Пусть коммунизм остается на помойке истории - Страница 7 - Политика в мире и международные отношения - Strategium.ru Перейти к содержимому

Пусть коммунизм остается на помойке истории

Рекомендованные сообщения

DicKenS

Пусть коммунизм остается на помойке истории

Экс-посол Великобритании в России Тони Брентон выступает против "возрождения марксизма". Его статью публикует The Times.

В связи с экономическими катаклизмами последних лет вновь становится популярным учение Карла Маркса, а его "нечитабельное" сочинение "Капитал" вновь стало бестселлером, пишет Брентон. Для тех читателей, которые в силу юного возраста пребывают в "блаженном неведении" насчет "вздорного" содержания этой книги, он в нескольких строках излагает концепцию Маркса со следующим комментарием: "это красивая теория, она обещает путь к золотому веку, есть в ней и бодрящая толика насилия вкупе с презрением к "буржуазной морали". К несчастью, почти все ее составные части ошибочны. Ни один современный экономист не воспринимает ее всерьез, и даже в нынешнем деловом климате рабочие обеспечены куда лучше, чем во времена Маркса. Но она не просто ошибочна - хуже того. Сам Маркс говорил, что смысл не в том, чтобы истолковать мир, а в том, чтобы его изменить. И я подозреваю, что он бы ужаснулся вызванным им переменам".

Сторонники возрождения коммунизма выдвигают два главных довода: что человечество еще не испробовало "настоящего" коммунизма, так как революции произошли "не в тех местах"; и что капитализм тоже приводит к жертвам. Брентон отвергает оба аргумента: альтруизм, по его мнению, утопичен и в приложении к реальности "гарантированно приведет к эксплуатации и тирании", а "капитализм, при всех своих пороках, меняет жизнь к лучшему". Годовщины возведения Берлинской стены и путча 1991 года в России, по мысли экс-посла, должны напомнить нам о необходимости избегать ошибок прошлого.

Для всей череды инспирированных немецким мыслителем революций характерна одна и та же "трагическая модель", продолжает дипломат. "Революционный авангард", освободившись от тенет буржуазной морали, зверскими методами устанавливал "временную" диктатуру пролетариата, захватывал контроль над экономикой, управлял ею плохо, убивал своих противников, и собственный комфорт начинал интересовать его куда больше, чем рабочие. Кровавая баня была невероятная. Коммунизм убил около 100 млн человек, вчетверо больше, чем уничтожила нацистская Германия".

В бытность Брентона послом Великобритании в России (2004-2008 годы) эта страна, по его наблюдениям, "все еще была травмирована своим коммунистическим прошлым". "Даже главный мясник, Сталин, в последние годы переживает возрождение", а россияне "до сих пор находятся в подчинении у жестоких и деспотичных органов безопасности... Российские авторитаризм и коррупция не смогли бы выжить в обществе, чей гражданский дух не был бы сломлен 70 годами тирании. Сам коммунизм давно мертв, а смрад от него по-прежнему идет".

Взято Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
лекс
5 минут назад, СУЛАРИУС сказал:

Тяга к красному :pioneer:

Крепленому хоть? 

Ссылка на комментарий

лекс
11 час назад, KOROL сказал:

А разве он возрождается?) Что-то не вижу успешной коммунистической страны в мире. Одна пыталась - надорвалась!

А он никуда и не девался.

 

Я вот к этому учению отношусь в духе универсальных типов М. Вебера.

Который рассматривал капитализм, как универсальный тип, т.е не реальность, а средство изучения реальности (средство познания). Т.е то что не существует в реальности, но посредством общепринятой терминологии (содержащей набор признаков), упрощает описание реальности (но упрощение никогда не соответствует реальности).

 

Вот Маркс для целей преобразования мира, где действительное не разумно, а разумное не действительно используя термин капитализм и описал реальность. Реальность сурова. Надо было предложить веру во что то чего можно достичь на земле. Преобразовать мир, достигнув земного рая.

