Великий неудачник - Отечественная история - Strategium.ru Перейти к содержимому

Великий неудачник

Рекомендованные сообщения

Dima-Stranik

"Великий неудачник"

]]>Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ]]>

Смерть – последняя черта. А за чертой всегда подводится итог. Даже в том случае, если и раньше известно, к какой сумме приведут стройные колонки цифр. 

Хоронили Ленина недавно, хотя уж давно превратился он в политического мертвеца. Впрочем, именно его авторитетом пользовались до самого последнего времени, как пугалом, как воспоминанием, как символом. Иных это устраивало, иных соединяло, иным импонировало. В американском тайном обществе "Ку-Клус-Клан" был, говорят, одно время председателем полунемой паралитик – бывший вождь. Он безмолвно присутствовал на заседаниях своих товарищей, уставившись на них онемелым глазом, – и его именем скреплялись все решения, и о нем рассказывали непосвященным всякие чудеса. Но посвященные знали – чудес нет, онемелый глаз, недвижные члены – надо поскорее забирать власть в свои руки, объединяясь вокруг кресла безмолвного паралитика. 

Паралич духовный и отчасти физический вывел Ленина из большевистского строя уже почти два года назад. И был он, как глава "Ку-Клукс-Клана", председателем нереальным, вождем символическим. Однако лишь его кончина толкнула на оценку его личности и деятельности, заставила политиков, журналистов, историков обозреть его судьбу и учесть его роль для настоящего и для грядущего. 

Ленину мертвому были возданы почести безмерные. Хоронили его как героя. Сравнивали с Наполеоном или Христом. И мавзолей его построен на кубе, а куб – символ вечности. 

Официальные преувеличения и казенные гиперболы дают такой же скудный материал для «итога», как и попытка представить Ленина «ничтожнейшим преступником» и столь же преуменьшить его, сколь другие возвеличивают. 

Объективно судить о Ленине трудно. Это сделают потомки. Современники слишком связаны ненавистью или любовью к Ленинскому делу. Мы оцениваем не только личность Ленина, но и все, что он разрушил, и то, что он сотворил. А здесь субъективизм неизбежен, законен, быть может, даже полезен. 

Ленин – крупная фигура, вошедшая в историю. Об этом спора быть не может. Это вопрос только для тех, кого ненависть лишает даже рассудка. Но дело не в том, что Ленин – историческая личность, а в том, какая историческая личность. В историю вошли и инквизиторы, сжигавшие на костре, и те, кого они сжигали. Вошел Христос, но вошел и Иуда, Катилина и Цицерон, палачи и жертвы, тираны и освободители, гении и злодеи. В пестрой галерее исторических личностей, в многолюдном музее знаменитостей какой угол займет Владимир Ильич Ульянов – Ленин? И по какому признаку будет отведено ему место в памяти человечества? 

Либо по размаху, силе, глубине самой его личности. Либо по мощи, удаче, прочности и красоте его дел. 

Каковы же эти дела и вызвавший их творец? Что принес человечеству Ленин? 

История знала личности, открывавшие новый круг идей и учений, знаменовавших собою целую эпоху в истории мысли. Еще Добролюбов прекрасно определял эти умы как умы изобретателей, зачинателей, духовных вождей. Ими были религиозные мыслители – от Христа до Толстого, ученые и философы – от Аристотеля до Галилея или Ньютона, основатели социальных учений – от Августина до Маркса. А за ними следуют толкователи, ученики, комментаторы, приспособители. 

Ленин-теоретик, Ленин-мыслитель, конечно, ни в коем случае, не принадлежит к числу творцов первого рода. Он не создал ни своей философской, ни своей социально-экономической теории. Он всегда исходил от учителя, понимая Маркса, как имя Аллаха, и только приспособляя, подчас искажая и коверкая, некоторые из положений марксистской доктрины. Он светит отраженным светом, этот узкий, прямолинейный и упрямо-логический ум. Именно формальные качества ума сильны были у Ленина: хорошая диалектика, блестящие аналитические способности, умение упрощать и расчленять сложные проблемы, упорство в повторении и развертывании основных тезисов, стремление дойти до внешнелогического конца, до последнего вывода. Если вывод этот фактически был нелеп и противоречил действительности – тем хуже для действительности и для фактов. 

