Русь принимает католичеcтво - Страница 26 - Альтернативная история Средних веков - Strategium.ru Перейти к содержимому

Русь принимает католичеcтво

Рекомендованные сообщения

belogvardeec

Предлагаю такую историческую альтернативу в противовес другой теме, где предполагается принятие Русью ислама. Может было бы гораздо выгоднее принять христианство по латинскому образцу? Предпосылки к этому были реальные, а не гипотетические как в случае с исламом.

ТутНажмите здесь!
 После похода русских на Царьград в 866 г., царьградский патриарх Фотий посылает в Киев греческого епископа для приобщения Киевских славян к христианству, но попытка эта окончилась неудачей. Неудачна была и попытка христианизации всей Руси при патриархе Игнатии (867-877), вставшего на место Фотия и направившего на Русь для проповеди христианства архиепископа, хотя последнему и удалось обратить в христианство многих русских.

Тем не менее, несмотря на эти неудачи, торговые отношения и войны с греками, а также служение варягов в греческих войсках — все это способствовало проникновению христианства среди восточных славян.

Кроме влияния на Киевскую Русь христианства восточного, греческого обряда со стороны Византии, распространялось среди восточных славян и христианство латинского, западного, римского обряда, т.к. многие варяги, приезжавшие в Киевскую Русь из Скандинавии уже были христианами латинского обряда.

Ко времени заключения Киевским князем Игорем в 944-945 г. договора с греками, в его дружине было уже много христиан, присягавших в отличие от язычников в церкви. К этому времени в Киеве уже существовала Церковь пророка Илии.

В 954 г. принимает в Царьграде христианство по греческому обряду жена князя Игоря, Ольга, получив в крещении имя Елена.

В 959 г. Ольга посылает к немецкому королю, будущему императору Оттону I послов, прося прислать епископа и священников для крещения Руси в латинском обряде. В связи с этим для Киевской Руси был поставлен епископом Либуций из монастыря св. Альберта около Майнца, но тот вскоре умер, не выехав в Киев. На его место был поставлен другой монах — Адальберт из монастырского братства св. Максимина в Трире, прибывший в Киев в 961 г. Но застав на Киевском престоле вместо Ольги ее сына Святослава — язычника, ничего не совершив, вынужден был вернуться на родину. Некоторые же спутники его при путешествии на Русь были убиты. Вернувшись на родину Адальберт в 968 г. возглавил Магдебургское епископство, созданное специально для славян.

После смерти князя Святослава (972 г.), в правление его старшего сына Ярополка (942-980), около 979 г. в Киев приходили послы от папы с предложением принять христианство по латинскому обряду.

Позднее, в правление Владимира, до принятия им христианства по византийско-славянскому обряду, к нему также прибыли послы от папы с предложением крещения Руси в латинском обряде, но Владимир отказался.

Имеется известие (из собрания скандинавских саг “Хаймскрингла”, в саге, посвященной Олафу Тригвасону), что Олаф Тригвасон, ставший норвежским королем и введший в Норвегии христианство, вначале служил у Киевского князя Владимира до принятия им христианства, был в Царьграде, принял христианство от греков и склонял к христианству Владимира еще до 988 г.

В 987 г. Киевский князь Владимир крестился по византийско-славянскому обряду сам, а в 988 г. начал крещение населения своего государства — Киевской Руси.

Итак, Киевская Русь в 988-990-х годах приняла христианство в византийско-славянском обряде, который называют еще греческим или восточным. В административном отношении она была подчинена Константинопольскому патриарху с местопребыванием последнего в столице Византийской империи Константинополе — Царьграде.

В то время еще не было разделения христианства на православие и католичества и термины православная=ортодоксальная и католическая=вселенская принадлежали как восточной части христианства (будущей православной Церкви), так и западной части христианства (будущей католической Церкви).

Вся христианская Церковь того времени представляла собою единое целое. Отдельные ее части находились под руководством: римского папы (латинская = западная Церковь), Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и Константинопольского патриархов.

