Символика. Геральдика. Эмблематика. Вексиллология 🉐 - Страница 3 - Исторический форум - Strategium.ru Перейти к содержимому
Информация о выборах партий 5 января 2025 г. ×

Символика. Геральдика. Эмблематика. Вексиллология 🉐

Рекомендованные сообщения

Меxаник

В теме: отечественная и международная символика разных времен, элементы геральдики, эмблематики и вексиллологии, их пояснения, ссылки и обсуждение.

 

3.jpg

Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Меxаник
В 01.01.2024 в 22:47, Gulaev сказал:

Предков по линии отца, таких дальних, я просто не знаю. Казаки как-то этим не заморачивались.  Это по линии матери, там дворяне с родословной, длиннее, чем у какой-нибудь болонки. Первое упоминание, что получил "фона" как раз вернувшись из крестового похода. Вряд ли он там прославился милосердием и бескорыстием:madness:

если "фон", то это принадлежность к немецкому дворянскому роду или приставка к имени вождей из Камеруна. Да помотало, вашего брата- Гуляева по миру, еще и участник крестового похода...

Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

Gulaev
3 минуты назад, Меxаник сказал:

вашего брата- Гулява

Подумаешь, немецкий "фон"! Эка невидаль на матушке-Руси! У меня в роду есть польский полковник, шведский капитан и даже швейцарский садовник. Ах, да еще и княжна калмыцкая :)

Ссылка на комментарий

Меxаник

Флаг. Типы флагов
По своему назначению флаги могут быть:
— официальные;
— корпоративные;
— сигнальные;
— опознавательные;
— декоративные.
В вексиллологии различают следующие типы знамён (флагов):
Штандарт (от. нем. Standarte) — особый вид флага, имеющий полотнище правильной геометрической формы (обычно квадрат), символ государства, военного формирования. До 1917 года в России и других странах знамя кавалерийского полка, отличающееся формой древка и меньшим размером полотнища. Существуют также личные штандарты как символы власти королей, императоров, президентов, военачальников.

Спойлер

1.jpg

     Хоругвь (от монг. «оронго» — знамя, знак) — икона — т. е. священное знамя. Священное церковное знамя с изображением Спасителя, Божией Матери и особо чтимых святых, которое используется для ношения на крестных ходах и церковных торжественных богослужениях, хранятся в церкви возле алтаря. В некоторых храмах хоругви хранятся прикреплённые специальными кольцами к стенам или к напольным киотам.  Крепление полотнища хоругви имеет свои особенности: к горизонтальной перекладине крепится верхняя часть полотнища, которая закрепляется крестообразно на вертикальном древке. Нижняя часть полотнища хоругви имеют различные фигурные вырезы. Вид современной хоругви берёт начало от Византийского императора Константина I Великого (272–337 гг.), который распорядился украсить изображением креста своё царское знамя.
 

Спойлер

1.jpg

Слово «хоругвь» употреблялось также как устаревшее название войскового знамени.
 

Спойлер

1.jpg

      Флаг (от голл. «флагтух» — корабельное знамя) — символизирует объединения нации, государства, крупных международных сообществ и союзов (например, Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Международного Олимпийского Комитета и т. д.).
      Русское слово «флаг» применяется как отличительный знак государства, а также как отличительный знак морского или воздушного корабля, принадлежащего к военно-морскому или воздушному флоту.
     Употребление слова «знамя» используется как знак отличия организаций, военных частей и соединений.

     Прапор — представлял собой традиционное полковое знамя, вытянутое по форме со скошенным клином и обычно с каймой.
 

Спойлер

1.jpg

Бунчук (тюрк.) — это украшенное древко с золотым шаром и подвешенными прядями из конских волос и кистями на верхнем конце. Бунчук являлся символом власти гетманов и казачьих атаманов. Бунчук применялся как штандарт полководца и использовался в церемониях и выходах гетманов к народу.

Спойлер

1.jpg

     Вымпел — это узкий длинный флаг с возможным раздвоением на конце, который для обозначения государственной принадлежности поднимается на военных кораблях и используется в иных
случаях.
    Так, например, с разделением русского флота на три дивизии (ок.1700 г.) были введены соответственно андреевские вымпелы с белыми, красными и синими косицами. Белый вымпел на грот-мачте поднимали корабли, подчинённые адмиралу, синий на фок-мачте — подчинённые вице-адмиралу, красный на бизань-мачте — подчинённые контр-адмиралу

Спойлер

1.jpg

     На флоте используются различные вымпелы. Так, например, есть вымпелы — сигнальные флаги. Они используются на флоте для передачи визуальных сообщений между кораблями. «Флаги международного свода сигналов» были разработаны в 1857 году, и до 1887 года свод назывался «Системой кодовых сигналов для торгового флота». Первоначально свод состоял из 18 флагов. С 01 января 1901 года все морские государства приняли этот свод. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов.
      Эти вымпелы применяются как по отдельности, поскольку за каждым закреплено конкретное значение, так и в комплексе друг с другом, поскольку из них можно составлять сообщения. Вот несколько примеров таких вымпелов:

Спойлер

1.jpg

      Вообще вымпелы применяются широко во всех сферах жизни общества и имеют различные формы. Так, в советское время широко использовались наградные и переходящие вымпелы.

Спойлер

1.jpg

      Транспарант — это полотнище, закреплённое по краям на двух вертикальных древках.
      Бандероль — это прямоугольное, вытянутое по горизонтали полотнище, крепящееся при помощи шнуров. Бандероли обычно протягивают через улицы, между домами и т. п.
      Баннер — это тонкое и длинное, вертикально-вывешиваемое полотнище, крепящееся верхней кромкой к горизонтальной балке, либо
к вертикальному древку.
Флаг — части полотнища
Для понимания того, какой смысл несут в себе символы расположенные на флагах, необходимо знать как делится флаг на смысловые части.

