Путь самурая 🇯🇵 - Страница 4 - Тематические форумы - Strategium.ru Перейти к содержимому

Путь самурая 🇯🇵

Рекомендованные сообщения

Меxаник

Изначально идея создания темы пришла вовремя изучении книги Бусидо «Кодекс чести самурая». Эта тема о жизни самураев, их образе жизни, традициях, философии, правилах, которым придерживались самураи в повседневной жизни и их обсуждении.

samurai-2.jpg

                                                                                                                                                                                                У самурая нет цели, только путь. (с) Ямамото Цунэтомо

Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Меxаник

Страница истории. Традиционная одежда самураев эпохи Эдо (1603 -1868)...

11038765215_2866b039b2_b.jpg
В эпоху Эдо японская одежда, пройдя через множество стадий развития, пришла в итоге к тому виду, который мы знаем сегодня и который воспринимаем как традиционный японский костюм. Во многом это произошло из-за изоляционной политики сёгунов: если раньше на моду влияли различные иностранные веяния (в основном из Китая, но не только), то теперь одежда для всх слоёв населения была утверждена "сверху" и менять в ней что-либо запрещалось. ,Как уже говорилось, сделано это было не из-за стремления сохранить самобытность наци и её традиции, а для того, чтобы по внешнему виду мгновенно определять, человек какого сословия и ранга находится перед тобой. В то время как в 17-19 веках европейские наряды регулярно меняли фасоны, крой японских кимоно оставался неизменен, варьировались лишь детали и отделка.
ca7edad4d5798a2653c69b48339d5300.jpg
Изначально кимоно называли любую одежду. А конкретный вид этой одежды, халат прямого кроя с широкими рукавами, заимствованный островитянами у континентального Китая примерно в 5 веке, сами японцы вплоть до конца эпохи Эдо именовали "косоде". Но сегодня многие историки моды (да и сами японцы) вместо косодэ говорят кимоно - так будем поступать и мы, чтобы не запутать читателя. Ткань для кимоно и прочей одежды окрашивали в разные цвета при помощи натуральных красителей. В эпоху Эдо, особенно в конце 18-19 вее необыкновенно популярным стал цвет индиго, получаемый из листьев индигоферы. Он придавал ткани насыщенный синий оттенок, ровный и стойкий, более того, укреплял структуру полотна, так что оно дольше не рвалось.
Слева косодэ для официальных церемоний - с коротким рукавом, вышитое пятью гербами - мон (три сзади и 2 спереди), - окрашено в цвет индиго. Справа неформальное кимоно для юного самурая, ещё не достигшего совершеннолетия. Мальчик носил кимоно с длинными рукавами, которые укорачивались, когда он становился взрослым. Рукава должны были отрезать на границе двух цветов.
ТÑадиÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ð°. ÐеÑиод Ðдо (1603 -1868)
Кстати в 1850 годах в США предприимчивый Леви Страусс начинает выпускать штаны золотоискателей из парусины окрашенные экстрактом индиго, - и вскоре прочные джинсы станут очень популярны среди рабочих. Бакуфу требовало от подданных одеваться достойно и скромно, и это распоряжение касалось и допустимых расцветок в одежде. Для мужчин одним из таких одобренных "сверху" цветов как раз стал индиго. В результате бОльшая часть мужского населения Японии ходила в синей униформе. Русский писатель Иван Гончаров побывавший в 1854 году в городе Эдо, с недоумением писал, что столица встретила его текущим по улице синим потоком людей, в котором редко когда мелькало яркое женское кимоно.
Что же надевал самурай времён сёгуната Токугава? Всё зависело от конкретного случая: одевался ли он на официальный приём к своему господину, собирался ли в военный поход, планировал отправиться по делам в город или посетить квартал развлечений или просто заняться домашними делами.

ТÑадиÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ð°. ÐеÑиод Ðдо (1603 -1868)
Первым делом самурай надевает набедренную повязку - фундоси и одно или два нижних кимоно. Фундоси древние японские трусы. Они представляли собой набедренную повязку из длинного узкого куска ткани. Край ткани клали на плечо, пропускали между ног, а потом скручивали в жгут, оборачивали вокруг пояса и связывали с тем концом который раньше лежал на плече. Фасон фундоси немного напоминал современные стринги. Летом простолюдины работали в одних набедренных повязках, женщины могли надеть фартук, но никак не прикрывали грудь.fullsize.jpg                      
Маваси.
Эта традиция шокировала, начинавших посещать Японию иностранцев, которые прогуливаясь по улицам, то и дело натыкались на практически полностью обнажённых людей. Набедренные повязки особого покроя (они назывались маваси) надевали на поединки борцы сумо. К ним прикреплялся тонкий пояс - сагари с длинными подвесками, какие используются в синтоистских святилищах.
FeliceBeato1.jpg
В далёком прошлом поединок борцов сумо носил сакральный характер, и сагари оставался напоминанием об этом. Вернёмся к самураю. Верхнее кимоно сшито из шёлка и окрашено в синий, чёрный, тёмно-зелёный, коричневый или серый цвет (бакуфу постоянно призывало самураев выглядеть строго и скромно, не кичится своим богатством, так что постепенно самураи привыкли выбирать одежду тёмных цветов.
,На фото самурай одет в самый торжественный вариант придворного наряда, состоящий из безрукавки камисимо и штанов нагабакама. По фасону они напоминали хакама, но их штанины были такими длинными, что волочились по полу, как шлейф. Ходить в них было не просто, ведь в любой момент самурай рисковал наступить на штанину и потерять равновесие. Носит нагабакама начинали учить с детства.
ТÑадиÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ð°. ÐеÑиод Ðдо (1603 -1868)
Мужское кимоно может быть длинной до щиколоток в том случае если больше ничего не одевается. и укороченным, немного ниже колена (если планируется одеть штаны - хакама. Кимоно завязывается на пояс - оби у мужчин он более короткий и узкий чем у женщин. Сверху на укороченное верхнее кимоно надеты хакама, которые часто называют юбкой брюками из-за широких складок и узкого силуэта
. 8533702_f496.jpg
Хакама могут быть двух видов: уманори (до словно хаками для верховой езды) - разделённые как европейские брюки, на две штанины, и андон бакама (хакама фонарь) - не разделённые, больше похожие на юбку. К поясу пришиты 4 ленты химо, с помощью которых хакама завязываются на талии. Если узел расположен оби расположен сзади, то узел хакама завязывается спереди, так что они не мешают друг другу. Ближе к концу эпохи Эдо в обычай вошли серые хакама в тонкую чёрную полоску, но вообще они могли быть разных цветов, чаще всего немного светлее цвета кимоно.
ТÑадиÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ð°. ÐеÑиод Ðдо (1603 -1868)
И наконец завершает наряд верхняя накидка-хаори-обычно чёрная, с вышитыми белым шёлком родовыми гербами - мон. Они считались единственными приличествующими самураю украшениями наряда. На ноги самурай надевал белые носки таби, особенностью которых являлся отделённый большой палец, - чтобы удобнее было носить традиционную деревянную обувь с "уздечкой" посередине. К такому наряду полагались мужские сандалии сэтта из кожи и соломы - гибкие и удобные, не сковывающие движений.fullsize.jpg
На гравюре второй половины 18 века знатный самурай, сопровождающий куртизанку, одета не менее роскошно, чем она, - цветами расшиты и его кимоно, и пояс, и накидка. Часто возникает вопрос насколько удобно было сражаться самураям во всех этих многослойных одеждах? Ответ даёт гравюра Утагавы Куниёси из цикла 47 ронинах.fullsize.jpg
Перед боем самураи быстро, буквально за минуту продевали шнур сквозь рукава хаори и кимоно и стягивали так, что рукава складывались гармошкой (как это показано у правого бойца). Точно так же подбиралась хакама. А вин слева подвязал свои штаны под коленями и у щиколоток, превратив их в подобие шаровар.
ТÑадиÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ð°. ÐеÑиод Ðдо (1603 -1868)
Символике изображений в Японии всегда уделялось большое внимание. Так что японцы рано начали обзаводится личными гербами - мон (камон). Одним из них стал красный круг на белом фоне, хорошо знакомый по современному флагу. В древности он считался одним из гербов императора.
  ТÑадиÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ð°. ÐеÑиод Ðдо (1603 -1868)
Кстати, по-японски название страны звучит как "Нихон", что как раз и значит страна восходящего солнца. Другим императорским гербом является стилизованное изображение хризантемы - кики. Оно так же походит на солнце с расходящимися лучами. Использовать этот мон кому-либо кроме императорской семьи было запрещено.fullsize.jpgНа шлеме принадлежащем одному из сёгунов, выгравирован аой-мон - родовой геб Токугава, состоящий из трёх лепестков мальвы (аой).0065f59973892bb126095a47f24908b6.png
В японской культуре мальва олицетворяет долговечность. На протяжении веков самураи выбирали для своих родов и себя лично разные мон, пока их количество не превысило пределы разумного.
ТÑадиÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ð°. ÐеÑиод Ðдо (1603 -1868)
В эпоху Эдо бакуфу попыталось регламентировать и унифицировать гербы. Издавался периодический сборник всех геральдических изображений - букан, с которым необходимо было сверяться, прежде чем выбирать себе мон. Постепенно родовые гербы появились даже у простых горожан, даже у актёров кабуки и гейш. Со временем многие мон превратились в торговую марку - и сегодня глядя на логотипы некоторых японских компаний, в них без труда можно увидеть характерную для гербов стилизацию.
495866.jpg
,
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

Меxаник

Древняя история самурайской брони

Приветствую на канале "Обратная сторона истории|Легенды"

Японские доспехи имеют долгую и богатую историю. На протяжении 4-х столетий снаряжение претерпело огромные изменения с момента их появления на войне и на полях сражений.

Более 150 лет назад класс самураев официально распался. Тем не менее, их тщательно продуманные доспехи с изящным дизайном по-прежнему признаны во всем мире знаковыми. Они также были известны тем, что демонстрировали добродетель и силу японских вооруженных сил.

Самураи были известны как элитная группа строго, но хорошо подготовленных специалистов. Они также были хорошо защищены прекрасной броней. То же самое было и с лошадьми, принадлежавшими этим воинам-самураям.

Тем, кто впервые на канале, предлагаю подписаться и поставить "палец вверх"... Вообще, поддержать канал нужно всем!

Красота самурайских доспехов

1.jpg

Самураи доспехи красота и элегантность были основаны на определенной визуальной культуры. В этой культуре большое значение придается уникальному сочетанию изысканности и жестокости.

Каждый из элементов доспехов воина был индивидуальным и значимым. На создание этих украшений ушли месяцы, что сделало их еще более жизненно важными для воина. Однако не многие из этих доспехов пережили историю; тем не менее, те, кто все еще присутствуют, действительно удивительны.

