Январское восстание 1863 года или Польское восстание 1863-64 согласно официальному отчету В. Ратча - Отечественная история - Strategium.ru Перейти к содержимому

Январское восстание 1863 года или Польское восстание 1863-64 согласно официальному отчету В. Ратча

Рекомендованные сообщения

Redbell

SXXws2B.jpeg

 

Данная тема является актуальной в контексте изучения вопросов нахождения в составе Российской империи земель бывшей Речи Посполитой, так как восстание одновременно затронуло земли нынешней Польши, Беларуси, Украины и Литвы, в данном контексте будут рассмотрены официальные позиции руководства РИ на мотивы и предпосылки мятежа, его ход и характеристика исторических личностей являвшихся участниками этих громких событий.

Основной источник: 2 тома сведений от Василия Федоровича Ратча (1816—1870) — российский генерал-лейтенант, военный писатель-историк, помощник начальника артиллерии Виленского военного округа; дворянин Псковской губернии. 

Выполнявшего данное поручение с использованием архивов участников мятежа для составление отчета по восстанию для Михаила Николаевича Муравьёва.

Рассмотрение будет проходить по главам данного отчета, для комплексного оценивания взглядов современников восстания с позиции Российского государства.

 

Изменено пользователем 27wolf
редакция ошибок (лишник ссылок и оформления)
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Redbell

Глава I "Польская справа (дело)" и Глава II "поляки после 1831 года"

Что это была за сила, которая подняла народ Польский, двинула его на русские земли и за Днепр отбросила русскую народность? Это было колоссальное могущество Касцёла (католической церкви), который принял под свое покровительство польское дело, и польское дело сделал своим собственным делом.

Адам Мицкевич (известный поэт из "земель Литвы")

 

Блистательному поприщу, пройденному Собеским (король Ян III Собеский?), Чарторыйские предпочли путь окольный, но более верный-пути интриги.

Владислав Мицкевич (сын Адама Мицкевича)

Делу было дано историческое определение, что в славянском мире имеет место два славных народа-России и Польши. Польша вобрала в себя чуждые идеи интеллигенции,  чуждые идеи развития и впитала их, став соперницей России она проиграла при "непригодных иноплеменных стихиях" для государственного строя славянского народа (намек на шляхетскую демократию?). Россия стала первенствующей при славянских народах, а домогательства на первенство Польши изменяет "общему славянскому делу" (автор имеет в виду, что Россия стала своего роду центром славянства и борьба с ней=борьбой со славянами), автор делает заметку,  что поляки знают про эту концепцию и всячески распространяют информацию по миру, что русские=это монголы и "туранские" народы, враждебные славянам. Подкрепляя эти учения политическими акциями, которые автор объединяет в Польскую справу (дело). 

     Дальше идет история о принятии христианства: Россия из Константинопля и Польша из Рима. Одновременно христианство обоих центров искало защиту в светских властях народов которые они христианизировали, автор говорит, что после прохождения периода использования защиты со стороны светских властей в деле христианизации, католическая церковь всячески сращивалась с властями государств в которых проводила христианизацию, домогаясь власти королей и прочих правителей. А их безбрачное духовенство (автор намеренно приводит эту фразу сравнивая с православным) получает наслаждение в расширении могущества Касцела в управлении государствами. Таким образом католическая церковь ушла от ритуальной роли и видела  себя в государственных заботах, объяснение цитаты Владислава Мицкевича про то, что религия стала "прислужницей" политики (Czartoryski 1863).   