Мысль Ленина – догматическая. Он любил формулировки и всегда искал той ясности, которая, с одной стороны, делала его положения общедоступными и понятными массе, с другой, – сообщала им иной раз убийственный примитивизм. К этому надо еще прибавить ту циническую складку ума, которая в соединении с холодностью и фанатическим упорством придавала Ленину неприятные черты грубости мысли, издевки в полемике и полного аморализма в действии. И еще одно: не было в мыслях Ленина того богатства, которое обычно для натур разносторонних, одаренных, той проникновенности, какая свидетельствует о способности философского обобщения. Ленин – никакой философ. Его выступления в области философии примечательны по своему убожеству. Он ничего не понимает в искусстве, был совершенно лишен художественной жилки, и, хотя теперь премия за работу о «стиле Ленина» назначена ассоциацией поэтов и беллетристов, к поэзии и литературе не имел он никакого касательства. 

Ум – в шорах, и от этой односторонности – сила устремления, как и во всей личности Ленина. Но устремление этого сильного ума – не на теорию, которой он питался, не на отвлеченности, на которых он якобы все строил, а на практическую проблему – осуществление революции через захват власти. 

Что оставил Ленин как теоретик? Ничего или почти ничего. Да, у него были хорошие работы по экономике, еще в те времена, когда он издавал их не под тем именем, которое впоследствии стало известно всему миру. Но именно то, что прославило Ленина – идея диктатуры пролетариата как диктатуры организованного меньшинства; осуществление экономической революции через захват власти; военный коммунизм и апология насилия как орудия революции, – вся эта смесь марксизма с бланкизмом теоретически слабая и наиболее уязвимая сторона ленинизма. Учение же о превращении мировой войны в мировую революцию и самое понимание войны как последнего выражения кризиса капиталистического строя заимствовано Лениным у левого крыла европейского социализма 1912-15 гг. и достаточно резко опровергнуто на практике. И сила большевизма, конечно, не в глубине и оригинальности, а в религиозной простоте и массовой доступности его формулировок. 

Не теоретик, а тактик, Ленин был искусным политическим вождем, и в этом коренилась основа и причина его успеха. Но и здесь не следует впадать в обычную ошибку: Ленин не герой, вроде Наполеона или Цезаря Борджиа, железной рукой ведущий за собой массы, иной раз помимо их воли и против их желания. Ленинские лозунги в 1917 году были приспособлены к стремлениям массы, носили явно демагогический характер, и в первое время большевизма не столько Ленин управлял массами, сколько сам испытывал их бурное давление. 

Огромная воля, выдержка и неотступное преследование поставленной цели – вот те качества политического вождя, которые вознесли Ленина на вершину власти. Власть и была этой целью, фанатически убежденный в правильности этой цели, он шел к ней всеми путями, оправдывал все средства: террор и компромисс, безумную ломку и отказ от собственных идей, военный коммунизм и НЭП. Его единственной незыблемой доктриной была вера в то, что, обладая аппаратом власти и принуждения, можно сделать все, даже Россию превратить в коммуну и во всем мире зажечь мировую революцию. Проделывая свой опыт социального разрушения во имя коммунистического созидания и думая осчастливить человечество, укоротив его всего лишь на голову, Ленин следовал своему бездушному и безжалостному фанатизму. 