История

Доспехи японского воина, как известно, произошли от корейских и китайских предметов. Шлемы и кирасы производились в Японии еще в 4 веке.

В период с 794 по 1185 год периода Хэйан эти кирасы эволюционировали и превратились в более распространенный стиль доспехов, который использовался классом самураев. Это называлось до или до. Создатели японских доспехов начали использовать кожу с лаком для защиты от атмосферных воздействий частей доспехов.

В 16 веке Япония начала торговлю с европейскими странами, известную как торговля нанбанами. Благодаря этому воины-самураи могли приобретать европейские доспехи, такие как гребенчатый морион и кираса. Они смогли модифицировать их вместе с отечественной броней, поскольку она обеспечивает повышенную защиту от Танегасима.

1.jpg

В 1543 году португальцы ввели танегасима, который изменил ход японской войны. Это привело к тому, что производители доспехов изменили конструкцию своей брони на пластинчатую. Также были созданы пуленепробиваемые доспехи, которые назывались тамэси гусоку. Это позволяло воинам-самураям продолжать носить доспехи, несмотря на использование огнестрельного оружия.

Для эры Сэнгоку это закончилось примерно в 1600-х годах. На этот раз Япония объединилась и вступила в мирные времена периода Эдо. Несмотря на мир, воины-самураи по-прежнему использовали пластинчатые и пластинчатые доспехи, чтобы продемонстрировать свой статус. Однако в боях классическая броня не нашла дальнейшего применения.

В период Эдо переносные, легкие и скрытые доспехи использовались как форма личной защиты. Это было связано с произошедшими междоусобицами, крестьянскими восстаниями, дуэлями и убийствами. Люди в этот период часто использовали доспехи, такие как кусари катабира, а также бронированные рукава, которые можно было легко носить под обычной одеждой.

Самураи того периода отвечали за внутреннюю безопасность страны. От них требовалось носить различные виды защиты голеней и рук, кусари гусоку и хати ганэ, или протекторы на лбу.

Доспехи использовались до конца периода Мэйдзи; последний раз самурайские доспехи использовались в 1877 году во время восстания Сацума.

Конструкция брони

1.jpg

Японские доспехи обычно изготавливались из небольшого железа, кожаной чешуи или пластин. Они были связаны друг с другом с помощью шнуров макраме или заклепок. Шнуры обычно делали из плетеного шелка, кожи или кольчуги.

Благородные семьи часто использовали шелковые шнуры, которые использовались для формирования определенных цветов и узоров шелковых нитей. Многие из этих шнуров были сделаны из более чем сотни нитей шелка. Пластины доспехов обычно прикреплялись к кожаной подкладке или куску ткани. Японские бронеплиты также создавались максимально легкими. Это было необходимо, поскольку самураи занимались многими вещами, такими как стрельба из лука и верховая езда.

Доспехи часто покрывали ярким лаком, чтобы защитить их от суровых климатических условий Японии. Кусари или кольчуга также использовались для изготовления отдельных частей брони.

Компоненты японской самурайской брони

Кабуто: Самурайский шлем - Кабуто был самой важной частью самурайской брони, так как это был лучший способ запугать врага. Кроме того, он был взят в качестве трофея победителем, когда убитый воин был обезглавлен его противником.

Часто кабуто делали из нескольких пластин. Тем не менее, шлемы в период Хэйан и после того, как были введены полнопластинчатые доспехи, производители японских доспехов создали несколько отличных примеров однопластинчатых шлемов.

Кабуто состоял из двух основных частей: хачи (чаша) и сикоро (защита шеи).

Кираса

1.jpg

До или кираса имели различную конструкцию в разные периоды японской истории. Они были сделаны из чешуи, ламелей или полных пластин и составляли большую часть японских доспехов.

Кусадзури или защита для бедер прикреплялись к низу кирасы с помощью подвесных шнуров. Содэ или наплечники защищают плечи и руки. Строительство содэ также менялось от эпохи к эпохе.

Для украшения доспехов это часто были семейные гербы или символы клана, включая полумесяцы или хризантемы. Другие были драконами, львами и прочими свирепыми зверями. Некоторые использовали религиозные символы, такие как боги-покровители и знаменитые бодхисаттвы.

Лицевая защита

В этот период очень популярны были мужские ёрой или лицевые доспехи. Однако, лишь немногие самураи использовали их на поле боя. Это было потому, что самураи хотели, чтобы их враг видел их лица. Под мэн йорой находилась шея и горловая броня, которую можно было отсоединить от йорой мужчин или прикрепить как один элемент.

Котэ: бронированные рукава

До середины XII века котэ или бронированные рукава имели только один рукав. Его носили на левой руке для защиты от тетивы. Во второй половине периода были разработаны рукава для обеих рук. Функции и конструкция были изменены, чтобы добавить защиту от холодного оружия. Текко или рукавицы также можно было отсоединить от котэ, но обычно они прикреплялись к нему, образуя единый кусок брони.

Сунаэтаэ: Наголенники

1.jpg

Самые ранние версии не обеспечивали защиту колен. Примерно в 12 веке были разработаны первые наколенники. Их делали из стали или даже из лакированной кожи. Часто котэ и сунэатэ изготавливались в виде набора с одинаковым дизайном.