Дальше идет мысль, что на Польше закончился ход католической церкви на Восток (Литва или Латвия забылись?), в Западной России (территория Беларуси с Украиной или отдельно?, потому что нету Северо-Западной или Северо-Западного края, что тогда называли территории с Литвой, граждане РФ поясните, так ли это, что Западная Россия-это Беларусь с Украиной) Касцёл столкнулся с православием, которое уже было там до него. Католики пошли на сотрудничество с евреями(что? да автор прямо пишет, что Касцел их использовал в своих целях) для продвижение католичества на Западную Россию, где их (Касцёла) деятельность имела место с борьбой с господствующим народом - русскими (беларусы и украинцы вместе с городами России входившими в состав ВКЛ), но из-за характера борьбы, вместо религиозной деятельности получилась пропаганда против православия. За пять веков контроля Западной Россией (скорее всего имеется в виду со времен Кревской унии в 1385 году) Польша не отказывается от борьбы за эти земли и если раньше она боролась в открытую при Речи Посполитой, то теперь интригами и восстаниями (годы составления отчета 1864-67).

Автор приводит в пример действия Касцёла в католических странах, где церковь для защиты своего политического влияния говорит: "Светская власть забывает могущество Касцёла, что в его руках могущество ИСПОВЕДИ!". Автор задается вопросом, как эта исповедь повлияет на поляков и ирландцев (далее автор пояснит почему их упомянул), на народы католического вероисповедания находящихся вне государств с доминирующей ролью Касцёла. Объясняет он скорее тем, что Касцёл охочь да власти и просто прикрывается оправданиями своей религиозной роли.  А ирландцы упоминаются, потому что на них ссылаются поляки в своих документах, дальше автор неоднократно будет сравнивать эти два народа, говоря что Касцёл имеет на них свои планы и их судьбы схожи.

 

 Следующие строки о том, что Касцёл разжигает в поляках ненависть к "единоплеменным" русским, не давая таким образом произойти интеграции поляков в Империи, что автор видит как залог благосостояния всех государств. Далее идет объяснения благоденствия государств, что при международных связях сложившихся в историческом развитии общая оценка благосостояния -это собственная сила. Которая применяется для реализации политических целей на мировой карте, как поддержание своих амбиций. Он приводит в пример сближение Испании и Португалии в настоящее время (1860Х года), оживление единства Скандинавских стран, домогательства со стороны Германии и Италии ( имеет в виду Рисорджименто и войну Пруссии с Австрией за доминирование в германском мире), но говорит,  что поляки с ирландцами (ирландцы тогда входили в состав Британской империи, где доминировал протестантизм и ирландофобия в худших ее проявлениях) и их "мадьярскими учениками" венгерскими (намеки на восстание  в Австрии 1849 года?) являются изгоями в Мире и за счет разжигаемой в них страсти со стороны Касцёла не могут дать созидательного развития.   

 

Автор перешел на описания жизни в Польше: Касцёл своим влиянием определил государственное устройство Речи Посполитой, католическая церковь своим подчинением Папе, а не Королю, дало пример шляхте-дворянству Речи Посполитой и ВКЛ, а потом и в составе РИ. (Вообще шляхта была еще в Чехии, это немецкое слово значит-род). Из-за чего государственный строй Речи Посполитой-Республика (в реале шляхетская республика, но автор про крестьян (хлопов) особо не акцентирует внимание, у него только знать и политика) с Королем. Верховные распорядители судьбы в этой Республике-Магнаты или Магнатерия (Крупная шляхта имевшая в своих имениях огромнейшие количество крестьян (душ) или земельные наделы сродни герцогам в Западной Европе, для заметки загуглите Радзивилов, Сапег и Чарторыйских чтоб понять какие у тех были возможности), они дробились на партии которые боролись за политическое доминирование, а в услужении у них была мелкая шляхта (околичная, чиншевая, фольварочная, голотьба, уличная, долевая и служилая). Шляхта и духовенство подчинили все другие сословия, что в итоге польская справа (дело) ассоциировалась с ними. Дальше описывает, что они в своих воззваниях отражают продолжение польской политики в период современности, но разбились на течения и партии со своими способами и целями достижения могущества Польши. Дальше автор грубо и топорно описывает эти направления: 

1) Клерикальная партия- идут по пути религиозного фанатизма и независимости от светской власти (описал бы хоть, кто это? А то я сам не знаю кого брать в пример, епископов? или Ратч сам их придумал)

