Номер 13. Арабы до Ислама
Лучшие авторы в этой теме
-
Флавий Аниций 1 сообщение
-
Механика 1 сообщение
Популярные дни
-
Сейчас на странице 0 пользователей
- Нет пользователей, просматривающих эту страницу
-
Модераторы онлайн
- alexis
- СУЛАРИУС
Рекомендованные сообщения
Арабы до Ислама
Сегодня арабские народы и их культура прежде всего ассоциируются с Исламом – последней по времени возникновения из где жили арабымировых религий. Однако сами арабы существовали задолго до появления Ислама. В те давние времена их территория ограничивалась Аравийским полуостровом, а сирийцы, палестинцы, египтяне, ливийцы и другие народы, сегодня являющиеся частью арабского этноса, еще не влились в него и говорили на собственных, хотя и родственных арабскому, языках. Поскольку именно в арабском обществе Ислам зародился как религиозная система, в общей культуре исламского мира имеется множество арабских элементов, но древняя арабская культура, в свою очередь, тоже претерпела глубокие изменения под влиянием Ислама. Подробнее об Исламе и его проповеднике Мухаммеде вы можете прочитать здесь же на history-thema.com в следующих наших статьях. В наши дни основные сведения о том, как жили арабы в доисламский период, мы можем черпать из древнеримских и византийских письменных источников и ранней исламской литературы, рассказывающей о жизни первых мусульман, начавших исповедовать свою религию в окружении арабов-язычников.
Развитые державы поздней античности и раннего Средневековья: Римская и Византийская империи, Сасанидский Иран, как жили арабывоспринимали Аравию, сплошь покрытую знойными безводными пустынями, как полудикую и бедную землю. Ее население римляне, византийцы и иранцы обычно представляли как вольных кочевников, перегоняющих по бескрайним пескам стада овец и верблюдов. На самом деле арабы-кочевники – бедуины, составляли чем занимались арабыменьшую часть населения Аравийского полуострова, просто в связи с тем, что им в пустынном регионе требовались широкие угодья, чтобы пасти скот, они редкими стойбищами расселялись по большинству его территории. Но большинство арабов вело оседлый образ жизни, довольно скученно населяя оазисы и долины пересыхающих рек – вади, где имелись снабжавшие их водой колодцы. Оседлые арабы занимались скотоводством на опустыненных пастбищах и земледелием на более увлажненных участках в долинах. Они разводили сады, в которых выращивали большей частью стойкую к длительной засухе финиковую пальму. Бедуины жили в переносных шатрах, оседлые арабы – в глинобитных домах. Города могли обноситься каменными стенами.
Арабы славились как бесстрашные и жестокие воины; древние римляне нередко нанимали их на службу в своих войсках. Описывается случай, когда конный отряд арабов на римской службе атаковал пешее германское войско. Германцы, как все варвары Европы, умеющие хорошо отражать конные атаки, долго и упорно держались, не подпуская арабских всадников на достаточное для перехода к рукопашной схватке расстояние. Однако в конце концов одному из воинов-арабов удалось сразить германца. Торжествуя, араб спрыгнул с лошади, приложился губами к исходящей кровью ране на теле поверженного противника и стал высасывать кровь, а затем запрокинул голову и издал громкий вой подобно волку. Германцы, увидев такую картину, решили, что перед ними оборотень и в ужасе обратились в бегство. Саму Аравию ни римляне или византийцы, ни персы завоевать не могли, да и, вероятно, не хотели: большей частью безжизненные горячие пески, вглубь которых без надежных проводников не могло пройти войско ни одной державы, не привлекали богатые империи.
Только на юге Аравийского полуострова – в области под названием Йемен, существовало древнее государство (не путать с современным государством Йемен в той же области) с довольно богатыми торговыми городами. Однако от Римской империи, Византии и Ирана его отделяли тысячи километров безводной пустыни – Неджда, служившей ему естественной защитой от воинственных устремлений императоров. Редкие города, основанные торговцами, находились также в горных долинах западной части полуострова, где было больше оазисов и колодцев. Арабские купцы торговали верблюжьей шерстью, финиками, маслом, которые скупали у земледельцев и скотоводов и верблюжьими караванами везли на север – во владения империй, где выгодно перепродавали. Из торговцев и военных предводителей в арабских городах к началу VIIв. сложилась родовая знать, которая встала во главе племен.
