Путь самурая 🇯🇵 - Тематические форумы - Strategium.ru Перейти к содержимому

Путь самурая 🇯🇵

Рекомендованные сообщения

Меxаник

Изначально идея создания темы пришла вовремя изучении книги Бусидо «Кодекс чести самурая». Эта тема о жизни самураев, их образе жизни, традициях, философии, правилах, которым придерживались самураи в повседневной жизни и их обсуждении.

samurai-2.jpg

                                                                                                                                                                                                У самурая нет цели, только путь. (с) Ямамото Цунэтомо

Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Меxаник

Интересные отрывки из книги Цунэтомо Ямамото "Хагакурэ"

                                                                                                                                                * * *

     Зевать в присутствии других людей – признак плохого тона. Если неожиданно ты почувствовал желание зевнуть, это ощуще­ние прекратится, если провести ладонью по лбу снизу вверх. Если это не помогает, оближи себе губы, не открывая рта, или просто закройся рукой или рукавом, чтобы никто не видел, что ты делаешь. То же относится и к чиханию. Чихая при людях, ты можешь показаться глупым. Есть также другие вещи, которые требуют внимания и практики.

                                                                                                                                                * * *

     Слово гэн означает «иллюзия», или «при­видение». В Индии человека, который показывает фокусы, называют гэндзюцуси, или «мастер создавать иллюзии». Все в этом мире – всего лишь кукольное представле­ние. Вот что значит слово гэн.

                                                                                                                                                

                                                                                                                                               * * *

      Мастер меча преклонных лет сказал сле­дующее:

      «В жизни человека есть этапы постиже­ния учения. На первом этапе человек учит­ся, но это ни к чему не приводит, и поэтому он считает себя и других неопытными. Такой человек бесполезен. На втором этапе он также бесполезен, но он осознает свое несовершенство и видит несовершенство дру­гих. На третьем этапе он гордится своими способностями, радуется похвале других людей и сожалеет о недостатках своих дру­зей. Такой человек уже может быть полезен. На высшем же этапе человек выглядит, так, словно ничего не знает».

     Это общие этапы. Но есть также еще один этап, который важнее всех остальных. На этой стадии человек постигает бесконеч­ность совершенствования на Пути и никогда не считает, что прибыл. Он точно знает свои недостатки и никогда не думает, что пре­успел. Он лишен гордости, и благодаря сво­ему смирению постигает Путь до конца. Говорят, мастер Ягю однажды заметил: «Я не знаю, как побеждать других; я знаю, как побеждать себя».

                                                                                                                                                 * * *

     Всю свою жизнь прилежно учись. Каж­дый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день – более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.

                                                                                                                                                 * * *

     Среди свитков, висящих на стене у гос­подина Наосигэ, был свиток со словами: «К важным делам следует относиться легко». Увидев этот свиток, мастер Иттэй добавил: «К несущественным делам следует отно­ситься серьезно». Среди дел человека важ­ными можно назвать не более одного или двух. Их можно понять, если размышлять о них в течение дня. Речь идет о том, чтобы заранее обдумать свои дела, а затем легко справиться с ними, когда приходит время. Иметь дело с событием трудно, если ты до этого не обдумал его, потому что ты никогда не можешь быть уверен в том, что добь­ешься успеха. Если же обдумать все зара­нее, ты будешь руководствоваться принци­пом: «К важным делам следует относиться легко».

                                                                                                                                                 * * *

 

Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

Меxаник

Самураи. Минаев

Ссылка на комментарий

Меxаник

      Во время собрания, на котором одного человека выдвигали на ответственную должность, было решено, что этот человек не достоин занять столь высокий пост потому, что когда-то во время пьяной пирушки он устроил дебош. Однако кто-то возразил:

– Если мы откажемся от всех тех, кто однажды оступился, мы скорее всего не найдем нужного человека. Тот, кто совершил ошибку только один раз, будет более осмотрителен и принципиален, потому, что он раскаивается. Я считаю, что этот человек должен занять должность.

– Вы за него ручаетесь? – спросили собравшиеся.

– Да, ручаюсь, – ответил выступавший.

– Почему вы за него ручаетесь? – спросили другие.

– Я ручаюсь за него потому, что этот человек один раз ошибся. Тот, кто никогда де ошибался, опасен.

После этого человека избрали на долж­ность.