2)Магнаты-просто ищут возможности укрепить свои положение и получить больше выгоды, используют интриги и прочие средства. (автор больше делает упор, что напрямую они не полезут в борьбу, видимо хорошо встроились в аппарат РИ)

3) Белое "дворянство" магнатерия-набор дворян служащих каким-то целям...(Нет объяснения каким на первых страницах! Я сам потом когда дойдем до восстания распишу кто с чем там жил и спал)

4)"Красные"-мелкая шляхта служащая орудием белых (автор походу не заморачивался что у них там было, а просто сказал, что белые и красные жаждут возврата Речи Посполитой и этого достаточно знать) 

Особое отношение у автора к Чарторыйским, мол они взяли на себя роль монархического элемента из погибшей Речи Посполитой и являются маяком магнатов (скорее всего автор имеет в виду, что они будут первыми в очереди на почетную должность Круля всего Ржонда.

Ну и любимая наша грызня этих партий друг с другом! А чего нет?! Общая справа-дать по морде соседу, потому что шляхетские вольности и либерум вето!

От автора, ПОЛОНИЗМ-это искусственное привитая культура в Западной России, ломающая связь с русскими из империи. (автор правда не лезет в историю, а то иначе получится, что любой налет иной культуры-это покушение на единство культурного пространства, когда это надо). И кто вы думаете пособники полонизма? Касцёл? А ТУТ ВНЕЗАПНО ОКАЗЫВАЕТСЯ-ЗАЩИТНИКАМИ ПОЛОНИЗМА ЯВЛЯЮТСЯ РУССКИЕ ДВОРЯНЕ, ПРИНЯВШИЕ КАТОЛИЦИЗМ И ОТКАЗЫВАЮЩИЕСЯ ПРИЗНАВАТЬ РОССИЮ СВОИМ ОТЕЧЕСТВОМ И ПРЕДПОЧЛИ БЫТЬ ПАТРИОТАМИ ЧУЖДОЙ КУЛЬТУРЫ. (Да автор, считает всю шляхту Беларуси и  Украины русскими католиками по своему происхождению и по нравам, а не поляками).

 

Далее-70 лет РИ воевала за подчинение Западной России с Речью Посполитой, и за эти годы другие сословия кроме шляхты и духовенства независимо какого вероисповедания (православного, униатского, католического) возненавидели свое положение отрешенных от государственных дел в Речи Посполитой, что были рады видеть разделы Речи Посполитой как окончание политической анархии (достали шляхетские вольности и самоуправство дворян, которые на короля могли Рокош устроить, гуглите что это такое и поймете почему Король Речи Посполитой это страшная должность)

Автор задается вопросом: КАК МЫ НЕ СМОГЛИ ЭТИМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ И НЕ ИНТЕГРИРОВАТЬ ПОЛЯКОВ В НАШЕ ОБЩЕСТВО? 

Ответ: Касцёл мобилизовал прихожан на конспиративную борьбу с русскими, а Чарторыйские с 1793 года устроили заговор (заговор чего? Скорее реставрации РП) и стали тем самым маяком и финансистом всех последующих брожений в Польше. В контексте что за Чарторыйские, кто именно так-то там немало членов семьи, на ум пришел Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. , потому что дальше у автора упоминается дом Ламбер в Париже, где тусовался Адам и польская эмиграция.   Знатный мужик, интегрировался в РИ, легко занимал политические должности подле императора Александра I, потом ушел, но тут скорее дело с его амурными утехами с императрицей 

sLeulIheYmBoCRSTpQgZu265j8TqF72E0dqVK3VE

Адам Чарторыйский смотрит на Александра Павловича Романова как на м****я дорогого и верного друга.

 

Кароче, Чарторыйские, шляхта и Касцёл везде готовили заговоры и поддерживали любые бунты против РИ (немнога шиза, потому что сам Адам был в период Наполеона  рядом с Императором и реставраторы РП считали его предателем, которые затерпели с герцогством Варшавским и надеждами от Наполеона, которому было до фонаря на их амбиции. Но а Адам потом походу вернулся за старое, вот он польский шляхтич!)