Спойлер

1.jpg

      Ближнюю к древку или фалу часть принято называть древковой, дальнюю от древка — вольной (в смысле не прикреплённой к чему-либо).
     Флаг обязателен к размещению на древке. Та часть флага, которая крепится к древку, называется шкаторина. Термин имеет морское происхождение и обозначает кромку паруса, подкрепляемую для прочности 2–3 слоями ткани, а в некоторых случаях стальным или растительным ликтросом.
    Ближняя к шкаторине часть флага традиционно именуется головкой.
       Одна из сторон полотнища именуется лицевой. Вторая — оборотной. Как правило, лицевой считается сторона, разворачиваемая вправо от древка.
      Верхняя левая четверть полотнища у древка называется кантон — canton — в европейской геральдике квадрат в верхнем левом от зрителя углу щита. В России эта часть полотнища обычно называется крыж — это очень точный термин, поскольку его основные значения «кружок» или «крест» обозначают понятие «отметка». Т. е. крыж на флаге обозначает ту область флага, в которой находится или отсутствует какой-либо специальный знак. Кроме того, крыж — это область флага, выделенная цветом или обведённая каёмкой другого
цвета, что также является символьным знаком.
      Кантон — общее понятие, просто обозначение почётной части флага, даже если эта часть не выделена цветом. Однако в вексиллологии имеет значение как присутствие знака в крыже, так и его отсутствие. И русский термин «крыж» сразу привлекает внимание к тому, какой символ помещён в почётной части флага или сразу же указывает на его отсутствие.
      Размещение какого-либо государственного флага в крыже флага
другого государства указывает на вассальную зависимость этого государства от того, чей флаг помещён в крыже государственного флага. Это аналогично тому, как на флагах государственных ведомств в крыже помещается уменьшенный государственный флаг, а морские офицеры помещают военно-морской флаг в крыже своих должностных флагов.
     На полотнище флага выделяют кромки: верхнюю, нижнюю и вольную; а также четыре угла.
     Если флаг имеет в вольной части полотнища треугольный вырез, то получившиеся в результате этого треугольные концы флага называются косицами.

     В мiре распространены государственные флаги на основе сочетания цветных полос, расположенных по вертикали или по горизонтали. Полосы на флаге перечисляются сверху вниз, либо от древка к вольной кромке. Например, флаг России с горизонтальными цветовыми полосами — «бело-сине-красный», а флаг Франции с вертикальными цветовыми полосами — «сине-бело-красный».

    Международно-признанным понятием является триколор, т. е. флаг из трёх цветных полос. В настоящее время триколоры являются флагами более 50 государств мiра.
    При вертикальном вывешивании флага, состоящего из горизонтальных полос, его верхняя полоса должна располагаться слева от зрителя, а нижняя — справа.

Спойлер

1.jpg

       Вертикальное вывешивание флага осуществляется в исключительных случаях.
      На полотнище флагов могут изображаться различные символы, рисунки. В частности, в христианских странах распространены флаги с разного рода крестами. Прямой крест, несколько сдвинутый к древку, традиционно именуется скандинавским (такой крест несут флаги государств Скандинавии: Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии).
В исламских странах на флаг часто помещаются полумесяцы и звёзды.
      По функционалу флаги в пределе делятся на
— коммуникационные — к ним относятся флаги коммуникационного назначения: сигнальные флаги, вымпелы, транспаранты, бандероли, баннеры;
— государственные — к ним относятся флаги государств, государственных союзов, государственных ведомств и т. д., и
— общественные — к ним относятся флаги спортивных команд, в том числе и Олимпийский флаг, флаги общественных организаций, в том числе и такие как ЮНЕСКО и ООН, и т. д.

Спойлер

1.jpg

        Размещение рисунков на общественных флагах никак не регламентируется. Можно изображать на флаге всё, хотя и не рекомендуется помещать на полотнища флагов надписи или  портреты.
      А вот помещаемые на флагах государств символы и их положение на полотнище строго регламентировано, поскольку через флаг государство сообщает «граду и мiру» о том, какое положение оно занимает в межгосударственных отношениях.
     Также необходимо сказать несколько слов о вывешивании флагов. Обычно флаг крепится специальными кольцами на шкаторине, предназначенными для крепления полотнища к тросу. Эти кольца называются люверсами. Иногда крепление полотнища выполняется с помощью петель.
    Для крепления флага к древку, как правило, используется, так называемый, карман, который делается в древковой части полотнища — флаг сверху надевается карманом на флагшток.

    В вексиллологии существует понятие «знамённого комплекса», который составляют как само полотнище, так и различные украшения и конструктивные элементы знамени.
    Полотнище — основная часть знамени. Обычно полотнище знамени изготавливается из двух отрезов ткани, сшиваемых по периметру.
    Флаг часто имеет бахрому — украшение, которым обшиваются края полотнища с висящими нитями, мягкими волокнами или плетением.
    К древку оно прибивается специальными знамёнными гвоздями.
    Часть полотнища, обёрнутая вокруг древка и предназначенная для крепления к последнему, именуется запас.
    На вершине древка крепится навершие или острожник — обычно это металлическая фигура в виде наконечника копья, шара, звезды и т. п. Навершие крепится к древку с помощью трубки, к ней же, кстати, крепятся шнуры с кистями и ленты (с памятными надписями или орденские).
    Ниже древка на знамени крепится скоба — металлическое кольцо, на котором традиционно гравируют памятные надписи (в Российской Армии — краткую биографию воинской части).
     Внизу к древку прикреплён подток — это опора для знамени, выполненная из твёрдого материала.
     В состав знамённого комплекса входит также предохранительный чехол знамени и панталер (бандалер) — перевязь через плечо знаменосца, предназначенная для ношения знамени, которая также является элементом обмундирования ассистентов знаменосца
 

Спойлер

1.jpg

Внутренний Предитор СССР- Государственные символы и государственный суверенитет

Ссылка на комментарий

Меxаник

       Заканчивая изучение книги: «Внутренний Предитор СССР- Государственные символы и государственный суверенитет», хотел бы разместить публикацию, заинтересовавшей меня открытки и её описания, как образец пропаганды того времени.

            Название переводится примерно так — «Союз (лучшие друзья) воюющих стран (провинций)».

Спойлер

1.jpg

 

            В европейских странах она фигурирует под названиями «Антикоминтерновский пакт» и «Тройка- лучшие друзья». Открытка посвящена присоединению 06 ноября 1937 года фашистской Италии к «Антикоминтерновскому пакту», заключённому нацистской Германией и милитаристской Японией 25 ноября 1936 года. Это объединение носило названия «Антикоминтерновский пакт», «Тройка», «Страны Оси».

            На открытке (и созданном на её основе агитационном плакате) изображены стоящие кругом и танцующие (или марширующие) дети, размахивающие флагами нацистской Германии (III Рейха), фашистской Италии и милитаристской Японии. Дети танцуют/маршируют и размахивают флагами под портретами фюрера III Рейха Адольфа Гитлера, премьер-министра милитаристской Японии Фумимаро Коноэ и итальянского дуче Бенито Муссолини.

            В 1940 году открытка и плакат получили «второе рождение» в связи с заключением, нацистской Германией (III Рейхом), милитаристской Японией и фашистской Италией 27 сентября 1940 года «Берлинского пакта 1940 года», известного также как «Пакт трёх держав 1940 года» или «Тройственный пакт».

