БЫЛ ЛИ СССР ТОТАЛИТАРНЫМ ГОСУДАРСТВОМ? - Страница 3 - Отечественная история - Strategium.ru Перейти к содержимому

БЫЛ ЛИ СССР ТОТАЛИТАРНЫМ ГОСУДАРСТВОМ?

Рекомендованные сообщения

Michael

БЫЛ ЛИ СССР ТОТАЛИТАРНЫМ ГОСУДАРСТВОМ?

Прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, необходимо разобраться с самими терминами «тоталитаризм», «тоталитарное государство»

1. Определение термина Казалось бы, что тут сложного? Ведь термин используется очень широко. Однако большинство авторов предпочитают его просто не расшифровыватьВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. , а прочие вкладывают в этот термин совершенно разный смысл, причем смыслы у разных авторов зачастую совершенно противоположный.

По меткому замечанию А. Штейнзальца: «Слова-клише, широко используемые в обыденной жизни, в том числе в средствах массовой информации, в результате частого употребления обычно постигает печальная участь: их начинают применять либо неточно, либо вовсе неправильно»

Большинство словарей определяют тоталитаризм следующим образом:

«Тоталитаризм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или запрещаются. Роль традиции в определении норм морали отвергается, вместо этого этика рассматривается с чисто рациональных, «научных» позиций»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

Как можно видеть, такое определение является столь общим и противоречивым, что, используя его, к тоталитарным можно отнести множество самых разных стран. К примеру, первый ваххабитский султанат саудитов, времена правления Кальвина в Женеве и многое-многое другое. Сказанное нисколько не является преувеличением. Так, Поппер постоянно использовал понятие «тоталитаризм», как синоним «закрытого общества». И рассматривает при этом как такое общество… древнюю Спарту, напрямую употребляя выражения вроде «тоталитарный полис». Чем породил довольно оживленную современную дискуссию о том, считать все же Спарту тоталитарным государством или нетВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

Еще больше неясности возникает, когда слово «тоталитаризм» используется как прилагательное. Так, в носителей «тоталитарного сознания» записывают десятки философов совершенно разных направлений — от Платона с Аристотелем до Гегеля с Марксом. И Достоевский, получается, тоталитарный философ, и ДанилевскийВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . И даже такие историки, как Ф. Бродель, тоже под подозрениемВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

Не случайно, констатирует историк А.И. Фурсов: «Тоталитаризм везде и всегда! При такой широте само понятие «тоталитаризм» оказывается бессодержательным и неработающим»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

Следовательно, термин настоятельно требует уточнения.

И нельзя сказать, что такие уточнения не пробовали делать.

2. Попытки уточнения термина временными рамками «Теория тоталитаризма широко распространена среди антикоммунистов и исходит из того, что фашизм и советский режим 1930-40-х гг. имели в своей основе много общего — с точки зрения их идеологических противников (либералов, социал-демократов, христианских демократов, анархистов и т. д.) — и вместе с тем качественно отличались от прежних диктатур. В силу этого обстоятельства, термин «тоталитаризм» не является точным синонимом тирании, и потому его не вполне корректно применять к деспотичным режимам, существовавшим до XX века»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

Согласитесь, ценное признание. Его иначе можно пересказать следующим образом: «Мы хотим ввести какой-то термин, которым можно было бы объединить фашизм и советский режим, и потому отбросим все, кроме этих двух режимов».

Однако для использования понятия «тоталитаризм» как научного термина такой подход не допустим. Должны быть указанны причины, на основании которых устанавливается ограничение. Иначе получается, что если что-то происходило до 31 декабря 1901 г. — это еще авторитаризм, а вот, начиная с 1 января 1902, уже и тоталитаризм получился.

Кроме того, появляется вопрос — так все же «фашизм» или «нацизм»? И как поступать с утверждениями «Ирония истории, однако, заключалась в том, что даже в лучшие для режима Муссолини годы Италия оказалась далека от тоталитарного идеала»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ? То есть даже родина фашизма с трудом попадает под предписанные ей тоталитарные определения.

