Розанов В.В. "Апокалипсис нашего времени" - Архив - Strategium.ru Перейти к содержимому

Розанов В.В. "Апокалипсис нашего времени"

Рекомендованные сообщения

0wn3df1x

Представляю вашему внимаю книгу знаменитого Русского религиозного философа и публициста Василия Васильевича Розанова - "Апокалипсис нашего времени".

Книга довольно таки интересная. Представляет собой сборник статей. Все написаны, так сказать, в разгар событий. Для привлечения вашего внимания представляю вам обращение автора к читателю в самом начале книги:

"Мною с 15 ноября будут печататься двухнедельные или ежемесячные выпуски под общим заголовком: ”Апокалипсис нашего времени”. Заглавие, не требующее объяснении, ввиду событий, носящих не мнимо апокалипсический характер, но действительно апокалипсический характер. Нет сомнения, что глубокий фундамент всего теперь происходящего заключается в том, что в европейском (всем, - и в том числе русском) человечестве образовались колоссальные пустоты от былого христианства; и в эти пустоты проваливается все: троны, классы, сословия, труд, богатства. Всё потрясено, все потрясены. Все гибнут, всё гибнет. Но все это проваливается в пустоту души, которая лишилась древнего содержания."

Так-как на форуме присутствуют и монархисты, и коммунисты, то приведу в дополнение к интересу приведу первый абзац из статьи, которая называлась "Последнее время":

"Не довольно ли писать о нашей вонючей Революции, - и о прогнившем насквозь Царстве, - которые воистину стоят друг друга. И - вернуться к временам стройным, к временам ответственным, к временам страшным..."
Далее я приведу наиболее понравившиеся мне цитаты из книги.
"Русь слиняла в два дня. Самое большее - в три. Даже ”Новое Время” нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь. Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей. И собственно, подобного потрясения никогда не бывало, не исключая ”Великого переселения народов”. Там была - эпоха, ”два или три века”. Здесь - три дня, кажется даже два. Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса. Чтo же осталось-то? Странным образом - буквально ничего.

Остался подлый народ, из коих вот один, старик лет 60 ”и такой серьезный”, Новгородской губернии, выразился: ”Из бывшего царя надо бы кожу по одному ремню тянуть”. Т. е. не сразу сорвать кожу, как индейцы скальп, но надо по-русски вырезывать из его кожи ленточка за ленточкой.

И чтo ему царь сделал, этому ”серьезному мужичку”.

Вот и Достоевский...

Вот тебе и Толстой, и Алпатыч, и ”Война и мир”.

Что же, в сущности, произошло? Мы все шалили. Мы шалили под солнцем и на земле, не думая, что солнце видит и земля слушает. Серьезен никто не был, и, в сущности, цари были серьезнее всех, так как даже Павел, при его способностях, еще ”трудился” и был рыцарь. И, как это нередко случается, - ”жертвою пал невинный”. Вечная история, и все сводится к Израилю и его тайнам. Но оставим Израиля, сегодня дело до Руси. Мы, в сущности, играли в литературе. ”Так хорошо написал”. И все дело было в том, что ”хорошо написал”, а чтo ”написал” - до этого никому дела не было. По содержанию литература русская есть такая мерзость, - такая мерзость бесстыдства и наглости, - как ни единая литература. В большом Царстве, с большою силою, при народе трудолюбивом, смышленом, покорном, что она сделала? Она не выучила и не внушила выучить - чтобы этот народ хотя научили гвоздь выковывать, серп исполнить, косу для косьбы сделать (”вывозим косы из Австрии”,- география). Народ рос совершенно первобытно с Петра Великого, а литература занималась только, ”как они любили” и ”о чем разговаривали”. И все ”разговаривали” и только ”разговаривали”, и только ”любили” и еще ”любили”.

Никто не занялся тем (и я не читал в журналах ни одной статьи - и в газетах тоже ни одной статьи), что в России нет ни одного аптекарского магазина, т. е. сделанного и торгуемого русским человеком, - что мы не умеем из морских трав извлекать иоду, а горчишники у нас ”французские”, потому что русские всечеловеки не умеют даже намазать горчицы разведенной на бумаге с закреплением ее ”крепости”, ”духа”. Что же мы умеем? А вот, видите ли, мы умеем ”любить”, как Вронский Анну, и Литвинов Ирину, и Лежнев Лизу, и Обломов Ольгу. Боже, но любить нужно в семье; но в семье мы, кажется, не особенно любили, и, пожалуй, тут тоже вмешался чертов бракоразводный процесс (”люби по долгу, а не по любви”). И вот церковь-то первая и развалилась, и, ей-ей, это кстати, и ”по закону”..."