Каждая из названных частей Церкви в литургическом, обрядовом, административном, каноническом отношении были автокефальны (т.е. самовозглавлялись: “авто” — сам, “кефале” — голова).

Но в вопросах определения догматических положений из учения Церкви, в определениях вопросов веры и морали, т.е. в доктринальном отношении решающее слово принадлежало Римской Церкви, в лице ее видимого руководителя — римского папы.

Поэтому от начала своего существования русская Церковь в доктринальном отношении, т.е. в самом главном, была зависима от видимого главы христианской Церкви, от ее вселенского патриарха — римского папы, и, вероятно, можно сказать, что в известной степени подчинена ему через посредство Константинопольского патриарха.

Как же складывались отношения между русским христианством и христианами латинского обряда, которые после Церковного раскола 1054 г. стали называться католиками, сразу после принятия Киевской Русью христианства?

Лучше всего эти взаимоотношения характеризуются брачными взаимоотношениями владетельных, знатных родов, принадлежавших к различным, в обрядовом отношении, христианским Церквам.

Так, Киевский князь Ярослав Мудрый породнился с владетельными родами, принадлежавших к западному обряду христианства (с будущими, католиками). Его дочь Анна стала женой французского короля Генриха I, его сестра Доброгнева вышла замуж за польского князя Казимира. Сын его Изяслав женился на сестре Казимира. Его дочь Елизавета вышла замуж за Гарольда — норвежского короля, Анастасия — за венгерского короля Андрея. Его двое сыновей женились на немецких княжнах.

Эти браки свидетельствуют о хороших взаимоотношениях Киевской Руси с западными христианами.

Ярослав Мудрый продолжал поддерживать и связи с Апостольской столицей. Так, желая поставить митрополитом Киевской Руси патриарха болгарского происхождения, находившимся под влиянием Рима, Ярослав Мудрый вступает в контакт с папой Бенедиктом VIII (1012-1014).

Стремясь к независимости от Константинопольского патриарха, в 1051 г. Ярослав, на основании собрания русского епископата, ставит митрополитом Киевской Руси (то есть главой русской Церкви) своего кандидата — епископа Иллариона.

В 1054 г. произошел Церковный раскол, при котором единая христианская Церковь раскололась на православную во главе с Константинопольским патриархом и на католическую во главе с папой.

Так как митрополитом Киевской Руси, то есть главою русской Церкви, в то время был русский — Илларион, поставленный против воли Константинопольского патриарха Керуллария, то русская Церковь первоначально в расколе не участвовала и сохраняла единство с Апостольской столицей.

Римские послы, отлучившие от Церкви патриарха Керуллария, отправились в Киев, для ликвидации в Киевской Руси влияния Константинопольского патриарха Керуллария.

К сожалению 1054 год — год церковного раскола был одновременно годом смерти Киевского князя Ярослава Мудрого, и наступившая после его смерти политическая раздробленность Киевской Руси (борьба за власть между сыновьями Ярослава Мудрого) делала невозможным осуществление единых действий в русском обществе — одни князья склонялись к Западу, другие к Византии.

После смерти Ярослава Мудрого первый из русских князей, сохранивший церковное единство с Западом был сын Ярослава, великий князь Киевский — Изяслав (+1078). Изгнанный дважды из Киева, он искал помощи у племянника своей жены польского короля Болеслава Смелого, второй раз у германского императора Генриха IV и даже у самого папы Григория VII с помощью своего сына Ярополка, посланного с этой целью в Рим. В результате этого Апостольская столица возвела Киевское княжество в королевство, одновременно взяв его под свою защиту и просила польского короля Болеслава Смелого оказать Изяславу помощь, что тот и сделал. Характерно, что папское послание к Изяславу выдержано в таком стиле, как будто бы Киевская Русь полностью принадлежала к странам западного христианства и ничего общего не имела с отколовшейся от церковного единства Византией. Сын Изяслава, Ярополк — князь Владимирский, также сохранял свою верность Апостольской столице.