3. Попытки уточнения термина с помощью дополнительных признаков. Такие попытки также предпринимались.

«Каталог особых черт тоталитарной системы впервые был составлен 40 лет назад американским политологами К. Фридрихом и З. Бжезинским… Впоследствии он многократно модернизировался и существует во множестве вариантов… Перечисление 6 или даже 12 и более признаков, однако их в принципе недостаточно ни для раскрытия сущности явления, ни тем более для выяснения причин его появления и динамики развития… Эти признаки по-разному работают уже в двух основных подтипах тоталитарных режимов – фашистко-нацистском и коммунистически-сталинском. Они по-разному действовали в странах первой тоталитарной волны 20-30-х годов и в странах второй волны военных и послевоенных лет»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

Составители процитированного сборника честно пытались подобрать и отработать определение тоталитаризма. Но вынуждены были грустно констатировать: «Понятие не пригодно для универсального объяснения событий и явлений».

Более того, они вынуждены и констатировать не самостоятельность этого понятия. «Понятие "тоталитаризм" … применение или отвержение изменяется в зависимости от международной конъюнктуры, интересов и пристрастий».

4. Возвращаясь к первоначальным истокам Но, может быть, искажено только нынешнее понимание тоталитаризма, а вот впервые выдвинувшие этот термин, имели в виду что-то вполне конкретное и ясное?

Что ж, посмотрим.

В качестве основных исследователей, широко использовавших данный термин, обычно называютВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Джованни Джентиле, Карл Поппера, Ханну Арендт, Людвига фон Мизеса, Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского. Рассмотрим же, что говорил каждый из них.

Джованни Джентиле

Почти во всех источниках Джованни Джентиле упоминают как человека, выдвинувшего и обосновавшего термин «тоталитаризм», разделяющего и пропагандирующего идею тоталитаризма. Авторы только путаются, был ли он соавтором Муссолини при написании статьи «Фашизм» в энциклопедии или лишь его вдохновителем. Однако чем же похожа идея вроде «Истинное государство, напротив, не ограничивает, а расширяет; не подавляет, а возвышает личность гражданина; не угнетает, а освобождает ее»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. на концепцию тоталитаризма?

Дело в том, что Джентиле непрерывно подчеркивает связь государства и свободной личности. «Государство […] Это — сам человек, поскольку он реализуется универсально, специфицируя свою универсальность в определенной форме».

Главное внимание Джентиле обращает на этический характер государства, особенно подчеркивая, что непризнание подобного характера государства заводит все рассуждения в тупик. Что механическое понимание государства, как силы, «которая является не свободой, но ограничением свободы» и ведущей деятельность «направленную на повелевание материальными благами, т.е. определяющую посредством права исключительно экономическую жизнь человека» приводит к абсурдным надеждам. Но тот, кто пользуется этим механическим и экономическим понятием государства (являющимся традиционным католическим понятием), склонен затем — с противоречием, которое есть явная и решительная самокритика — желать, чтобы само государство одухотворялось и поднималось к высшим моральным и религиозным идеалам. Абсурдное подчинение! — если тот, кого побуждают подчиняться, не был бы в состоянии оценить эти идеалы — и, стало быть, не обладал бы уже моральным и религиозным сознанием. Так отнимают одной рукой то, что отдают другой. В действительности непризнание этического характера государства осуществляется лишь посредством противопоставления государству, которое не является этическим, этического государства (последнее чувствует реализующимся даже тот, кто не признавал этичность государства)». Отметим это важное рассуждение, к нему еще придется вернуться.

Кроме того, позиция Джентиле прямо противоречит обсуждаемому определению тоталитаризма. В Википедии сказано: «Роль традиции в определении норм морали отвергается»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. , однако в подписанном Джентиле «манифесте фашисткой интеллигенции» «подчеркивалось, что фашизм — движение исключительно итальянское, неразрывно связанное с культурной и исторической традицией Италии, движение политическое и моральное, даже религиозное»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . И дело не только в Джентиле, апелляция к традиции, так или иначе, представлена во всех фашистских движениях.