Хаидатэ: Кухни

Был создан примерно в 13 веке. Хаидатэ был разработан для защиты бедер, хотя редко использовался на поле боя. Для этого использовалась такая же ткань, как и для котэ и сунэатэ.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Ссылка на комментарий

Меxаник

История самураев: чем прославились японские средневековые воины

О японских самураях знают, пожалуй, во всём мире. Их порой сравнивают с европейскими рыцарями, но это сравнение не совсем точное. С японского слово «самурай» переводится как «человек, который служит». Средневековые самураи в своём большинстве были благородными и бесстрашными бойцами, сражающимся против врагов с помощью катан и другого оружия. Но когда они появились, как жили в разные периоды истории Японии и каким правилам следовали? Обо всём этом в нашей статье.

Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов — ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.

Японский император Камму
Японский император Камму

В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора. По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи. В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).

До сих пор выпускаются книги, посвящённые принципам «Бусидо», в том числе и на русском
До сих пор выпускаются книги, посвящённые принципам «Бусидо», в том числе и на русском

Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.

Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай XII века
Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.

Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением
Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением

В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.

Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава
Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава

Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.

Самурай XVII века: статуэтка
Самурай XVII века: статуэтка

 

Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.

Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)
Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)

Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.

Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации
Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации

Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев
На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.

Самурай с ружьём
Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.

Самурай в доспехах
Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя — тайных убийц-наёмников.

Иногда самураи превращались в ниндзя
Иногда самураи превращались в ниндзя

А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности — так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.

Фото самураев эпохи Мэйдзи
Фото самураев эпохи Мэйдзи

Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции — элементом неповторимого японского колорита.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Интересно, что думает по этому поводу уважаемый @UBooT?

  • Like (+1) 1
  • biggrin (+1) 1
  • good (+1) 1
Ссылка на комментарий

Иван-Ваня-Иванов
В 24.04.2024 в 19:05, Меxаник сказал:

Эта тема о жизни самураев, их образе жизни, традициях, философии, правилах, которым придерживались самураи в повседневной жизни и их обсуждении.

 

Моё почтенье всем, достойным !!!

Первое моё знакомство с самураями, произошло, после просмотра фильма Акиры Куросавы - Семь самураев. При том, этот фильм я смотрел не по ТВ, а в кинотеатре. ( Кстати, не помню, сколько раз я смотрел.) По-моему, португальцы, а потом и испанцы, которые завезли огнестрельное оружие в Японию, в корне изменили быт и нрав самураев. Князья стремились приобрести, как можно больше, огнестрельного оружия, а потом вообще, приступили к организации и производству, собственного оружия, для увеличения шанса на свою победу. Интересно Механик, почему самураи признали и приняли огнестрельное оружие, а не внесли его в ранг - Подлое оружие?

P.S. Кстати Механик, я никак не смог нажать на кнопку, чтобы оценить эту тему.

 

 

Изменено пользователем Иван-Ваня-Иванов
Ссылка на комментарий

Меxаник
4 часа назад, Иван-Ваня-Иванов сказал:

Интересно Механик, почему самураи признали и приняли огнестрельное оружие, а не внесли его в ранг - Подлое оружие?

Чтобы прийти к этому "признанию" пролились реки крови в Японии. Эти события хорошо отображены в киноленте "Последний самурай" (2003) режиссера Эдварда Цвика. Пересказывать фильм думаю не стоит, если вы его не смотрели, то рекомендую, не пожалеете.

5 часов назад, Иван-Ваня-Иванов сказал:

P.S. Кстати Механик, я никак не смог нажать на кнопку, чтобы оценить эту тему.

Наверное это связано со штрафными санкциями в отношении вас, но я не уверен. Возможно уважаемый @enot1980 ответит более компетентно, по этому вопросу?

Ссылка на комментарий

Меxаник

Быт самураев: Традиции, Обычаи и Ежедневная Жизнь

Жизнь самураев была строго регламентирована и подчинялась множеству традиций и обычаев. Они жили по принципам бушидо, следуя кодексу чести и морали. Вот некоторые аспекты быта самураев:

1. Социальный статус: Самураи были военной знатью и составляли верхний слой феодального общества в Японии. Они пользовались особыми привилегиями и имели высокий социальный статус.

2. Роль и обязанности: Основной обязанностью самураев было защищать своего господина и его земли. Они служили своему господину, называемому даймё, и были готовы отдать свою жизнь ради его защиты.

3. Образование и культура: Самураи были образованными людьми, которые изучали искусство ведения боя, литературу, поэзию и другие аспекты японской культуры. Они также занимались художественными и ремесленными занятиями.

4. Одежда: Самураи носили специальную одежду, которая отражала их статус и честь. Одежда включала кимоно, пояса и различные аксессуары. Разные цвета и узоры могли указывать на ранг и принадлежность к определенному клану.

5. Повседневная жизнь: В повседневной жизни самураи занимались различными делами, включая тренировки, учебу, административную работу и участие в церемониях. Они также заботились о своей семье и домашнем хозяйстве.

6. Ритуалы и традиции: Самураи придерживались множества ритуалов и традиций, которые отражали их верность, честь и дисциплину. Это включало церемонии чаепития, медитацию, цветочные аранжировки и другие обряды.

7. Боевые навыки: Самураи были известны своими боевыми навыками и мастерством владения мечом. Они проводили много времени на тренировках и совершенствовали свои навыки в бою.

8. Женщины-самураи: Хотя самураи обычно ассоциируются с мужчинами, существовали и женщины-самураи, известные как "онна-бугэйша". Они также обучались искусству ведения боя и могли принимать участие в военных действиях.