 

В чем проблема? Проблема в наличии частной собственности на средства производства. С ее появлением, появляются эксплуататоры и эксплуатируемые. Устранить частную собственность на средства производства и человечество освободится.

 

Проблема в том, что все это интересно большинству лишь улучшение условий существования.

Спойлер

Известный дореволюционный философ права Новгородцев П.И. (кадет, представитель социального либерализма). Противник марксизма, но вот что он пишет о здравом зерне марксизма:

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

 

… его значение состоит не в том, что он дал абсолютную формулу общественного идеала, а в том, что в некоторых практических своих основаниях он был выражением известной исторической необходимости, относительным, но насущным требованием времени.

…. «Неимение не есть только категория, а весьма печальная действительность, так как человек, который ничего не имеет, в настоящее время и сам есть ничто, так как он отрезан как от существования вообще, так и еще более того от человеческого существования... Неимение, это самый отчаянный спиритуализм, это полнейшая недействительность человека и полнейшая действительность нечеловека, это очень положительное имение, – имение голода, холода, болезней, преступлений, унижения, идиотизма, всякой нечеловечности и противоестественности»…. С величайшей силой нравственного негодования восстает Маркс против «печальной действительности» неимения, и вслед за автором читатель проникается сознанием, что «категория неимения» должна замениться противоположной категорией, что неимущие должны стать имущими, не в смысле корыстного стяжания, а ради достойного человеческого существования. ….Эта идея достойного человеческого существования, которое должно быть обеспечено для каждого, и составляет ту жизненную правду, которая раскрывается в глубочайших прозрениях марксизма и которая в новейшее время все более входит в общее сознание. Не только из Маркса почерпает современный мир это убеждение: тысячи источников и путей проводят его в жизнь. При этом по существу принцип достойного человеческого существования есть начало либеральное, а не социалистическое, и в марксизме это начало не развивается, а затемняется….У Маркса и особенно у его последователей получило преобладание чисто внешнее, узко экономическое понимание социальной проблемы, принявшее при этом черты абсолютной утопической догмы. Экономический базис признан был источником и символом полноты жизни. На поставленную им самим задачу Маркс ответил своей утопией земного рая, подлежащей осуществлению при помощи классовой борьбы и социальной революции. В этом заключалась сущность абсолютных обетований и революционного пафоса марксизма. Труждающимся и обремененным возвещалась благая весть о скором конце их страданий, о грядущей светлой радости земли, откинувшей мысли о небе, ниспровергнувшей все прошлое, ставшей свободной, рациональной и всемогущей. В этих абсолютных обетованиях и революционных замыслах своих марксизм потерпел крушение. Как новое миросозерцание, как новое учение жизни, он умер и должен был умереть, подобно воякой утопии земного рая, подобно всякому внешнему решению сложной морально-общественной проблемы, но не могла умереть та неоспоримая правда его, которая на протяжении веков составляла живое ядро социалистических построений и которую Марксу дано было почувствовать, понять и выразить с небывалой яркостью и силой.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

 

Среди тех прав, которые помещаются обык­новенно в современных декларациях, нет одного, которое по всем данным должно бы было найти место в символе веры современ­ного правосознания: это — право на до­стойное человеческое существование. А между тем, если есть какая-либо яркая и отличительная черта того нового воззрения, которое все более дает себя знать в различных общественных заявле­ниях, так это именно — признание за указанным правом не нравственного только, но и юридического значения. В этом случае на наших глазах совершается один из тех обычных переходов нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессивное развитие права. И, быть может, у нас в России ранее, чем где-либо, этому новому виду права суждено получить ясное принципиальное при­знание.