Карл Поппер

Наиболее полно Поппер выразил свои взгляды в знаменитой работе «Открытое общество и его враги»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

Даже на первый беглый взгляд бросаются в глаза нестыковки в тексте. Скажем, Поппер неоднократно клеймит Платона как тоталитарного философа. «Мой анализ и моя критика будут направлены против тоталитаристских тенденций политической философии Платона». И из этой критики видно как Поппер представляет себе тоталитарное государство «Платон верил как в существование общей исторической тенденции упадка, так и в возможность остановить политический развал путем задержки всех политических изменений. В этом и заключалась цель, к которой он стремился. Добиться ее он пытался при помощи установления такого государственного устройства, которое было бы свободно от пороков всех других государств: такое государство не вырождается, потому что оно вообще не изменяется. Государство, свободное от пороков, связанных с изменением и загниванием, есть наилучшее, совершенное государство. Это — государство Золотого века, не знающее изменений. Это — государство, находящееся в задержанном, остановленном состоянии».

Это высказывание является главным в последующих размышлениях Поппера. Собственно говоря, это и есть его определение «закрытого общества», тоталитаризма.

Но справедливо ли оно?

Заглянем в критикуемого Платона:

«— Я ничего не могу к этому добавить. Но какое из существующих теперь государственных устройств ты считаешь для нее подобающим? — Нет такого. На это-то я и сетую, что ни одно из нынешних государственных устройств недостойно натуры философа.»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

В этом высказывании ярко проявляется реализм Платона, понимание недостижимости идеала (как он понимал этот идеал).

Итак, с одной стороны Платон со своим реализмом, а с другой стороны — Поппер, со своим бинарным мышлением. Черное — белое, открытое общество — закрытое общество. Вот и спрашивается, кто же из них обладает «тоталитарным мышлением»? Риторический вопрос…

Термину «тоталитаризм» Поппер не дает собственного определения, а выводит его как синоним «закрытого общества». Которое, в свою очередь, является антиподом «открытого общества». Однако и понятие «открытого общества» Поппер не определяет, так же как и более-менее ясной онтологической его картины. Круг замыкается. Один термин объясняется с помощью ввода другого термина, который также не раскрывается, а попытки прояснить его возвращают нас к первому термину. Над подобным «методом» злобно издевался С. Лем в «Путешествия Иона Тихого», когда его герой захотел найти в энциклопедии ответ на вопрос — «а что же такое сепульки»?

Закрытое общество, описанное у Поппера, это просто слепок темных сторон самой же западной цивилизации. Очень шаржированный. Так, Поппер видит устройства Афины и Спарты, как олицетворение двух универсальных типов обществ, проходящих через всю историю. Но различия между Афинами и Спартой можно объяснить гораздо проще и логичнее, как различия между аграрным и торгово-ремесленым полисом. При этом, несмотря на ряд различий, общего у этих полисов больше…

Применительно к незападным обществам шарж становится еще менее отвечающим реальности. Описание Поппера не имеет никакого отношения ни к органическому обществу традиционного типа (исламскому, конфуцианскому и т.д., которые гораздо более свободны, открыты и демократичны, чем представляет Поппер), ни даже к общественному устройству первобытных племен.

Ханна Арендт

При всем обширном использовании термина «тоталитаризм», термин у Арендт так и не расшифровываетсяВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . Грубо говоря – с использованием термина проблем нет, они возникают, как только попытаешься термин определить…

Можно и нужно критиковать Арендт за то, что почти все, что она пишет о СССР, является мифами массового сознания. Арендт и сама понимает, что пользуется сомнительными источниками: «о Советской России мы не имеем почти ничего, кроме спорных источников». И вот такие слухи и домыслы становятся «доказательствами» ее концепции.