Быт самураев был насыщен традициями, дисциплиной и почитанием чести. Они строго следовали своим принципам и ценностям, что делало их не только воинами, но и символами японской культуры и истории.

Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

Меxаник

Война Гэмпэй - самая знаменитая война самураев

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

В VIII в. н.э. японские императоры утратили реальную власть над страной, став марионетками в руках могущественного рода Фудзивара. Выдавая своих дочерей за императоров, члены этой семьи единолично правили Японией, поскольку занимали практически все высшие административные и военные должности. Назначение чиновников по родственному принципу привело к медленному распаду централизованной системы правления, при которой провинциальные чиновники назначались на места императором. Теперь все правители областей жили в столице Хэйан (совр. Киото), предаваясь утонченным наслаждениям, а в свои уделы посылали наместников. Огромные поместья сёэн, имевшиеся у вельмож на периферии, управлялись посторонними людьми, которые со временем стали чувствовать себя их полноправными хозяевами. На границах тогдашней Японии постоянно велись войны с туземными племенами, для чего наместникам необходимо было содержать вооруженные отряды. Занятые дворцовыми интригами, Фудзивара не заметили, как сформировался новый класс людей, имевших реальную экономическую и политическую власть.

Вскоре они заявили о себе. В 935 г. Тайра Масакадо, обойденный родом Фудзивара при назначении на должность полицмейстера столицы, поднял мятеж в районе Канто и, более того, провозгласил себя новым императором, чего никогда не случалось ни прежде, ни в последствии. Более 5 лет он удерживал за собой восточную половину страны, пока не был побежден своим же родственником Тайра Садамори. Этот мятеж всколыхнул спокойное до поры до времени правление аристократии. Правители Фудзивара поняли, что теряют контроль над страной. Удержаться у власти они могли единственным способом – обещая почести и привилегии, подавлять одни военные роды за счет других.

В клановой структуре хэйанского общества военным делом, как, впрочем, и другими видами деятельности, занимались определенные группы людей, связанные рамками одного рода. В VIII в. потомственными военными были роды Отомо, Саэки, Саканоуэ, в IX в. – Оно и Окура, а в X в. выдвинулись два новых могущественных рода – Тайра (в китайском прочтении Хэйкэ) и Минамото (Гэндзи). Тайра владели юго-западными провинциями, охраняли побережье от пиратов и воевали с непокорными князьями о-вов Кюсю и Сикоку. Традиционной вотчиной Минамото был северо-восток о. Хонсю, где они прославились, усмиряя племена айнов. Обе семьи были связаны многочисленными родственными связями и обычно выступали против врага вместе. Однако, практика Фудзивара в случае усиления Тайра призывать против них воинов Минамото и наоборот способствовала усилению вражды между этими военными родами.

В конце XI в., наконец "устав" от постоянной опеки Фудзивара, о своем желании править заявили и императоры. Так возник институт "монашествующих императоров" (экс-императоров) – правитель официально удалялся от дел, передавая власть своему малолетнему сыну, от имени которого правили регенты из Фудзивара, но продолжал путем интриг влиять на принятие важных решений. В 1156 г. скончался малолетний император Коноэ, и вместо него правителем стал Госиракава (1127-1192), сын экс-императора Тоба. Другой сын Тоба, тоже экс-император, Сутоку (отец Коноэ), снова решивший занять престол, призвал на помощь военных. То же сделал и Госиракава. Фактически к конфликту привела вражда между двумя ветвями Фудзивара, стоявшими за спинами претендентов. С обеих сторон воевали воины и Минамото, и Тайра. Бои разразились на улицах столицы и закончились штурмом дворца, где укрылся Сутоку, и поражением его сторонников. Большинство Минамото, воевавших на этой стороне, были казнены. Этот мятеж называется Хогэн-но-ран – "смута годов Хогэн".

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Победителем из нее вышел Тайра Киёмори (1118-1181), ставший приближенным нового императора. Минамото Ёситомо (1123-1160), тоже воевавший за Госиракава, получил гораздо меньше привилегий, чем был сильно обижен (Кроме того, он питал ненависть к Киёмори за то, что тот безжалостно казнил собственного отца, воевавшего за Сутоку, и настаивал, чтобы Ёситомо убил всех своих родственников, замешанных в мятеже, включая малолетних братьев. Что тот в конце концов и сделал.). В 1160 г. он, подстрекаемый Фудзивара Нобуёри, с 500 воинов напали на Госиракава (тот был уже экс-императором) и его сына, объявленного императором Нидзё и отвезли их во дворец Сандзёдэн на окраине Киото. Киёмори, которого не было в столице, вернулся назад, собрал около 1 000 дружинников и осадил дворец. Обоих императоров удалось выкрасть, переодев в женское платье, и дворец был взят штурмом. Эта смута зовется Хэйдзи-но-ран.