Церковное единство с Римом сохранялось и при Киевских князьях Всеволоде Ярославовиче (1078-1093) и Святополке Изяславовиче (1093-1113). Выражением этого единства было установление русской Церковью праздника перенесения останков св. Николая из Мир Ликийских в Бари, в южной Италии, совершенного в 1087 г. папою Урбаном II. В Византии же этот праздник, вероятно по причине ее откола от церковного единства, не известен. День этот, перенесения останков св. Николая до сих пор отмечается русской Церковью 9 мая.

О единстве в это время русской Церкви с Апостольской Столицей свидетельствует и тот факт, что дочь великого Киевского князя Всеволода Ярославовича (1078-1093), Евпраксия-Адельгейда в 1089 г. стала императрицей Священной Римской империи. Поссорившись со своим мужем Генрихом IV в Вероне, она бежит в Каноссу к Матильде Тосканской и ищет защиты у папы. Папа Урбан II расторг ее брак с мужем. Она была участницей соборов католической Церкви в Констанце (1094 г.) и в Льяченце (1095 г.), выступая в качестве свидетельницы по делу ее бывшего мужа императора Генриха IV. В последствии она вернулась в Киев, где в 1106 г. стала монахиней и через 3 года умерла.

Возникшая в это время летопись Нестора не имеет антикатолической направленности. Переписка митрополита Иоанна (1077-1088) с духовенством латинского обряда выдержана в спокойном тоне без антиримских выпадов.

[Cкрыть]

В описании заметно насколько тесные связи были у Руси с западными католиками, различные браки, строительство латинских церквей и прочее, но что свидетельствует в пользу принятия ислама (как в другой теме предложил один автор)? Разве был тот набор фактов описанный здесь под спойлером? можно ли сказать то же самое или близко про ислам и мусульман как про катодликов на Руси? Ответ однозначный - нет. На Руси не строилось ни мечетей, ни заключалось браков с муслимами ни другого особого влияния аки католики или византийцы муслимы на Руси не имели.

Как думаете как сложилась бы судьба Руси прими они христианство по латинскому образцу? Кто знает, может, Рим и собрал бы крестовый поход на помощь своим братьям в Киеве, если бы не схизма - ведь дали же крестоносцы отпор Батыю, когда тот, разгромив Русь, пошел на Европу.

Могла бы сбыться мечта славянофилов о панславянском единстве. Скорее всего, тот же Грозный, будь он католиком, имел бы куда больше шансов стать королем Речи Посполитой, чем трансильванец Стефан Баторий. В таком случае и вопрос объединения с Украиной вообще не стоял бы.

Изменено пользователем belogvardeec
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Olegard

Альма, каждой стране свой срок и своя дорога. Россия жива православием, без него это будет уже даже не та страна - а несколько разных её карликовых остатков. Ну а любой чел свободен для себя выбирать верить хоть в своего питомца ... если государство при этом не поимеет еще одного агрессивного члена общества.

Православие - самая первая форма исповедания Христа ( в отличие от вашего "богозаменяемого" Папы или постоянно меняющихся баптистов- калейдоскопов).

Или тут весь треп про то, "во что выгодней делать вид, что веришь" ? "Невозможно служить одновременно Богу и богатству..." - автора строк назвать или обойдемся? :rolleyes:

Ссылка на комментарий

BigMek
Православие - самая первая форма исповедания Христа

Уверен, что первые христиане, скармливаемые львам, очень удивились бы, узнав, что самая первая форма почитания христа не та, которую исповедуют они, а та, которую через несколько сотен лет четкие пацаны в рясах под руководством патриарха приняли на церковных соборах. Вы ведь в курсе, что даже во времена Константина христианство весьма отличалось от нынешнего православия?