Тем не менее, Арендт очень примечательна тем, что ее критика тоталитаризма полностью противоположна многим другим критикам. Практически все они (Поппер, Мизес, Фридрих, Бжезинский и т.д.) используют термин «коллективизм», чуть ли не как бранное слово, противопоставляя ему «индивидуализм». Тогда как Арендт видит причину возникновения тоталитарных обществ в атомарности его членов. «Тоталитарные движения — это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов».

В этом Арендт внезапно оказывается в одном лагере с такими неомарксистами, как Э. Фромм, который прекрасно показываетВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. , что именно изоляция индивидуумов и приводит к беспомощности человека перед окружающим миром, в следствии чего человек спасается бегством к авторитаризму или «либо к вынужденному конформизму, вследствие которого индивид превращается в робота, теряет себя, но при этом убежден, что он свободен и подвластен лишь собственной воле».

Именно этот процесс сейчас идет по всему миру — но особо сильно в т.н. демократических странах, что прекрасно демонстрирует в своих работах английский социолог БауманВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . И масштабы этой разрушающей индивидуализации гораздо шире, чем могли представить Фромм и Арендт, а корни — гораздо глубже, чем те явления, которых они опасались.

В свете сказанного, получаем, что концепция Арендт использует термин «тоталитаризм» как указание на ситуацию возникновения массового человека, где «массы выросли из осколков чрезвычайно атомизнрованного общества, конкурентная структура которого и сопутствующее ей одиночество индивида сдерживались лишь его включенностью в класс. Главная черта человека массы не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений». И в рассмотрение с использованием такого подхода можно включить большую часть современных обществ. То есть тоталитарны все…

Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский

Несмотря на то, что данные авторы начали свою работу независимо друг от друга, о более или менее полной концепции можно говорить лишь после объединения их работ и выпуска исследователями совместной книги «Тоталитарная диктатура и автократия».

Основное в этой работе — это то, что авторы впервые действительно попытались дать определение термину «тоталитаризм».

Изначально ими было выдвинуто 6 таких системных признаков:

  • господство одной массовой партии с харизматическим лидером;
  • унитарная идеология;
  • монополия массовой информации;
  • монополия на вооружение;
  • террористический полицейский контроль;
  • централизованный контроль экономикой.

Как уже говорилось ранее, данный набор признаков, едва появившись, сразу же не выдержал ни малейшей критики оппонентов. Критики резонно указали, что строй в СССР меняется. В ответ на эту критику количество признаков тоталитаризма добавлялось, а их формулировка их постоянно менялась. В общем, дело доходило до абсурда. Сей абсурд был слегка закамуфлирован «академическим» стилем авторов — но тем интереснее, как же прочитанное поняли другие…

Вот как пересказывают Бжезинского его сторонники: «Для З. Бжезинского очевидно, что низкий образовательный уровень является одной из причин иррационализма в политике… Он отметил, что одной из важнейших особенностей тоталитарных режимов, определяющих их низкую экономическую эффективность, является существенное снижение интеллектуально-образовательного уровня всего общества, особенно властных структур… власть при6надлежала политикам, чей образовательный уровень соответствовал системе среднего образования и ниже»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . Здесь, собственно, просматривается обычное сетование старой элиты на прорыв к власти масс. Как заметил Хосе Ортега-и-Гассет, «прорыв массовидного человека к власти сопровождается уничтожением культурной элиты».

Все это понятно, но при чем здесь собственно тоталитаризм? Разве не по такому пути идут и те страны, которые считаются демократическими?

Есть ли то, на чем все авторы сходятся? Как было показано, концепции полностью противоречивые. Возникает вопрос — а может быть, есть нечто, объединяющее их?

1. Обращает особое внимание, что многие сторонники концепции тоталитаризма обвиняют в тоталитаризме тех, кто в принципе считает государство несовершенным, и идеал — недостижимым. Так Поппер обвиняет Платона, много грязи вылито на Джованни Джентиле, который прямо заявляет: «Государство, разумеется, никогда не является совершенным государством»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

2. Практически все концепции уделяют особое внимание вмешательству государства в сферу культуры.