Но что же такое «право на достойное человеческое существование»? Не представляет ли оно собою понятия, неуловимого по содержанию и противоречивого по смыслу, слишком широкого для того, чтобы вместиться в рамки юридической регламентации, и слишком субъективного для того, чтобы быть предметом общих определений? Ко­нечно, понятие о достойной человеческой жизни открывает простор для бесконечных требований и предложений во всю меру бесконечного человеческого идеала. Но когда говорят о праве на достойное человеческое существование, то под этим следует разуметь не положительное содержа­ние человеческого идеала, а только отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни. Точно также говорим мы о праве свободной мысли и верующей совести, в смысле отрицания внешних стеснений для духа, хотя хорошо знаем, что положительное осуществление идеала внутренней свободы одним этим не может быть достигнуто.

Речь идет в данном случае, очевидно, о том, чтобы обеспечить для каждого возможность человеческого суще­ствования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно. И так как подобная забота относится прежде всего к тем, кто не может стать на твердую почву в жизненной борьбе, кто нуждается в помощи и поддержке, то обеспечение права на достойное человеческое существование ближайшим об­разом имеет в виду лиц, страдающих от экономической зависимости, от недостатка средств, от неблагоприятно сложившихся обстоятельств.

Но здесь возникает новое сомнение. Может ли право взять на себя эту задачу, столь обширную и сложную? Мы знаем взгляд старой юридической школы, которая учила, что поддержка нуждающихся не может быть задачей права:

«Этому требованию может удовлетворить уже не право, а иное начало — любовь. Тут приходится уже не охранять свободу, а восполнять недостаток средств. Это делается преж­де всего частною благотворительностью; там же, где послед­няя оказывается недостаточною, на помощь приходит госу­дарство со своею администрацией. Но в обоих случаях чело­веколюбие является не нарушением, а восполнением права. Право одно для всех; человеколюбие же имеет в виду только известную часть общества, нуждающуюся в помощи. Если бы государство вздумало во имя этого начала изменять свое право, то есть вместо установления одинаковой свободы для всех обирать богатых в пользу бедных, как этого требуют социалисты, то это было бы не только нарушением справед­ливости, но вместе с тем извращением коренных законов человеческого общежития»[1].

Этот взгляд, столь авторитетный в свое время, весь покоится на одной коренной ошибке, раскрытой как нель­зя ярче общественным развитием XIX века: ставя целью права охрану свободы и отделяя от этого потребность в восполнении средств, эта теория забывает, что пользование свободой может быть совершенно парализовано недостат­ком средств. Задача и сущность права состоит действитель­но в охране личной свободы, но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях сво­боды; без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным за ними юридически и отнятым фактически. Таким образом, имен­но во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности, оно должно взять на себя заботу об ограждении права на достойное человеческое существова­ние. Из глубины, из недр жизни к нам несутся стоны об охране этого права. Бесхитростным, исполненным глубо­кого трагизма языком рабочий люд жалуется на свое унижение: «наша жизнь хуже рабочего скота; на скоте работают почти день и ночь, вот точно такова же и наша жизнь; просим, просим вас, помогите нам скинуть тяжелое бремя, которое лежит на нас, которое закрывает нам двери к просвещению нашего ума»[2]. А что сказать об этой ужасной квалификации деревенских мужиков, которых городские рабочие называют «бродячими собаками без номера» и которых уровень жизни выражается послови­цей: «наше дело телячье — поел да в хлев».

Юристу наших дней тем менее возможно повторять старое понятие об охране формальной свободы, что сама практика жизни идет в разрез с этой теорией. Что такое фабричное законодательство, как не забота об «известной части общества, нуждающейся в помощи», забота, воспол­няющая «недостаток средств» в неравной борьбе труда с капиталом? Не очевидно ли из одного этого примера, что право не ограничивается одной охраной свободы, а берет на себя также и регулирование материальных условий ее осуществления. Несомненно, что право уже вступило на этот путь: необходимо только формулировать и закрепить ту цель, которая открывается для права на этом пути, и нам представляется, что лучшим выражением для этой цели является признание права на достойное человеческое существование[3]

Конечно, потребности человека разнообразны и субъек­тивны, и определить точно, где начинается образ жизни, достойный человека, нельзя. Однако из этого не следует, что праву здесь нечего делать и нечего определять.