Нобуёри был ранен из лука при бегстве и казнен, Ёситомо скрылся в восточных провинциях, но был схвачен и убит в ванной. Немногим из Минамото удалось бежать, и среди них был сын Ёситомо по имени Ёритомо (1147-1199). По стране прокатилась волна репрессий, в результате которых большинство Минамото были уничтожены. Тайра Киёмори отдал все ключевые посты в государстве своим родственникам и установил жесточайшую диктатуру. В 1180 г. Киёмори был на вершине славы. Правя всей Японией и выдав дочь за императора, он решил посадить своего внука на престол. Трехлетний ребенок был объявлен императором под именем Антоку. Когда по этому случаю Киёмори с внуком отправились в паломничество в родовой храм семьи Тайра, принц Мотихито, уже дважды обойденный при назначении императора, тайно разослал в восточные провинции призыв всем сторонникам Минамото покарать "разбойников Тайра". О заговоре донесли, и против Мотихито выслали престарелого Ёримаса, единственного из Минамото, оставшегося при дворе, причем он тоже был участником заговора. С полусотней человек Ёримаса и Мотихито бежали в монастырь Миидэра,(Они надеялись получить помощь от воинственных монахов соседнего храма Энрякудзи на горе Хиэй, но тех на свою сторону переманили Тайра.) а затем с горсткой послушников (около 300 чел.) в местечко Удзи на южном берегу реки Удзигава, где ожидали подмоги от монахов г. Нара.

Киёмори послал против принца несколько тысяч солдат, которые подошли к северному берегу реки. Здесь завязалась жестокая битва. Монахи разобрали настил моста, и конница Тайра с ходу рухнула в проем, ломая ноги лошадям. Наступавшие откатились и завязалась перестрелка. Несколько раз самураи Тайра бросались в атаку через мост, но каждый раз были отбиты. Наконец, в воду бросился молодой самурай Асикага Тадацуна со своей дружиной в 300 всадников и, переправившись через реку, завязал бой с монахами. За ним кинулось все войско Тайра. Ёримаса совершил сэппуку, оба его сына погибли, а сбежавшего Мотихито настигли и обезглавили на месте. Мятеж был подавлен, не успев даже начаться.

В восточных провинциях, однако, был человек, который взял на себя дальнейшую борьбу против Тайра. Его звали Минамото Ёритомо (1147-1199), и он был старшим сыном погибшего 20 лет назад Ёситомо. Проживая в ссылке на п-ве Идзу под охраной Ходзё Токимаса, он женился на его дочери и склонил тестя на свою сторону. С помощью сотни всадников Токимаса – Ёритомо вырвался с полуострова, блокированного сторонниками Тайра, но был разбит при горе Исибасияма превосходящим войском Оба Кагэтика. Несколько дней он в одиночестве пробирался на восток, рискуя в любой момент быть пойманным врагами, но в конце концов добрался до маленькой деревушки Камакура, где к нему начали стекаться все Минамото области Канто. Киёмори выслал против Ёритомо войско под командованием своего любимого внука Корэмори, хорошего поэта, но плохого воина. В начале ноября 1180 г. около 15 тыс. самураев Тайра перевалили через горы Хаконэ и вступили в восточные области. Чувствовали они себя неуютно – раньше Тайра сражались на своей территории, а область Канто считалась исконной вотчиной Минамото. Кроме того, только треть людей Корэмори были надежны, остальных же наспех набрали в пристоличных землях. Дойдя до реки Фудзигава, армия Тайра встала. На другом берегу расположились 20 тыс. воинов Минамото. Ночью 9 ноября на фланге Тайра внезапно поднялся шум – сотни гусей и уток поспешно улетали прочь. Решив, что их окружают, самураи побежали, в панике бросая оружие и доспехи. Минамото тоже были немало удивлены, обнаружив поутру пустой лагерь. Преследовать врага они не стали – Ёритомо было важно в первую очередь укрепиться в восточных провинциях. Эта бескровная победа получила название битвы при Фудзигава.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Весной 1181 г. скончался Тайра Киёмори, завещав, чтобы ему на могилу положили голову Ёритомо. Главой рода, к несчастью, стал недалекий и трусливый Мунэмори, сразу же попавший в трудное положение: против Тайра восстали самураи о.Кюсю и о. Сикоку, а Минамото Юкииэ, дядя Ёритомо, был уже на пути к Киото со своим войском. Юкииэ совсем не обладал военным даром. 25 апреля 1181 г. он бросил своих воинов в атаку на превосходящего противника через реку Суномата. Тайра притворно отступили, а затем дружно набросились на воинов в мокрых доспехах. Юкииэ бежал, укрывшись в Синано у Кисо Ёсинака, племянника Ёритомо.

Летом этого же и следующего года военные действия остановились. Случился недород, а затем страшный голод, ударивший в первую очередь по провинциям Тайра. Район Канто пострадал сравнительно мало, и весь восток фактически был под власть Ёритомо. Но военные Тайра Мунэморидействия открыл не он, а Кисо Ёсинака. Осенью 1182 г. он объединил под своей властью Синано, а зимой завоевал четыре северные провинции, отделявшие его от Киото. Но тут он встретился не с войском Тайра, а со своим дядей Ёритомо. Тот, видимо, страдал паранойей – только так можно объяснить упорство, с которым он истреблял своих родственников без всяких для этого причин. Ёритомо выслал против Ёсинака армию, но после недолгих переговоров они разошлись по своим вотчинам. Ёсинака стал действовать, а Ёритомо выжидать.

В конце мая 1183 г. против Кисо Ёсинака выступила огромная армия Тайра. Согласно "Хэйкэ моногатари" ее численность равнялась 100 тыс. человек, но большинство из них были наспех набранными и даже не вооруженными крестьянами. Командовал войском Корэмори, который потерпел поражение при Фудзигава. Снабжение было поставлено отвратительно; войско стало разбегаться, еще даже не ступив в северные провинции. Против Тайра Ёсинака выдвинул вдвое меньшее войско из верных, закаленных в боях самураев. 2 июня произошло сражение в долине Куриката. Ёсинака заманил армию Тайра на узкий обрыв и атаковал ее с трех сторон, а с четвертой пустил стадо разъяренных буйволов с привязанными к рогам факелами. Разгром был полный; поредевшее втрое войско Тайра поспешно отступило к Киото. Объединившись с Минамото Юкииэ, Кисо Ёсинака добил врага на севере и в августе 1183г. вступил в столицу.

