссылка на комментарий

Хоттабыч

Дайвер из штата Массачусетс выбрался невредимым из пасти кита

Москва. 12 июня. INTERFAX.RU - Ловец лобстеров Майкл Паккард из штата Массачусетс выжил после того, как его проглотил горбатый кит, Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. BBC News.

Майкл Паккард рассказал в Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. WBZ-TV News, что нырнул в акваланге и неожиданно оказался в пасти гигантского млекопитающего примерно на 30-40 секунд у Провинстауна (штат Массачусетс).

"Почувствовал сильный толчок, и все потемнело", - описал событие Паккард.

Майкл Паккард рассказал, что думал в тот момент о своей жене и двух сыновьях. Неожиданно кит вынырнул на поверхность, замотал головой и выпустил его. Дайвер благополучно добрался до лодки.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Спойлер

Я сел на военный корабль и отправился в Америку, где нет ни крокодилов, ни львов.

Мы плыли десять дней без приключений, но вдруг невдалеке от Америки с нами случилась беда: мы налетели на подводную скалу.

Удар был такой сильный, что сидевшего на мачте матроса отбросило в море на три мили.

К счастью, падая в воду, он успел ухватиться за клюв пролетавшей мимо красной цапли и цапля помогла ему продержаться на поверхности моря, пока мы не подобрали его.

Мы налетели на скалу так неожиданно, что я не мог устоять на ногах: меня подбросило вверх, и я ударился головой о потолок своей каюты.

От этого моя голова провалилась ко мне в желудок, и лишь в течение нескольких месяцев мне удалось понемногу вытащить её оттуда за волосы.

Скала, на которую мы налетели, оказалась вовсе не скалой.

Это был кит колоссальных размеров, который мирно дремал на воде.

Налетев на него, мы разбудили его, и он так разозлился, что схватил наш корабль зубами за якорь и целый день, с утра до ночи, таскал нас по всему океану.

К счастью, в конце концов якорная цепь оборвалась и мы освободились от кита.

Встреча с китом. Приключения барона Мюнхаузена. Р. Э. Распе

 

Ссылка на комментарий

Almar

У китайцев названия стран имеют определенный смысл. Америка — страна процветания, Германия — страна мастеров, Франция — страна закона, Англия — страна героев.
Я заинтересовался, как же они называют Россию? (изображается двумя иероглифами) Второй иероглиф — «страна», а первый означает «внезапность», «неожиданность», «непредсказуемость». Вот как китайцы со своей Великой стены увидели нас. Страна и народ, от которого все, что угодно можно ожидать. Это сильно… Митрополит Тихон (Шевкунов).

Ссылка на комментарий

Almar
Ссылка на комментарий

Хоттабыч

Теперь я понял откуда взялся термин "бразильская народная песня на стихи Роберта Бернса" :D

«А цыган идёт» — романс Андрея Петрова на слова Редьярда Киплинга в переводе Григория Кружкова, который впервые прозвучал в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984). Также известен по первым двум словам текста — «Мохнатый шмель».

 

Ссылка на комментарий

Хоттабыч

Станция по добыче Bitcoin под Нью-Йорком превратила ледниковое озеро в «джакузи»

Она выбрасывает десятки миллионов галлонов горячей воды ежедневно.

webp

Вблизи деревни Дрезден, штат Нью-Йорк, расположилась электростанция на ископаемом топливе, которую частная инвестиционная компания переоборудовала под добычу биткоинов.

По Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. издания Ars Technica, завод сбрасывает десятки миллионов галлонов (1 галлон = 3,78 литра) горячей воды в ледниковое озеро Сенека, которое находится чуть севернее.

Озеро стало настолько тёплым, что кажется, будто ты в джакузи.

Аби Баддингтон

местный житель

Заброшенную электростанцию Greenidge в 2014 году выкупила компания Atlas Holdings, переоборудовав её с угля на природный газ. Инвесторы планировали перепродавать электроэнергию, однако с распространением альтернативных источников это стало не так рентабельно, и завод «переквалифицировали» на добычу криптовалюты.

В течение полутора лет, Atlas запустила несколько тысяч майнинговых установок, которые по состоянию на февраль 2021 года произвели около 1100 биткоинов. Несмотря на Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. курса, компания планирует развёртывать фермы и дальше, направив на это 85 МВт от общей мощности станции в 108 МВт.

Что касается реакции властей, то завод получил разрешение на выброс 641 тысячи тонн CO2-эквивалентов в год и 135 миллионов галлонов воды в день с максимальной температурой 42,2 градуса Цельсия. Этим очень недовольны местные жители.

Озеро Сенека, которому примерно 12 тысяч лет, образовалось от таяния Лаврентийского щита и обладает высоким качеством пресной воды. В нём также обитает значительная популяция радужной форели, которая очень чувствительна к колебаниям температур.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Ссылка на комментарий

UBooT

Зачем французы строят дорогу вокруг острова? Реюньон - кусочек Франции в Индийском океане.

