Номер 15. Крестоносцы в Российской историографии
Лучшие авторы в этой теме
-
1
Популярные дни
Лучшие авторы в этой теме
-
Механика 1 сообщение
Популярные дни
-
Сейчас на странице 0 пользователей
- Нет пользователей, просматривающих эту страницу
-
Модераторы онлайн
- alexis
- СУЛАРИУС
Рекомендованные сообщения
Крестоносцы в Российской историографии
Преодоление последствий раздробленности в Западноевропейских государствах, складывание вертикали феодального общества, создали условия для появления «лишних людей» привыкших жить воинским трудом. Частью процесса феодализации стала «коммунальная революция». Рост экономики городов, который был прямым следствием складывания феодального общества, культом воина. Воина необходимо снабдить оружием, защитным вооружением, конской сбруей и т.п.
Во второй половине XI века совпали интересы Папства, горожан и свободных воинов: Вследствие ослабления Восточных церквей, прежде всего Константинопольской, у Папы римского появилась возможность расширить свое влияние в регионе; Города южной Европы были заинтересованы в устранении торгового конкурента с Востоком в лице Константинополя; Западноеврпейскому обществу необходимо было избавиться от лишних вооруженных людей. Растущие северогерманские города испытывали схожие проблемы, и географически Восточная Прибалтика была для них местом «обетованным». Русские земли в этой части Европы встали на пути экспансионистским устремлениям Западной Цивилизации и этот факт на многие столетия стал триггером цивилизационного противостояния.
История духовно-рыцарских орденов постоянно находится в поле зрения исследователей. Первое описание этого специфического явления относятся ко второй половине XII века и принадлежит труд Гильому, Тирскому архиепископу, канцлеру Латинского королевства Иерусалима. Это государство было основано в 1099 году и первая его версия просуществовала менее ста лет. В 1187 году королевство было захвачено Салатдином. Основатель династии Айюбидов, курд по племенной принадлежности, Салатдин завершил эпоху фрагментации исламского мира, начавшуюся в XI веке.
Традиционно, в основе идеи духовно-рыцарских орденов виделась идея священной войны против «неверных». Эта идея зародилась задолго до первых крестовых походов, на заре становления христианства, в начале VII века н.э. Последующие события, связанные с началом арабских завоеваний, «темными веками» в Западно-Европейской истории, отодвинули на задний план геополитические процессы. Эпоха варварских королевств, иконоборчество в Византийской империи были временем поиска внутренних механизмов трансформации обществ.
Утверждение династии Каролингов базировалось на укреплении и расширении влияния христианства, борьбе против усиления арабского влияния в Европе. Основатель династии Карл Великий «огнем и мечем» крестил саксов, противостоял испанским маврам. Империя Франков заложила основы политической стабильности в Центральной Европе, что способствовало экономической стабильности и демографическому росту. Регламентация многих сфер жизнедеятельности от охраны железных орудий для обработки земли и регламентация времени ведения войны благоприятно сказывались на экономике. Оба этих фактора способствовали углублению договорных отношений внутри социальной верхушки раннесредневековой Западной Европы. На смену родоплеменным отношениям приходили отношения вассалитета. Все эти позитивные социально-экономические изменения накладывали свой отпечаток и на христианство. Длительная эпоха раздробленности церкви Западной Европы, номинальное влияние папы Римского на региональный епископат не способствовали росту влияния папства. Примеры других христианских церквей Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской и особенно Константинопольской, заставляли римскую курию искать способы повышения своей значимости. Геополитическая обстановка на востоке христианского мира создавала предпосылки для усиления влияния Рима.