Прежде всего несомненно, что в каждом обществе, в каждом положении есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть свой предел, за которым начина­ется недопустимая крайность…

Тут коммунизм (как общественный строй) не более чем химера.

Это некое устремление улучшать существующее.

А такой универсальный тип как капитализм позволяет его познавать, в т.ч. для целей улучшения.

И в этом смысле "коммунизм" никуда не исчезал и не исчезнет.

Цитата

под этим следует разуметь не положительное содержа­ние человеческого идеала, а только отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни. 

 

Только вот нюанс. Способы "улучшения" могут быть в форме реформ или в форме насильственных революций. И второй способ, действительно, хотелось бы выкинуть на помойку.

Изменено пользователем лекс
Ссылка на комментарий

UBooT

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Европа отметила Первомай. Во Франции, по данным МВД, на улицы вышли более 120 000 человек, по данным ведущего профсоюза Всеобщей конфедерации труда - более 200 000.

В Париже первомайское шествие собрало 18 000 человек, по данным префектуры полиции, профсоюзы заявили о 50 000 участников. В столице были задержаны 45 человек, 12 полицейских и жандармов получили ранения и были доставлены в больницу в срочном порядке.

Большинство митингов в стране прошли утром: в Ницце, Марселе, Страсбурге, Клермон-Ферране или Лионе, где были задержаны 22 человека.

В Сент-Этьене Рафаэля Глюксманна, кандидата от Социалистической партии - Place Publique на европейских выборах, выгнали из колонны демонстрантов, сообщили в France Blue. Студенты, многие с палестинскими флагами, кричали ему: "Проваливай!", пока его не эвакуировали силы правопорядка. "Эти нападения - результат месяцев ненависти и клеветы, умело организованных "Непокорённой Францией" и другими", - отреагировал депутат Европарламента.

1 мая - это возможность напомнить, что не все права, которыми мы пользуемся сегодня, упали с неба. Они были вырваны годами социальной борьбы профсоюзов

Лозунги этого Первомая, организованного совместно ведущими профсоюзами Франции, стали: "Против жёсткой экономии", за занятость и заработную плату. 

 

В столице Греции несколько тысяч работников транспорта присоединились к первомайским маршам. В этот день забастовки транспортников нарушили работу по всей стране. Крупнейший профсоюз работников транспорта требует вернуться к коллективным переговорам после того, как во время финансового кризиса 2010-18 годов были нарушены базовые трудовые права. В Афинах, около здания парламента, пропалестинские активисты развернули огромный палестинский флаг.

Правительство президента Эрдогана давно объявило площадь Таксим закрытой для демонстраций по соображениям безопасности. В 1977 году неизвестные вооруженные люди открыли огонь во время празднования Первомая, вызвав давку. Тогда погибли 34 человека. В среду небольшая группа представителей профсоюзов возложила венок к памятнику жертвам тех событий.

 

 

:pioneer:

Ссылка на комментарий

Непотопляемый Сэм

Я согласен с Брентоном. Не надо никакого возрождения коммунизма.

Ссылка на комментарий

seksemulo
В 27.05.2024 в 12:38, Непотопляемый Сэм сказал:

Я согласен с Брентоном. Не надо никакого возрождения коммунизма.

А если будет, пусть будет у наших врагов.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 124
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 40666

Лучшие авторы в этой теме

  • Лукулл

    28

  • RAmero

    25

  • Dobrak

    16

  • sccs

    14

  • Geremande

    7

  • belogvardeec

    4

  • Evertonian

    3

  • Dart An'ian

    3

  • KOROL

    3

  • UBooT

    2

  • лекс

    2

  • MaslovRG

    2

  • Dark-Warrior

    2

  • СУЛАРИУС

    2

  • Gulaev

    2

  • irbis09sk

    2

  • DicKenS

    1

  • Маринеско

    1

  • Эквилибриум

    1

  • Leprekon

    1

  • Nedzvikk

    1

  • Yosce

    1

  • Непотопляемый Сэм

    1

  • seksemulo

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...