Ссылка на комментарий

Меxаник

Деления щита.

Часто щит бывает разделен на две и более частей. Деление щита может быть простым и составным.
 

Спойлер

1.jpg

      На щитах гербов можно увидеть самые разнообразные изображения. На языке геральдики их nринято называть фиrурами. Различают геральдические и негеральдические фигуры. Необходимо отметить, что геральдическими фигурами называются те части nоверхности щита, которые выделяются nри делениях и окраске. Все геральдические фигуры делятся на nервостеnенные, кресты и второстеnенные. Первостеnенными геральдическими фигурами называются наиболее часто встречающиеся деления щита, образованные горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. К ним относятся глава, столб, nояс, nеревязь сnрава и слева, строnило.

Спойлер

2.jpg

      Кресты - вторая гpynna геральдических фигур, достаточно обширная ввиду разнообразия форм. Многие считают, что символика креста связана с христианской религией. Однако кресты равноконечные с расширенными концами довольно часто встречаются на nамятниках дохристианской зnохи. Разновидностей изображения креста очень много, наиболее часто  встречающимися являются: простой крест, nростой укороченный, патриарший, костыльный, лаnчатый, раздвоенный, трилистный, якорный, Андреевский.

Спойлер

3.jpg

     К второстепенным геральдическим фигурам относят различные геометрические фигуры. Это кайма, квадрат, острие (треугольник), nирамида, брусок и гонт (прямоугольник), ромб, безант (круг), кольцо. Если квадрат или треугольник (клин) расnоложен в одном из четырех углов щита, тогда данную фигуру называют вольной четвертью, которая воnреки названию отнюдь не является четвертью и размером гораздо меньше, чем четверть герба nри четверочастном делении. Как и вольная четверть, кантон свидетельствует о древнем nроисхождении герба и nредставляет собой уменьшенную коnию вольной четверти. К этой же гpynne относятся условно изображаемый элемент рыцарского снаряжения - титло и nомещаемый в центре основного щита маленький щит, который в геральдике именуется щитком.

Спойлер

4.jpg

5.jpg

Бортник О.И- Геральдика мира

Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

Меxаник

     Обычно щит украшен фигурами или делится на разно ­цветные части ; для того, чтобы было легче разобраться в их расположении, каждая из частей щита получила своё название. Его верх именуется главой , низ - оконечностью. Кроме того, у щита есть правый и левый край; но тут следует учесть, что в геральдике правую и левую стороны определяют относительно рыцаря, который закрывается гербовым щитом от вражеских ударов (и относительно самого щита ). Поэтому правая сторона щита (и всего герба) находится слева от зрителя, а левая - справа.
     Там, где края встречаются с главой и оконечностью, располагаются углы щита (об этом не так-то просто догадаться, если щит изображён круглым!).

      Наконец, середина щита называется сердцем. Иногда часть щита на границе главы и сердца именуется почётным местом, а граница сердца и оконечности - чревом.
      Подобно странице книги, щит «прочитывается» справа налево (геральдически!) и сверху вниз.

1.jpg

      Основные способы разделения (разбивания) щита на разноцветные части получи ­ли названия, напоминающие о боях, о метких ударах и разрубленных доспехах.

   Медведев М.Ю- Геральдика или истинная наука о гербах

Ссылка на комментарий

Меxаник

Печать Лжедмитрия I

       Оказавшийся на российском престоле «царевич Дмитрий Иванович» не собирался менять праотеческой государственной символики, но политическая его сущность воплотилась в откровенно западные нововведения. Во-первых, государство стало официально называться Московским , что выглядело привычным в Польше , Литве и Ватикане, но в корне подрывало идеологические претензии Государей Всея Руси на все древние русские территории. Во-вторых, к известному уже по обряду венчания на царство Федора Ивановича скипетру добавилась хрустальная булава жены первого Самозванца с цевьем из слоновой кости. В-третьих, в отечественной символике ненадолго промелькнула некая «императорская» корона Лжедмитрия, происходившая, скорее всего, из Речи Посполитой. Некая диадема была возложена и на голову «царицы» Марины Мнишек, но это иноземное новшество тут же было забыто при Василии Шуйском. Печати и Лжедмитрия I, и Лжедмитрия II сохраняли прежнюю российскую символику, за ис­ключением одной, на которой помимо привычных уже двух корон на главах орла появилась еще и третья — королевская. На другой печати Лжедмитрия I трехстрочной легендой окружен орел с двумя коронами над головами, между которыми помещен Голгофский крест. Сохранилась и печать Лжедмитрия II с изображением всадника, поражающего копьем дракона. Эта специально вырезанная для него печать претендовала стать общегосударственной.
     Во всем облике данной печати — и в иконографии орла, и в форме сердце во го щита, и в третьей — «королевской», или «императорской», короне, и в стилистике букв надписи и декора вокруг
1.jpg

нее сквозит иноземное, скорее всего польское, происхождение. С особой отчетливостью это проявляется в форме воздетых вверх крыльев орла с преувеличенно крупными перьями, что характерно для всей западноевропейской геральдики. Напомним, что в массе изображенных на рыцарских гербах орлов одно крыло могло вмещать всего по 3—4 крупных пера. Затем необычный для московской геральдики абрис сердцевого щита, в котором поражающий змия всадник скачет вправо. Русская иконография всадника-змееборца позволяет целиком увидеть взмах правой руки с копьем, втыкающимся в раскрытую пасть поверженного змия. Западноевропейская традиция герба складывалась в других условиях: при надетом на левую руку щите рыцаря любые из изображенных на нем «живых» гербовых фигур должны были быть обращены головами вправо для того, чтобы повторять общее со всадником направление движения , иными словами, шествовать, скакать, лететь к правому краю рыцарского щита— именно в том направлении, что и сам рыцарь. При направленном к левой стороне щита, обратном направлении движения гербовой фигуры, таковая называлась убегающей. На этом типичном примере становится очевидной несовместимость многих правил русской и западноевропейской геральдик. В последующие века массового российского герботворчества целый ряд самобытных особенностей отечественных гербов во внимание не принимался — все захлестнула геральдическая (и не только!) германофилия.
      Иностранное происхождение печати Лжедмитрия I лишний раз подчеркивается чуждой русским традициям короной — отнюдь не великокняжеской шапкой Мономаха и не пятилепестковой царской (изображавшейся в таком виде, ка к правило, на миниатюрах и иконах). А круговая надпись не оставляет сомнений в том, что эту печать составлял и резал нерусский человек: "Дмитръ Ивановичъ Боъю милостую царевичь Московски". К тому же использован не древнеславянский шрифт , характерный для печатей всех русских государей XV - XVII вв. а несвойственное Руси того времени начертание букв, близкое к гражданскому письму XIX в. Все эти детали, трудно различимые для неспециалиста, но получившие некогда статус государственных символов, доказывают неразрывную связь символики с проводимой на каждом отрезке истории Отечества государственной политикой.