3. Линейное представление государства и общества. Во многом эти «теоретики» представляют общество плоскостным. Есть враждебное государство (которое всегда неправо). И есть свободные граждане, которые во всем правы, так как любое ограничение свободы — зло. Более того, всякая практика злоупотребления властью, всякая длительная несправедливость клеймится как тоталитаризм… Даже столь либеральные авторы, как ФукиямаВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. только устало иронизируют над экономистами, до которых так и не дошло, что социум — это не вертикаль, а совокупность социальных сетей, что настолько вырожденной структуры, которая бы представляла бы собой пирамиду, не существовало и не могло бы существовать. Что всё гораздо сложнее.

Вывод:

Представляется, что концепция «тоталитаризма» является идеологическим описанием мира в терминах манихейского противостояния между «современной западной системой» с ее исторической «прогрессивностью» и «закрытым» обществом, противостоящим любым попыткам развития на пути к большей свободе и сознанию морали.

Остается только согласиться с З. БауманомВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. : «Эта система успешно вытеснила все альтернативы, кроме одной». Или современное западное общество, или «тоталитаризм», о котором «заранее известно», что он — хуже. Все люди (с их идеями), которые принципиально критически относятся к западному обществу, вытесняются в маргиналы и нарекаются «поклонниками тоталитаризма».

Данный подход лишь уводит нас от попыток понимания того, что и как происходило, а также, в каком мире мы живем сейчас. Собственно говоря, на изучение советского периода неявно накладывается табу (оно сейчас в полнейшем тупике).

Да и не только советского: «Спустя девяносто лет после своего появления и полвека после своего исчезновения фашизм все еще представляется загадочным явлением, не поддающимся ясному и рациональному историческому определению, несмотря на посвященные ему десятки тысяч книг и статей и множество дискуссий»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

Кроме того, стоит отметить, что на подобное манихейское восприятие мира накладывается еще одно явление, бытующее уже внутри самой западной культуры: страх, ужас ее нынешней культурной элиты перед пришествием человека масс. Анализ такого восприятия представляет большой интерес: как создаются и работают социально-компенсаторные механизмы у ряда групп, какие при этом срабатывают комплексы и т. д.

Все это интересно и должно заслуживать ряда исследований. Однако, чтобы подобные исследования состоялись, надо вначале признать: само понятие «тоталитаризм» — антинаучно, и попытки им оперировать ведут нас в описанный выше манихейский мирок, с наукой, обществом и реальной жизнью не совместимый. А уж в политике — и вовсе опасный.

Что же касается главного вопроса, ради которого и писалась эта статья: «Был ли СССР тоталитарным государством?» — то на него надо отдать четкий ответ: «Не был». Более того, ни одно государство мира ни в один из периодов истории не были тоталитарными. Трудно принадлежать тому, чего в природе не существует и не существовало.

И ещё много интересного!Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Изменено пользователем Michael
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Michael
Пётр Никола́евич Мамо́нов (род. 14 апреля 1951 года в Москве) — советский и российский музыкант, актёр. Известен по музыкальной группе «Звуки Му», кинофильмам и спектаклям. Окончил Московский государственный университет печати. В совершенстве владеет английским и норвежским языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях.

В 1995 году Мамонов удаляется от цивилизации, переехав в деревню Ефаново Верейского района Московской области. В свой деревенский дом недалеко от Вереи. Почему? В 45 лет Мамонов пережил «личный конец света». Он потерял интерес к жизни. «Вроде все есть - жена у меня любимая, дети прекрасные, родители хорошие, работа замечательная, свободное время, полная независимость, все меня любят, и я их люблю. И вдруг уперся в то, что мне незачем стало жить. И кайфы не помогли. Обкуривался, опивался и упирался в стенку. Для тупых или «спящих» это, может, и нормально. Для меня оказалось пустотой...», - делился Мамонов. «Ко мне вера пришла поздно в 45 лет, до этого я метался, гонялся, водку пил, то, се, да тем более еще с талантом – это, знаете, метет, аж прямо туда-сюда. Потом вдруг – как обухом. Вера – это всегда дар Божий, это не натужишь и поверишь, там не бывает. Пошло дело потихоньку. Уже 11 лет, как я в этом». Так Петр Мамонов стал православным христианином.