Быть может, в личной жизни он был добродушным человеком, хотя добродушие это, вероятно, проистекало не от доброты и чувствительности, а от равнодушия или презрения и сознания своего превосходства над окружающими. Но это неважно и неинтересно; Я читал где-то недавно, что какой-то палач покончил с собой, не вынеся смерти жены. Быть может, Ленину неприятно было бы убить курицу, но человечьей крови он пролил реки, и пролил спокойно, не дрогнув, с тем своим характерным, грубоватым смешком, в котором хитрость, презрение и цинизм сливались в крепкую стойкую уверенность в самом себе. 

Ловкий стратег, изворотливый политик, авторитарный и властный, он, однако, мог занести в актив только одну победу: самый факт того, что шесть лет, здоровый или полумертвый, он все же сидел в Кремле – самодержец всея Руси, ухмылявшийся в бороду при вопросе, как он держится, и глубоко презиравший своих противников за то, что они не сумели сбросить его. 

Во всем остальном – поражения и неудачи преследовали его с какой-то роковой неотступностью от Совнаркомовского трона до Мавзолея на Красной площади. Это может прозвучать, словно парадокс – но в историю Ленин отойдет как великий неудачник. 

И у Наполеона были Ватерлоо и Св.Елена, но было не одно только 18-ое брюмера, а и пирамиды, итальянский поход, Аустерлиц и Пеня. 

А у Ленина были Брест-Литовск и НЭП, голод и Рига. Уступки и поражения, отступничество и унижения. 

И что осталось от Ленина и после смерти Ленина, от его инквизиторского фанатизма, от его теории и практики, от его скудных идей, изворотливой стратегии? Не таится ли глубокий смысл в судьбе этого человека, чей ум, истощив себя, был поражен болезнью, чья энергия и воля замерли в скрюченном теле паралитика, чья ненужная корона красовалась на голове живого трупа? 

Судьба человека предварила судьбы его дум и его дел. 

Какую идею принес с собой в мир этот человек, только что из мира исчезнувший? Какие новые горизонты открыл он исстрадавшемуся человечеству, что обещал труженикам, голодным и алчущим? 

Насилия, новое угнетение, развалины, бесцельное разрушение и после короткого мира хаоса и ломки – возвращение вспять и возобновление разрушенного. 

Что оставил он в России, которой управлял четыре года, которой и поднесь, как вотчиной, владеют его пререкающиеся между собой наследники и оруженосцы? 

Банкротство всех своих начинаний, отказ от всех первоначальных планов и жизнь – вопреки большевизму и наперекор ему. 

Вот с чем входит Ленин в историю – большой властолюбец, слабый теоретик, искусный стратег, упорный фанатик и великий неудачник. 

Ленин умер, ленинизм вырождается – большевизм умирает. Медленно, мучительно, долго. Но колесо истории вертится с железной неумолимостью – от престола до могилы. 

«Революционная Россия», № 33, 34, январь – февраль 1924 г. Печатный орган партии социалистов – революционеров, издававшийся в Праге.

Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
MaslovRG
Ленин умер, ленинизм вырождается – большевизм умирает.  

"Раздел фантастики в другом месте". (с)

Изменено пользователем Maslov55
Ссылка на комментарий

Dima-Stranik
"Раздел фантастики в другом месте". (с)

Смотря, что считать фантастикой. Если Ленинизм, Коммунизм то да. ;)

Ссылка на комментарий

Ну по идее нельзя отрицать то, что на трупе Ильича все последующие вытаскивали свою политику.

А так в статье очень много красноречивых слов

Ссылка на комментарий

Michael

В живой драме всемирной истории это был один из типичных великих людей, определяющих собой целые эпохи. Самое имя его останется лозунгом, символом, знанием. Он может быть назван духовным собратом таких исторических деятелей, как Петр Великий, Наполеон. Перед ним, конечно, меркнут наиболее яркие персонажи Великой Французской революции. Мирабо в сравнении с ним неудачник. Робеспьер - посредственность. Он своеобразно претворил в себе и прозорливость Мирабо, и оппортунизм Дантона, и вдохновенную демагогию Марата, и холодную принципиальность Робеспьера. Он был прежде всего великий революционер. Он - не только вождь, но и воплощение русской революции. Воистину, он был воплощенной стихией революции, медиумом революционного гения. В нем жила эта стихия со всеми ее качествами, увлекательными и отталкивающими, творческими и разрушительными. Как стихия, он был по ту сторону добра и зла. Его хотят судить современники; напрасно: его по плечу судить только истории.