Непродолжительный период успехов Византийской империи в передней Азии (Анатолии) сменился неудачами. Закат арабского владычества во всех местах его присутствия носил естественный характер – рост числа претендентов на первенство среди потомков Мухаммеда, привел к раздробленности, арабское единство сменилось мозаикой эмиратов и Византийская империя смогла закрепиться в Анатолии. Все изменило вторжение сульджуков и Алексей I Комнин вынужден был обратиться за помощью к западному христианству (1091 г). Это обращение легло на подготовленную почву и папа Урбан II (1088–1099) организовал первый крестовый поход.
Современная отечественная историография по теме крестоносцев имеет свою специфику. Большая часть работ посвящена восточно-европейской части движения крестоносцев. На этом фоне работа посвященная «походу бедноты» является редким исключением. По мнению автора, слабая источниковая база накладывает серьезный отпечаток на полноту освещения первого крестового похода. Отражение в Хронике первого крестового похода исключает его маргинальный характер, а название «поход бедноты» носит скорее условный характер.
Не могла остаться в стороне от контактов с крестоносцами и юго-западная Русь. Первым русским князем региона, которому пришлось столкнуться с экспансией крестоносцев был Даниил Романович Галицкий. В 1235 году он провел военную кампанию по возвращению под свою власть Дрогичина захваченного ранее тамплиерами.
Монгольский погром стал стимулятором процесса разновекторного движения русских земель. Особенно можно выделить искания юго-западных княжеств. Даниил Галицкий надеялся найти поддержку в своем противостоянии кочевой империи на Западе и усилении собственных позиций в регионе. Возможно, такая политика Даниила Галицкого и его решительность в отстаивании своих интересов в регионе присекли экспансию крестоносцев в отношении юго-западной Руси. Не менее решительно воспротивилась претензиям крестоносцев и Венгрия.
Иная ситуация сложилась в Прибалтике. Князь Конрад Мазовецкий пригласил тевтонских рыцарей для защиты своих земель от пруссов. Первоначально Конрад обратился к представителям ордена меченосцев. Однако этот союз не оправдал ожиданий князя, и он обратился к рыцарям тевтонского ордена. Тевтонский орден представлял из себя разветвленную организацию, состоящую исключительно из немецких дворян. Отделения ордена действовали по всей Европе и в Святой Земле. Первые переговоры представителей Конрада Мазовецкого с тевтонскими рыцарями произошли на рубеже 1225 и 1226 годов, когда в Мазовию прибыло первое посольство Тевтонского ордена во главе с Конрадом Ландсбергом. Помятуя неудачи ордена в некоторых регионах Европы, орден заключил договор с Конрадом о передаче Хелминской земли Тевтонскому ордену. Это регион был заселен балтским населением, относящихся к пруссам. Мазовецкий князь Конрад, стремясь обезопасить себя от основной части прусских племен, установил контроль над регионом, превратив его в буферную зону.
В условиях раздробленности, которую принято называть для этого исторического периода феодальной, такое поведение отдельных владетелей было достаточно типичным. Даниил Галицкий в своем противостоянии крестоносцам, в то же время был не против контактов с папскими легатами. Сама география Галицко-Волыского княжества изначально предполагала разносторонние связи с сопредельными державами и народами. Еще отец Даниила Роман Мстиславович был известен активными контактами с Византийской империей. Контакты с ближними соседями – Венгрией, Австрией, Польшей, Германской империей носили традиционный для эпохи характер – получение материальной выгоды. Развитие системы договорных отношений в обществе (чаще называемым феодальным), которые приходили на смену традиций родовой солидарности и взаимопомощи, требовали постоянной финансовой подпитки, в натуральной либо денежной форме, в целях поддержания авторитета вождей. При этом все вожди строго следили за легитимностью титула того или иного вождя, но это тема отдельного исследования.
Активное включение Даниила Галицкого в европейские дела, совсем не мешали ему как противодействовать крестоносцам, так и активно бороться за возврат ряда утраченных ранее территорий с польскими владетелями. В какой-то период истории город Дрогичин оказался под властью тпмплиеров, но уже в 1243 году был возвращен под власть Галицкого князя. Как можно понять, даже страшный монгольский погром 1240 года не смог полностью ослабить Даниила Романовича.