Ссылка на комментарий

Ragvalod

Допустим, Иван грозный женится на Анне Ягеллонке и становится правителем как Русского Царства, так и Речи Посполитой, с условием принятия латинских догматов(униатства).

В итоге образуется Речь Посполитая Трёх Народов(РПТН). Столицу можно перенести, Баторий например имел столицу в Гродно, так как это удобнее. Теперь её могли бы перенести в Полоцк или Киев.

В итоге имелись бы куда большие людские ресурсы - ведь крымчаки уже не опасны, да и войн между РП и Московией, которые выкосили огромную часть населения ВКЛ и приграничных территорий не будет.

РПТН имеет достаточно сил, что бы остановить немцев с их "Дранг Нах Остен"(что у них удалось, последние цари были немецкой дианстии Гольштейн-Готторпов) и экспанисю Швеции в Прибалтике. В итоге - Прибалтика и Финляндии под контролем -> торговля процветает.

Продвижение на Восток, а так же экспансия в Среднюю Азию и Кавказ проходят раньше(людских ресурсов и средств куда больше, чем было у России в реальной истории).

В Европе смогли бы отжать у немцев Богемию, Моравию и Словакию, а у турков Молдавию и Валахию(в этой версии истории, валахи и молдаване могут ославянится сильнее). Затем можно бить турков дальше и освободить Сербию, Болгарию, Грецию(с самим Царьградом). Проходит аналог Флорентийского Собора, и все православные церкви принимают латинские догматы, конец схизмы. Образуются королевства Болгария, Сербия и Греция, в которых правят представители побочных ветвей династии Рюриковичей-Ягеллонов(в реальной истории, немцы садили в этих странах свои династии).

И самое вкусное - будучи более развитой страной, было бы можно колонизировать куда больший кусок Америки, нежели Аляска.

Вот такая вот католическая и панславистская утопия. B)

Ссылка на комментарий

Адмирал

Смутное время никто не отменял, так что это и в правду утопия..

Ссылка на комментарий

Ragvalod
Смутное время никто не отменял, так что это и в правду утопия..

Смутного времени нет, нового Короля Польского/Великого Князя Литовского/Царя Русского выбирает Сейм. После заключения унии происходит унификация между польско-литовской шляхтой и московским дворянством.

Изменено пользователем Ragvalod
Ссылка на комментарий

Адмирал
Смутного времени нет, нового Короля Польского/Великого Князя Литовского/Царя Русского выбирает Сейм. После заключения унии происходит унификация между польско-литовской шляхтой и московским дворянством.

Сейм?СЕЙМ?Это не тот ли сейм, что имел законодательное право обьявить восстание?Нет, Иван Грозный никогда, ни при каких условиях на это не согласился бы.

Ссылка на комментарий

Ragvalod

Возможно, новое государство выбрало бы что-то среднее между восточным деспотизмом Москвии и излишним либерализмом РП(который её в итоге и погубил).

Ссылка на комментарий

Воле Шойинка
Смутного времени нет, нового Короля Польского/Великого Князя Литовского/Царя Русского выбирает Сейм. После заключения унии происходит унификация между польско-литовской шляхтой и московским дворянством.

Этот же сейм однажды выбрал Королем Польши/Великим Князем Литовским будущего короля Швеции Сигизмунда III Васа. Но вот не срослось личной унии как-то. Нет, она была лет 7, но на историю это не повлияло особенно.

Ссылка на комментарий

Ричард
Русь принимает католичеcтво

Скажу вкраце:

777px-Gay_flag.svg.png

Изменено пользователем Ричард
Ссылка на комментарий

Возможно, новое государство выбрало бы что-то среднее между восточным деспотизмом Москвии и излишним либерализмом РП(который её в итоге и погубил).

Это маловероятно. Иван Грозный не согласился, бы делить власть с сеймом. РП превратилась бы в подобие Русского царства или что более вероятно началась бы война и РП раньше срока растащили бы на части.