Силаев А.Г- Истоки русской геральдики

Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

Меxаник

Орел

      В Византийской империи орёл стал одной из императорских эмблем и со временем приобрёл вторую голову. До сих пор до конца не понятно, почему это произошло. Скорее всего, двуглавый  орёл был принят в память о времени, когда Византией управляли два императора, и символизировал единодушие этих императоров и всех византийцев: голова у каждого своя, а сердце одно на всех. Над каждой из голов помещалась корона. Большая корона венчала всего орла.

     Многие считают, что двуглавый орёл был гербом Византии; но ни правил геральдики, ни гербовых обычаев византийцы не знали и не признавали. Кстати, именно поэтому разные авторы
по-разному описывают цвета византийского орла - в действительности строго определённых цветов он никогда не имел.

Наиболее известен вариант с золотым орлом на красном фоне - просто потому, что в Византии царственную птицу часто вышивали золотом на дорогой ткани, а красная ткань считалась самой роскошной. Повседневная жизнь византийского орла тоже не была по-настоящему гербовой: императоры никогда не помещали его ни на щитах, ни на своих печатях.

В гербах западных рыцарей орёл с двумя головами изредка встречался еще на заре геральдики; в это время он не считался связанным ни с императорским саном, ни с Византией. Таков червлёный орёл в гербе французского рода Бусико.

Спойлер

1.jpg


     Но со временем двуглавый орёл византийских монархов понравился и западным императорам . Дело в том, что с Х века западной римской империей управляли германские короли. Каждый из них имел право стать императором, но не каждый успевал за время своего правления добраться до Рима и короноваться императорской короной. Те, кому это удавалось, были рады отразить это в своем гербе. Как вы помните, первоначальным гербом Римской империи был чёрный орёл в золотом поле. На этот герб имели право все германские короли, вне зависимости от того, короновались они в Риме или нет. Со временем появилась идея: оставить одноглавого орла германским королям, которые ещё не успели короноваться, а императорского орла сделать  двуглавым.

Спойлер

1.jpg


     В начале XV века император Сигизмунд Люксембургский окончательно узаконил это изменение . Вскоре он добавил к каждой из голов нового орла по золотому нимбу. Этим Сигизмунд желал показать, что управляемая им держава благословлена небесами и священна (ее так и называли: Священная Римская Империя).
    Когда римский орел стал двуглавым, знатоки и любители геральдики увлеклись и стали искать повода для того, чтобы добавить третью голову. Вспомнили об императоре Фридрихе II, который правил задолго до Сигизмунда и был не только королем Германии и императором Рима, но и монархом Иерусалимского королевства. Первая попытка сделать императорского гербового орла двуглавым относится именно ко времени Фридриха; только тогда эта попытка не возымела успеха. Зато в XV веке многие геральдисты поспешили заявить, что обладатель трёх
таких корон должен был бы иметь в гербе трёхглавого орла". Едва ли не единственный след этой гербовой фантазии мы находим в сегодняшнем гербе Вайблингена - небольшого округа в Германии, когда-то входившего в родовые владения Фридриха II.
    Что касается одноглавого орла - доставшись германским королям, он со временем стал обозначать не Рим, а Германию, и сегодня именно его мы встречаем в Германской республике.
В конце XV века двуглавый орёл появился на печатях Великого князя Всея Руси Иоанна III. Поводом для этого была женитьба великого князя на византийской принцессе, а причиной - желание Иоан на ни в чём не уступать Римскому императору . Неудивительно, что первый русский орёл был похож на своего византийского собрата , но употреблялся по-западному, на печати.
     Со временем вид орла менялся - и на западе, и в России. В XVII веке орёл царя Московского обычно изображался с тремя коронами, со знака ми царской власти - скипетром и державой - в лапах, со щитком на груди; в щитке красовался царь на коне, поражающий дракона. Дракон символизировал врагов царя

Спойлер

1.jpg

и страны. Всё это было похоже на герб, но гербом не было.

     Цвета орла и фона, на котором он должен помещаться, всё еще не были определены (хотя чаще всего орёл был золотым или «натуральным» и помещался на белом или красном фоне). Настоящий герб Россия получила только при Петре I, который в подражание императору Римскому установил чёрную тинктуру для орла и золотую - для поля. Эти цвета герба сохранялись и
при преемниках Петра на российском престоле. В начале XIX века Римская империя распалась под ударами войск Наполеона, при этом её последний император не захотел терять свой титул и поспешил провозгласить оставшиеся в его руках владения (Австрию, Венгрию, Чехию и другие земли) Австрийской империей; а гербом этого государства стал немного изменённый орёл императоров Римских.
     Не надо думать, что двуглавый орёл помещался только в гербах императоров и империй. В 1914 году, например, кроме монархов России и Австрии, его имели в гербе и три короля -Сербский, Черногорский и Албанский, а также князь Шварцбургский и, кроме того, вольный город Любек. Почему речь идёт именно о 1914 годе? Потому что в этом году началась первая мировая война; за ней последовала череда революций и реформ, и судьбы многих гербов существенно переменились". Вероятно, вы заметили, что цвет орлиных лап, клювов и языков может отличаться от цвета самого орла. В геральдике существует специальное название для тех частей тела у животных, которые выделяются другим цветом - их именуют вооружениями.
     У геральдических птиц вооружениями, как правило, бывают клюв, лапы, а также язык (если только его не описывают отдельно). Часто на теле орла появляется еще одна деталь, выделяемая другим цветом - крыловая дуга.
    Иногда крылья орла изображаются опущенными, иногда - расправленными и воздетыми. В средневековой геральдике между этими позициями не проводилось никакого различия. Да и в наши дни зелёный орёл английского рода Монтремеров или шахматный орёл княжества Моравского появляются то с поднятыми, то с опущенными крыльями. Но иногда действуют
другие обычаи; например, крылья у государственного германского орла непременно опущены, а у русского - подняты. По ­этому сегодня некоторые гербоведы предпочитают определять
позиции крыльев (например, орла с поднятыми крыльями считать обычным и никак специально не описывать, а орла с опущенными крыльями называть взлетающим). Этот обычай действует и в России.
    Как правило, орёл поворачивает голову геральдически вправо. Представьте себе орла на щите, а щит - на боку рыцаря; если бы орёл был развёрнут влево, получалось бы, что он смотрит куда-то назад, в то время как его хозяин скачет вперёд... По этой же причине все живые существа в геральдике развернуты вправо (правило поворота). Это не значит, что исключений не бывает; напротив, их множество. Но такое отступление от правила обязательно следует упомянуть в описании. Поэтому орёл с мечом и якорем в гербе русских дворян Прончищевых -