* * *

     Один человек хвастал: «Такой-то очень вспыльчив, но я прямо сказал ему, что…» То, что он сказал, можно было бы не гово­рить, потому сказавший прослыл грубым человеком. Такое поведение недостойно пох­валы, потому что все еще является незре­лым. Самурая уважают за его хорошие ма­неры. Говорить с другими таким образом – все равно что участвовать в ссоре копьенос­цев из низшего сословия. Это пошло.

Нехорошо привязываться к одному на­бору представлений. Если ты приложил усилия, чтобы понять что-то, а затем дово­льствуешься достигнутым пониманием, ты совершаешь ошибку. Вначале нужно при­лагать усилия, чтобы убедиться, что ты понял главное, а затем претворять его в жизнь. Так человек должен поступать пос­тоянно. Никогда не думай, что ты достиг нужной ступени понимания. Всегда говори себе: «Этого недостаточно».

Человек должен всю жизнь стремиться к тому, чтобы никогда не отступать от Пути. Он должен учиться, постоянно работая над собой и ничего не оставляя без внимания. В этом Путь.

* * *

     Вот некоторые из записанных изречений Ямамото Дзинъэмона:

«Если ты уразумеешь одно дело, тебе откроются также восемь других.

Притворный смех выдает у мужчины не­достаток уважения к себе, а у женщины – похотливость.

Как бы ты ни говорил, формально или неформально, всегда смотри в глаза слушающему. Вежливое приветствие следует про­износить один раз, в начале беседы, и боль­ше не повторять. Говорить, потупив взгляд, неучтиво.

Нехорошо ходить, засунув руки в раз­резы по бокам хакама.

Прочтя книгу или свиток, лучше всего сжечь их или выбросить прочь. Говорят, что чтение книг – дело императорского двора, тогда как дело самурая из рода Накано – крепко сжимать дубовую рукоять меча и стяжать воинскую доблесть.

Самурай без клана и без лошади – не самурай вообще.

Кусэмоно –  человек, на которого можно положиться.

Говорят, что человек каждый день до­лжен подниматься в четыре утра, мыться и причесывать свои волосы. Он должен есть, когда восходит солнце и ложиться спать, когда становится темно.

Самурай ковыряет в зубах зубочисткой, даже если он ничего не ел.

Внутри – шкура собаки; снаружи – шкура тигра.»

* * *

      По словам мастера Иттэя, даже плохой писарь достигнет успехов в искусстве каллиграфии, если он будет настойчиво зани­маться, подражая классическим свиткам. Слуга также может достичь многого, если он будет брать пример с хорошего слуги.

Однако в наши дни нет человека, кото­рого можно было бы назвать идеальным слугой. Поэтому нужно создать  такой идеал и подражать ему. Чтобы сделать это, нужно познакомиться со многими людьми и взять у каждого человека только самое лучшее. Например, у одного человека взять вежли­вость, у другого – храбрость, у третьего – красноречие, у четвертого – правильное поведение, у пятого – постоянство устремлений. Вот как нужно создавать идеал.

      Ученики в наше время перенимают у своих учителей не положительные, а отрицательные качества. Такое обучение не име­ет смысла. Есть люди вежливые, но не ис­кренние. Подражая таким людям, человек незрелый не замечает их вежливости, а перенимает у них только недостаток ис­кренности. Если ты можешь видеть хорошие и плохие стороны человека, ты всегда бу­дешь верен своему идеалу.

* * *

     Есть много людей, которые почитают себя полноправными воинами на том лишь осно­вании, что занимаются боевыми искусства­ми и набирают себе учеников. На того, кто изо всех сил стремится прослыть «челове­ком искусства», жалко смотреть. Но в ис­кусстве нет ничего плохого, если человек овладел им в совершенстве. Обычно люди, которые прослыли знатоками многих пред­метов, оказываются невеждами и о самых важных вопросах имеют только поверхнос­тное представление.

Ссылка на комментарий

Меxаник

* * *

     Когда в присутственном месте много лю­дей, и тут приходит еще один посетитель со своим делом, его часто встречают холодно или даже со злостью. Это неправильно. Правила поведения самурая в таком случае предписывают успокоиться и внимательно выслушать этого человека. Обращаясь с ним грубо, мы будем вести себя ничем не лучше нищих лакеев.

* * *

     Иногда бывает, что нужно обратиться к человеку по какому-то делу. Если это делать часто, ты можешь надоесть ему просьбами и прослыть назойливым. Поэтому, когда ты что-нибудь делаешь, лучше всего полагать­ся только на себя.