В нем было что-то от Микель Анжело, от нашего Льва Толстого. По размаху своих дерзаний, по напряженности, масштабам, внутренней логике своей мечты он им подобен, им равен. Его гений - того же стиля, той же структуры. Те же огромные, сверхчеловеческие пропорции, та же органическая "корявость" рисунка - но какая жуткая его жизненность, что за подлинность нутряной какой-то правды!

Но те работали мрамором и бумагою, а он творил на живом человечестве, взнуздывал чувствующую, страдающую плоть. Невольно вспоминается мастерская характеристика Наполеона у Тэна.

Да, он творил живую ткань истории, внося в нее новые узоры, обогащая ее содержание. Медиум революционных сил, он был равнодушен к страданиям и горю конкретного человека, конкретного народа. Он был во власти исторических вихрей и воплощал их волю в плане нашего временно-пространственного бытия. И роковая двойственность, столь явная для нас, современников, почила на нем, как на всех, подобных ему, "исторических героях и гениях":

Два демона ему служили,

Две силы чудно в нем слились:

В его груди орлы парили,

В его груди змеи вились...

Но мало еще сказать, что он был великий исторический деятель и великий революционер. Он был кроме того глубочайшим выразителем русской стихии в ее основных чертах. Он был, несомненно, русским с головы до ног. И самый облик его - причудливая смесь Сократа с чуть косоватыми глазами и характерными скулами монгола - подлинно русский, "евразийский". Много таких лиц на Руси, в настоящем, именно "евразийском", русском народе:

- Ильич...

А стиль его речей, статей, "словечек"? О, тут нет ни грана французского пафоса, столь "классически революционного". Тут русский дух, тут Русью пахнет...

В нем, конечно, и Разин, и Болотников, и сам Великий Петр. В грядущих монографиях наши потомки разберутся во всей этой генеалогии...

Пройдут годы, сменится нынешнее поколение, и затихнут горькие обиды, страшные личные удары, которые наносил этот фатальный, в ореоле крови над Россией взошедший человек, миллионам страдающих и чувствующих русских людей. И умрет личная злоба, и "наступит история". И тогда уже все навсегда и окончательно поймут, что Ленин - наш, что Ленин - подлинный сын России, ее национальный герой - рядом с Дмитрием Донским, Петром Великим, Пушкиным и Толстым.

Пусть сейчас еще для многих эти сопоставления звучат парадоксом, может быть, даже кощунством. Но Пантеон национальной истории - по ту сторону минутных распрь, индивидуальных горестей, идейных разногласий, преходящих партийных, даже гражданских войн. И хочется в торопливых, взволнованных чувствах, вызванных первой вестью об этой смерти, найти не куцый импрессионизм поверхностного современника, а возвышенную примиренность и радостную ясность зрения, свойственные "знаку вечности".

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Юрисконсульт при управлении делами Правительства Колчака, с февраля 1919 года — директор пресс-бюро отдела печати, издатель газеты «Русское дело». Одновременно Председатель Восточного отделения ЦК кадетской партии и сотрудник газеты "Сибирская речь". Член Дальневосточного правительственного кабинета Хорвата до конца лета 1918 г. В 20е основал национал-большевистское движение.

Изменено пользователем Michael
Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 4
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 2126

Лучшие авторы в этой теме

  • Dima-Stranik

    2

  • Michael

    1

  • MaslovRG

    1

  • Yase

    1

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...