Спойлер

1.jpg

обернувшийся. Орёл может быть изображён и в пояс, как на щите швейцарцев фон Эптингенов. В принципе орла можно изобразить и с головой, обращённой прямо (то есть на зрителя, анфас; такой поворот головы блазонируется словом «настороже»). Но у орла настороже пропадает его замечательный профиль, а потому такая позиция почти не встречается в геральдике.
      Если лапы орла развёрнуты в одну сторону, то его именуют обращённым (вправо, как в гербе сибирского города Нерчинска, или влево) . Наконец, в гербе финляндских дворян Орнов орёл не только обращён влево и оборачивается, но и имеет закрытый лёт. Лётом в геральдике называют пару крыльев.
     Часто в гербах можно встретить части орла - голову, лапу, лёт (как в гербе французского рода д'Арно) или одно крыло. Лапа с крылом пришла из польской геральдики в русский герб графов и дворян Блудовых. А иногда, наоборот, орёл оказывается изображён без клюва, языка и лап. Тогда он именуется алерионом. Едва ли не самые знамени­ тые алерионы украшают герб герцогов Лотарингских . Этот герб - гласный, хотя догадаться об этом не просто. По-французски Лотарингия - это Lorraine. Если посчитать две буквы за одну (как часто делали в Средние Века) и поставить их в другом порядке, получится alerion - алерион.

     Орёл в щите не очень-то похож на орла в небе. Точно так же и гербовые львы мало походят на настоящих. Как и подобает геральдическим животным, они живут по своим, особым обычаям.

Медведев М.Ю- Геральдика или истинная наука о гербах

Ссылка на комментарий

Меxаник

      Лев

      Ни одно животное не встречается в гербах так часто, как лев - то вставший на дыбы, то крадущийся, то прыгающий. Всё это можно блазонировать, пользуясь специальными названиями, установленными в геральдике для четвероногих тварей. Чёрный лев графства Фландрского - восстающий, а лазоревые львы герцогства Шлезвигского - идущие. В гербе шотландского графства Ангусского мы видим червлёного идущего льва настороже, а золотой лев княжества Сайнв Германии - восстающий настороже.

Спойлер

1.jpg

     Фландрский лев, например, это просто лев, а ангусский - это леопард. Шлезвигские звери - леопардовые львы, а в гербе Сайна находится львиный леопард. Может показаться, что  средневековые люди были не способны понять разницу между львом и леопардом. Но на самом деле они просто чувствовали разницу между тем, что есть в природе, и тем, что может быть в геральдике.

Спойлер

1.jpg


     Самый знаменитый и замечательный из русских львов - это, конечно , львиный леопард великого княжества Владимирского, держащий в лапах крест. Почти так же выглядит львиный леопард и в гербе города Владимира-на-Клязьме (только крест он держит одной лапой и корона у него на голове выглядит иначе). Собственно, слова «лев» и «леопард» обозначают в геральдике не разные виды животных, а разные положения головы . Точно так же «львиный» и «леопардовый» - это не более чем обозначения того, как расположены туловища и лапы зверей .
     Существует и множество других поз. В гербе ирландских баронетов Мак-Магонов - три леопардовых льва, из которых два - обернувшиеся. В гербе Курземе (одной из провинций Латвийской республики) мы видим льва, обращённого влево, а англичане Эттуотеры украсили свой герб двумя сидящими сообращёнными леопардами, имеющими одну голову. Довольно часто хвост льва оказывается раздвоенным - как, например, в гербе Чехии. А щит королевства Далматинского украшен тремя головами леопардов - две и одна. Среди других замечательных львов: лежащий лев (под орлом) в гербе Белгородской области; двуглавый лев англичан Мейсонов; лев, обременённый шахматными перевязями в гербе родичей легендарного дона Жуана - рода де Тенорио; лев в капюшоне немцев Крамеров; львиный леопард с завязанным хвостом итальянских графов Барелли; три лазоревых леопарда Эстонии".

Спойлер

1.jpg

Медведев М.Ю- Геральдика или истинная наука о гербах

Спойлер

1.jpg

Бортник О.И- Геральдика мира

       В классической геральдике лев, этот царственный хищник, занимает одно из первых мест. Лев - олицетворение силы, власти, могущества, излюбленный образ королей и князей. При этом, однако, нельзя не заметить, что старые трактаты путали льва с другим царственным хищником - леопардом Понадобилось выработать специальные правила, помогающие отделить одного от другого.

Спойлер

1.jpg

      Так, подлинный лев обычно стоит на задних лапах и повернут мордой к правому борту щита (если повернут влево - это «перевернутый лев»). Лев может быть «поставленный» (на четыре лапы), а также «сидящий». Если же лев идет на трех лапах, а голова его повернута в фас, то это уже не лев, а «леопард». Но повернул леопард морду в профиль - и он превратился в «леопардового льва». Если же лев обратил морду к зрителю, он тут же опять меняет название и становится «львиным леопардом». Есть в чем запутаться! Недаром даже искушенные художники-миниатюристы иной раз ошибались и смешивали одну фигуру с другой. Так, на миниатюре, представляющей посадку крестоносцев на корабли, среди прочих дается герб английского короля: "три золотых леопарда на красном поле».

Спойлер

1.jpg

       Однако художник дал морды леопардов в профиль, вследствие чего они стали «леопардовыми львами»! Ошибка случайная или нарочитая (для
усиления зрительного восприятия), но в любом случае - головная боль для последующих поколений!
     Но и это еще не все. геральдика знает три странных гибрида, связанных с именем льва: ЭТО - «морской лев» с хвостом рыбы, «драконолев» с хвостом дракона и «грифон» - полулевполуорел.

Спойлер

1.jpg


      Геральдический лев подвержен всякого рода мелким изменениям: он может быть «коронованным», «вооруженным», если его когти цвета, отличного от тела, «смирным», если ОН без
когтей и языка, «бесхвостым» или "двухвостым";; а если в щите помещены три льва и более, то это уже не львы, а «львята».