 

 

Ссылка на комментарий

Хоттабыч

На Шри-Ланке случайно нашли крупнейшее в мире скопление звездчатых сапфиров

9d373b55-151f-466b-af89-918269404baa.jpeg
Скриншот из Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. местного телеканала Ada Derana о найденных сапфирах

На Шри-Ланке случайно обнаружили фрагмент породы с крупнейшим в мире скоплением звездчатых сапфиров весом в 510 килограммов. Стоимость камней предварительно оценивают в 100 миллионов долларов.

Властям о находке сообщил торговец драгоценными камнями в третьем поколении, не пожелавший раскрывать свое имя и адрес из соображений безопасности. Рабочий нашел сапфиры на заднем дворе его дома, копая яму для колодца.

Потребовалось больше года, чтобы очистить скопление камней от грязи и других примесей, а также проанализировать и сертифицировать его. В процессе некоторые камни выпали из кластера — ювелирная оценка признала их высококачественными сапфирами.

 

Найденный сапфир получил название «Серендипити». В современном английском языке «serendipity» переводится как «интуиция», или нечто, произошедшее по счастливой случайности. Однако это слово произошло от древнего арабского названия Шри-Ланки «Серендип» или «Серендиб».

«Я никогда раньше не видел такого большого экземпляра. Вероятно, он образовался около 400 миллионов лет назад», — сказал «Би-би-си» геммолог Гамини Зойса.

Эксперты, впрочем, не исключают, что качество камней в скоплении может оказаться невысоким, хотя образец и получил очень высокую оценку в каратах.

«Это особый образец звездчатого сапфира, вероятно, самый большой в мире. Учитывая размер и его стоимость, мы думаем, что он заинтересует частных коллекционеров или музеи», — сказал Тилак Вирасингхе, глава Национального управления драгоценных камней и ювелирных изделий Шри-Ланки.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

 

Звездчатые сапфиры обладают особым оптическим эффектом — астеризмом. При освещении камня на его поверхности можно увидеть звездообразную фигуру. Для раскрытия этого свойства зачастую требуется ювелирная обработка.

Шри-Ланка является ведущим экспортером сапфиров и других драгоценных камней. За прошлый год страна заработала около $500 млн на продаже драгоценных камней и ювелирных изделий.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Ссылка на комментарий

Almar


Объяснений данному явлению пока нет. Я впервые вижу подобное. Какие у кого предположения?

Ссылка на комментарий

Noobozadrot
6 часов назад, Almar сказал:

Какие у кого предположения?

Мираж.

 

Ссылка на комментарий

Almar
1 час назад, Noobozadrot сказал:

Мираж.

Версий тут может быть множество. Но вот мираж... Как то по моему не совсем вяжется. С одной стороны вроде как облака, но небо чистое. Может кто из астрономов с нормальным телескопом это снял. Здесь качество не позволяет детали рассмотреть.  

Ссылка на комментарий

Хоттабыч

Как глубоко ныряют морские млекопитающие.

b6wwace28gh71.jpg?width=640&crop=smart&a

Ссылка на комментарий

Хоттабыч

На Паралимпиаде в Токио выступает террорист, приговоренный к 84 годам.

 

Это пловец Себастьян Родригес из Испании. Один из самых титулованных паралимпийцев в истории. Ему уже 64 года, у него полтора десятка медалей в плавании, несколько золотых.

В молодости был марксистом-ленинцем, членом леворадикальной революционной группировки GRAPO, которая была признана террористической за расстрелы и взрывы. В 1985 году Родригеса судили за соучастие в убийстве, дали 84 года тюрьмы.

Через пару лет он объявил голодовку, в результате которой стал инвалидом - у него отнялись ноги. В 1994 году был досрочно освобожден как безнадежно больной. Тогда-то и стал спортсменом. В Паралимпийском движении с 2000 года.

 

Про себя говорит: "Я не пример для подражания. С прошлым уже ничего не поделать, оно такое какое есть. Но я творец своего будущего, и оно другое".

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 1,461
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 121307

Лучшие авторы в этой теме

  • Almar

    605

  • UBooT

    148

  • Хоттабыч

    142

  • Меxаник

    110

  • триарий

    86

  • Иммануил_Кант

    63

  • Gorthauerr

    43

  • romarchi

    26

  • Olgard

    26

  • Муцухито

    24

  • Shamilboroda

    22

  • r25

    18

  • Толстый

    17

  • antiximik

    14

  • Текстоплёт

    14

  • Devin

    11

  • йцукенгшщз

    10

  • simonov-89

    9

  • Disa_

    9

  • wadwad

    7

  • WolfRus

    7

  • BigMek

    5

  • Chestr

    5

  • Gulaev

    5

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...