* * *

     Попав под дождь, ты можешь извлечь из этого полезный урок. Если дождь начинается неожиданно, ты не хочешь намокнуть и поэтому бежишь по улице к своему дому. Но, добежав до дома, ты замечаешь, что все равно промок. Если же ты с самого начала решишь не ускорять шаг, ты про­мокнешь, но зато не будешь суетиться. Так же нужно действовать в других схожих обстоятельствах.

* * *

      Существуют правила воспитания ребенка в семье самурая. С младенчества нужно поощрять в нем смелость, никогда не драз­нить и не запугивать. Ведь если ребенок с детства привыкнет бояться, он пронесет этот недостаток через всю жизнь. Ошибку совершают те родители, которые учат детей бояться молнии, запрещают им ходить в темноте или рассказывают ужасы, чтобы те перестали плакать. Кроме того, если ребенка много бранить, он станет застенчивым.

Нужно избегать формирования у детей плохих привычек. Ведь если плохая привычка укоренилась, сколько ни упрекай ре­бенка, он не исправится. Что же касается правильной речи и хороших манер, нужно постепенно приучать детей к ним. Пусть ребенок не ведает о корыстолюбии. Если в этом отношении он будет воспитан правильно, все остальное приложится само собой.

Ребенок, выросший в неблагополучной семье, будет непослушным. Это естественно. Даже птицы и звери подражают поведению окружающих особей. Кроме того, отношения Между отцом и сыном могут ухудшиться вследствие неправильного поведения матери. Мать любит свое дитя превыше всего на свете и поэтому склонна заступаться за него, когда отец делает ему замечания. Если мать становится на сторону ребенка, между ним и отцом не будет согласия. Часто мать заботится только о том, чтобы ребенок опе­кал ее в старости.

* * *

     Как правило, смотреть на себя в зеркало и следить за собой достаточно, чтобы иметь опрятный внешний вид. Это очень важно. Внешний вид многих людей оставляет же­лать лучшего, потому что они очень редко смотрятся в зеркало.

Чтобы научиться говорить правильно, нужно следить за своей речью, когда находишься дома.

Правила написания писем требуют, что­бы ты всегда отвечал письмом на письмо – пусть даже твой ответ будет длиной в одну строку.

Хорошо, если в твоих письмах чувству­ется спокойная сила. Более того, не забывай то, что сказали священнику Рёдзану, когда он находился в области Камигата: «Когда пишешь письмо, пиши его так, чтобы его не стыдно было повесить на стену».

* * *

Ссылка на комментарий

UBooT
1 час назад, Меxаник сказал:

Как правило, смотреть на себя в зеркало и следить за собой достаточно, чтобы иметь опрятный внешний вид. Это очень важно. Внешний вид многих людей оставляет же­лать лучшего, потому что они очень редко смотрятся в зеркало.

:blush: А какжа стиль гранж типа ? Или мудрейшие мудрецы пребывавшие постоянно в состоянии алкогольного опьянения ?.. Тута вообше есть о чём поразмышлять... Форма для содержания, или наоборот ? Может ли быть форма без содержания ? Содержанию-то по барабану форма так-то...

Ссылка на комментарий

UBooT

А да, ещё эта строчка из морального кодекса строителя коммунизма о новом человеке... :pioneer: И вроде в майнкампфе такое было... :023: Прям какая-та подозрительная универсальность...

Ссылка на комментарий

Меxаник
15 часов назад, UBooT сказал:

:blush: А какжа стиль гранж типа ? Или мудрейшие мудрецы пребывавшие постоянно в состоянии алкогольного опьянения ?.. Тута вообше есть о чём поразмышлять... Форма для содержания, или наоборот ? Может ли быть форма без содержания ? Содержанию-то по барабану форма так-то...

Ямамото Цунэтомо хотел сказать, что самураю необходимо следить за внешностью. Я размещаю здесь и наиболее интересные, жизнеприменимые пункты из Хагакурэ,, некоторые из них действительно устарели, их не размещаю, а некоторые напоминают праобраз знакомого вам воинского устава. Да, на основе этих принципов жили самураи, которых я считаю одними из лучших воинов.

7 часов назад, UBooT сказал:

А да, ещё эта строчка из морального кодекса строителя коммунизма о новом человеке... :pioneer: И вроде в майнкампфе такое было... :023: Прям какая-та подозрительная универсальность...

на счет "майнкампфе" ничего сказать не могу. Тот редкий случай, когда: "не читал, но осуждаю". Я сравнил бы Хагакурэ, как уже написал выше с праобразом воинского устава, а поскольку армейские уставы у разных стран примерно одного смысла и толка, отсюда и  и закономерность, которую вы назвали : "подозрительной универсальностью" :)

 

Ссылка на комментарий

UBooT

Тута чо... А да, три точки... Ээ...