     Левандовски А.П- В мире геральдики

     Львы были популярны еще на заре геральдики - возможно, 'О они были самой первой геральдической фигурой. Когда Жоффруа, графа Анжуйского, его тесть, король Генри I Английский, производил в рыцари в 1127 году, тому даровали щит, на котором были изображены золотые причудливые львы. Лев, который считался царем животных, был, естественно, любимым символом у воюющих людей средневековой Европы. Кроме того, он заслуженно мог быть отнесен к одни из наиболее экзотичных животных в средневековых геральдических зверинцах.

   

Спойлер

1.jpg

   Все позы или наклоны геральдической фигуры называются «позициями», и это ообенно отноится к живым существам. Неудивительно, что льву позволено иметь наибольшее количество таких геральдических позиций - некоторые писатели насчитываю их не менее 60. Кроме своей позиции, лев или любое другое существо может также различаться характерными признаками.

Спойлер

1.jpg

Например, лев шагающий (позиция) может также быть «с языком другого цвета» (то есть с языком, изображенным в тнктуре, отличающейся от обычного червленого) и «вооружен» клыками и когтями.

Слейтер- Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия

Ссылка на комментарий

Меxаник

      В геральдике леопардом называется лев настороже. А если в гербе изображают настоящего леопарда, то именуют его барсом.

      В псковском гербе, например, мы видим идущего барса. Над ним - благословляющая десница Божия (в городском гербе - в виде раскрытой ладони; в земельном гербе благословение «двуперстное»).

      А вот геральдическая пантера существенно отличается и от барса, и от леопарда. Согласно древнему поверью, пантера источает чудесное благоухание и потому её любят и считают «своей» все животные. Желая проиллюстрировать эту легенду, средневековые люди составили геральдическую пантеру из нескольких животных: отчасти она похожа на льва, отчасти - на орла, морда

(кроме пасти) подобна конской, а на голове красуются бычьи рога. Труднее всего было изобразить запах, но удалось и это: его роль сыграли языки пламени. Самая знаменитая пантера украшает герб герцогства Штирийского в Австрии.

Спойлер

1.jpeg

      Ещё один замечательный геральдический зверь - это грифон, состоящий из львиных и орлиных частей (впрочем, его острые торчащие уши не похожи ни на львиные, ни на орлиные). В образе грифона соединяются царь зверей и царь птиц, земля и небо. Червлёный грифон герцогов Померании - один из самых знаменитых в геральдике. В гербах множества княжеств, входивших во владения герцогов Померанских, тоже можно найти грифонов - самых разнообразных, в том числе и одного пятикратно скошенного слева - это герб герцогства Померанской Вандалии.

      Часто в гербах встречаются драконы - с перепончатыми крыльями, парой могучих лап и торчащими ушами (кстати, уши могут изображаться у всех гербовых пресмыкающихся). «В серебре чёрный дракон с червлёными крыльями, языком и концом хвоста, и золотыми клювом и когтями» - герб царства Казанского. Обычно у драконов нет клювов, но исключения вполне возможны. Четвероногий дракон именуется крылатым змеем (или просто змеем). На первый взгляд дракон и змей - несимпатичные существа, подходящие разве что для обозначения злобы, гнева и других пороков. Но иногда и змей, и дракон оказываются символами силы, правосудия и благополучия. Дракона считают одной из эмблем легендарного короля Артура.
     Не следует путать змея со змеей, которая тоже играет в геральдике существенную роль. Обычно она изображается ползущей, как в гербе Висконти, герцогов Миланских (здесь она пожирает - а, может быть, и изрыгает - ребенка).

Спойлер

1.jpeg

      Сродни драконам и змеям свирепые василиски, многоглавые гидры (символ раздоров и революций) и другие чудовища; обычно их помещают в щите для того, чтобы показать: вот с какими омерзительными врагами борется хозяин герба, вот кого он побеждает...

     Единорог - напротив, одно из прекраснейших гербовых существ. Он могуч и грациозен. Издревле он служит символом благородства, непобедимости, рыцарственного отношения к дамам. В теле единорога соединены конские и козлиные черты, хвост подобен львиному, а посередине лба красуется витой рог. Таков восстающий (переменных цветов) единорог чешских баронов
Уездских. Правда, в России и Польше единороги часто имеют конские хвосты.
     Не совсем обычен вид антилопа, или геральдической антилопы (её нетрудно узнать по зазубренным рогам; в гербе английского рода Дайтонов она имеет переменные цвета в рассечённом поле). Впрочем, антилопа может быть и натуральной - то есть выглядящей более естественно.
     Самая причудливая гербовая птица - это, несомненно, мерлета (что по-французски означает «маленький дрозд»). Мы находим их в гербе старинного рода Богарне. Мерлета - несчастное существо с взлохмаченными перьями, без ног и клюва, а иногда и со сквозной дырой вместо глаза. Она могла обозначать тяжесть ран, полученных в боях, или тяжёлое положение, в котором оказался обладатель герба.

    Не менее интересен гербовый страус. Почти всегда его клюв сжимает подкову, как в гербе австрийского города Лёбена, гвозди или ключ в знак того, что неприхотливый страусиный желудок, согласно старинному поверью, способен справиться даже с такой пищей. Но гораздо чаще самого страуса в гербах можно встретить его перья - обычное украшение шлемов, а иногда и щитов.

Спойлер

1.jpeg

      Журавль в щите латвийского города Гробиня - символ бдительности; это тоже объясняется старинной легендой: ночуя, журавли выставляют часовых; боясь задремать, часовой стоит на одной ноге, а в поднятой держит камень, заменяющий ему будильник. Стоит журавлю на посту забыться - камень падает с шумом. Поэтому журавлей обычно изображают с «бдительностью» в лапе.
     Павлин - символ гордости, победы и бессмертия. Но в гербе города Серпухова он появился попросту потому, что когда-то монахи разводили там живых павлинов. Хвост павлина обычно изображается зелёным с натуральными «глазками». Перечислить всех животных, встречающихся в геральдике, просто немыслимо. В гербе Жемайтии (старинного княжества Самогитского) в Литве мы встречаем восстающего медведя, в гербе графского рода фон Хойя - медвежьи лапы, а в гербе немецкого семейства Пербандтов сидящий медведь беседует с ежом. Червлёный обращённый олень - герб венгерских графов Шемшей. Волк может появиться целиком (у португальцев Куэйнаду) или только показать свою пасть (в гербе чешских князей Кинских - три выходящих из левого нижнего угла и загнутых вправо волчьих зуба).
 