Ссылка на комментарий

Ragvalod

Да, Иван Грозный это проблема. Тогда, надо смотреть на времена Смуты и там заключать унию.

Ссылка на комментарий

Это маловероятно. Иван Грозный не согласился, бы делить власть с сеймом.

А как же избранная рада?

Ссылка на комментарий

А как же избранная рада?

А избранная рада была органом власти?

Ссылка на комментарий

Возможно, новое государство выбрало бы что-то среднее между восточным деспотизмом Москвии и излишним либерализмом РП(который её в итоге и погубил).

Был бы РП либеральной чубы не воставали бы.

Ссылка на комментарий

А избранная рада была органом власти?

Была,но неформальным.

Ссылка на комментарий

Адмирал
Была,но неформальным.

Напомнить ЧТО с ней стало?Курбский наверняка всем в сейме уши прожужал какой Ваня плохой.

Ссылка на комментарий

Была,но неформальным.

Значить этот орган не наделялся полномочиями и следовательно, он не был органом власти.

Изменено пользователем Veles
Ссылка на комментарий

Адмирал
Напоминайте

В 1560 году неофициальное правительство приказало долго жить. Причиной стали разногласия между Иваном Грозным и реформаторами. Копились они долго, а их исток лежал в непомерном властолюбии и амбициях московского царя. Самодержца стало тяготить присутствие рядом с ним людей, имевших самостоятельные и независимые взгляды.

Пока царская власть была слабой, Иван Грозный терпел реформаторов и во всём их слушался. Но, благодаря грамотным преобразованиям, центральный аппарат очень сильно укрепился. Царь вознёсся над боярами и стал настоящим самодержцем. Адашев и остальные реформаторы начали ему мешать.

Реформы Избранной Рады сделали своё дело – больше она была не нужна. Царь стал искать повод, чтобы отдалить от себя бывших друзей и преданных помощников. Напряжёнными были отношения Сильвестра и Адашева с ближайшими родственниками первой и любимой царской жены – Анастасии Захаровой-Юрьевой. Когда царица умерла, Иван IV обвинил бывших любимцев в пренебрежительном отношении к «юнице».

Подлили масло в огонь внешнеполитические разногласия, обострённые Ливонской войной. Но самыми серьёзными стали внутриполитические конфликты. Реформы Избранная рада проводила очень глубокие, рассчитанные на десятилетия. Царю же были нужны немедленные результаты. Но государственный аппарат был ещё слабо развит и не умел быстро и эффективно работать.

На данном этапе исторического развития все недостатки и недоработки центральной власти мог «исправить» только террор. Царь и пошёл этим путём, а реформы Избранной Рады стали казаться ему отсталыми и неэффективными.

В 1560 году был сослан в Соловецкий монастырь Сильвестр. Адашев с братом Данилой отправились по царскому указу воеводами в Ливонию. Вскоре они были арестованы. Адашев умер в тюрьме, а Данилу казнили. В 1564 году бежал в Великое Княжество Литовское князь Курбский, возглавлявший войска в Ливонии. Он находился в дружеских отношениях с Адашевым и понимал, что его ждут опала и казнь.

Падение Избранной Рады послужило началом одному из самых жутких периодов русской истории – опричнины. События первой половины 60-х годов стали её предысторией.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 524
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 104936

Лучшие авторы в этой теме

  • belogvardeec

    66

  • Salazar

    40

  • Белый Волк

    39

  • Санта-Анна

    38

  • Harzik

    34

  • SUVAR

    29

  • Kervan

    26

  • Дохтур

    25

  • Dramon

    18

  • Саруман

    16

  • Багнет

    15

  • Leprekon

    12

  • pop890

    12

  • Kenzon

    11

  • Olegard

    10

  • Saphels

    8

  • Gundar

    7

  • guidofawkes

    7

  • Falconette

    7

  • Dart An'ian

    6

  • Oobaneko

    6

  • Roger Young

    6

  • Адмирал

    6

  • Ragvalod

    5

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2025 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...