Так вот... Ямамото Цунэтомо конечно великий учитель отрицать не положено, но... Он же вроде говорил, что учитель не может быть один... Важен результат. Если на поле боя успешно рядом бьются ученики разных школ против общего врага, то это хорошо.

7 часов назад, Меxаник сказал:

на счет "майнкампфе" ничего сказать не могу. Тот редкий случай, когда: "не читал, но осуждаю". Я сравнил бы Хагакурэ, как уже написал выше с праобразом воинского устава, а поскольку армейские уставы у разных стран примерно одного смысла и толка, отсюда и  и закономерность, которую вы назвали : "подозрительной универсальностью"

Вот именно... Где устав, а где следование уставу...

Ссылка на комментарий

Меxаник

Философия Бусидо

 

Ссылка на комментарий

Меxаник

* * *

      Говорят, что, совершив ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это сделать без промедления, она скоро будет забыта. Но если пытаться прикрывать ошибку, события примут еще более неблагоприятный оборот. Если ты оговорился, но тут же поправился, твое неудачно сказанное слово не возымеет плохого действия, и тебе не нужно о нем беспокоиться. Но если кто-то упрекнет тебя, будь готов сказать ему: «Я объяснил вам причину своей оговорки. Прислушайтесь к голосу разума. Поскольку я сказал это случайно, к моим словам следует относиться так, будто они вообще не были произнесены, и поэтому винить в данном случае некого». Никогда не следует говорить о других людях и тайных делах. Кроме того, в разговоре всегда нужно следить за реакцией собесед­ника.

* * *

     Основной принцип каллиграфии – не делать небрежных движений, однако при этом движения кисти могут стать неловкими и закрепощенными. Нужно пойти дальше этого и научиться умело отходить от нормы. Этим принципом надлежит руководство­ваться и в других делах.

* * *

     Недаром говорится: «Если хочешь загля­нуть в сердце человека, заболей». Ведь, когда ты болен или испытываешь затруд­нения, многие из тех, кто всегда дружил с тобой, предадут тебя. Всякий раз, когда ты оказываешься в неблагоприятных условиях, наблюдай за тем, кто из твоих друзей с готовностью оказывает тебе помощь. Впоследствии никогда не забывай тех, кто под­держал тебя в трудную минуту. Так можно многое узнать о своих знакомых. Ведь в этом мире есть люди, которые полагаются на других, когда испытывают затруднения, но впоследствии никогда даже не вспоми­нают о них.

* * *

     О том, хорош человек или плох, можно судить по испытаниям, которые выпадают на его долю. Удача и неудача определяются нашей судьбой. Хорошие и плохие дейст­вия – это Путь человека. Воздаяние за добро или зло – это всего лишь поучения проповедников.

* * *

     Однажды Мороока Хикоэмон должен был поклясться перед богами, что он беззаветно предан какой-то идее. Но он сказал:

– Слово самурая тверже металла. Пос­кольку я запечатлел это слово в себе, при­чем тут боги и будды?

После этого его торжественная клятва была отменена. Это случилось, когда ему было двадцать шесть лет.

* * *

Ссылка на комментарий

Меxаник

Самураи: факты и мифы

 

Ссылка на комментарий

Меxаник

Краткая история самураев: от рождения до харакири

 

Ссылка на комментарий

Меxаник

Знамена самураев

iamamoto-kansuke-utagava-iamamoto-kansuk

Ямамото Кансукэ гравюра

Спойлер

image.jpg

image.jpg

Типы знамен самураев

Спойлер

image.jpg

Спойлер

image.jpg

 

Ссылка на комментарий

Gulaev

Плачет Фукусима

Где вы, самураи?

Мы в сорок пятом...

Ссылка на комментарий

Меxаник
В 31.05.2024 в 20:23, Gulaev сказал:

Плачет Фукусима

Где вы, самураи?

Мы в сорок пятом...

Мне нравится это хокку:

О, с какой тоской
Птица из клетки глядит
На полет мотылька!
                                        (с)  Кобаяси Исса

________________________________________________________________

Интересный документальный фильм: Тайны замков самураев (2016)

Ссылка на комментарий

Gulaev
4 часа назад, Меxаник сказал:

Интересный документальный фильм: Тайны замков самураев (2016)

А я, когда скучно и грустно, пересматриваю старый фильм "Линкор Ямато":)

Ссылка на комментарий

Меxаник

Как делают меч катана. Японские кузнецы, традиционное ремесло

 

Ссылка на комментарий

Kreismalsarion
1 час назад, Меxаник сказал:

Как делают меч катана. Японские кузнецы, традиционное ремесло

 

Вообще у Японцев много интересных моментов и нюансов.