Больших успехов в Восточной Европе добились рыцари ордена Меченосцев.
Ход и итоги третьего крестового похода побудили папу Римского Целестина III обратить внимание на Восточную Европу, ее северную часть населенную ливами, эстами, пруссами, куршами и другими балтскими и финно-угорскими племенами. Большая часть этих племен со времен Киевской Руси находилась под влиянием восточно-славяских владетелей. После начала периода рассеянного суверенитета, или более привычного феодальной раздробленности, наиболее тесные связи с прибалтийскими племенами установились с полоцким княжеством и Великим Новгородом. Эти контакты не мешали готланским купцам выстраивать собственные отношения с жителями Прибалтики. Приблизительно с 1150 года западно-европейские торговцы регулярно присутствуют на берегах Двины. Прибытие католических проповедников не заставило себя ждать. Монах Августинского ордена Мейнард с 1184 года начинает свою «мессионерскую» деятельность среди местного населения. Уже в 1186 году в Ливонии была создана первая епархия, которую и возглавил возведенный в сан епископа Мейнард. Согласно посланию папы Римского Клемента III Мейнард был утвержден в 1188 году на «Икескольское епископство в Рутении». Новое епископство было подчинено Бременскому епископу.
Деятельность католических мессионеров могла затрагивать интересы русской православной церкви, но раздробленность Руси затронула не только светских владетелей, региональные епархии также находились в относительном организационном разобщении. Кроме того, двенадцатый век был временем реального воцерквления восточно-славянского населения в том числе, благодаря раздробленности. Договорные отношения среди всех слоев общества делали неактуальными традиционные системы регуляции общественных отношений, а христианская церковь предлагала ответы на многие вопросы той современности.
Однако вернемся к учреждению первой католической епархии в Прибалтике. В «Хронике Ливонии» или «Хронике Генриха Латвийского» деятельность католических мессионеров была легитимизирована Полоцким князем Владимиром. В российской историографии советского периода ставилось под сомнение существование такой личности в статусе князя Полоцкого. Оригинал «Хроники Ливонии» не сохранился. Сегодня она известна в 16 различных списках, самый ранний из которых датируется XIV веком.
Генрих Латвийский, священнослужитель, в 1205 году в молодом возрасте он прибыл в Ригу, основанную Альбертом Буксгевденом в 1201 году. В 1208 году Генрих был рукоположен в сан священника. Предположительно в 1227-1227 гг. Генрих составляет «Хронику Ливонии» в которой он подробно описал события Ливонского крестового похода и историю обращения в христианство части прибалтийских племен. В современной научной литературе высказывается несколько версий появления «Хроники». Возможно, стимулом к ее написанию послужили предшествующие события активного противостояния русских земель и крестоносцев за влияние в регионе.
В 1208 году началось завоевание Южной Эстонии. Этот регион, населенный финно-угорскими племенами, непосредственно прилегал к Великому Новгороду. Тесные контакты Великого Новгорода с великим княжеством Владимирским позволили ему достаточно успешно сдерживать экспансионистские устремления папства в лице крестоносцев.
Образованное Литовско-русское государство преградило путь рыцарям-крестоносцам в южном направлении. Таким образом, невзирая на политическую раздробленность русских земель и разновекторную направленность во внешних связях, они стали на пути экспансии Европейского рыцарства и Римской Церкви.
Лозунги борьбы с неверными в целях освобождения гроба господня, борьбы со «схизматиками» (славянами), необходимость крещения язычников (прибалтийских племен) стали первой идеей цивилизационного противостояния Запада с Востоком. Опробованный способ колониального обогащения с подачи Западной Церкви, в дальнейшем положил начало так называемым «великим географическим открытиям».
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
Опубликовано Механика,
Закреплено StrаtegiumПрисоединиться к обсуждению
Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.