Приветствовавшие Ёсинака как освободителя, придворные и император вскоре разочаровались в нем. Северные самураи грабили без разбору богатые усадьбы и убивали ни в чем неповинных людей. Го-Сиракава тайно обратился за помощью к Ёритомо. Тот выслал к Киото 60 тыс. человек под командой своих братьев Нориёри и Ёсицунэ. Разбив остатки войска Ёсинака в битвах при Удзи и Сэта, южных и восточных пределах Киото, они вступили в столицу. Ёсинака был убит шальной стрелой. Это произошло в феврале 1184г.

Но главные враги, Тайра, не дремали. Благодаря талантам и мужеству Тайра Норицунэ, они подавили мятежи в западных провинциях и укрепились в своей резиденции Ити-но-тани на берегу Внутреннего моря. Это была узкая полоса земли, с юга примыкавшая к морю, с тыла закрытая неприступными горами, а с востока и запада отгороженная крепостными стенами – толстым частоколом со сторожевыми башнями. Основное войско Минамото под командой Нориёри подошло с востока, 7 тыс. человек взял Дои Санэхира и окружил крепость с запада, а Ёсицунэ с 3 тыс. всадников прошел ночью оленьими тропами в тыл крепости через перевал Хиёдоригоэ.

Утром 18 марта на крепость с трех сторон обрушились всадники Минамото. Больше всего паники наделал Ёсицунэ, сразу запалив несколько строений внутри крепости. Самураи Тайра кинулись к лодкам, стоявшим на берегу, но всем места не хватало. Переполненные лодки в спешке отчаливали, а несчастным, уцепившимся за борта, отрубали руки. На берегу же их ждали суровые восточные самураи. Потеря Ити-но-тани стала большим ударом для Тайра. Начиная с битвы при Ити-но-тани, главная роль в этой войне принадлежит Минамото Ёсицунэ.

Младший брат Ёритомо, он обладал выдающимся военным талантом, но после победы был преследован Ёритомо и в конце концов предан и убит. Ёсицунэ остаётся, наверное, самой трагической фигурой в истории самураев, не в последнюю очередь благодаря обилию литературных произведений и народных сказок, сложенных о нем.

Однако, вернемся к Тайра. После поражения при Ити-но-тани у них оставалось еще две морских базы – в местечке Ясима на о-ве Сикоку и на о-ве Хикосима в узком проливе между Хонсю и Кюсю. База в Ясима пала в феврале 1185 г. Подготовленный флот Минамото долго не мог выйти в море, опасаясь судов Тайра, превосходных мореходов, и плохой погоды. Тогда Ёсицунэ, взяв всего 5 кораблей, ночью, в грозу переправился на Сикоку.

В дыме пожаров те решили, что против них вышло все войско Минамото, и спешно стали грузиться на корабли. Осознав свою ошибку, утром они попытались вернуться обратно, чтобы разгромить кучку самураев Ёсицунэ, но тот кидался то в одну, то в другую сторону, не давая им высадиться на берег. Через три дня Тайра прекратили попытки десантироваться и уплыли, а на следующий день к берегам Сикоку причалила остальная флотилия Минамото в 200 кораблей, но им делать было уже нечего.

Последнее сражение этой войны разразилось 15 апреля 1185 г. В проливе Данноура встретились два флота. У Тайра было 500 кораблей, и они привыкли к войне на море. У Минамото было 850 судов, но они не имели опыта морских сражений, и добрая половина восточных самураев страдала от морской болезни. Сражение было долгим и жестоким – выстроившись на палубах, лучники обстреливали друг друга, затем, сблизившись, шли на абордаж. Исход битвы решил вассал Тайра, изменивший им и выдавший местоположение юного императора Антоку, спрятанного на неприметном суденышке. Устремив все силы против него, Минамото захватили судно, но императора уже не было в живых – он утопился вместе со своей бабушкой, вдовой Киёмори. Это послужило сигналом для всех знатных Тайра: большинство их бросились в море и погибли. Так прекратился великий род, и началась эра военных правителей – сёгунов, первым из которых стал Ёритомо.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Возможно прочитав эту замечательную публикацию, у нашего друга @UBooT проснется боевой дух самурая, а возможно будет продолжать прятаться под кроватью, прячась за  ночным горшком от окружающего мира.:unknw:

  • Like (+1) 1
  • biggrin (+1) 1
  • good (+1) 1
Ссылка на комментарий

Меxаник

Самураи. Система военной и физической подготовки профессиональных воинов феодальной Японии

- Во времена сражений лицом к лицу, личные качества и опыт воина определяли исход схватки.

1.jpg

Встреча возле дерева. Замечательный арт в свободном доступе

Разумеется, что, будучи профессиональными воинами, самураи своё основное внимание должны были уделять военному ремеслу и признавать его своим единственным занятием, достойным «благородного» человека.

Весь комплекс того, что развивал в себе каждый самурай, все духовные и физические способности были направлены, в конечном счете, к главному моменту - овладению военным мастерством, без которого, само понятие «самурай», было абсолютно бессмысленным.