Ссылка на комментарий

Меxаник
В 10.06.2024 в 20:42, Kreismalsarion сказал:

Вообще у Японцев много интересных моментов и нюансов.

да, интересная, самобытная, островная страна

______________________________________________________________________________________________

     Когда случается что-то необычное, наив­но утверждать, что это – тайна, или предзнаменование каких-то будущих событий. Затмения солнца и луны, появление кометы или облака, которое развевается подобно флагу, снег в пятом месяце и молния в двенадцатом – все это случается каждые пятьдесят или сто лет. Все это имеет место в соответствии с круговоротом инь и ян. То, что солнце восходит на востоке и заходит на западе, также показалось бы таинствен­ным, если бы это не случалось каждый День. Но в действительности закат солнца ничем не отличается от его затмения.

Более того, после необычных событий именно потому случаются какие-то бедст­вия, что люди, увидев, например, комету, Думают о несчастье до тех пор, пока оно не случится. Став свидетелями такого события, они ожидают чего-то неладного и тем самым позволяют случиться очередному бедствию.

Знамения имеют место лишь в глазах смотрящего.

* * *

      Беспринципно считать, что ты не можешь достичь всего, чего достигали великие мас­тера. Мастера – это люди, и ты – тоже человек. Если ты знаешь, что можешь стать таким же, как они, ты уже на пути к этому.

Мастер Иттэй говорил: «Конфуций стал мудрецом потому, что стремился к учению с пятнадцатилетнего возраста, а не потому, что учился на старости лет». Это напоминает буддистское изречение: «Есть намерение, будет и прозрение».

* * *

     Воин должен быть внимателен в своих действиях и не допускать даже незначительных оплошностей. Более того, он должен быть внимателен в подборе слов и никогда не говорить: «Я боюсь», «На твоем месте я бы убежал», «Это ужасно!», или «Как боль­но!». Таких слов нельзя произносить ни в дружеской беседе, ни даже во сне. Ведь если проницательный человек слышит от другого такие высказывания, он видит его насквозь. За своей речью нужно следить.

* * *

     Когда смелость человека проникла в глу­бины его души, и когда ему чужды сомнения, тогда в нужную минуту он оказывается в состоянии сделать правильный ход. В зависимости от ситуации это проявляется в его поведении и разговоре. Слова человека очень важны. Они не должны раскрывать глубин его души. О душе человека люди судят по его повседневным делам.

* * *

     Древние учат, что человек должен при­нимать решение в течение семи вдохов и выдохов. Господин Таканобу сказал: «Если размышления длятся долго, результат будет плачевным». Господин Наосигэ сказал: «Ес­ли делать все спустя рукава, семь из десяти дел будут сделаны плохо. Воин все делает быстро».

Когда у тебя в уме нет постоянства, рассуждения никогда не увенчаются пра­вильным выводом. Обладая сильным, ясным и не мешкающим духом, ты сможешь при­нять любое решение в течение семи вдохов и выдохов. Но для этого нужно быть на­стойчивым и готовым сокрушить все на своем пути.

* * *

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 52
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 6899

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

Меxаник

Изначально идея создания темы пришла вовремя изучении книги Бусидо «Кодекс чести самурая». Эта тема о жизни самураев, их образе жизни, традициях, философии, правилах, которым придерживались самураи в

Меxаник

Философия Бусидо  

Меxаник

Самураи: факты и мифы  

Меxаник

Знамена самураев Ямамото Кансукэ гравюра Типы знамен самураев  

Меxаник

Во время битвы при Бунго к господину Таканобу из вражеского лагеря прибыл посланник и привез с собой сакэ и еду. Така­нобу пожелал отведать приношений, но приближенные остановили его, сказав: – Д

Меxаник

Полная история самураев: появление, катаны, бусидо и всё-всё-всё Как жили, сражались, менялись и исчезли культовые японские воины.

Меxаник

Кто такие самураи и куда они делись? Даже если человек не увлекается азиатской культурой, он все равно слышал слово самурай и представляет, что оно родом из Японии и обозначает древнего воина. И

Меxаник

Бусидо Бусидо (яп. буси-до, «путь воина») — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и морал

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...