да. много их верующих алкашей и нариков. разрушенная, деградировавшая, слабая или пережившая потрясение (испуг) личность ищет простых решений. Почитайте, что учёные говорят о вере это гораздо интересней.

Можно объяснить стремление к вере в средние века, или 100 200 лет назад. информации о мире было не достаточно. кроме веры системы описания мира не существовало. В современном обществе обращение к вере это деградация. добровольный отказ от изучения законов мироустройства.

Изменено пользователем Michael
Ссылка на комментарий

да много их верующих алкашей и нариков. разрушенная и деградировавшая, слабая или пережившая потрясение (испуг) личность ищет простых решений. Почитайте, что учёные говорят о вере это гораздо интересней.

«В каком-то смысле можно сказать, что, не зная Бога, нельзя иметь достоверного познания ни о чём» Рене Декарт.

"Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его, это люди разумные, но еще несчастны". Блез Паскаль

"Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга". Макс Планк, Нобелевский лауреат по физике.

«Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку». Альберт Эйнштейн

Изменено пользователем r25
Ссылка на комментарий

«В каком-то смысле можно сказать, что, не зная Бога, нельзя иметь достоверного познания ни о чём» Рене Декарт.

"Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его, это люди разумные, но еще несчастны". Блез Паскаль

"Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга". Макс Планк, Нобелевский лауреат по физике.

«Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку». Альберт Эйнштейн

Ну не правы они все - Неправыыыыы! ;) Как они могут быть правы если Michael говорит не Пр-а-в-ы!

А если серьёзно давайте оставим эту тему про веру - скользкая это дорога.ИМХО умы и поярче наших заходили в тупик, либо взмывали птицей.

Рабиндранат Тагор сказал так -"Чем ярче разум - тем длиннее тень сомнения"(с)

Ссылка на комментарий

Ну не правы они все - Неправыыыыы! ;) Как они могут быть правы если Michael говорит не Пр-а-в-ы!

А если серьёзно давайте оставим эту тему про веру - скользкая это дорога.ИМХО умы и поярче наших заходили в тупик, либо взмывали птицей.

Рабиндранат Тагор сказал так -"Чем ярче разум - тем длиннее тень сомнения"(с)

Бог вам судья! :D

Ссылка на комментарий

Michael
Ну не правы они все - Неправыыыыы! ;) Как они могут быть правы если Michael говорит не Пр-а-в-ы!

А если серьёзно давайте оставим эту тему про веру - скользкая это дорога.ИМХО умы и поярче наших заходили в тупик, либо взмывали птицей.

Рабиндранат Тагор сказал так -"Чем ярче разум - тем длиннее тень сомнения"(с)

от чего же я скажу, что они неправы. не решайте за меня.) подсказал человеку где искать аргументы что бы не цитировал пьяниц и наркоманов.

я конечно считаю что религия это опиум для народа. но учёным, как самым лучшим людям, можно и опиума.

Ссылка на комментарий

от чего же я скажу, что они неправы. не решайте за меня.) подсказал человеку где искать аргументы что бы не цитировал пьяниц и наркоманов.

я конечно считаю что религия это опиум для народа. но учёным, как самым лучшим людям, можно и опиума.

Спасибо, что наставил на путь истинный, а то маялся я в тьме бездонной. ;)

Но

вера возникает при недостатке информации о явлении.
-
Редкостно-бредовое заключение!

АЛЛИЛУЙЯ!!!

Ссылка на комментарий

Michael
Спасибо, что наставил на путь истинный, а то маялся я в тьме бездонной. ;)

Но -

АЛЛИЛУЙЯ!!!