От уровня военной и физической готовности самурая зависело высшее требование, предъявляемое каждому воину: умение бороться с противником, с оружием или без него, и неизменно побеждать. Это обусловило то, что, готовя себя к основному делу в своей жизни, самурай постоянно совершенствовал своё боевое искусство и физическую подготовку воина уже с раннего детства, упражняясь во владении оружием, воспитывая твёрдость тела и духа, храбрость и решительность.

1.jpg

Впечатляющий арт в свободном доступе

Все японские виды военных искусств (бугэй) отличались акцентом, в первую очередь, на нравственно-мораль­ную сторону и развитие «духовных способностей самурая», т.е. психическую уравновешенность воина, и только потом на формирование физически развитой личности.

Моральное содержание таких дисциплин, как кэндо, кюдо и т. д., демонстрировало нравственный принцип и присутствие глубокой связи с религиозными аспектами жизни самураев, как военного сословия.

Моральный принцип в тренировках японских воинов был обусловлен учением Конфуция. В конфуцианстве До рассматривалось как определенная этическая категория. Что же касается религиозного аспекта, то основой здесь была непосредственная связь До с Дзэн-буддизмом.

Познание До («правильного, истинного пути», или «прав­ды») считалось главным в фехтовании, стрельбе из лука, борьбе без оружия, плавании и т.д., необходимым для гармонического развития индивидуума.

1.jpg

Самурай под сакурой. Отличный арт в свободном доступе

Воин, познавая До, должен был достичь военного мастерства и войти в совершенную гармонию с природой, с которой человек составляет неразделимое целое. Поэтому главным фактором в деле тренировки силы духа воина была медитация.

Несмотря на ряд чисто мистических элементов, медитация по системе Дзэн имела и рациональное зерно. Прежде всего, это касается постановки правильного дыхания, что крайне необходимо при любых физических упражнениях.

Перед тренировочным боем самураи обычно принимали позы, ха­рактерные для дзэн-буддийских монахов, и старались дышать глубоко и размеренно.

Это заранее готовило органы дыхания к правильной работе и содействовало дальнейшей ритмичной работе легких во время всей схватки с противником, когда резко возрастала потребность организма в кислороде.

1.jpg

Тренировка самураев. Кадр из кинофильма "Последний самурай" 2003 года, режиссёр Эдвард Цвик

Но, несмотря на то, что развитие внутреннего духовного и психического состояния самураев было превалирующим, это не означало, что в военных искусствах самураев тренировка силы и выносливости рассматривалась как что-то несущественное.

Являясь вторым образующим элементом в военных дисциплинах, физическое воспитание требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития физической силы, выносли­вости, выработки феноменальной реак­ции и координации движений на уровне инстинктов.

Все это достигалось в результате каждодневных и многочасовых тренировок в самом почитаемом воинском искусстве фехтования Кэндо.

Кэндо (кэндзюцу).

Из всех видов единоборств самураи более всего почи­тали кэндо(«путь меча») - фехтование на самурайских мечах. Это объяснялось тем, что меч на протяжении всей истории феодальной Японии являлся основным оружием и символом сословия воинов. «Меч - знак могущества и храбрости - душа самурая», - гласит японская народная поговорка.

1.jpg

Кадр из кинофильма "Последний самурай" 2003 года, режиссёр Эдвард Цвик

В кэндо меч являлся сред­ством формирования личности, главным пунктом физической и психической концентрации, которая, в понимании японцев, должна была привести человека к согласию с природой, что также указывает на связь фехтования на мечах и синтоизмом.

«Воспитание кэндо» и «дух кэндо» были равны «воспитанию японского духа».

Обучаться кэндо самураи начинали еще в раннем возрасте, причем уже тогда фехтованию учили не только ради физического развития, но и в целях тренировки умственных способностей.

1.jpg

Кадр из кинофильма "Последний самурай" 2003 года, режиссёр Эдвард Цвик

Уроки кэндо начинались рано утром и проводились в закрытом помещении или под открытым небом в любую погоду.

Начиная фехтовать деревянными мечами, сыновья саму­раев постепенно переходили к фехтованию на настоящих самурайских мечах.

Нередко упражнения даже с деревянными мечами, которые из-за их относительно большого веса держали двумя руками, приво­дили к тяжелым увечьям фехтовальщиков.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 67
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 7874

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

Меxаник

Изначально идея создания темы пришла вовремя изучении книги Бусидо «Кодекс чести самурая». Эта тема о жизни самураев, их образе жизни, традициях, философии, правилах, которым придерживались самураи в

Меxаник

Интересные отрывки из книги Цунэтомо Ямамото "Хагакурэ"                                                                                                                                            

Меxаник

Страница истории. Традиционная одежда самураев эпохи Эдо (1603 -1868)... В эпоху Эдо японская одежда, пройдя через множество стадий развития, пришла в итоге к тому виду, который мы знаем

Меxаник

Самураи. Минаев

Меxаник

* * *      Когда в присутственном месте много лю­дей, и тут приходит еще один посетитель со своим делом, его часто встречают холодно или даже со злостью. Это неправильно. Правила поведения самура

Меxаник

Философия Бусидо  

Меxаник

Самураи: факты и мифы  

Меxаник

Знамена самураев Ямамото Кансукэ гравюра Типы знамен самураев  

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


admin@strategium.ru

Copyright © 2008-2025 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...