Спойлер

1.jpeg

      В гербе великих герцогов Мекленбургских - немецкого рода, происходящего от славянских князей, - мы видим оторванную бычью голову, а в гербе княжества Верле, входившего в состав Мекленбурга - отвлечённую голову быка в левую перевязь. Впрочем, попадаются и животные «попроще». Графы Цеппелины гордятся ослиной головой в лазоревом щите, а венгерский род Чорон - семейной сценой из жизни свиней.
     Из домашних животных особого внимания заслуживают собаки. Существуют три традиционные геральдические собачьи породы: это гончие, волкодавы и лопоухие сторожевые псы; примерами могут послужить гербы французских маркизов де Николе, германских графов Тоггенбургских и англичан Уолсли. Кроткий и беззащитный ягнёнок - символ Христа, Который предпочёл спасти мир не силой, а уговорами.

Спойлер

1.jpeg

1.jpeg

Медведев М.Ю- Геральдика или истинная наука о гербах

Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

Меxаник

      Среди водных тварей самые царственные - дельфины. Из-за внешнего сходства геральдисты причисляют их к рыбам и часто изображают с жабрами, как в гербе французской провинции Дофинэ (на латыни она называется Дельфинатус): «лазоревый, вооружённый червленью дельфин в золотом поле». Именно такова обычная поза геральдической рыбы.

     «Подводную» геральдику мы находим в гербах немецких князей Сальмских два  противообращённых лосося; латинское ( название этой рыбы - «сальмо»), чешского города Литовля (карп и щука в столб), немецких баронов Граднеров (рыбий скелет в пояс) и многих, многих других. Летучие рыбы иногда изображаются с птичьими крыльями (чему примером служит приводимый здесь герб немецких графов фон Брокдорфов).

     В Средние Века люди, ехавшие за море поклониться христианским святыням в Палестине, в память об этом нашивали на одежду ракушки. Многие рыцари, совершавшие такое путешествие, украсили свои гербы раковинами; им стали подражать другие, и раковины в гербах расплодились до чрезвычайности. Три чёрных раковины в их обычном геральдическом виде украшают герб австрийских князей фон Меттернихов.

Спойлер

1.jpg

1.jpg

       Из мелких тварей в гербах чаще всего встречаются трудолюбивые пчёлы, хотя место находится и для бабочек, и для комаров, и для пауков - как в гербе англичан Четтлов. Особое место в геральдике занимают полуживотные- полулюди.

      Кентавры почти всегда изображаются стреляющими из лука; в гербе литовских князей Гедрайтисов кентавр целится в собственный змееподобный хвост. Женщины - рыбы называются сиренами; часто они держат в руках зеркало и гребень. Орёл с человеческой головой - это гарпия. В гербе города Нюрнберга императорский орёл и портрет императора в короне соединились в одной фигуре - получилась гарпия. Но обычно гарпия имеет девичьи голову и грудь. В геральдической фауне есть и свои редкие животные. Некоторые из них пришли из мира сказок и легенд, как ужасные мантикоры и могучие ялы; некоторые известны только в геральдике - например, энфилды и апры, или изображенный здесь чудовищный дракон сеньоров Мондрагонских. Он имеет человеческую физиономию его грива и борода состоят из змей. Другие, напротив, существуют на самом деле , а в геральдике почти не по ­ являются - как, например, скопы, травники и вырезубы,

Спойлер

1.jpg1.jpg

 

с которыми можно столкнуться в русских городских гербах. Чтобы свободно разбираться в гербовой живности, гербоведу - тем более, геральдическому художнику - приходится заглядывать и в старые геральдические трактаты, и в книги по биологии. Иногда, стараясь привести в порядок всё, что попадается под руку, геральдисты разделяют геральдических животных на естественных и фантастических. Но это попросту неверно : для создавших геральдику средневековых людей - а, значит, и для самой геральдики - дракон был так же реален, как волк, а крокодил так же сказочен, как Мальчик-с-пальчик . Кем считать гербовую антилопу и леопарда - естественными или фантастическими тварями? А зайцы, играющие на волынках, в гербе
английского рода Фитц-Эркалд? Это всего лишь обычные зайцы; но геральдический мир, в котором они живут, насквозь условен и фантастичен.

Спойлер

1.jpg

Медведев М.Ю- Геральдика или истинная наука о гербах

Ссылка на комментарий

UBooT
В 12/29/2023 в 7:18 PM, Меxаник сказал:

Чёрный цвет считается наименее благородным из всех цветов, используемых в геральдике.

Некоторые геральдисты считают чёрный цвет наименее благородным из всех цветов, используемых в Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . Он ассоциируется с темнотой и мраком (как в прямом, так и в переносном смысле), а также с траурной одеждой, которую носили Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . Тем не менее посредством именно этого цвета чаще всего изображают орлов, а эти птицы в геральдике — символ особого благородства.

:boy-cleanglasses: Шта вы думаете о таком прочтении, коллега ?..

Ссылка на комментарий

Меxаник
В 22.01.2024 в 00:20, UBooT сказал:

Некоторые геральдисты считают чёрный цвет наименее благородным из всех цветов, используемых в Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . Он ассоциируется с темнотой и мраком (как в прямом, так и в переносном смысле), а также с траурной одеждой, которую носили Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . Тем не менее посредством именно этого цвета чаще всего изображают орлов, а эти птицы в геральдике — символ особого благородства.

:boy-cleanglasses: Шта вы думаете о таком прочтении, коллега ?..

считаю, вы фразу вырвали из общего описания цветов, по всей видимости в ней речь идет о цвете  фона. а еще то что из известных 68 видов орлов большинство проживающих в Европе имеют темный окрас. На гербах оттенки обычно не отображают, тоже можно сказать и о медведях, обычно отображают бурыми или черными, белые на гербах встретите редко.

Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

UBooT
22 минуты назад, Меxаник сказал:

считаю, вы фразу вырвали из общего описания цветов, по всей видимости в ней речь идет о цвете  фона. а еще то что из известных 68 видов орлов большинство имеют темный окрас. На гербах оттенки обычно не отображают, тоже можно сказать и о медведях, обычно отображают бурыми или черными, белые на гербах встретите редко.

Считаю, что фон это, или не фон - не имеет значения. Если какие-либо изображения, имея этот цвет, являются символами особого благородства, то каким образом этот цвет может быть наименее благородным среди других цветов ?

_________
добавлено 1 минуту спустя

Кстати, как насчёт ордена Госпитальеров ?

Ссылка на комментарий

Меxаник
11 час назад, UBooT сказал:

Считаю, что фон это, или не фон - не имеет значения. Если какие-либо изображения, имея этот цвет, являются символами особого благородства, то каким образом этот цвет может быть наименее благородным среди других цветов ?