Далее интересно, появляется новый игрок во время Польского восстания 1830-31 годов, РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПАРТИЯ ПОЛЬСКИХ ДЕМАГОГОВ!

Хто это? По мнению Ратча-это сборище всяких авантюристов, искателей власти и денег, способные творить только всякие политические пакости (автор их обзывает Красной партией), но их терпят Чарторыйские из-за Польской справы, и тут поясняется, что Белые-это Чарторыйские и их последователи из крупных магнатов и латинского духовенством. Зачем было делить ранее на непонятные направления чтобы потом объединить их в Белых и Красных?

Ратч, блииин! ВЕРНИ МОЙ ЧАС!

Ратч рассказывает, что Белые спонсируют Красных потому что они их ПЕХОТА! Да, революционеры просто пушечное мясо для дворян, потому что дворянам не надо умирать, а сидеть и ждать пока золотой унитаз трон притащат к ним домой с короной. Основателями Красной партии автор принимает польских якобинцев времен 1790 годов (наверно берет идею, что это фанаты Французской революции и тех самых Якобинцев). Потом их под свое крыло взяли Чарторыйские, автор иронично пишет, что французы были за мир без дворян, а этих якобинцев из Польши дворяне спонсируют (польский каламбур) ради своих целей. Там упоминание на Гуго Коллонтая как приверженца красных, а потом после Наполеоновских войн когда революция свернулась у красных поляков рассадником их идей стали учебные заведения в Польше под финанисрованием Чарторыйских, а потом и Виленский университет (Филоматы?)

 

Пойду покурю.. 

Изменено пользователем 27wolf
Ссылка на комментарий

Redbell

Продолжаем рассматривать отчет:  шляхта Западной России (она же ВКЛ), по мнению Ратча, -литовско-русская по происхождению и происходит своими корнями порой из Рюриковичей, но под сильным влиянием Касцёла и в особенности иезуитов вместе с Чарторыйскими, шляхта отрицает свое происхождение от России, отрицает память своих православных предков (автор приводит пример надгробий с православными воззваниями и прочие) и всячески ставит позицию удобную польской интеллигенции. Объяснение они дают в духе софизма от иезуитов: «Но еще раньше наши предки разве не поклонялись истуканам? Разве потому мы должны быть поборниками (защитниками) язычества?». Сравнивая дворянство: русские нашли в Государях Московых своих покровителей и защитников, слившись в единстве общего Отечества, а ополяченная шляхта вспоминая шляхетские вольности не нашла себе покоя в новом государстве в лице империи. Также шляхта приводит в пример князей Острожских и Огинских, которые будучи православными в те времена, не видели зазорного ратовать (воевать) на землях нынешней империи и этот пример стал заразителен в оправдании всех последующих войн и восстаний с участием шляхты ВКЛ против России. Общая праца (дело) в борьбе с Россией уже после присоединение земель бывшей Речи Посполитой (после 1795 года) усилила связь между польской шляхтой и шляхтой ВКЛ, однако автор говорит, что ему известно о сепаратизме и отказе от полного слияния шляхты ВКЛ с Польшей во времена Речи Посполитой (это в дальнейшем сыграет свою роль), но их связь друг с другом поддерживает Касцёл в надежде, что это праца в виде конспирации и подпольной борьбы не даст ополяченным русским принять, что они враждуют со своей Родиной в лице Российской империи.

 

Дальше автора потянуло на сравнение с Ирландией: там интеллигенция англонизировалось, но из-за соседства с Францией Касцёл смог сохранить простолюдинов в лоне латинства, а в Западной России образованные классы остались в латинстве, и Касцёл находясь под рукой империи, на примере Ирландии стремиться распространить среди местного населения латинство с целью создания ситуации в Ирландии  подобной «Страшной конфедерации угнетаемых, покрывающую всю Ирландию тайной сетью, оно питается во мраке таинственной деятельностью и дает о себе знать громовыми ударами грозного ей права», а поляки стремятся из населения Западной России сделать таких угнетаемых, и их деятельность весьма успешна на новый лад, по причине использования тактики иезуитов : все средства хороши, лишь бы цель исполнилась.