сам дурак))

Ссылка на комментарий

Michael
сам дурак))

в качестве пост постскриптума:

Трудно обсуждать возникновение вселенной, не используя понятия о Боге. Мои исследования возникновения вселенной находятся в пограничной полосе между наукой и религией, но я стараюсь оставаться на научной стороне. Вполне возможно, что Бог действует таким способом, который не описывается научными законами, но в таком случае человеку остается полагаться только на собственную веру.

Stephen Hawking, A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes,

(New York 1988) 174.

Ссылка на комментарий

Voronsvet
от чего же я скажу, что они неправы. не решайте за меня.) подсказал человеку где искать аргументы что бы не цитировал пьяниц и наркоманов.

я конечно считаю что религия это опиум для народа. но учёным, как самым лучшим людям, можно и опиума.

Вспомнилась другая фраза: "Религия - это опиум не для народа, а опиум народа. Он сам же её создаёт и сам же ею упивается". Для философов же Бог во многом служил неким не противоречащим себе абсолютом, отталкиваясь от которого они строили свои мировоззренческие концепции. Но это во основном в протестантизме и благодаря протестантизму, который М. Вебер считал причиной мыслительного развития Европы.

И ещё. Не вина термина "тоталитаризм" в том, что некоторые предпочитают использовать его в духе манихейского противостояния добра и зла. Изначально он задумывался как характеристика политического режима, причём характеристика примерная, относительная, также как демократия и авторитаризм. Без них очень сложно описать методы осуществления власти в государстве, так как в целом совокупность политических институтов может быть практически одинаковой в разных странах, а вот способы их взаимодействия скорее всего будут различаться. Причём есть также различные классификации самих режимов. Тоталитаризм, например, пока что был либо ультраправым, либо ультралевым, авторитаризм может быть султанистским, военным, религиозным и т. д., демократий так вообще как минимум 6 типов..

Статья конечно хорошая, так как анализирует разнообразные теории различных политологов. Но всё же она также пытается подстроить эти теории под свою парадигму. Отсюда нелепые выводы относительно некоторых авторов и вообще относительно всего поднимаемого вопроса.

Изменено пользователем Voronsvet
Ссылка на комментарий

Michael
Вспомнилась другая фраза: "Религия - это опиум не для народа, а опиум народа. Он сам же её создаёт и сам же ею упивается". Для философов же Бог во многом служил неким не противоречащим себе абсолютом, отталкиваясь от которого они строили свои мировоззренческие концепции. Но это во основном в протестантизме и благодаря протестантизму, который М. Вебер считал причиной мыслительного развития Европы.

И ещё. Не вина термина "тоталитаризм" в том, что некоторые предпочитают использовать его в духе манихейского противостояния добра и зла. Изначально он задумывался как характеристика политического режима, причём характеристика примерная, относительная, также как демократия и авторитаризм. Без них очень сложно описать методы осуществления власти в государстве, так как в целом совокупность политических институтов могут быть практически одинаковыми в разных странах, а вот способы их взаимодействия скорее всего будут различаться. Причём есть также различные классификации самих режимов. Тоталитаризм, например, пока что был либо ультраправым, либо ультралевым, авторитаризм может быть султанистским, военным, религиозным и т. д., демократий так вообще как минимум 6 типов..

Статья конечно хорошая, так как анализирует разнообразные теории различных политологов. Но всё же она также пытается подстроить эти теории под свою парадигму. Отсюда нелепые выводы относительно некоторых авторов и вообще относительно всего поднимаемого вопроса.

термин естественно ни хороши ни плохой. даже неважно как его характеризут авторы. важно для чего его используют. а используют его для уравнивания СССР и нацистской Германии, Белоруссии и Северной Кореи, Ливии и талибского Афганистана.

Ссылка на комментарий

Mechanizator

СССР не был тоталитарным государством, потому что такие государства были созданы только писателями (Орруэл "1984", Хаксли "О, дивный новый мир"). В мире ни одна страна не приблизилась к этому, кроме разве что талибов, но там другая история.