Русские в странном обольщении утверждали, что они ”и восточный, и западный народ”, - соединяют ”и Европу, и Азию в себе”, не замечая вовсе того, что скорее они и не западный, и не восточный народ, ибо что же они принесли Азии, и какую роль сыграли в Европе? На востоке они ободрали и споили бурят, черемисов, киргиз-кайсаков, ободрали Армению и Грузию, запретив даже (сам слушал обедню) слушать свою православную обедню по-грузински. О, о, о... Сам слушал, сам слушал в Тифлисе. В Европе явились как Герцен и Бакунин и ”внесли социализм”, которого ”вот именно не хватало Европе”. Между Европой и Азией мы явились именно ”межеумками”, т. е. именно нигилистами, не понимая ни Европы, ни Азии. Только пьянство, муть и грязь внесли. Это действительно ”внесли”. Страхов мне говорил с печалью и отчасти с восхищением: ”Европейцы, видя во множестве у себя русских туристов, поражаются талантливостью русских и утонченным их развратом”. Вот это - так. Но принесли ли мы семью? добрые начала нравов? Трудоспособность? Ни-ни-ни. Теперь, Господи, как страшно сказать... Тогда как мы ”и не восточный, и не западный народ”, а просто ерунда, - ерунда с художеством, - евреи являются на самом деле не только первенствующим народом Азии, давшим уже не ”кое-что”, а весь свет Азии, весь смысл ее, но они гигантскими усилиями, неутомимой деятельностью становятся мало-помалу и первым народом Европы. Вот! Вот! Вот! Этого-то и не сказал никто о них, т. е. ”о соединительной их роли между Востоком и Западом, Европою и Азиею”. И - пусть. О, пусть... Это - да, да, да.
Евреи наивны: евреи бывают очень наивны. Тайна и прелесть голоса (дребезжащего, старого) заключалась в том, что этот еврей, - и так, из полуобразованных, мещан, - глубоко и чисто поверил, со всем восточным доверием, что эти плуты русские, в самом деле ”что-то почувствовав в душе своей”, ”не стерпели старого произвола” и вот ”возгласили свободу”. Тогда как, по заветам русской истории, это были просто Чичиковы, - ну ”Чичиковы в помеси с Муразовыми”. Но уже никак не больше.

Посмотрите, встрепенитесь, опомнитесь: несмотря на побои, как они часто любят русских и жалеют их пороки, и никогда ”по-гоголевски” не издеваются над ними. Над пороком нельзя смеяться, это - преступно, зверски. И своею и нравственною, и культурною душою они никогда этого и не делают Я за всю жизнь никогда не видел еврея, посмеявшегося над пьяным или над ленивым русским. Это что-нибудь значит среди оглушительного хохота самих русских над своими пороками. Среди наших очаровательных: ”Фон-Визин, Грибоедов, Гоголь, Щедрин, Островский”. А вот слова, которые я слышал: ”Послушайте, как вы смотрите на русского священника?” - ”При всех его недостатках, я все-таки люблю его”.- ”Люблю? Это - мало: можно ли не чтить его: он получает корку хлеба, т. е. сельский священник, а сколько труда, сколько труда он несет”. Это доктор Розенблюм, в Луге, в 1910 г. Я думал, он - немец. Расспросил - еврей. Когда разбиралось дело Панченко (”Де-Ласси и Панченко”), пришлось при экспертизе опросить какого-то врача-еврея, и он сказал серьезно: ”Я вообще привык думать, что русский врач есть достойное и нравственное лицо”. Я так был поражен обобщенностью вывода и твердостью тона. И за всю жизнь я был поражаем, что несмотря на побои (”погромы”), взгляд евреев на русских, на душу русскую, на самый даже несносный характер русских, - уважителен, серьезен. Я долго (многие годы) приписывал это тому, что ”евреи хотят еще больше развратиться русским”: но покоряет дело истине своей, и я в конце концов вижу, что это - не так. Что стояло безумное оклеветание в душе моей, а на самом деле евреи уважительно, любяще и трогательно относятся к русским, даже со странным против европейцев предпочтением. И на это есть причина: среди ”свинства” русских есть, правда, одно дорогое качество - интимность, задушевность. Евреи - то же. И вот этою чертою они ужасно связываются с русскими. Только русский есть пьяный задушевный человек, а еврей есть трезвый задушевный человек.

”Русские - общечеловеки”. А когда дело дошло до Армении, - один министр иностранных дел (и недавний) сказал: ”Нам (России) нужна Армения, а вовсе нe нужно армян”. Это - деловым, строгим образом. На конце тысячелетия существования России. Т. е. не как восклицание, гнев, а (у министра) почти как программа... Но ведь это значит: ”согнал бы и стер с лица земли армян, всех этих стариков и детей, гимназистов и гимназисток, если бы не было неприлично и не показалось некультурно”. Это тот же Герцен и тот же социализм. Это вообще русский нигилизм, очевидно вековечный (Кит Китыч, о жене своей: ”хочу с кашей ем, хочу со щами хлебаю”). Опять, опять ”удел России”: - очевидно, не русским дано это понимание в удел. Несчастные русские, - о, обездоленные... Опять же евреи: на что - погромы. Ведь это - ужас. И вот все же они нашли и после них все слова, какие я привел, - и порадоваться русской свободе, и оценить русского попа. Да и вообще, злого глаза, смотрящего украдкою или тайно за спиною русского, я у еврея не видал.