 

Униантсво-зло, оно просуществовало за счет Касцёла и должна было держать простолюдинов в крыле латинства в даже в период Империи, но из-за слабости православного духовенства, силы шляхты поддерживающих зависимых от себя униатских священников и просто уловок поляков оно еще долго жило в империи, до 1839 год.

 

По материалам мятежей известно, что Касцёл самый ревнивый в борьбе с россиянами, но самые упорные – иезуиты, их орден был распущен в 1773 году, но они остались (автор умалчивает, что его деятельность в Империи была сохранена руками Императрицы Екатерины 2-ой, которая сказала им не признавать роспуск в 1773 году по приказу Папы Климента XIV, а в дальнейшем они сохранят свои позиции в России и смогут легализовать свою деятельность уже в 1801 году благодаря Павлу I фанату Мальтийского ордена, а Папа Пий 7 дал им разрешение на деятельность в России, иронично получается с таким контекстом)

Согласно материалам собранным в Северо-Западной Россий или Крае, выясняется целый океан интриг и подпольной деятельности, а так же выводы Ратча, что все движения описанные им в виде Белых и Красных в различии своих подходов и способов преследуют общую Польскую працу  и со времен Речи Посполитой имеется архаичный дух шляхетства, который прослеживается во всей деятельности мятежников. Описывается «Veto-непозволяем (liberum veto правильно звучит)» и его смысл живет в пособниках лже-короля Чарторыйского так и пособниках республиканской Польши лже-диктатора Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ) как определение духа непокорности вышестоящей власти, возникавшей в период Речи Посполитой при сеймах так и при Российской империи, так и власть народных правительств со стороны республиканцев будут марионетками шляхты.

 

Дальше описываются ухищрения и извороты польских заговорщиков в период их нахождения в Империи и в других государствах: они оправдывались что все бунты и выступления-это следствие тяжелого положения при нахождении в чужом государстве или из-за тайных учений всяких демагогов возбуждавших их на борьбу которую они не поддерживали, но в порыве эмоций пошли вершить оружием. Приводится пример Галицкой резни (1846), что «Маркиз Велёпольский» дает ответ Меттерниху о презрении к польским агитаторам, которые отбеляли магнатерию от мятежей в тоже время подставляя других поляков под удар карательных органов.(хотя в своем письме он больше описывал, свое мнение что резню польской шляхты в Галиции устроили австрийцы в сговоре с Российской империи чтобы уничтожить очаг польского восстания до выступления руками крестьян),.

 

Шляхта Западной России спасала себя происхождением от русских, но их действия противоположны. Они избегают связей с польскими мятежниками, чтобы усыпить бдительность русских чиновников в Краю для продолжения конспирации.

Ратч говорит, что не надо помогать полякам и ждать от них снисхождения, они будут готовить заговоры и устраивать новые мятежи под личиной обиженных  и обделенных властью Империи, приводит пример как после мятежа поляки хвалят Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (губернатора Края на период восстания) как настоящего исполнителя воли императора и Отечества (бывший участник декабристского движения и брат одного из них-Муравьева Александра, Михаил упрашивал императора спастись от наказания, а его деятельность декабриста помогло ему в восстании 1863-64 года), мол если бы его назначили за 10 лет до восстания то не было бы никаких мятежей.

Опять описание лицемерия поляков, что польские патриоты сами просились через «возвращенные» земли Западной России в состав РИ в противовес Пруссии и Австрии и таким образом в составе Империи появилось Царство Польское в 1815 году.

Изменено пользователем 27wolf
Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 2
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 539

Лучшие авторы в этой теме

  • Redbell

    3

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


admin@strategium.ru

Copyright © 2008-2025 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...