Ссылка на комментарий

Theodor
Если доказательств создателей этого термина вам недостаточно то простите у вас присутствует вера. Как вера в бога например. Ей ненужны никакие доказательства и она существует сама по себе.

Поздравляю вы верующий человек в этом вопросе)

Довольно сопрное утверждение,во первых я кагбэ атеист и веры в бога у меня нет точно.Во вторых водекак утверждение не требующее доказательств называется аксиомой,не ясно при чем же здесь вера?Да и на конец ваше утверждение слишком дешиво и сердито,поскольку вы считаете что достовоерность вашей инфы 100%(чего быть никогда не может),а несогласие с ней списываете на фанатизм,веру и.т.п..Вот лично как по мне ничего 100%ного существовать вообще не может,ошибаются все и историки далеко не исключение.Поэтому сомнение кого-либо по какому-либовопросу может быть просто следствией стойкости взглядов,устойчивости стереотипов,но никак не принятие чего либо на веру без доказательств.

Ссылка на комментарий

Michael
Довольно сопрное утверждение,во первых я кагбэ атеист и веры в бога у меня нет точно.Во вторых водекак утверждение не требующее доказательств называется аксиомой,не ясно при чем же здесь вера?Да и на конец ваше утверждение слишком дешиво и сердито,поскольку вы считаете что достовоерность вашей инфы 100%(чего быть никогда не может),а несогласие с ней списываете на фанатизм,веру и.т.п..Вот лично как по мне ничего 100%ного существовать вообще не может,ошибаются все и историки далеко не исключение.Поэтому сомнение кого-либо по какому-либовопросу может быть просто следствией стойкости взглядов,устойчивости стереотипов,но никак не принятие чего либо на веру без доказательств.

приводите свои доказательства. пока что вы высказывали только своё мнение.

100% не только может но и есть. Есть понятия которые закреплены законами.

сомнения можно разрешить знаниями, что я вам и предлагаю сделать. считаете приведённые доказательства слабыми, трудитесь объяснять почему.

Ссылка на комментарий

MaslovRG
СССР Российская империя - кровожадный режим точка.
Изменено пользователем Maslov55
Ссылка на комментарий

Michael
СССР - кровожадный режим точка.

точка у кошки под хвостом)

Ссылка на комментарий

Thanatis

По форме политического режима - СССР, разумеется был тоталитарным государство (государство полностью контролировало все сферы жизни бщества)! Однако как и в реальной жизни не бывает ничего одноцветного так и в случае с СССР в реальности он не был чисто тоталитарным государством (их вообще не было в истории, как и чисто демократических), существовала очень большая примесь авторитаризма (кстати, элементы демократического режима так же присутствовали)!

Ссылка на комментарий

Michael
По форме политического режима - СССР, разумеется был тоталитарным государство (государство полностью контролировало все сферы жизни бщества)! Однако как и в реальной жизни не бывает ничего одноцветного так и в случае с СССР в реальности он не был чисто тоталитарным государством (их вообще не было в истории, как и чисто демократических), существовала очень большая примесь авторитаризма (кстати, элементы демократического режима так же присутствовали)!

привет Вадим))

Ссылка на комментарий

Thanatis
привет Вадим))

Привет! Мы знакомы?!

Ссылка на комментарий

Michael
Привет! Мы знакомы?!

да клан красная звезда.))

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 76
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 26806

Лучшие авторы в этой теме

  • Michael

    30

  • Zom

    16

  • r25

    6

  • Theodor

    5

  • sccs

    4

  • Thanatis

    4

  • Александр Венизельский

    2

  • Toshka

    2

  • Дoбро

    1

  • pokpis

    1

  • Dramon

    1

  • Voronsvet

    1

  • never-forgotten

    1

  • MaslovRG

    1

  • Mechanizator

    1

  • Victor Morozov

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...