Арабский этнос не был консолидирован, каждое племя, из которых он состоял, управлялось по своим как жили арабы до Исламаобычаям и отношения с другими племенами выстраивало по своему усмотрению. И сами арабы, в первую очередь, относили себя к своему племени, а потом уже к арабам вообще. Племя обычно возводило свои корни к какому-то одному предку, а все арабы – к древнему пророку Исмаилу (Измаилу). Племя делилось на роды, тоже происходящие от одного предка, во главе родов стояли старейшины – шейхи. Во главе всего племени стоял вождь – эмир, являвшийся и военным предводителем. Суровость природных условий, отсутствие наводящей порядок единой власти приводила к распространению разбоя и грабительских войн, когда более бедные роды и племена пытались поживиться за счет грабежа более богатых. Поэтому важное место в жизни арабов занимала военная подготовка, военному искусству арабские мальчики обучались с детства. Каждый мужчина был воином, непременно владел оружием. Основным оружием были длинные мечи, копья, лук и стрелы. Арабы сражались как конными – на лошадях и верблюдах, так и пешими. В схватке часто использовался щит против ударов врага. Тяжелый и тревожный быт заставлял общество ценить способных трудиться и сражаться членов, радоваться рождению мальчиков. В воспитании детей арабы тесно сочетали порой безмерные любовь и ласку со строгой дисциплиной и субординацией. В то же время в доисламской Аравии был широко распространен инфантицид: в голодные годы новорожденных девочек как менее полезных обществу, чем мальчики, живыми закапывали в землю.
Тяжелый и тревожный быт заставлял общество ценить способных трудиться и сражаться членов, радоваться рождению мальчиков. В воспитании детей арабы тесно сочетали порой безмерные любовь и ласку со строгой дисциплиной и субординацией. В то же время в доисламской Аравии был широко распространен инфантицид: в голодные годы новорожденных девочек как менее полезных обществу, чем мальчики, живыми закапывали в землю.
Вообще, женщина в глубоко патриархальном древнеарабском обществе почти не обладала какими-либо правами. Если в семье рождался мальчик, устраивался большой праздник, если же рождалась девочка, семья проводила обряды скорби. Богатые люди, случалось, заводили целые гаремы из десятков жен; некоторые мужья заставляли своих жен заниматься проституцией и на вырученные средства содержали семью. Женщины ели отдельно от мужчин. Конечно, не каждый араб относился к женщинам как к презренным существам, и некоторые знатные, обладавшие умом и решительностью женщины даже могли иметь значительное влияние в обществе, но в целом отношение к слабому полу доминировало высокомерное, потребительское. Уже проповедуя Ислам, пророк Мухаммед в VIIв. особо указывал, что за убийство женщины преступник тоже подлежит казни.
Первобытно-патриархальный уклад жизни древних арабов выражался не только в восприятии женщины как второстепенного члена общества, но прежде всего в четкой внутриродовой субординации. Глава семьи имел полную власть над всеми домочадцами, родовые старейшины – над всеми другими членами рода. Практиковались продажа детей родителями, обмен людьми между родами. В раннее Средневековье широко распространилось патриархальное рабство (рабы находились на положении младших членов семьи, но после смерти ее главы не становились свободными, а распределялись между наследниками). Случалось, что род, не желая по обычаю кровной мести терять своего члена, убившего кого-то из другого рода, по договору с кровниками убивал одного из своих рабов: и свободный представитель рода оставался живой, и на пару рабочих рук по принципу воздаяния становилось меньше.
Одежда арабов в древности была похожа на одежду современных арабов-бедуинов, но в силу давности времени имела и определенные отличия. Нижней одеждой был изар – род длинной набедренной повязки. У богатых людей изар достигал длиной до ступней и даже до земли. На торс надевалась длинная и широкая рубаха: широкие складки одежды в характерную для аравийских пустынь жару способствовали поддержанию оптимальной температуры между телом и тканью. Для дополнительной защиты от жары во время переезда по пустыне и от свойственного пустыням ночного холода сверху надевался широкий халат. Голову арабы обвязывали чалмой, защищавшей от солнечных лучей, перегрева и впитывавшей в себя пот, не давая тому растекаться по лицу и причинять неудобство. Женщины носили также просторные длинные накидки, называемые аба. На ноги арабы надевали сандалии – жесткие подошвы на ремешках, защищавшие ноги от ожогов при передвижении по раскаленному солнцем песку.