_________
добавлено 1 минуту спустя

Кстати, как насчёт ордена Госпитальеров ?

       Автор «благородными» назвал золото и серебро, по принципу того, что эти металлы в металловедении называются: «благородными», выделив отдельной группой. Цвета основной и дополнительной группы, в качестве эпитета назвал как «менее благородными».

Ссылка на комментарий

UBooT
25 минут назад, Меxаник сказал:

       Автор «благородными» назвал золото и серебро, по принципу того, что эти металлы в металловедении называются: «благородными», выделив отдельной группой. Цвета основной и дополнительной группы, в качестве эпитета назвал как «менее благородными».

А символами особого благородства - это как понимать автора ?.. И они чего-то чёрные...:(

Ссылка на комментарий

Меxаник

Основные каббалистические знаки и символы

 

Ссылка на комментарий

Меxаник

Растения

1.jpeg

     Лилия и роза - любимые дети геральдики. Среди гербовых растений они занимают такое же место, как орёл и лев - среди
гербовых животных.
     Издревле лилия служила символом царственности и блистательности; белая лилия, кроме того, обозначала чистоту,  безгрешность. Поэтому особенно часто белые и золотые лилии сопровождали изображения Божией Матери.

     Самые знаменитые гербовые лилии украшают лазоревый щит королей Франции. Первоначально поле их герба было усеяно
золотыми лилиями; всё это, вероятно, обозначало Царствие Небесное и его великолепие. В конце XIV века число лилий
было сокращено до трёх - в честь Троицы.
     В гербе старинной английской школы - Итонского колледжа - геральдическая лилия сосуществует с тремя садовыми или
натуральными (впрочем, они тоже сильно отличаются от настоящих).
    Особенная - процветшая - лилия помещается в городском гербе Флоренции.

Спойлер

1.jpeg

     Гербовые розы больше походят на цветки шиповника. Обычно они изображаются с пятью лепестками, иногда - с четырьмя, а

у садовой розы лепестки помещаются в два или три ряда без числа. Роза может быть убрана другим цветом по краю и
посередине. Чёрная роза, убранная золотом посередине и зеленью по краю, служила гербом баронам Устинским в Чехии.

    С розами не следует смешивать пятилистники - чисто геральдические растения, похожие на цветок, но не имеющие никакого
«убора» ни по краю, ни посередине (как пробитые пятилистники герцогов Аренбергских; здесь кружок посередине каждого пятилистника - это не сердцевина цветка, а отверстие, через

Спойлер

1.jpeg1.jpeg

которое видно поле). Существуют, кроме того, шестилистники, восьмилистники, четырёхлистники. А вот трилистники, как правило, изображаются со стеблем и соответствуют обычному листу клевера. Нередко трилистник помещается в гербе как ирландский символ (например, в гербе Маккриди) - в память о святом Патрике, просветителе Ирландии, который принёс в эту страну христианство. Объясняя ирландцам, как Троица (Отец, Сын и Дух Святой) может быть единым Богом, Патрик показал это на примере трилистника: вроде бы три листа, а на самом деле -
один.
     Рутовый венок в гербе Саксонии больше всего похож на зелёную корону, которую расплющили и прибили к щиту. Геральдические листья кувшинки герцогства Энгернского в Германии изображаются так причудливо, что их иногда путают с «рогами» жука - оленя. Даже крапива способна принять в гербе изысканный вид, особенно если уложить шесть её стеблей в звезду, как у русского города Крапивни. Деревья часто бывают вырванными - иначе говоря, с обнажёнными корнями. Некоторые геральдические художники предпочитают рисовать деревья с густыми, «натуральными» кронами, но более изысканно - гербовым считается изображение дерева лишь с несколькими ветвями. Их изгибы складываются в сложный узор. В щите рода русских дворян
Дубенских - дуб, у старинного французского семейства Креки - червлёная дикая вишня, а у польских графов Домбских - сосна

Спойлер

1.jpeg

Медведев М.Ю- Геральдика или истинная наука о гербах

Ссылка на комментарий

Меxаник

Знаки масонов

 

Ссылка на комментарий

Меxаник

Символика масонства в картинах масонов

Спойлер

1.jpeg

Спойлер

2.jpeg

Спойлер

3.jpeg

Спойлер

4.jpeg

Спойлер

5.jpeg

Спойлер

6.jpeg

Спойлер

7.jpeg

Спойлер

8.jpeg

Спойлер

9.jpeg

Спойлер

10.jpeg

Спойлер

11.jpeg

Спойлер

12.jpeg

Спойлер

13.jpeg

Спойлер

14.jpeg

Спойлер

15.jpeg

Спойлер

16.jpeg

Спойлер

17.jpeg

Спойлер

18.jpeg

Спойлер

19.jpeg

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 152
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 18746

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

Меxаник

Конкурс. Уважаемые любители истории и геральдики: @Olgard @Gulaev @Platon  @alexis @Муцухито @UBooT @Vladian @Korinus @27wolf @СУЛАРИУС @Текстоплёт @Дoбро @Igrok23 @Мутабор @Флавий Аниций @Александров

Меxаник

В теме: отечественная и международная символика разных времен, элементы геральдики, эмблематики и вексиллологии, их пояснения, ссылки и обсуждение.  

Меxаник

Герб Великобритании   Изучал герб Великобритании. Интересно что надпись на нем не на английском и даже не на латинском, а на французском языке: : «Dieu et mon droit», что означает «Бог и м

Меxаник

Конкурс.      Герб Сен-Жермен-ан-Ле, Франция         Сен-Жермэн-ан-Лэ или Сен-Жермен-ан-Ле (фр. Saint-Germain-en-Laye) — город во французском департаменте Ивелин, на реке Сене, в 19 км к з

Меxаник

Двуглавый орёл — наследие предков 160 лет назад, 11 апреля 1857 года, русский царь Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла. Вообще, герб русского государства видоизмен

Меxаник

Изучал книгу: Внутренний Предитор СССР «Государственные символы и государственный суверенитет». Нашел интересный фрагмент. Изменения герба Австрии.           Также заинтересовала в книге тра

Меxаник

И стоит подробней остановится на описании, из книги орла на гербе России. "Надо отметить большое значение того, как изображены крылья гербового орла — подняты вверх или же опущены вниз. Времена,

Меxаник

Солнце обычно имеет восемь прямых лучей, обозначающих свет, и восемь изогнутых - пламенных. Впрочем, солнце может быть только сияющим или только пламенеющим. Диск солнца, как правило, украшен человече

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...