И под конец...

И вот я думаю - евреи во всем правы. Они правы против Европы, цивилизации и цивилизаций. Европейская цивилизация слишком раздвинулась по периферии, исполнилась пустотами внутри, стала воистину ”опустошенною” и от этого погибает. Кому она нужна? Кого греет? Самые молитвы ее пусты, эти ”протестантские молитвы”, эти ”католические молитвы”. Эти ”православные молитвы”. Слишком обширно. А где обширно, там и холодно. ”Где же нагреть такой храм?” В храме св. Петра - только мерзнуть. Как лучше его маленькие церковки в Ярославле и вообще по Поволжью.

Живите, евреи. Я благословляю вас во всем, как было время отступничества (пора Бейлиса несчастная), когда проклинал во всем. На самом же деле в вас, конечно, ”цимес” всемирной истории: т. е. есть такое ”зернышко” мира, которое - ”мы сохранили одни”. Им живите. И я верю, ”о них благословятся все народы”. - Я нисколько не верю во вражду евреев ко всем народам. В темноте, в ночи, не знаем - я часто наблюдал удивительную, рачительную любовь евреев к русскому человеку и к русской земле.

Изменено пользователем 0wn3df1x
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Praetor95
Блин, страшно...

Жиды повсюду..

Тю, чего боятся то, в Одессе же их пруд пруди))

Ссылка на комментарий

Nedzvikk
Тю, чего боятся то, в Одессе же их пруд пруди))

Это все стереотипы..

Хотя да, их здесь есть.)))

Ссылка на комментарий

Praetor95
Это все стереотипы..

Хотя да, их здесь есть.)))

Ну сейчас их понятное дело меньше, но раньше ассоциация была сразу, Одесса = евреи, да и Одесса очень много дала талантливых людей евреев, чего их боятся то?)

Ссылка на комментарий

Nedzvikk
Ну сейчас их понятное дело меньше, но раньше ассоциация была сразу, Одесса = евреи, да и Одесса очень много дала талантливых людей евреев, чего их боятся то?)

Страшные они..)

Ссылка на комментарий

0wn3df1x
Ну сейчас их понятное дело меньше, но раньше ассоциация была сразу, Одесса = евреи, да и Одесса очень много дала талантливых людей евреев, чего их боятся то?)

Кстати в книге как раз таки есть высмеивание на тему антисемитизма и фобий по отношению к Евреям.

Ссылка на комментарий

Nedzvikk
Кстати в книге как раз таки есть высмеивание на тему антисемитизма и фобий по отношению к Евреям.

Ну, конечно, вы же пытаетесь себя обелить..

Ссылка на комментарий

OmarBradley

Свежий Ветер прокачивает бота.

Ссылка на комментарий

0wn3df1x
Свежий Ветер прокачивает бота.

Думаю мои политические позиции немного расходятся с позициями свежего ветра.

Я сторонник культурный глобализации и защитник прав евреев. Они же занимаются Россией.

Вопиющее противоречие?

Ссылка на комментарий

Комедиант

В книге столько же Русского, сколько в евреях чести и благородства. Розанов - известный пейсатель-клоун. В своём жанре примерно как Резун.

Ссылка на комментарий

Толстый
В книге столько же Русского, сколько в евреях чести и благородства.

Неужели так много? Ведь евреи известны своим благородством и честностью во всем цивилизованном мире.

PS: и не говорите, что я вас провоцирую, коли сами допускаете такие вызывающие высказывания. Такой резкостью вы только себе работы подбавите, вызывая флейм и тому подобные "хорошие" вещи.

Ссылка на комментарий

0wn3df1x
В книге столько же Русского, сколько в евреях чести и благородства. Розанов - известный пейсатель-клоун. В своём жанре примерно как Резун.

Самый большой писатель-клоун - это Достоевский. Розанов очень часто рассматривает творчество многих Русских писателей(которые пишут про патриотизм), как способ оправдания их лени.

В Евреях очень много чести и благородства. Изучите масонские движения, в которых было много Евреев. Они очень часто занимались благотворительностью, помогали сфере образования.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 12
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 3606

Лучшие авторы в этой теме

  • Nedzvikk

    4

  • 0wn3df1x

    4

  • Praetor95

    2

  • Толстый

    1

  • Комедиант

    1

  • OmarBradley

    1

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


admin@strategium.ru

Copyright © 2008-2025 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...