Арабский язык относится к семитской группе афразийской семьи языков. Языки афразийской семьи грамматически во многом построены подобно языкам индоевропейской семьи (присутствуют предлоги, окончания родительного и винительного падежа), но имеют и свои важные особенности. Например, словообразование осуществляется не прибавлением приставок или суффиксов, не сложением слов, а изменением гласных в слове. Например «катаба» в арабском языке означает «писать», отсюда «катиб – писатель», «китаб – книга». Арабы имели свою письменность, сохранившуюся почти без изменений и до нашего времени, с некоторыми изменениями заимствованную в эпоху Арабского Халифата другими народами, исповедующими Ислам. К началу VIIв. в арабской среде начался значительный культурный подъем. В большом почете было стихосложение. Самым известным поэтом доисламской Аравии является Маджнун. В религиозном отношении подавляющее большинство арабов придерживалось языческих верований. В основе их религиозных представлений лежал культ того же Бога – создателя Вселенной, что и в Иудаизме и Христианстве. Его арабы называли Аллах – от древнего семитского слова со значением «бог, божество»; подобным именем – Элях, Бога называют и некоторые древнеиудейские тексты. Однако если иудеи и христиане почитали Бога как единого, то арабы-язычники считали, что кроме Бога – Аллаха, существует еще ряд богов младшего порядка, которым они поклонялись наряду с Аллахом. Других богов арабы изображали в виде идолов, которые помещали в святилищах и проводили вокруг них религиозные обряды. Своим богам арабы приносили жертвы из скота, иногда практиковались и человеческие жертвоприношения. Например, существовал обычай принесения в жертву первого родившегося в семье ребенка мужского пола. В отличие от иудеев и христиан, арабы-язычники не верили в жизнь после смерти, а следовательно, и в посмертное наказание за грехи при жизни. Поэтому в древнеарабской среде было распространено обыкновение жить, что называется, «на всю катушку» с буйными празднествами и возлияниями, доставшейся от первобытных времен мужской половой свободой, грабительскими вылазками на территорию соседних племен. Многие обычаи древних арабов выглядят, с нашей точки зрения, развращенно, например, женщины некоторые религиозные обряды совершали в обнаженном виде. Религиозным центром всех арабов-язычников был построенный пророками Исмаилом и его отцом Ибрахимом (Авраамом) храм кубической формы – Кааба, находящийся в городе Мекка в Западной Аравии. К Каабе периодически совершали паломничество – хадж, люди со всех концов Аравии. Человека, держащегося за стену Каабы, нельзя было убить. Регулярное паломничество к Каабе, сопровождавшееся жертвами многочисленным богам и подношениями служителям их культа, приносило очень большой доход жившему в Мекке и ее окрестностях племени курайш (курайшитов), которое фактически было самым влиятельным из арабских племен. Однако помимо приверженцев языческих верований, среди арабов встречались и иудеи, и христиане, в некоторых местах населявшие целые города. Также встречались ханифы – люди, верившие только в одного Бога – Аллаха, и отрицавшие существование других богов, но при этом не следовавшие ни иудейской, ни христианской религии.
Помимо божеств, арабы верили в различных невидимых простому человеческому глазу существ. В частности, как и приверженцы монотеистических религий, они верили в служителей Аллаха – ангелов (по-арабски «маляк»), обладающих сверхъестественной силой. Окружающую среду же: пустыни, горы, долины, человеческое жилище, населяли огненные духи – джинны, способные принимать различный облик. Джиннов считали способными как помогать людям, так и вредить им. Некоторых духов наделяли большой силой и опасностью для людей, например, гулей – чудовищ-людоедов, по представлениям древних арабов, водившихся в пустыне. Враждебных людям духов арабы называли шайтанами – от древнесемитского слова со значением «враг», то же происхождение имеет перешедшее из древнееврейского языка в греческий слово «сатана».
В VIIв. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать Ислам, которому в очень скором будущем было суждено стать второй по числу приверженцев из мировых религий. Новая религия, предусматривающая веру только в одного Бога и строгое исполнение данных людям Богом законов, веру в жизнь после смерти и посмертное воздаяние Раем или Адом за добрые дела и грехи, в считанные десятилетия распространилась сначала в Западной Аравии, а затем и на всем Аравийском полуострове, стала распространяться и за его пределами в Сирии, Палестине, Египте, Ираке, принадлежавших тогда Византийской и Сасанидской империям. Ислам непримиримо боролся с языческими верованиями вплоть до полного их искоренения. Кроме того, он принес в арабское обществе систему новых ценностей, повсюду возобладала строгость нравов, а в течение веков жившие разрозненно арабские племена на базе одной религии объединились под властью сначала Мухаммеда, затем – его преемников – халифов. Все это происходило с такой по тем временам быстротой, что в Византии и Иране вовремя не заметили, как под боком у этих двух древних империй на месте полудиких пустынь Аравии возникло новое, сильное своей сплоченностью и преданностью подданных своей религии государство – Халифат. Вторжение войск Халифата в принадлежавшие Византии и Ирану земли Сирии, Палестины, Ирака, где среди местного населения тоже появилось много мусульман, хотевших видеть своим правителем халифа, а не императора, во многом стало неожиданностью для этих держав. Под знаменем Ислама арабы с головокружительной быстротой отвоевали половину территорий, принадлежавших Византии и сокрушили вековую «опору Востока» — иранскую империю Сасанидов, завоевав все ее территории, превратив Иран в одну из провинций новой – религиозной, империи. И затем, пополнив боевые ряды принявшими Ислам другими народами, продолжили свои завоевания дальше на восток и запад, создав огромную державу, вошедшую в историю под названием Арабского Халифата – территорию, на которой вплоть до нашего времени твердо укрепился Ислам, распространились исламские духовные ценности и культура. Однако мусульмане, расширяя границы своей державы, активно заимствовали культурные и технические достижения народов, покорившихся халифу, в том числе персов и византийцев. В свою очередь, как уже говорилось, Ислам отменил многие древние арабские обычаи и элементы культуры. Поэтому исламская культура несет в себе лишь часть, причем сравнительно скромную, культуры Древней Аравии.
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
Опубликовано Механика,
Закреплено StrаtegiumПрисоединиться к обсуждению
Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.